Техника стрельбы в книге Ойгена Херригеля "Дзен в искусстве стрельбы из лука"

dokon

Ойген Херригель,"Дзен в искусстве стрельбы из лука" http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/zen_in_der_kunst/zen_in_der_kunst.htm

Интересно, насколько эти описания соответствуют действительной технике стрельбы из японского лука:

"... мастер предложил нам внимательно за ним наблюдать. Он вложил стрелу, натянул тетиву настолько, что я уже испугался, что лук не сможет подтвердить свою способность обретать космическую завершенность, и наконец выстрелил. Это действо потрясало своей красотой и, казалось, происходило без каких-либо усилий. Потом мастер дал указание: 'Сделайте то же самое, но имейте в виду, что стрельба из лука не ставит своей задачей укрепление мускулатуры. Для натяжения тетивы не нужно использовать всю силу мышц, следует научиться задействовать только кисти рук, мышцы плеча остаются свободными, и кажется, что они не участвуют в процессе вообще. Только научившись этому, вы выполните одно из условий, при которых натяжение тетивы и выстрел становятся духовными'."

Только кисти рук?

А также про систему дыхания и напряжение мышц:

"Мастер взял меня за кисти рук и медленно выполнил ими все фазы движения, которые нужно было повторять до тех пор, пока они не станут привычными. Уже при первой попытке слегка натянуть тетиву я понял, что мне приходится прикладывать заметные усилия. Европейский спортивный лук держат на уровне плеча, так что на него можно опереться. А лук японский, как только в него вкладывают стрелу, следует поднять на почти полностью вытянутых руках, так что кисти находятся выше головы. Таким образом, не остается ничего другого, кроме как равномерно разводить их в стороны, и чем больше они друг от друга отдаляются, тем ниже опускаются, совершив поворот; в результате левая кисть, которая держит лук, оказывается на уровне глаз, а кисть согнутой правой руки, которая натягивает тетиву, размещается над правым плечевым суставом, и почти метровая стрела своим острием лишь слегка выступает за внешний край лука (столь велико натяжение). В такой позе стрелок должен пребывать некоторое время, прежде чем наступит момент, когда можно произвести выстрел. Поскольку, чтобы натянуть те-тиву и удержать лук, мне приходилось затрачивать много сил, через несколько минут кисти рук начинали дрожать, а дыхание становилось все более и более тяжелым.
Так продолжалось в течение нескольких недель. Процесс натяжения был очень трудным и, несмотря на усердные тренировки, никак не хотел становиться духовным. В качестве утешения я носился с мыслью, что здесь должна быть некая уловка, которую мастер по каким-то причинам скрывает, и направил свое честолюбие на то, чтобы до нее докопаться. Я упрямо продолжал тренировки. Мастер внимательно следил за моими стараниями и невозмутимо исправлял мою напряженную позу, хвалил меня за усердие, ругал за неэкономное расходование сил, но предоставлял полную свободу действий. Когда я натягивал лук, он снова и снова сыпал мне соль на раны, повторяя немецкое слово 'расслабленней' (которое к этому моменту успел выучить), но оставался вежливым и не терял терпения. А потом настал день, когда терпение потерял я, созревший для того, чтобы признаться, что не могу натянуть лук предписанным способом.

'Вы не можете, - просветил меня мастер, - потому что неправильно дышите. Сделав вдох, опустите дыхание вниз так, чтобы брюшная стенка умеренно напряглась, и какое-то время удерживайте воздух. Потом максимально медленно и равномерно выдохните, чтобы после небольшой паузы еще раз быстро сделать очередной глоток воздуха, - продолжайте делать выдохи и вдохи, ритм которых постепенно определится сам. Если будете делать это верно, то почувствуете, что с каждым днем стрелять становится все легче. Потому что при правильном дыхании вы обнаружите источник вашей духовной силы, который будет тем изобильнее, чем свободнее будете вы сами'. Для наглядности он натянул свой тугой лук и предложил мне подойти сзади и проверить мышцы его рук. Они и на самом деле были напряжены столь мало, как будто не выполняли вообще никакой работы."

Если мышцы рук не напряжены, то что же тогда оказывает сопротивление разгибающей силе дуги?

Hunt11

ИМХО, имеются в виду мышцы-антогонисты. Нужно их расслабить, тогда натяжение будет почти без усилий...

dokon

Пример мышц-антогонистов в данном случае?

Hunt11

dokon
Пример мышц-антогонистов в данном случае?

Я в анатомии не силен. Могу справочник открыть и прочитать.
Просто сначала нужно расслабить руки и плечи, потом на вдох натягивается лук, не напрягая мышц.
Ощущение такое, что усилий не прикладываешь. Но мышцы устают через какое то время....

dokon

[

Hunt11

Я в анатомии не силен. Могу справочник открыть и прочитать.
Просто сначала нужно расслабить руки и плечи, потом на вдох натягивается лук, не напрягая мышц.
Ощущение такое, что усилий не прикладываешь. Но мышцы устают через какое то время....

Понятно.

А вот еще про расслабление и дыхание:

"Новый способ дыхания, сначала без лука и стрелы, я осваивал до тех пор, пока он не стал привычным. Некоторое смущение удалось преодолеть довольно быстро. Максимально медленномУ. но при этом непрерывному и постепенно иссякающему выдоху мастер придавал столь большое значение, что для тренировки и контроля соединил его с зуммером. И только когда с последней порцией воздуха звук замирал, можно было делать новый вдох. 'Вдох, - сказал как-то мастер, - связывает и соединяет, при удерживании дыхания вы вызываете правильный ход вещей, выдох расслабляет и всё завершает, преодолевая любые ограничения'. Но понять это в то время мы еще не могли.

Потом мастер перешел к следующему этапу: совмещение дыхания (которое отрабатывалось вовсе не ради него самого) с фазами стрельбы из лука. Весь процесс - от натяжения до пуска стрелы - был разделен на отрезки: взять лук - вложить стрелу - поднять лук - натянуть тетиву и сохранить максимальное натяжение - произвести выстрел. Каждый этап предваряется вдохом, осуществляется при удерживании направленного вниз воздуха и завершается выдохом. При этом само по себе выяснилось, насколько важную роль выполняет дыхание: оно не только определяет отдельные этапы, но еще и соединяет их ритмически - у каждого человека индивидуально, в зависимости от уровня владения техникой. Несмотря на подобное дробление на отрезки, весь процесс мыслится как цельное действие, существующее за счет самого себя и в самом себе, оно не имеет ничего общего с гимнастическими упражнениями, где есть возможность исключить или добавить отдельные элементы, не нарушая при этом ни смысла, ни характера самого процесса. Воскрешая в памяти те дни, не могу не вспоминать о том, как поначалу трудно было задействовать дыхание. Технически я делал все правильно, но если следил за тем, чтобы при натяжении тетивы плечевые мышцы оставались свободными, то невольно сильнее напрягал ноги, как будто все дело было в твердой опоре и стабильной позе. Словно я, подобно Антею, черпал силы от матери-земли. Мастеру приходилось тут же вмешиваться: он сильно надавливал на самые чувствительные места той или другой мышцы ноги. Однажды в качестве оправдания я заметил, что добросовестно стараюсь снять напряжение, а он возразил: 'Все дело как раз в том, что вы стараетесь это делать, вы все время об этом думаете. Сконцентрируйтесь исключительно на дыхании, как будто никаких других забот у вас нет!' Прошло немало времени, пока мне удалось выполнить то, чего требовал мастер. Но у меня получилось. Я научился настолько беззаботно растворяться в дыхании, что иногда появлялось чувство, будто дышу не я, а, как бы странно это ни звучало, 'дышат меня'. А когда задумывался, сосредоточившись на своих удивительных ощущениях, то уже не сомневался в том, что дыхание выполняет обещанное мастером. Иногда (а со временем все чаще и чаще) мне удавалось натянуть лук при полной расслабленности всего тела и держать натяжение до конца, хотя я не мог объяснить, как это происходит."

Если я правильно понимаю, то все действия выполняются ("взять лук - вложить стрелу - поднять лук - натянуть тетиву и сохранить максимальное натяжение - произвести выстрел") после вдоха, на задержке дыхания, и перед выдохом, дыхание при этом нижнее - животом, а не дифрагмой ?
Примерно так:
Вдох - Натягивание лука - Выдох - Пауза
Вдох - Удержание - Выдох - Пауза
Вдох - Выстрел - Выдох - Пауза
...

Hunt11

Может и так можно.
Мне легче совмещать натягивание со вдохом (низом живота), затем небольшая пауза-прицеливание и выстрел, выдох.

dokon

Как я понял из описания выстрела (см. ниже), тетива на японском (бамбуковом) луке удержиается БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ?

Кто-нибудь в Москве владеет этой техникой?

"При натяжении большим пальцем охватывают тетиву под стрелой, указательный, средний и безымянный пальцы крепко охватывают большой палец и одновременно образуют надежную опору для стрелы.
Осуществить выстрел означает: пальцы, охватывающие большой, раскрываются и освобождают его. Из-за сильного толчка тетивы он меняет свое положение, выпрямляется тетива дрожит, стрела вылетает. До сих пор ни один из моих выстрелов не обходился без сильного толчка, из-за которого сотрясалось все тело, а также лук и стрела. Понятно, что при этом выстрел не мог быть точным. Он непроизвольно 'смазывался'.

'Все, чему вы научились до сих пор, - сказал однажды мастер, когда ему уже не удалось обнаружить ни одного изъяна в том, как я натягиваю лук, - было подготовкой к выстрелу. Таким образом, сейчас мы стоим перед новой, особенно трудной задачей и одновременно переходим на новую ступень овладения искусством стрельбы из лука'. После этих слов он взял свой лук, натянул его и выстрелил.

Только теперь я обратил внимание, что правая кисть мастера, внезапно раскрытая и освобожденная, рывком отошла назад, но не вызвала в теле даже малейшей дрожи. Правая рука, которая перед выстрелом образовывала острый угол, поднялась вверх и мягко распрямилась. Таким образом мастер эластично предвосхитил неизбежный толчок и компенсировал его.

Как бы там ни было, я, следуя указаниям мастера, прилежно и добросовестно тренировался, и все равно мои усилия были напрасны. Часто мне казалось, что раньше, когда я стрелял просто так, у меня получалось лучше. Прежде всего, теперь я заметил, что раскрываю правую кисть, начиная с пальцев, зажатых на большом, не без усилия. Результат - толчок и смазанный выстрел. И еще меньше я был в состоянии спружинить толчок внезапно освободившейся кисти.
...
Из-за моей неудачи мастер расстроился гораздо меньше, чем я сам. Неужели он по опыту знал, что все так и будет? 'Не размышляйте о том, что делать, не думайте, как это осуществить! - сказал он мне. -

Выстрел только тогда бывает гладким, когда он удивляет даже самого стрелка. Он должен происходить так, как будто тетива перерезает удерживающий ее большой палец. Не нужно распрямлять правую кисть специально!'"

Hunt11

А какие проблемы - попробуйте !
Это актуально при растяге на полтора метра...

dokon

А где можно посмотреть и желательно попробовать в Москве японский бамбуковый лук растягивающийся на полтора метра?

Hunt11

это не ко мне - я и классику на метр тяну, а это нельзя!

Dmitry D

Знаю многих кто умеет стрелять большим пальцем, сам так долго стрелял из лонга... Но бросил из за идейных соображений

BigMichael

dokon
А где можно посмотреть и желательно попробовать в Москве японский бамбуковый лук растягивающийся на полтора метра?

Да не тянется оно на полтора метра. Это у Hunt'a манера такая - "слегка" преувеличивать )))

При росте стрелка в 182 см, ему нужен лук длиной 235 см и стрелы длиной около 105 см. А чтобы на полтора метра был растяг, надо чтобы рост лучника зашкалил далеко за 2.5 метра, а лук и того больше.

Hunt11

BigMichael

Да не тянется оно на полтора метра. Это у Hunt'a манера такая - "слегка" преувеличивать )))

При росте стрелка в 182 см, ему нужен лук длиной 235 см и стрелы длиной около 105 см. А чтобы на полтора метра был растяг, надо чтобы рост лучника зашкалил далеко за 2.5 метра, а лук и того больше.

Так я и говорю - полтора метра не тяну 😊
Мои стрелы 105-110 см. Тянуть большим пальцем мне неактуально поэтому...

Шип

Известный в Японии метод приложения усилий (назовём это так):
http://budo.narod.ru/sd.html

Естественно, он может применяться (и применяется), в т.ч., при натягивании лука.