Химическое оксидирование деталей ГСО.
Типовой процесс химического оксидирования.
1. Хим. обезжиривание. Производится путем окунания в раствор кальцинированной соды., едкого натра и тринатрий фосфата.
2. Горячая промывка (вода с температурой до 90 град.)
3. Холодная промывка (вода при норм. темп.)
4. Травление ингибированной соляной кислотой для удаления масляной пленки.
5. Холодная промывка.
6. Оксидирование - щелочной раствор (едкий натр, нитрит натрия, калий в пропорциях). Время выдержки 1,5 часа, при темп. 140 град.
7. Горячая промывка.
8. Холодная промывка.
9.Холодная промывка.
10. Обработка в мыльном растворе.
11. Сушка при темп. 105-110 град.
12. Пропитка в индустриальном масле.
И это все.
Кстати, про воронение - это тот же процесс, но в качестве окислителя (п 6) выступает льняное масло, разогретое до 400 град.
В настоящее время Хим. Окс. прм. (химическое оксидирование с промасливанием) используется в основном в качестве технологического покрытия (для обеспечения сохранности деталей против коррозии) в процессе производственного цикла.
Плюсы покрытия:
- дешевизна процесса покрытия;
- отсутствие необходимости в специальном оборудовании;
-привлекательный внешний вид покрытых деталей (при условии обеспечения предварительной подготовки поверхностей - полировка).
Минусы:
- низкие коррозионная стойкость и стойкость к механическим воздействиям покрытия (по отношению к прочим видам покрытия);
- необходимость предварительной подготовки поверхностей (полировка). В виду того, что детали ГСО, как правило, имеют сложную форму - практически невозможно автоматизировать процесс полировки - в связи с чем должен использоваться ручной труд - и как следствие высокая трудоемкость и цена;
- в связи с тем, что при современном производстве ГСО используются легированные стали (стали содержащие хром "стали типа 40Х, 30ХГСА, 30ХРА и их аналоги" - детали при оксидировании дают бурый оттенок), высоколегированные - нержавеющие стали, материалы на основе алюминиевых сплавов и пластмассы - вследствие разности оттенков покрытия деталей, внешний вид образца становится пестрым;
Потому-что рано или поздно случится такой гимор, и ты будешь ломать мозк как это исправить и где вылезет новое пятно!
А оксидирование подмазал воронением в местах потёртости и фсё! https://guns.allzip.org/topic/48/325188.html
Вроде это наиболее износостойкое покрытие из доступных?
Есть покрытие солями вольфрама, в основном трущихся частей и стволов изнутри, ванадирование и осаждение карбида гафния 😀 ... для тогоже. Такие покрытия имеют также светлые или даже "прозрачные" 😊 тона - т.е. видна основа, на которой это дело осаждено.
Из иных покрытий: оксидирование описал Сергей, есть анодирование - включая твёрдое, для алюминия и сплавов: там получается широкая гамма цветов... порой расцветочки получаются - сильно улыбает ... Это за счёт аналиновых и прочих краситилей.
Среди покрытий увеличивающих прочность - азотрование, бронирование, цементирование.
Самое понтовое - бронирование.
чуть похуже бронирования - азотирование, насыщение азотом поверхности. Температуры процесса - от 450 градусов ...
чуть хуже азотирования - цементирование - насыщение поверхностного слоя углеродом. Температура процесса от 850.
Декоративные свойства "никакие" - появляется матовость некоторая, в зависимости от состава металла и особенностей процесса цвета от светло - серого до пепельно-серого ... Чтобы было красиво и ровно - необходима, опят-таки шлифовка.
Фосфатирование - получение пассивационной плёнки в основном в кислотах (самая известная - ортофосфорная - оттуда и название). Обычно, деталь получается несколько неоднородной по цвету с явно выраженными вкраплениями слегка ржавого оттенка. Есть прикиды которые позволяют получить более тёмные тона после фосфатирования - но это нудно и муторно.
Самыми эффективными (отнють не по цене) являются методы композитные. Типа, цикл азотирования - доосаждения металла (ИПН, осаждение типовое) с последующим нанесением декоративности.
Цвета материалов после обработок на самом деле разные. Очень сложно их выдерживать в одном тоне. Для этого, в основном, и применяют последнюю методу. После осаждения появляется плёнка однородного материала с высокой адгезией к основному материалу. Плёнка на всех деталях однородная - поэтому цвета более или менее совпадают. Процессом Цементирование - доосаждение - воронение или оксидирование пользуется к примеру поставщик комплектующих Люгер ...
Для защитно-декоративных целей применяют также покрытия "черным хромом", обладающие более высокой коррозионной и износостойкостью, чем обычные блестящие. Черный хром уменьшает отражение света пов-стью на 90%. Для черного хромирования используют р-ры хромовой к-ты с добавками уксусной к-ты, оксалата железа, ванадата аммония и др.
Обезжиривание и очистка
Эту фазу проходят в несколько стадий: предварительная очистка, обезжиривание, очистка и, иногда химполирование материала. Процесс современный детально изложен Сергеем (Просматривающий) выше. Несколько отличий и вариаций.
При предварительной очистке добиваются смыва остатков полировальных образивов, случайной грязи и.т.п.
Предварительную очистку проводят широком спектром средств, иногда многофазно: от ацетона, растворителя, спирта, до редких способов использующих соединения ртути (устаревшее)
далее по порядку как у Сергея.
Ньюансы: Химобезжиривание производят при разной температуре и разными составами. В ряде устоявшихся технологий используют окунание нагретой, а не холодной детали. Состав и время операции тоже имеет значение. Иногда операцию проводят в две фазы - первичное обезжиривание и обезжиривание с начальной колеровкой, соответственно температура во второй фазе достаточно высока и процесс идеё так: первая фаза (первичная промывка) вторая фаза (промывка с начальной колеровкой), потом снова первая. При этом наблюдается некая экономия 😊 тепловых ресурсов и воды на промывке.
подтравливание
4 пункт у Сергея. Кроме соляной кислоты используют для различных материалов от царской водки до сложных смесей кислот и солей (важную роль в этом играют хроматиты и нитриты)
оксидирование
6 пункт Сергея. Ньюансы:
хром в металле и хроматы в растворе придают металлу различные оттенки красного цвета, нитраты щелочных металлов придают чёрный рыхлый (глубокий но с поволокой - матовостью) цвет, нитриты придают синеву и блеск, очень редко применяются: рубидиевые (зелёный), индий (зелёный) ... алюминия и кальция .... Одновременно с этим есть несколько ньюансов: температура процесса. Содержание щелочей в растворе определяет температуру кипения, давление в оксидировочной системе - аналогично. Таким образом создаётся балланс: содержания щелочей и необходимых температур (массово у нас применяют атмосферные способы с вытяжкой - поэтому темература становится производной от насыщенностью солями ... и результат - только от времени, но есть и метод со "скороварками" 😊 ... метод со скороварками (или оксидирование под давлением) позволяет получить даже отпуск металла, попутно с созданием покрытия )
К чему такое богатство цветов? Очень просто, часто стиль требует однородности цвета оружия или выделения цветом ... Или доукомплектации деталью определённого цвета. Вот для этого и заведена вся эта бодяга.
Простейший случай: это использование во всем нами любимом Вепре различных сталей: патронник и прочие нагруженые узлы - это хромистые стали, и при оксидировании они будут бурыми, а крышка ствольной коробки обыкновенная, СТ.3 подобная сталь - останется чёрной (или жёлто-чёрной) Чтобы добиться однородного цвета, надо либо убрать бурость с хромистых сталей, либо забурить малохромистые 😊 ...
Сейчас плохо помню, а искать времени нет, но осталось в памяти описание "черного хромирования", как процесса получения хромового покрытия (не цветного) с развитой микропористой структурой с последующей пропиткой оного красителем (чуть ли не анилиновым).
Сейчас плохо помню, а искать времени нет, но осталось в памяти описание "черного хромирования", как процесса получения хромового покрытия (не цветного) с развитой микропористой структурой с последующей пропиткой оного красителем (чуть ли не анилиновым)Про матовое читал, и даже видел!Черное же нет.