Подвиг пенсионера

Laborant

http://news.ngs.ru/more/21408.php
***
Подвиг пенсионера
[27.06] Новосибирец собрал самолет в трехкомнатной хрущевке


Пенсионер Юрий Тайченачев в собственной квартире построил настоящий самолет, и на днях крылатая машина впервые оторвалась от земли. Пока самолет поднимает в воздух летчик-испытатель, но 80-летний конструктор-самоучка уверен, что скоро самостоятельно поднимет свое творение в небо.

К постройке самолета Юрий Петрович Тайченачев приступил пять лет назад. Не то чтобы опыта авиапроектирования у него не было - вообще никаких специальных технических навыков. Всю жизнь он проработал архитектором, но в душе, говорит, жила мечта о небе. В детстве он занимался в авиамодельном кружке, потом институт, женитьба, дети, внуки:К мечте вернулся после того, как отметил 60-летний юбилей. 'Раньше все недосуг было, - говорит Юрий Тайченачев. - А тут вышел на пенсию, захотел вспомнить детство. И решил построить самолет. Не планер, а самолет, на котором можно летать'.

Путь к мечте оказался длинным. В качестве учебных пособий начинающий авиаконструктор использовал советскую периодику, типа журнала 'Техника-молодежи', и научно-популярные брошюры прошлых лет. 'Тогда выходила масса литературы, авиацию пропагандировали, люди делились опытом постройки собственных воздушных судов. Теперь, похоже, это никого не интересует. Конечно, если бы я раньше начал свою работу, мне было бы гораздо проще', - сетует Юрий Тайченачев. Много лет ушло на то, чтобы познать тонкости расчета аэродинамики и прочности конструкции.

Потом хрущевка пенсионера превратилась в сборочный цех. Самую большую комнату занимал остов фюзеляжа, выполненный из алюминиевых трубок, съемные крылья расположились рядом, вдоль стены. Другую комнату Юрий Петрович отвел под 'конструкторское бюро' - здесь стоял кульман с чертежами, верстак, по углам громоздились кипы специальной литературы. И только третью комнату энтузиаст оставил для жилья. Хотя, признается, большую часть времени проводил 'на производстве'.

Материал для постройки самолета Юрий Тайченачев собирал по свалкам и гаражам знакомых. Камнем преткновения стал двигатель - на Западе выпускается масса моторов, специально предназначенных для использования в легкой авиации, но для российского пенсионера цена на такие агрегаты неподъемна. С трудом удалось накопить на мотор от снегохода 'Буран' - после доработки и расчета специального редуктора машина была готова. Из квартиры самолет пришлось спускать через окно - фюзеляж отдельно, крылья отдельно. К этому времени пенсионер Тайченачев смог заинтересовать своей разработкой специалистов из Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина. После комплексной экспертизы был вынесен вердикт: по всем параметрам машина соответствует требованиям, предъявляемым к легким одномоторным самолетам, и может быть рекомендована к летным испытаниям.

'В этом самолете, конечно, есть еще недочеты, но я бы акцентировал внимание на другом - его сделал обычный пенсионер, не имеющий специальных знаний, только тягу к небу. Это удивительно и заслуживает уважения', - считает ведущий инженер СибНИА им. Чаплыгина Платон Ревков.

Первый полет самолета конструкции Юрия Тайченачева продолжался несколько секунд. Летчик-испытатель Александр Полторанин пока испытывает машину в режиме 'пробежка/подскок'. Крылатая машина проносится по полю аэродрома 'Бердск-Южный', скашивая винтом высокую траву, и иногда отрывается от земли, пролетая в воздухе 15-20 метров. 'На рулении, на пробеге самолет устойчив, но двигатель пока не набирает необходимых оборотов, поэтому до нужной скорости не доходит', - резюмирует Александр Полторанин. Эксперты считают, что после необходимой доработки самолет пенсионера сможет летать. Беда в другом - для таких самородков, как Юрий Тайченачев, официальный путь в небо закрыт. 'У нас пока нет еще таких правил, допускающих полет самоделок. Поэтому они не летают. А если летают, то в основном нелегально, вот на таких полях, как здесь', - говорит Платон Ревков.

Но Юрий Тайченачев не отчаивается, говорит, что все равно доведет свою разработку до совершенства и обязательно сам испытает ее в воздухе. А потом передаст самолет в школу юных пилотов при новосибирском аэроклубе. Договоренность об этом уже достигнута.


Артем Шершнев, специально для НГС.Новости.

Yak9t

Снимаю шляпу.
Было бы время - сам бы подобным занялся.
"На потом" оставляю реализацию проекта двухмоторного гидропланчика - благо Днепр рядом 😊

Relax

молодец дед!

ZLOY GLB

это из тех вещей, которую ты можешь создать, но вряд-ли получишь возможность использовать к сожалению...

BOJARIN

Интересно, почему он использовал мотор от снегохода, а не от Запорожца?

Добрый человек

Молодец мужик !

D_I_V

Было это событие уж 5 лет назад... http://news.cosmoport.com/2001/07/23/19.htm

Laborant

D_I_V
Было это событие уж 5 лет назад... http://news.cosmoport.com/2001/07/23/19.htm
Ну вот, за 5 лет дед достроил. Ксти двигатель поменялся.

Всеволод

BOJARIN
Интересно, почему он использовал мотор от снегохода, а не от Запорожца?


Возьмите в руки тот и другой и поймете. Мы в КЮТе тоже строили гидроплан с двигуном от "Бурана".

------------------
Ребята, давайте жить дружно!

Aspid743

Мало ли в Бразилии донов Пэдро? (С)


Собирают по квартирам, подсобкам, гаражам.
Самолёты автожиры вертолёты.





BBC

Молодец мужик!
Для сравнения, тот же Новосибирск, НГТУ, студенческое конструкторское бюро (СКБ). Имеются 2 руководиеля, человек 10 студентов, причем не только раздолбаев, имеется помещение, практически все необходимые материалы, имеется двигатель (причем специальный "самолетный"!). С такими условиями можно строить по 2 самолета в год. Но за 10 лет эти ребята смогли только собрать раму фюзеляжа из дюралевых труб. Причина - нет желания ничего делать. Пенсионенру бы такие условия...
2 Aspid743 А вертолет на фотке летающий? Просто на всех фотках самодельных вертолетов, что я видел, они стояли на земле. 😊

Milano

Вертолет - класс!

Aspid743

летающий




Aspid743

дедуля

mirage-2

Ментокрылый Мусоршмидт!

BBC

Красивые фотографии.
Вертолет - просто чудо, первый раз такое вижу!