Японская сталь

nozh2002

Прочел интересную страничку японского мастера (или по крайней мере специалиста по мечам) о стали, о дамасском узоре хамоне и прочем. Собственно ничего нового, о том говорилось много уже давно (что вызывало истерики кустарей с электротигелями), но тут то же говорится собственно самим японским мастерам

http://www.ksky.ne.jp/~sumie99/steel.html

Перевод:
---------------------------------------------------------------
Сталь лежит в основе качества клинка. Для клинка очень важна структура стали. Японские клинки имеют слоистый рисунок который получается из-за сварки сложенной стали. Этот рисунок представляет интерес и является одной их характеристик клинка (ХАДА - по японски).

Однако, этот рисунок не определяет качество стали. Прекрасный рисунок вовсе не означает высокое качество клинка. Это побочный эффект сварки слев. Сварка слоев делается не для получения этого рисунка. Рисунок получается как побочный результат очистки стали. Это очень важно понимать и обычно за пределами Японии многие это не понимают.

Качественная сталь, другими словами, имеет чистый цвет и состоит из мельчайшего зерна. Это получается из качественного материала и качественной закалки. Такая сталь должна иметь хороший хамон. Опять же важен не эстетичный рисунок хамона, важно что бы хамон был светлый, образованный мельчайшим зерном (Ние/Ниои - по японски).

Именно это ценилось самураями в древности, поскольку для самурая означало высокое качество оружия, от которого зависила его жизнь.

Основной смысл сварки клинка из слоев - улучшение стали. Исходный материал для Японских клинков очень чист, но примитивен. Он содержит шлаки и пузырьки из-за низкотемпературного восстановления используемого в традиционном Японском методе плавки стали. Кузнец выдавливает шлаки из стали с помощью проковки слоев. В результате получается брусок - заготовка очищенной стал мельчайшего зерна, пригодная для изготовления клинков. Этот процесс создает слои в стали как побочный эффект технологии.

Когда мы пытаемся определить мастера клинка, слоистый рисунок становиться одним из источников используемом для определения традиций которым кузнец следует и его личности. В наши дни на слоистый рисунок начинают обращать внимание и воспринимать его как форму искусства. Однако каким бы ни был слоистый узор - не он определяет высокое качество стали.

Иногда на клинке имеются открытык слои. Эти непровары конечно портят внешний вид клинка, однако не всегда означают плохое качество самого клинка. Так же как и отсутствие открытых слоев никак не гарантирует высокое качество.

Хорошо заметный и привлекательный рисунок слоев улучшает вид и я не имею ничего против этого, если при этом сохраняется высокое качество стали.

Например клинки мастера Норишиге школы Сошу славятся своим крупным рисунком слоев. Большинство его клинков - уникальные произведения кузнечного искусства. Слоистый рисунок Норишиге легко повторяется современными кузнецами, но рисунок сам по себе не делает клинок уникальным. Этот рисунок просто имитация стиля Норишиге, газетная карикатура. Клинки Норишиге считаются уникальными из-за качества стали, которое определяется ее микроструктурой, отраженной в виде крупного видимого слоистого рисунка.

Распознавание зернистости стали (Джиние- по японски) гораздо важнее чем разпознавание слоистого узора и гораздо интереснее. Другими словами надо очень внимательно смотреть на глубину цвета, яркость стали и движение зерна на поверхности - вот это критерии качества в закаленной стали.

Качественный японский клинок должен быть белый или небесно голубой в зоне хамона, яркую линию хамона и чистый, глубокий цвет между хамоном и его "тенью" (туманная светлая полоса отделяющая хамон от остальной части клинка, Уцури - по японски). Я имею в виду не цвет получаемый в результате разных методов полировок, но истинный цвет, который может быть виден в отраженном свете...

Традиционные японские мечи делаются из чистой углеродной стали изготовляемой методом низкотемпературной деоксидизации (восстановления из оксидов). Сталь в основном Тамахогане с добавлениями Орошигане.

Тамахагане делается с помощью метода - ТАТАРА из железного песка и большого количества древесного угля. Это примитивный метод тем не менее стальполучается очень чистой без примесей. Температура метода ТАТАРА низкая и восстановленное железо не переходит полностью в жидкую фазу. В результате другие сопутствующие элементы железного песка со сталью не сплавляются, сталь - как сплав получается без примесей, примеси удаляются вместе с шлаком в том числе и при складывании с проковкой.

Новоиспеченная чушка тамахагане из ТАТАРА печи очень большая. Размером с теленка и состоит из сталей разного качества. Она разбивается а множество мелких частей которые и получаюю т кузнецы для изготовления клинков. С точки зрения стали как сплава тамахагане очень чистая, без примесей, но в куске этой чистой стали имеются остатки шлака и пустоты. Разные куски тамахогане имеют еще и разное содержание углерода. Твердая сталь с высоким содержанием углерода идет на изготовления режущей кромки, она может быь очень острой но хрупкой. Куски с меньшим содержанием карбона больше подходят для обуха и основного тела клинка - они более вязкие и гибкие.

Орошигане - сталь которую кузнец делает сам. При этом он получает ровно ту сталь какую хочет. Материалом для Орошигане может быть любое железо - чистое железо, пористое железо, електролитическое железо и старый металлолом который когда то был произведен методом Татара. Любое железо. Используя свою собственную печь и большое кличество древесного угля, кузнец может изготовить свою собственную углеродную сталь, так что Орошигане это персональная тамахогане кузнеца.

Далее эти стали очищаются - улучшаются методом складывания проковки. В кузнечном горне при нагреве шлаки расплавляются и при проковке выдавливаются из заготовки так же ка и пузырики. Кузнец многократно повторяет нагрев, складывание и проковку еще и еще. Многократное нагревание и проковка обеспечивает полное выдавливание шлака из заготовки, кроме того многократное расслаивание выравнивает содержание углерода распределяет его равномрно по всей заготовке. С другой стороны углерод при нагреве выгорает и кузнец должен за этим аккуратно следить - бездумное складывание и проковка приводят к тому что сталь делается слишком мягкой.

В результате складывание и кузнечная сварка тамахагане удаляет из стали шлаки, пузырьки и равномерно распределяет содержание углерода.

Если брать современные стали - они легированные в соответствии со своим предназначением, содержат примеси разных металлов и иных элементов строго в соответствии с требуемым составом, распределенным равномерно и поставляются в форме проката требуемой формы. Конечно в них нет ни шлаков, ни пузырьков. Можно выбрать наиболее подходящую стали и сразу же выковать из нее клинок или другой инструмент. Если современную сталь складывать и проковывать, это никак не повлияет на содержимое других металлов. Единственно что можно добиться - понизить содержание углерода. Я боюсь что в результате нарушится баланс компонентов сплава. Кроме того меж слоев может попасть окалина.

В результате складывание и проковка современных сталей может ухудшить исходное качество стали, не то что не улучшить.

С точки зрения рабочего инструмента современные стали гораздо лучше тамахагане для изготовления клинка. Можно выбрать разные стали для каждой части клинка и сконструировать клинок из них.

Традиция японских мечей противоположена современной технологии. Современная технология подбирает сложный состав сплава лучший для поставленной задачи, мастера японских мечей, наоборот делают клинки из самой простой по составу стали.
----------------------------------------------------------------
На Blade Forums подсказали еще один сайт продающий японские мечи:

http://www.aoi-art.com/

Ну все это конечно для пацанов канкретных - цены там как и положено начиная от $3000 и выше. При это только клинок, а еще цуба и все остальные дела отдельно.

А вот тут про ТАТАРА написано:

http://www.hitachi-metals.co.jp/e/tatara/nnp0101.htm

Спасибо, Василий.

пишите письма ибо тут я только Write Only.

Ljosviking

На что он ответил: "ССС", что означало, очевидно: "Совершено справедливо, сэр". 😊

SkaaRj

2 nozh2002,

Благодарю, как всегда очень интересная и полезная информация 😊

Скай

всегда интересно почитать что то из "первых уст"

я вот первый раз услашал про выдавливаение шлаков... каких интереснО?

Tugarin

Молотом, по-любому 😊

Ashedow

Обычное рафинирование... Технология вполне примитивная, древняя как мир и применялась повсеместно до 19 века, когда, собственно, и вошло в широкую практику литьё стали в промышленных масштабах.