Откуда взялись проселочные дороги?

O Vadimich

Собственно задался я этим вопросом. Эта мысль пришла мне в голову, когда ехал я по очередной бесконечной проселочной дороге Центральной России летом 2007 года. Вот ведь. Езжу я по ним очень много и долго и с раннего детства, а мысль созрела только сейчас.
Не секрет, что в России до сих пор до определенного и интересного места ведет, в лучшем случае, проселок, ну или то, что было им раньше. Но проселки есть, их много, и серьезные, "набитые" они проложены по удобным для прохождения колесного транспорта местам. Что наводит на мысли о целеноправленном пробитии колеи.
Все мои собеседники при этом вопросе впадали в ступор. Те кто поумнее, признавались, что действительно! вот ведь! не задумывались как то! Вроде испокон веков существует.
Кто поглупее, рассказывали что-то типа постоянных поездок Газонов и Зилов (позже) по полям, типа сбора урожая и "не зарастет народная тропа". Но опять же впадали в ступор, когда им предметно указывалось на явно целенаправленное пробитие части земляных укреплений, валов, засечных черт для прохождения проселочных дорог. А это не один кубометр земли.
После возникновения вопросов было расспрошено много людей. Преимущественно старшее поколение. Ответов было не много, но суммируя все, вот что получилсь.
В виде тезисов.
1. До ВОВ и после якобы в колхозах, совхозах, МТС и школах механизации был план Прокладки, Поддержания и ремонта проселочных дорог и санных путей! Этому уделялось не меньше, а то и большее внимание, чем дорогам с асфальтовым и твердым покрытием.
2. В 50-60 годы весной и несколько раз за лето по проселкам специально ходила спецтехника, дороги грейдировались.
3. После 70-х на это был положен болт, якобы из-за развития сети асфальтовых.
Но на один вопрос никто не дал ответа. Кто регламентирует прокладку и поддержание бродов в рабочем состоянии. Ни один! человек не видел, что их специально готовили. Но этого не может быть, так как явно много бродов рукотворного происхождения и сейчас явно приходят в негодность (заиливание, углубление, колейность).

GabirX

Заготовки леса ?

buskermolen

В Карелии и сейчас очень много грейдера, за которым ухаживают (ровняют, подсыпают). Это протяженные куски и часто качества, сравнимого с асфальтом.

А проложены они могли быть и несколько веков назад. Со временем меняются торговые пути и т.д.

Dtm

Вообще вопрос очень интересный, сам каждый день езжу по грунтовке так вот посмотрел, из интереса, на карте 19века искомая торога присутствует в точности с современной. Только вот качество нынче отвратительное - один дождик и на дородном полотне "стиральная доска" образуется, полагаю причина в неоднородности состава насыпи - катался я одно время на карьер принадлежащий тогда дорожникам (они там камень на щебень дробили) - грунтовка ведущая на карьер была усыпана каменной крошкой, так вот она укаталась до "асфальтового" состояния и не "падала" даже в очень сильный дождь а ездить по ней ночью вообще красота - полотно отражает свет и видимость отличная.

GabirX

В Карелии и сейчас очень много грейдера, за которым ухаживают (ровняют, подсыпают). Это протяженные куски и часто качества, сравнимого с асфальтом.
Ну что вы - в середине прошлого века в Карелии и дорог-то толком не было. Между деревнями были только тропы, или колеи вездеходные, ну или для саней.
Грейдера стали строить только после 1970-х годов - по крайней мере в нашем районе(Костомукша), потому как батя мой отсыпал дороги между Юшкозером, Боровым и тп, а до этого была колея для газ-66.
Сейчас в лесах много полузаросших колей от химдымовцев, изб тоже полно.

GabirX

Причем в районе финской границы мужики говорят есть 9-10 метровые бараки, там газеты 37 года находили - к ним подьезда нет.

Laborant

Ну вот, собственно, кусок еще Екатерининского Московского (или Томского), кому как удобнее, тракта.

Pakhan

O Vadimich
... В виде тезисов.
... 3. После 70-х на это был положен болт, якобы из-за развития сети асфальтовых.

В результате политики укрупнения деревень, а позднее при Мише Горби, когда реализовывалась его знаменитая "Продовольственная программа", посчитали перепашку полевых дорог большим вкладом в увеличение посевных площадей во всесоюзном масштабе. Одни идиоты вскинули идею, вторые поддержали и твердили, что оставалось делать тем кто на местах? Только выполнять. И выполняли отдуши-похали все что близко от полей было. Если дороги были между деревнями их потом худо-бедно опять набили. А если шли на уже теперь несуществующие деревни, то всё-теперь в те места только на 66-ом или танкетке.