Zoran "у

просто супермэн

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ АВАРИИ
: Подобная ситуация, увы, знакома многим. Водитель попадает в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), и к счастью, остается в живых; но когда заканчивается процесс физического выздоровления - человек не может вообще сесть за руль. А уж о том, чтобы машину вести - и речи нет!
Что делать в таком случае - вопрос не для заочного обсуждения. Успех психологической реабилитации после ДТП зависит прежде всего от диагностики ситуации, и подходить к этому стоит индивидуально, иначе можно добиться совершенно противоположных результатов. Но хотя бы в первом приближении можно поговорить о том, почему вообще возникает подобный "послеаварийный синдром"? И если таковой синдром вдруг появился, насколько быстро он может пройти "сам по себе", и может ли вообще?


Возникновение и длительность синдрома зависят как минимум от трех факторов.

1. Тяжесть самой аварии. Каждый оценивает это субъективно. Но чем тяжелее воспринимает человек случившееся с ним дорожное происшествие, тем больше вероятность возникновения "послеаварийного синдрома". При этом не забудем, что "тяжесть" не ограничивается физическими травмами, хотя это, конечно, в первую очередь. Еще достаточно тяжелым может быть и материальный ущерб - можно сказать, что-де, мол, "железки", но зачастую и это может существенно подкосить, особенно если автомобиль был "средством для зарабатывания денег":
И конечно, существенно увеличивает "психологическую тяжесть" пережитого тот факт, что в ДТП получает тяжелые повреждения или не дай бог, погибает пассажир или пешеход. В подобных случаях чувство вины может вообще помешать человеку когда-либо сесть за руль. Но подобные реакции уже зависят от личных особенностей водителя.


2. Личные особенности. Разные люди по-разному воспринимают происходящие с ними происшествия. Рассмотрим три примерных типа реагирования. Конечно, это "самые поверхностные обобщения", и наверняка реальные личности могут совмещать в себе несколько признаков. Причем указанные особенности в равной степени могут встречаться как у мужчин, так и у женщин.
"Лихач". Это человек с быстрой реакцией и взрывным темпераментом, получающий удовольствие от самого процесса езды - особенно езды быстрой и как правило, рискованной. Такие люди часто попадают в аварии, но склонны винить во всем окружающих - во многом потому, что сами они обладают инфантильным мышлением (как минимум на дороге) и просто не в состоянии прогнозировать развитие ситуации "дальше собственного бампера".
Если такой водитель попадает в очередное дорожное происшествие - то скорее всего, никаких синдромов переживать он не будет. Как только заживут новые переломы, он вновь "готов в бой", причем с той же степенью риска. Аварии для него относятся к разделу "естественных затрат" - так играющий в казино не расстраивается из-за очередного проигрыша, ибо проигрыши есть неотъемлемая часть процесса игры: Вот и для лихача ДТП - обязательная часть процесса "быстрой езды". И если в этих происшествиях по вине лихача кто-то пострадал - его порой никаким судом не заставишь почувствовать себя виноватым: По крайней мере, до тех пор, пока он интеллектуально не повзрослеет.
"Осторожный". Честно говоря, он вообще не любит водить машину и делает это, что называется, только "по необходимости". Он обычно не превышает скорости, старается соблюдать правила движения и вообще очень заботится о безопасности. Однако и его порой не минует авария - он либо не успевает среагировать на изменение дорожной обстановки, либо не сумеет увернуться от Лихача, либо в какой-то стрессовой ситуации сам среагирует неадекватно: В любом случае если такой человек попал в аварию - послеаварийный синдром у него будет практически всегда. Особенно если среди его пассажиров есть пострадавшие - именно такой водитель чаше всего страдает от чувства вины. Причем даже если суд докажет, что он в совершившемся ничуть не виноват!
Однако длительность синдрома здесь зависит от того, насколько сильна будет та "нужда", которая заставляла вообще водить машину. Если окажется необходимо сесть за руль чуть ли не сразу после случившегося - человек чаще всего сядет и поедет. Понятно, что его вероятный синдром "загонится вглубь", и "последствия" в виде подспудного страха и т.п. - скорее всего останутся, но не так, чтобы полностью потерять психологическую способность управлять машиной.
"Актер". Для этого человека не только на дороге, но и во всей жизни важно, "как это выглядит". А прежде всего - как выглядит он сам. Если он ведет машину, то делает это, увы, не оптимальным образом - причем порой именно потому, что ему "хочется, чтобы на него обратили внимание". Можно сказать, что иногда на дороге он просто "не умеет не мешать". Например, он вполне способен ехать точно между двух рядов: мол, но при этом наверняка многие захотят заглянуть к нему в салон, чтобы посмотреть, "кто это там так необычно ездит"! И в аварию он попадает чаще всего по той же причине - если, проезжая сложный перекресток, вдруг решил поправить прическу или одежду, если элегантное длинное пальто запуталось в педалях, или помешали управлению крутые модные ботинки:
У такого водителя послеаварийный синдром возникает часто, но как ни цинично, в большинстве случаев оттого, что ему и к своим переживаниям хочется привлечь максимум внимания. И проявления синдрома у него нередко затягиваются до невозможности: "Вы только послушайте, что мне пришлось пережить!" В самых острых случаях боязнь управления превращается в фобию - не говоря уже о том, что данные личности склонны к так называемой соматизации проблем, что плохо сказывается на скорости их физической реабилитации.


3. Реакция окружающего социума.
Чаще всего послеаварийный синдром возникает и долго держится, если:
- окружающие провоцируют и "живо принимают" те самые "яркие повествования о переживаниях" - иными словами, если у Актера находятся благодарные зрители;
- если у Осторожного в жизни "нет права на ошибку". В этом случае даже мелкая "жестянка" может восприниматься им как тяжелая авария (ведь за это он получит несоизмеримо тяжкое порицание!) и может привести к тому, что человек вообще никогда не сядет за руль, ибо на нем постоянно будет непосильный груз ответственности:
А помешать возникновению синдрома может следующее:
- если сесть за руль опять-таки "заставляет нужда" - что называется, без машины никак, а ездить больше некому: это может стать серьезным подспорьем в вопросе постепенной психологической реабилитации;
- и если у человека доброжелательные отношения с близкими: во всяком случае, в процессе "душевного восстановления" есть кому его морально поддержать, подбодрить и пожелать удачи!
с сайта Нарицына(с)

ZORAN

Спасибо,уже не актуально... 😞
Отныне я пассажир личного а/м.

Асмодей

Я одного не пойму, в чём проблема сменить роль пассажира на роль водителя?
Ты покалечился что ли? Есть противопоказания?
Или пообщал кому, что за руль больше ни-ни?

ZORAN

Асмодей
Я одного не пойму, в чём проблема сменить роль пассажира на роль водителя?
Ты покалечился что ли?
Да

Есть противопоказания?
Да-40 штук

Или пообщал кому, что за руль больше ни-ни?
Да,ещё до аварии.

Асмодей

сочувствую... 😞

Егор

ТО ZORAN
Несомненно, будь мужчиной, сдержи данное тобой слово - не садись больше за руль автомобиля. Прерви геноцид автомобилей на дорогах России.
Не знаю как насчет книги Гинеса ( это я про 40 аварий ), но в Кунтскамеру попасть имеешь все шансы.

Асмодей

40 АВАРИЙ!? 😀 Ахренеть! 😀
герроооооооой...