Клюшки

Майор

От: "ОТКРЫТОЕ МОРЕ" «vif2ne@opensea.ru»
Тема: [2ОТКРЫТОЕ МОРЕ] Пятничный ОФФ (+)
Дата: 5 декабря 2003 г. 6:58


>Нет. Все они за штатом. Запчастей тоже нет. И не будет. Мы (не буду говорить что я) специально призывали на сборы в батарею резервиста, работающего в мирное время в телеателье мастером. Он нам - кое какие радиодетали, а мы ему - справку о прохождении 25-дневных сборов. И такое было. Так решали проблему. А когда из штаба Армии пришло распоряжение сделать вокруг ОРДН стационарный каменный забор высотой тыр-пыр и толщиной хх, то призвали 25 человек партизан работавших на Сортавальском мебельно лыжном комбинате. Те в качестве "отступного" приволокли с комбината и лыжи пластиковые которые там делали по заказу финов, и паркет ручной работы, и несколько бочек с клеем ПВА. Всё это дивизионный Зам. по тылу сменял (не знаю где) на несколько машин хорошего белого кирпича, из которого и построили забор. И это было.
=====================
Кстати (вдогонку) забыл вчера один прикольный момент рассказать с этим "отступным" 😊

===========

С СМЛК партизаны зачем-то приволокли ещё и клюшки хоккейные. Тоже, поди, продукция комбината. Не много, по их меркам, штук пятьдесят примерно. Ну этот предмет зам.по тылу пристроить никуда не смог, на кирпич не обменял, ну и отдал их нам назад в подразделение. Точнее даже не отдал, а просто и брать не стал из бокса потому как он до этого уже всю афёру с обменом продукции СМЛК на необходимые материалы, для строительства забора вокруг автопарка дивизиона, спланировал. В общем, остались клюшки хоккейные валяться в углу одного из боксов, среди всякого ремонтного хлама и зап.частей для техники.

Первый месяц вся вязанка особого внимания никого не привлекала и валялась кучкой. Иногда только либо часовой вечером, либо кто из бойцов брал одну в руки и ей играть пытался. Шайб, понятное дело, не было и вместо них с успехом использовался мелкий гравий, благо им была усыпана вся площадка в автопарке. Стоять на посту вечером часовому было скучно и он брал клюшку и ходил с ней по площадке, цепляя крюком камешки мелкие и пытаясь попасть ими то по воротам выездным, то по двери аккумуляторной, то просто через забор перекидывал камешек в соседний мотострелковый автопарк. Особо продвинутые и поднаторевшие "игроки" умудрялись даже пулять и попадать гравием прямо в крышу собственной караульной вышки с автомобильной площадки перед боксами. Железная крыша реагировала на это грохотом и стонами, что не могло игрока не радовать. В случае же появления на входе в автопарк кого-то из офицеров или проверяющих клюшка немедленно выбрасывалась куда-нибудь в сторону и часовой, сделав каменное лицо, шел навстречу докладывать.

Брошенные где попало в автопарке клюшки, принято было относить всё в тот же бокс и складывать в имевшуюся кучку. Этим обычно занимался либо дежурный по парку сержант, либо кто из молодых бойцов, которому такую задачу ставили. Помнится, что пару раз начальник автослужбы дивизиона даже кого-то заставлял их пересчитывать и ему докладывать. Отношение к клюшкам постепенно стало как к имуществу части - никто уже не знал и не понимал зачем они тут лежат, откуда возникли, но все четко осознавали, что их трогать нельзя и у них есть какое-то, ведомое наверное только в штабе дивизии, предназначение, на случай развёртывания нашего дивизиона в боевом порядке. Таким образом количество клюшек в общем-то в течение месяца никоим образом не менялось. Одна или пара поломались, но это уж как водится - расходный материал - никуда от этого не денешься. Вон, сборная страны по хоккею, за одну игру подобных клюшек ломает больше чем весь комбинат за неделю производит наверное.

Всё внезапно изменилось за один день. Один из водителей хозяйственого взвода дивизиона, родом из прибалтийской республики, взял из вязанки одну из клюшек, да не просто какую попало, а долго выбирал, и, зайдя с ней в аккумуляторную, через 15 минут вышел с аккуратно нанесенной выжигательным прибором на ручке клюшки номером своей транспортной машины. Клюшку он, вопреки ожиданиям, не отнёс обратно в бокс, а аккуратно положил в кузов.

Видевший всю эту процедуру дежурный по автопарку сержант задал ему резонный вопрос: -"А с какого рожна ты казенное добро на себя записал? Нач. автослужбы меня вые... когда узнает!" На что был получен не менее резонный ответ о том, что вообще-то он спрашивал не раз нач. автослужбы нафига в углу валяются уже месяц клюшки, а тот, мол, ответа вразумительного так и не дал. И вообще: не дело сержанту-погодку лезть не в свои дела и решать кому и зачем клюшки давать и сколько их положено на одну машину. Тем более когда дело касается машины солдата того же самого призыва, который уже дембель из-за горы видит. И вообще, клюшка не лично водителя, а будет приписана теперь к машине. На то на ней номер нанесён не военного билета, а автомобиля. В общем - не получился разговор и клюшку дежурный по автопарку не отстоял, а прибалтийский невозмутимый водитель отметил у него путевой лист и уехал в город, по своим хозяйственным делам. Дежурный по автопарку, ясен перец, остался тащить службу. Случилось всё это рано утром, когда часть машин, получив задание, разъезжалась по гарнизону что-то перевозить или ещё по каким-то надобностям военного характера. Другая часть техники осталась в автопарке - с ней каждый день возились механики и командиры экипажей.

Дежурство по автопарку - дело в общем-то скучное. Из обязанностей дежурного основная, это - находить и подбирать пустые пачки "Беломора" и следить чтобы бойцы не бросали промасленную ветошь куда им заблагорассудится. Ещё надо отмечать путевые листы, но это только один раз в сутки - рано утром. Потому обычное состояние несущего данный наряд - ходить и всех доставать разговорами "за жизнь" или давать умные советы тем, кто ремонтирует или обслуживает технику. Никакого другого интересного время препровождения придумать просто не возможно. Собственно и тот злосчастный день дежурный провёл согласно сложившимся с незапамятных времён традициям. Ничего удивительного, что история с клюшкой, машиной и водителем-прибалтом получила широкую огласку. Реакция собеседников была не очень разнообразной: услышав рассказ дежурного как правило все смеялись, крутили гаечным ключем у виска или проходились по поводу всей Прибалтики и списывали всё на врождённый национализм или ещё на какие-то до конца не понятные простому советскому бойцу причины.

Сдача вечером дежурства по автопарку подразумевает обход старым и заступающим дежурными боксов, проверку их внутреннего состояния на предмет более-менее наведённого перед сдачей порядка, и закрытие и опечатывание их на ночь. После чего объект сдавался часовому и подразумевалось, что до утра никто больше не должен был находиться на территории автопарка. Ну по крайней мере так должно было быть (на практике допускались некоторые отклонения от утверждённого порядка).

В этот день случилось страшное. При обходе, в боксе, было обнаружено полное отсутствие клюшек для игры в хоккей. Не просто одна или две поломались - на это никто не обратил бы внимания, т.к. их не принято было пересчитывать и ни по каким внутренним ведомостям они не проходили, а: клюшки исчезли совсем. СОВСЕМ! Весь ужас заключался в том, что было абсолютно не понятно, что надо делать новому и сдающему наряд дежурным в подобной ситуации. Объявлять тревогу? Да вроде как-то ситуация не та. Докладывать дежурному по части? А какое его дело - у него хватает своих забот. Докладывать непосредственному начальнику или начальнику автослужбы дивизиона? Тех давно и след простыл - они дома уже и вызывать их по этому поводу в автопарк как-то не хочется - себе дороже выйдет отрывать кадрового офицера от вечернего стола. В общем не понятно абсолютно что делать. Сдача дежурства, однако, произошла. Так уж сложилось, что принимал дежурство сержант первого года службы, только-только поступивший в часть из учебного подразделения. За тем и разошлись.

Вечером, после ужина, в казарме дивизиона самой популярной личностью, неожиданно стал водитель-прибалт. Несмотря на постоянный дефицит табачных изделий и вечные просьбы друг к другу "дать закурить", именно этим вечером многие, из работавших днём в автопарке, сами подходили к нему и угощали сигаретой. Завязывали разговоры про прошедший день, про кормёжку в столовой, про проблемы с запчастями, обсуждали планы на грядущие выходные и вообще вели себя как-то странно. Но непременным атрибутом разговора "ни о чём" был вопрос о предназначении взятой тем рано утром клюшки из бокса. Вопрос задавался с нарочитой небрежностью, вскользь, но по возникавшему вдруг напряжению чувствовалось, что ответ будет внимательнейшим образом выслушан и запомнен досконально. Впрочем, ответ был один и не вносил никакой определённости: -"Пригг-гадитцаа. Ну малллолиии что в дорогг-ге моужет биттть...". Напряжение и нервозность в дивизионе от этих ответов только нарастали...

Начиная с этого дня, клюшки в дивизионе приобрели прямо-таки культовое, магическое значение. Как выяснилось их не утащил кто-то один, а все, кто работал, или заходил по делам, в тот день в автопарке, взяли по одной...две. Дежуривший по автопарку сержант, сам того не желая, заставил всех крепко задуматься над поступком водителя-прибалта. Никто не смог придумать никакого объяснения его поступку, но... клюшки, как потом выяснилось, попросту растащили в тот же день. Растащили все.

Как ни странно именно в этот раз никакого шума по поводу растаскивания казённого имущества не произошло. Начальник автослужбы дивизиона где-то через неделю заметил, что в углу бокса не лежит больше привычная вязанка и спросил дежурного о наличии клюшек на момент приёмки дежурства. Но т.к. тот совершенно честно сказал что клюшек он не видел в боксе ни в момент начала дежурства, ни на день раньше, когда работал в автопарке, ни вообще не может припомнить когда они были тут в последний раз, то нач.автослужбы успокоился и произнёс: -"Замполит значит в школу отвёз детям в подарок. Хоть бы предупредил, сука." На этом следствие и закончилось.

А клюшки начали тем временем понемногу находится, как на руках у бойцов, так и в машинах стоящих в автопарке. На некоторых из них были нанесены, самыми различными способами, номера машин, на других красовалась на ручке фамилия или номер военного билета кого-либо из сержантского состава дивизиона. На двух клюшках, принадлежавших узбеку-каптёрщику Хакиму и командиру одного из боевых рассчётов грузину Благидзе, и вовсе на ручках были аккуратно вырезаны штык-ножом какие-то кабалистические знаки. Часть клюшек была так сказать в "штатном" исполнении, но у большей части уже были бережно обёрнуты разноцветной изолентой либо крюк, либо ручка, либо и то и другое вместе.

Через некоторое время клюшки стали неотъемлемым атрибутом практически любой проводимой в дивизионе боевой работы. Им нашли применение и при обслуживании техники в автопарке. Ручкой клюшки, как оказалось, можно очень удобно протолкнуть провалившуюся в поддон двигателя гайку так, чтобы она таки выпала под машину. Особый кайф в том, что после того как гайка упала на грунт, под капот машины, обладатель клюшки мог не залезать под авто, а, опять-таки клюшкой только на этот раз уже крюком, не напрягаясь лишний раз, эту гайку достать. На зависть тем водителям, у которых клюшки не было. Ещё её ручку можно было использовать в качестве рычага, правда не силового, но в хозяйственной практике бывают разные ситуации - силовой гаечный ключ в дивизионе надо ещё поискать, а клюшка - она всегда под рукой. Особенно часто клюшка стала применяться для задания начального ускорения молодым бойцам когда тех посылали либо в аккумуляторную, либо в чайную за сигаретами или мезозойскими пряниками, либо ещё для выполнения не терпящего отлагательства боевого задания. Впрочем, зверств в плане неуставных отношений между солдатами у нас в дивизионе никогда особых не было и посему действо по приданию начального ускорения приносило окружающим скорее эстетическое удовольствие, нежели какую-то практическую пользу. Наверное не надо говорить, что наличие или отсутствие клюшки с определённого момента однозначно идентифицировало год призыва военнослужащего нашего дивизиона.

Клюшки прочно вошли и в быт части. Взяв клюшку с собой, при помощи неё можно было запереть дверь сортира изнутри и таким образом обезопасить себя от постоянных домогательств со стороны жаждущих срочно справить нужду сослуживцев или от дежурного по части прапорщика, который строго следил чтобы курение и процесс отправления естественных надобностей не происходили одновременно. Клюшка позволяла элегантно и без излишнего напряжения снять заброшенную "ради смеха" каким-нибудь хохмачём на потолочную лампу портянку или шапку. Если позволяло месторасположение койки, то при помощи крюка клюшки стало возможным утром, во время подъёма, дотянуться и достать собственные сапоги и портянки, поставленные вечером на батарею и не приходилось босиком по холодному полу добираться несколько метров от койки до батареи отопления. Тёплые сапоги и портянки стало возможным надевать прямо в койке. Всего за один только месяц клюшкам нашлась ещё сотня-другая применений как в быту, так и при регламентных работах на вооружении.

Через месяц никто уже просто не представлял себе армейской жизни без клюшек. Если приехавший с маршрута водитель забывал свою клюшку в машине, то даже не взирая на то, что автопарк уже был сдан под охрану, он посылал кого-нибудь из молодых бойцов с ключами от авто в автопарк, чтобы тот договорился с часовым, вскрыл бокс и машину, забрал клюшку и принёс её в казарму. При этом считалось не корректным воспользоваться чьей-либо чужой клюшкой для придания начального ускорения озадаченному бойцу. Вообще, надо признать, что отношение к клюшкам в дивизионе постепенно стало обрастать какой-то "ревностью". Схватить не принадлежащую тебе клюшку с целью выполнения какой-либо работы было просто рискованным делом. Были случаи когда подобные действия вызывали достаточно громкий конфликт, который даже перерастал в банальную драку. В таких случаях дерущихся разнимали всем миром. Наверное нет необходимости уточнять, кого в подобной ситуации все считали виновником драки и кто вызывал всеобщее презрение. А уж о том чтобы даже прикоснуться к клюшкам Хакима, или грузина Благидзе, имевшим опознавательные кабалистические знаки на рукоятках, не могло быть и речи.

Отношение офицерского состава части к клюшкам долгое время никак не проявляло себя. Дело в том, что клюшки вошли в быт так естесственно и незаметно, что никакого антогонизма ни у кого это не вызывало. Немного понервничал, как водится, замполит, но через неделю...другую и он тоже просто перестал их замечать. Клюшки были отечественого производства и на них не было ни одной надписи на языке наиболее вероятного противника. Соответственно, они не несли в себе никакой идеологической угрозы для нашего дивизиона. Тем более, что многие работы, при помощи клюшек, стали выполняться гораздо быстрее. Ну в общем - ничто не предвещало.

Беда пришла откуда не ждали. Дело в том, что плац, на котором утром и вечером проводились построения, располагался прямо под окнами штаба дивизии. Окна кабинета комдива выходили прямо на него и он каждое утро любил наблюдать за построением и разводом подразделений на работы и учёбу. И настал день, когда развод полков и подразделений совпал по времени с визитом "Начальника физ.подготовки" нашей дивизии на доклад к комдиву. К тому времени, на каждом построении нашего дивизиона, последняя шеренга в каре была как правило вооружена клюшками. Мало у кого из бойцов было более чем по одной клюшке и посему их приходилось постоянно носить с собой и в казарму, и в автопарк и, зачастую, даже в столовую. Соответственно, при утреннем построении все клюшки, транспортируемые из казармы в автопарк или учебные классы, брали с собой и передавали в последнюю шеренгу. Дабы не портить внешний парадный строй.

Комдив стоял у окна и слушал доклад начфиз. дивизии. По окончанию доклада он вдруг спросил:
-"Слышь. А с кем у тебя ракетчики играть-то собираются?"
-"ВиноватНеПонял?" - ответил начфиз.
-"Чего не понял? Ну хрен-ли они третий месяц тренируются и день и ночь - я же вижу. С кем игра-то будет? С подшефными, что-ли, из колхоза?"
-"?????"
...

Весь этот день командир нашего дивизиона и все офицеры ломали клюшки. Не пощадили даже отмеченные кабалистическими знаками клюшки каптерщика Хакима и грузина Благидзе. Разумеется, какая-то часть клюшек осталась припрятанными в машинах и ещё где-то в подсобных помещениях и боксах, но пользоваться ими не представлялось возможным. Минимум что грозило владельцу при обнаружении - 3 суток губы. За один день, все

Через три месяца, когда водитель-прибалт уже готовился в увольнение в запас, я спросил его о судьбе его клюшки. Как выяснилось, он сам не знал зачем он положил её в машину. Ответ был всё тот же:
-"Пригг-гадитцаа. Ну малллолиии что в дорогг-ге моужет биттть..."
-"А она тоже сломана?" - спросил я его.
-"Неттт. Она у менн-няя примотанн-на к рааме, под машинн-ной."
Он предложил мне её подарить, но... Мне оставалось служить всего полгода и перспектива прятать её где-то в машине или в боксах и при этом не иметь возможности воспользоваться меня не прельщала. Так наверное до сих пор и ездит последняя клюшка нашего дивизиона примотанная изолентой к раме его ЗИЛа хозяйственным водителем-прибалтом. Если, конечно, за давностью лет машину уже не списали...
===========
Александр www.opensea.ru

Uzel

Подумаешь , клюшки.
В вооружённых силах принято было себя чем-то занимать.
Вот меня как-то судьба помню забросила в 1988 на один из новых тогда эсминцев ТОФа.
Наблюдаю такую картину , дело происходит в боевом посту у штурманских электриков.
Ползёт таракан , почему-то ярко-зелёного цвета.
Хозяин боевого поста , такой колоритный усатый "годок ", не отвлекаясь от рассказа ХРЯСЬ его какой-то книгой!
Ползёт , другой , белый.
Пусть ползёт,говорит, это наш , штурманский... 😊
Оказывается игра такая на корабле- убей чужого таракана.
Пока с Балтики на Тихий океан шли - всех тараканов отмаркировали 😊
Командование вроде сначала поборолось-поборолось , а потом плюнуло.Снимают люди стресс в походе , да и ладно. 😊