Еще раз по вопросу покрытия деталей ГСО

Просматривающий
Попробую в ближайшее время организовать тему по существующим и перспективным типам покрытия деталей огн. оружия, но для начала, прошу продвинутых пользователей ГСО, по возможности, представить свои отзывы по состоянию покрытия с фото в новой теме.
Просматривающий
Итак, начнем.
Химическое оксидирование деталей ГСО.
Типовой процесс химического оксидирования.
1. Хим. обезжиривание. Производится путем окунания в раствор кальцинированной соды., едкого натра и тринатрий фосфата.
2. Горячая промывка (вода с температурой до 90 град.)
3. Холодная промывка (вода при норм. темп.)
4. Травление ингибированной соляной кислотой для удаления масляной пленки.
5. Холодная промывка.
6. Оксидирование - щелочной раствор (едкий натр, нитрит натрия, калий в пропорциях). Время выдержки 1,5 часа, при темп. 140 град.
7. Горячая промывка.
8. Холодная промывка.
9.Холодная промывка.
10. Обработка в мыльном растворе.
11. Сушка при темп. 105-110 град.
12. Пропитка в индустриальном масле.

И это все.
Кстати, про воронение - это тот же процесс, но в качестве окислителя (п 6) выступает льняное масло, разогретое до 400 град.

В настоящее время Хим. Окс. прм. (химическое оксидирование с промасливанием) используется в основном в качестве технологического покрытия (для обеспечения сохранности деталей против коррозии) в процессе производственного цикла.
Плюсы покрытия:
- дешевизна процесса покрытия;
- отсутствие необходимости в специальном оборудовании;
-привлекательный внешний вид покрытых деталей (при условии обеспечения предварительной подготовки поверхностей - полировка).
Минусы:
- низкие коррозионная стойкость и стойкость к механическим воздействиям покрытия (по отношению к прочим видам покрытия);
- необходимость предварительной подготовки поверхностей (полировка). В виду того, что детали ГСО, как правило, имеют сложную форму - практически невозможно автоматизировать процесс полировки - в связи с чем должен использоваться ручной труд - и как следствие высокая трудоемкость и цена;
- в связи с тем, что при современном производстве ГСО используются легированные стали (стали содержащие хром "стали типа 40Х, 30ХГСА, 30ХРА и их аналоги" - детали при оксидировании дают бурый оттенок), высоколегированные - нержавеющие стали, материалы на основе алюминиевых сплавов и пластмассы - вследствие разности оттенков покрытия деталей, внешний вид образца становится пестрым;

FORESTER
Здесь написано немножко не так об оксидировании. http://anytech.narod.ru/wiapon-ox.htm
FORESTER
Вот почему я не хочу крашенный Вепрь!
Потому-что рано или поздно случится такой гимор, и ты будешь ломать мозк как это исправить и где вылезет новое пятно!
А оксидирование подмазал воронением в местах потёртости и фсё! https://guns.allzip.org/topic/48/325188.html
One_half_3544
Просматривающий, расскажите пожалуйста о таком процессе покрытия деталей ГСО, как чёрное матовое хромирование. Насколько это трудоёмко, возможно ли это сделать на Молоте?

Вроде это наиболее износостойкое покрытие из доступных?

asoneofus
чёрное матовое хромирование? немного странный процесс 😞 - о таком и не слышал. Хром и его соли - светлые. Хромирование даёт покрытие, в зависимости от технологии и постобработки, от зеркального - до бело-молочного.
Есть покрытие солями вольфрама, в основном трущихся частей и стволов изнутри, ванадирование и осаждение карбида гафния 😀 ... для тогоже. Такие покрытия имеют также светлые или даже "прозрачные" 😊 тона - т.е. видна основа, на которой это дело осаждено.

Из иных покрытий: оксидирование описал Сергей, есть анодирование - включая твёрдое, для алюминия и сплавов: там получается широкая гамма цветов... порой расцветочки получаются - сильно улыбает ... Это за счёт аналиновых и прочих краситилей.

Среди покрытий увеличивающих прочность - азотрование, бронирование, цементирование.
Самое понтовое - бронирование.
чуть похуже бронирования - азотирование, насыщение азотом поверхности. Температуры процесса - от 450 градусов ...
чуть хуже азотирования - цементирование - насыщение поверхностного слоя углеродом. Температура процесса от 850.

Декоративные свойства "никакие" - появляется матовость некоторая, в зависимости от состава металла и особенностей процесса цвета от светло - серого до пепельно-серого ... Чтобы было красиво и ровно - необходима, опят-таки шлифовка.

Фосфатирование - получение пассивационной плёнки в основном в кислотах (самая известная - ортофосфорная - оттуда и название). Обычно, деталь получается несколько неоднородной по цвету с явно выраженными вкраплениями слегка ржавого оттенка. Есть прикиды которые позволяют получить более тёмные тона после фосфатирования - но это нудно и муторно.

Самыми эффективными (отнють не по цене) являются методы композитные. Типа, цикл азотирования - доосаждения металла (ИПН, осаждение типовое) с последующим нанесением декоративности.

Цвета материалов после обработок на самом деле разные. Очень сложно их выдерживать в одном тоне. Для этого, в основном, и применяют последнюю методу. После осаждения появляется плёнка однородного материала с высокой адгезией к основному материалу. Плёнка на всех деталях однородная - поэтому цвета более или менее совпадают. Процессом Цементирование - доосаждение - воронение или оксидирование пользуется к примеру поставщик комплектующих Люгер ...


asoneofus
Это жаргонизм. Получается железно - ванадиевое покрытие ... с очень малой примесью хрома. Именно потому стойкое. 😊 Но с кучей "засад"
asoneofus
Про "ржавый лак" и прочее ... а также тонкости форонения (химоксидирования) будем?
asoneofus
Тонкости химоксидирования

Обезжиривание и очистка
Эту фазу проходят в несколько стадий: предварительная очистка, обезжиривание, очистка и, иногда химполирование материала. Процесс современный детально изложен Сергеем (Просматривающий) выше. Несколько отличий и вариаций.
При предварительной очистке добиваются смыва остатков полировальных образивов, случайной грязи и.т.п.
Предварительную очистку проводят широком спектром средств, иногда многофазно: от ацетона, растворителя, спирта, до редких способов использующих соединения ртути (устаревшее)
далее по порядку как у Сергея.
Ньюансы: Химобезжиривание производят при разной температуре и разными составами. В ряде устоявшихся технологий используют окунание нагретой, а не холодной детали. Состав и время операции тоже имеет значение. Иногда операцию проводят в две фазы - первичное обезжиривание и обезжиривание с начальной колеровкой, соответственно температура во второй фазе достаточно высока и процесс идеё так: первая фаза (первичная промывка) вторая фаза (промывка с начальной колеровкой), потом снова первая. При этом наблюдается некая экономия 😊 тепловых ресурсов и воды на промывке.

подтравливание

4 пункт у Сергея. Кроме соляной кислоты используют для различных материалов от царской водки до сложных смесей кислот и солей (важную роль в этом играют хроматиты и нитриты)

оксидирование

6 пункт Сергея. Ньюансы:
хром в металле и хроматы в растворе придают металлу различные оттенки красного цвета, нитраты щелочных металлов придают чёрный рыхлый (глубокий но с поволокой - матовостью) цвет, нитриты придают синеву и блеск, очень редко применяются: рубидиевые (зелёный), индий (зелёный) ... алюминия и кальция .... Одновременно с этим есть несколько ньюансов: температура процесса. Содержание щелочей в растворе определяет температуру кипения, давление в оксидировочной системе - аналогично. Таким образом создаётся балланс: содержания щелочей и необходимых температур (массово у нас применяют атмосферные способы с вытяжкой - поэтому темература становится производной от насыщенностью солями ... и результат - только от времени, но есть и метод со "скороварками" 😊 ... метод со скороварками (или оксидирование под давлением) позволяет получить даже отпуск металла, попутно с созданием покрытия )

К чему такое богатство цветов? Очень просто, часто стиль требует однородности цвета оружия или выделения цветом ... Или доукомплектации деталью определённого цвета. Вот для этого и заведена вся эта бодяга.
Простейший случай: это использование во всем нами любимом Вепре различных сталей: патронник и прочие нагруженые узлы - это хромистые стали, и при оксидировании они будут бурыми, а крышка ствольной коробки обыкновенная, СТ.3 подобная сталь - останется чёрной (или жёлто-чёрной) Чтобы добиться однородного цвета, надо либо убрать бурость с хромистых сталей, либо забурить малохромистые 😊 ...

admiral375
Ужас!!! Столько всего нужно сделать. Теперь понятно почему Вепри красят по умолчанию.
dimitch
2 asoneofus
Сейчас плохо помню, а искать времени нет, но осталось в памяти описание "черного хромирования", как процесса получения хромового покрытия (не цветного) с развитой микропористой структурой с последующей пропиткой оного красителем (чуть ли не анилиновым).
FORESTER
Сейчас плохо помню, а искать времени нет, но осталось в памяти описание "черного хромирования", как процесса получения хромового покрытия (не цветного) с развитой микропористой структурой с последующей пропиткой оного красителем (чуть ли не анилиновым)
Про матовое читал, и даже видел!Черное же нет.