Памяти Тимура Апакидзе

freeride

Сегодня Тимуру Апакидзе исполнилось бы 55

Апакидзе Тимур Автандилович - командир смешанной корабельной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Краснознамённого Северного флота, полковник.

Родился 4 марта 1954 года в городе Тбилиси (ныне Республика Грузия). Грузин. В возрасте одного года переехал с матерью в город-герой Ленинград (ныне - Санкт-Петербург), где рос и учился в школе. После окончания 8 класса поступил в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.

В 1971 году, накануне окончания училища, нахимовец Апакидзе посылает телеграмму Главкому ВМФ СССР с просьбой направить его в лётное училище и даёт обязательство вернуться на флот, и получает согласие Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова. Этим поступком определилась дальнейшая специальность и смысл жизни Т.А. Апакидзе - морская авиация.

В том же 1971 году он становится курсантом Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.М. Комарова. В 1975 году по окончании ЕВВАУЛ лейтенант Т.А.Апакидзе направляется Балтику в отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный полк военно-воздушных сил дважды Краснознамённого Балтийского флота. К 1983 году майор Апакидзе Т.А. - заместитель командира отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка военно-воздушных сил дважды Краснознамённого Балтийского флота.

В годы службы на Балтике капитан Т.А.Апакидзе создал из лётчиков группу обучения каратэ. Он полагал, что воин даже и без оружия в любой ситуации должен уметь постоять за себя.

С 1983-го по 1986 годы Т.А.Апакидзе - слушатель Военно-морской академии имени А.А.Гречко, по окончании которой он был направлен в город Николаев на должность командира корабельного истребительного авиационного полка. Затем служба в Крыму (город Саки):

К концу 1980-х - началу 1990-х годов Т.А.Апакидзе - один из лучших лётчиков ВМФ СССР: он первым из строевых летчиков 26 сентября 1991 года выполнил посадку корабельной "сушки" (истребитель Су-27К (Су-33), созданный в КБ имени Сухого) на палубу тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР) "Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов". Всего совершил более трёхсот посадок на палубу днём, ночью, а также ночью в сложных метеоусловиях Заполярья. Он фактически стал родоначальником современной корабельной авиации России.

А до этого, 11 июля 1991 года - в ходе программы испытаний одной из первых серийных машин этого типа (проходившей тогда под условным наименованием Т-10К-8) произошёл частичный отказ систем управления. По приказу с земли Т.А. Апакидзе покинул самолёт, однако потом неоднократно признавался, что "не может себе простить того, что не смог спасти истребитель".

После распада СССР 100-й авиационный полк, которым командовал Т.А.Апакидзе, расквартированный в городе Саки, недалеко от города Евпатория, отказался принимать украинскую присягу, а сам командир отклонил ещё и предложение возглавить ВВС Грузии. "Присягают только один раз", - объяснил он и вместе с лётчиками полка, которых в шутку называли "Тимур и его команда" и Боевым Знаменем улетел в Североморск.

На Краснознамённом Северном флоте, куда с Чёрного моря перебазировался ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов", Т.А.Апакидзе назначается командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, а в 1994 году - командиром смешанной корабельной авиационной дивизии Краснознамённого Северного флота.

Указом Президента РФ от 17 августа 1995 года за отличное освоение палубного истребителя Су-33 и подготовку лётчиков-истребителей для ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов" полковнику Тимуру Автандиловичу Апакидзе присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".

В конце 1995 года комдив Т.А.Апакидзе добивается для ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов" выхода в Средиземное море на боевую службу. За время похода, завершившегося в марте 1996 года, лётчики совершили 2500 посадок на палубу. Сам командир садился до семи раз в день, не щадя себя, показывая пример другим.

Но после 1996 года интенсивность полётов, несмотря на всю энергию Т.А. Апакидзе, снизилась. С этого времени единственный российский авианесущий крейсер выходил в море на 2-3 недели в год для учебно-тренировочных полётов. А затем выходы в море вообще прекратились. Палубных лётчиков на нём осталось не более 15-ти...

Осенью 1997 года генерал-майор Т.А.Апакидзе и несколько его подчинённых научились выполнять "кобру Пугачёва" и "колокол" - приёмы, не предусмотренные никакими нормативными документами и относящиеся к так называемому нестандартному боевому маневрированию. До них эти приёмы не выполнял ни один строевой лётчик ВВС России.

В 1998 году Апакидзе направлен на учёбу в Академию Генерального Штаба, по окончании которой в 2000 году получил назначение на должность заместителя командующего Морской авиацией ВМФ России. Но, получив высокую должность и будучи генерал-майором, Т.А. Апакидзе продолжал летать.

Тимур Автандилович гордился тем, что за время службы на ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов" не погиб ни один пилот, и высказался так: "Я готов каждый метр его палубы целовать за то, что за столько лет он не забрал у нас ни одного лётчика. Теряем людей в основном на земле".

17 июля 2001 года отмечалось 85-летие создания Морской авиации ВМФ России. В этот день на аэродроме Центра боевого применения и переучивания личного состава морской авиации в городе Остров Псковской области проходил воздушный праздник. Праздничные выступления авиации завершал генерал-майор Т.А. Апакидзе на истребителе Су-33. Он, как всегда, с фантастическим блеском выполнил свою пилотажную программу. На трибунах - восторг и ликование, сопровождаемый этим восторгом он идёт на посадку. Пилотажники, как правило, заходят на посадку эффектно, со сложных видов маневра. И самолёт Апакидзе выполнил всё, как положено. Но уже над полосой в последний момент перед посадкой что-то произошло. Было видно, что самолёт вышел из повиновения: Генерал-майор Т.А. Апакидзе не стал катапультироваться, хотя два раза получал команду от руководителя полётами. Видимо, до последней секунды пилот старался спасти самолёт: до посадочной полосы ему не хватило 3 километра.

Палубный Су-33 упал рядом с животноводческой фермой близ деревни Черепягино. Из людей и животных никто не пострадал. Врачи "скорой помощи" первые прибыли на место авиакатастрофы. Лётчик был ещё жив. При столкновении с землёй его выбросило из самолёта, и он получил множественные переломы. По дороге в больницу легендарный палубный лётчик N 1 России скончался. Ему было всего 47 лет. За последний год до трагического полёта он налетал 180 часов. Только при подготовке к празднику его налёт составлял 60 часов. И, уже репетируя, Апакидзе отлетал свою программу шесть раз...

Похоронен в городе-герое Москве на Троекуровском кладбище.

Имя Героя России, генерал-майора Т.А. Апакидзе присвоено одной из улиц города Остров в Псковской области. Она находится в микрорайоне, где живут авиаторы Центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации. На месте падения истребителя, который пилотировал Тимур Апакидзе, установлен памятный знак и заложена часовня. Его имя присвоено улице, на которой он жил в гарнизоне "Североморск-3" (ЗАТО город Североморск Мурманской области), а на доме, где жил Герой, открыта мемориальная доска. В Мурманске проводится турнир по каратэ памяти Т.А. Апакидзе.

4 марта 2002 года, в день рождения Т.А.Апакидзе, он был посмертно награждён первой медалью и премией имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова, учреждённой Международной общественной организацией бывших военнослужащих "Марс - Меркурий", которой по согласованию с командованием Морской авиацией ВМФ РФ ежегодно награждается лучший лётчик Морской авиации ВМФ за укрепление её боевой мощи и высокое лётное мастерство.

В апреле 2002 года по инициативе губернатора Мурманской области создан благотворительный фонд имени Героя России Тимура Апакидзе, ставящий своей целью решение вопросов по улучшению социально-бытовых условий военнослужащих корабельной морской авиации и ближайших родственников погибших летчиков Краснознаменного Северного флота.

В июле 2003 года, в дни празднования Дня Военно-Морского флота и 70-летия со дня основания Краснознамённого Северного флота на главной площади города Североморска открылся памятник - бронзовый бюст Герою России генерал-майору Тимуру Апакидзе (скульптор Пётр Абарин), который установлен рядом с памятником другому легендарному летчику-североморцу Борису Сафонову, первому из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне.

Бюст Героя установлен также на Аллее Героев в посёлке Новофёдоровка Сакского района (Крым)

.

DR

.

Rosich

.

Жаль, хороший был мужик, настоящий профессионал и истинный патриот России. Земля ему пухом.

Uzel

..

omsdon

.

na4alnik

.

rufei

.

------------------
Ф-584370

LOS'

.

ГСС

.