Сценарии катастрофы в Арктике: ученые бьют тревогу

Antid

В арктических широтах бурно развиваются добыча нефти, туризм и судоходство. Однако Арктика - это не только богатства, но и риски, связанные с их освоением, предупреждают ученые.

Акция протеста у российской нефтедобывающей платформы "Приразломная" в прошлом году завершилась для активистов "Гринпис" арестом. Самое позднее тогда всем стало ясно: освоение Арктики происходит стремительными темпами, несмотря на возможные риски для окружающей среды. Причем для России и других приарктических государств развитие этого региона является приоритетной задачей.

Богатства Арктики стали доступнее

Глобальное потепление, которое привело к рекордному по объему таянию арктических льдов, сделало возможным разработку нефтяных месторождений в арктических широтах. Так, в декабре 2013 года впервые началась добыча нефти на платформе "Приразломная" в Печорском море.

В последние годы увеличились также и масштабы судоходства в Арктике. Международные логистические компании все чаще отправляют свои грузы по Северному морскому пути вдоль территории России. Судно, выбирающее этот маршрут, сокращает путь между, например, Гамбургом и Шанхаем на 6400 километров и тратит на него на неделю меньше, чем конкуренты, идущие через Суэцкий канал.


Схема Северного морского пути


Набирает обороты и туризм в Арктике, появляется все больше круизов. Насколько трагическими могут быть последствия массового морского туризма, наглядно продемонстрировало крушение лайнера Costa Concordia у берегов Италии. А что было бы, если бы авария на судне с тремя тысячами пассажиров произошла у труднодоступных берегов Шпитцбергена или Гренландии?

Предостережения ученых

Результаты научных работ ученых из Центра приполярных исследований в области безопасности Арктического института в Вашингтоне, представленные в конце января на конференции приарктических государств в норвежском городе Тромсе, оказались неутешительными. Эксперты изучили программы экономического развития арктической зоны в США, Канаде, Гренландии (Дания), Исландии, Норвегии и России.


Нефтедобывающая платформа "Приразломная"


На примере платформы "Приразломная" они выяснили, что непредсказуемые и переменчивые погодные условия сильно ограничили бы возможность реагирования в случае разлива нефти. Так, площадь ледового покрытия в мае может колебаться от 30 до 90 процентов. А время, когда воды свободны ото льда, может растянуться от одного до девяти месяцев.

Технологий устранения последствий аварии на нефтяной платформе, по утверждениям потсдамского эксперта Катрин Кайль (Kathrin Keil), пока не существует. А план ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) "Газпрома" является, по ее мнению, недостаточно детальным. Ситуация особо опасная, так как поблизости находится ряд природных заповедников, которые могут пострадать в случае аварии. Поэтому Катрин Кайль призывает ужесточить нормы безопасности на первой в мире нефтедобывающей платформе в Арктике.

Риски для судоходства

"Существующая инфраструктура недостаточно развита для увеличившихся объемов арктического судоходства", - считает директор Арктического института Мальте Хумперт (Malte Humpert). Не хватает ледоколов, которые могли бы прокладывать путь для кораблей, а также пригодных гаваней.


Город Иллулисат на западном побережье Гренландии


Согласно исследованиям, немало угроз таит в себе и развитие туризма у норвежского архипелага Шпитцбергер и западного побережья Гренландии.

Если круизный лайнер с тремя тысячами пассажиров на борту потерпит бедствие, например, у популярного среди туристов городка Иллулисат, то имеющихся самолетов, вертолетов и кораблей будет недостаточно для своевременной эвакуации пострадавших. Об этом рассказал сотрудник Арктического института Марк Якобсен. В городке, где проживают 4500 человек, по его словам, не хватило бы мест в гостиницах и больницах.

Полярный кодекс

Проблемы коммерческого использования богатств Арктики осознают и политики, уверяет Магнус Йоханнессон, директор постоянного секретариата Арктического совета, в который входят восемь приарктических государств. По его словам, в 2016 году должен вступить в силу специальный Полярный кодекс, который будет регулировать судоходство в Арктике.

Как сообщил представитель России в Арктическом Совете Антон Васильев, Москва планирует в ближайшие три-пять лет завершить создание инфраструктуры вдоль Северного морского пути.

"Катастрофа в арктических водах вполне реальна. Именно поэтому мы уделяем Арктике так много внимания", - отметил министр иностранных дел Исландии Гуннар Браги Свенссон в интервью DW. По его мнению, экономический интерес к Арктике растет быстрыми темпами, однако пока ситуация остается под контролем.

Экологи придерживаются другого мнения. "Чем активнее развивается судоходство в Арктике, тем выше вероятность аварий, которые могут иметь тяжелые последствия для людей и животного мира", - предупреждает Нина Йенсен, директор норвежского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF). По ее мнению, накопленных знаний и существующих механизмов регулирования пока недостаточно для активного освоения Арктики.

http://www.dw.de/%D1%81%D1%86%...1%83/a-17421118

Antid

Госдеп США создает пост спецпредставителя по делам Арктики

В госдепартаменте США будет создан новый пост специального представителя по делам арктического региона, говорится в письменном заявлении главы американского внешнеполитического ведомства Джона Керри, распространенном в Вашингтоне.

В документе не уточняется, кто займет эту должность, отмечает ИТАР-ТАСС. Дипломату, который займется проблемами Арктики, предстоит "играть критически важную роль в продвижении американских интересов" в этом регионе, особенно с учетом председательства Соединенных Штатов в Арктическом совете в 2015 году, отметил Керри.

Глава Госдепа также указал, что Арктика "меняется быстрее других регионов на Земле" и играет "все более важную роль с геостратегической, экономической, климатической, экологической точек зрения, а также в области национальной безопасности для США и всего мира".

В последнее время администрация Барака Обамы старается уделять повышенное внимание Арктике и достаточно активно взаимодействует с другими северными странами, в том числе в Арктическом совете. В совещании этой организации, состоявшемся в мае прошлого года в шведском городе Кируна, принимал участие Керри. На той встрече была заключена договоренность о ликвидации разливов нефти в Арктике, ставшая уже вторым юридически обязывающим соглашением с участием восьми стран Арктического совета. Свое первое соглашение - о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании - они подписали в 2011 году.

Арктический совет - международная организация, созданная в 1996 году и объединяющая Данию, Исландию, Канаду, Норвегию, Россию, США, Финляндию, Швецию, а также шесть ассоциаций коренных народов Севера.

http://newsru.com/world/15feb2014/osdep.html

Antid

Для защиты интересов РФ в Арктике Минобороны может создать Объединенное стратегическое командование

Новая военная структура Северный флот - Объединенное стратегическое командование (СФ-ОСК) появится в этом году на базе Северного флота. Главной задачей командования станет обеспечение защиты национальных интересов России в Арктике, сообщил ИТАР-ТАСС в понедельник источник в Генштабе Вооруженных сил РФ. Официально это информация не подтверждается: более того, собеседник "Интерфакса" в Генштабе заявил: "В Арктике, по планам Минобороны РФ, будет развернута группировка войск. Решения о создании объединенного стратегического командования не принималось"

Как пояснял собеседник ИТАР-ТАСС, необходимость создания такой структуры обусловлена тем, что защита национальных интересов в Арктике, включая обеспечение безопасности ее военных и гражданских кораблей и неприкосновенности природных ресурсов, в том числе на континентальном шельфе, стала одним из важнейших приоритетов политики России.

Согласно данным ИТАР-ТАСС, новое стратегическое объединение будет иметь статус военного округа, но официально им называться не будет. Таким образом, в России по-прежнему останется четыре военных округа.

В боевой состав СФ-ОСК должны войти выведенный из подчинения Западного военного округа (ЗВО) Северный флот в полном составе, а также изъятые из ЗВО части и соединения других родов войск и видов ВС, дислоцированные на севере страны. В новую структуру войдут и новые группировки войск, которые планируется разместить в арктической зоне, в частности, на Новой Земле, Новосибирских островах, Земле Франца-Иосифа.

В группировки СФ-ОСК войдут и пограничные службы. Стратегическое командование будет подчиняться Генштабу ВС РФ и министру обороны, затем управлять им будет создаваемый Национальный центр управления обороной страны. По словам источника, предложения по формированию структуры от Минобороны и Генштаба поступили на рассмотрение руководства страны в конце прошлого года. Предполагается, что решение по этому вопросу будет принято в ближайшие месяцы.

Интерес к Арктике у России растет с каждым годом

В 2007 году институт ФГУП "ВНИИ Океангеология" на ледоколе "Россия" провел геолого-геофизические исследования в зоне сочленения хребта Ломоносова с шельфом моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря по обоснованию внешней границы континентального шельфа РФ. Если России удастся доказать обоснованность своих притязаний, то она может получить право на разведку и добычу углеводородных ресурсов на дополнительных 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике и, соответственно, доступ к углеводородам примерным объемом 5 млрд тонн.

О создании арктических войск в России заговорили в 2009 году. Тогда обсуждали обеспечение безопасности российской части Северного Ледовитого океана, намерении перевести регион в ведение ФСБ и уже к 2016 году превратить его в "ведущую стратегическую ресурсную базу РФ".

О том, что в Арктике уже в 2014 году будет создана группировка войск, призванная обеспечить военную безопасность и защитить национальные интересы России на этой территории, министр обороны Сергей Шойгу сообщил на расширенном заседании итоговой коллегии Минобороны с участием президента Владимира Путина в декабре прошлого года.

Через неделю Шойгу поручил Генштабу к концу декабря разработать проект директивных указаний по совершенствованию военной инфраструктуры и развертыванию частей российской армии в Арктике. В настоящее время в регионе Россия восстанавливает военную инфраструктуру - в частности, аэродромы и причальные сооружения на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Также запланированы работы по восстановлению других северных аэродромов - Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь, Рогачево, Нагурская.

20 декабря, в День чекиста, Путин наряду с напутствием спецслужбам решительно действовать против терроризма дал им наказ охранять арктические рубежи.

В январе Путин снова вернулся к теме освоения Арктики и защиты интересов РФ в этом регионе. На встрече с президентом вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что военная промышленность готова поставлять Минобороны РФ все необходимое вооружение, которое может потребоваться для работы в северных широтах. Ранее он сообщал, что промышленность уже создает военную технику, способную работать в экстремальных условиях Арктики. Рогозин заверил, что Арктика - одна из системных угроз, постоянно анализируемых военно-промышленным комплексом, который он курирует.

Повышенный интерес России к освоению Арктики объясним - в регионе залегает четверть всех неисследованных мировых энергетических ресурсов. Россия первой из пяти арктических стран еще в 2001 году объявила о намерении расширить границы своего континентального шельфа. Ожесточенные споры за эти территории с Канадой, Данией, Норвегией и США продолжаются.

Госдепартамент создает новый дипломатический пост по арктической теме

Стоит отметить, что в последнее время администрация Барака Обамы старается уделять повышенное внимание арктическому вопросу и достаточно активно взаимодействует с другими северными странами, в том числе в Арктическом совете (в него входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция, а также шесть ассоциаций коренных народов Севера). В совещании этой организации, состоявшемся в мае прошлого года в шведском городе Кируна, была заключена договоренность о ликвидации разливов нефти в Арктике, ставшая уже вторым юридически обязывающим соглашением с участием восьми стран Арктического совета. Свое первое соглашение - о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании - они подписали в 2011 году.

А в минувшие выходные в Госдепартаменте объявили о создании нового поста - специального представителя по делам арктического региона. В документе за авторством госсекретаря Джона Керри не уточняется, кто займет эту должность, но отмечается, что о назначении будет объявлено "в ближайшее время", передает ИТАР-ТАСС.

Дипломату, который займется проблемами Арктики, предстоит "играть критически важную роль в продвижении американских интересов" в этом регионе, особенно с учетом председательства Соединенных Штатов в Арктическом совете в 2015 году, отметил Керри. Он также указал, что сегодня Арктика "меняется быстрее других регионов на Земле" и играет "все более важную роль с геостратегической, экономической, климатической, экологической точек зрения, а также в области национальной безопасности для США и всего мира". "Огромные вызовы, стоящие перед нами в Арктике, имеют чрезвычайно большое значение для Соединенных Штатов", - подчеркнул госсекретарь в своем заявлении.

Керри напомнил, что к созданию в Госдепартаменте поста спецпредставителя по Арктике ранее неоднократно призывали сенаторы от штата Аляска Марк Бегич и Лиса Мурковски. Глава американской дипломатии заверил, что намерен тесно сотрудничать по этим вопросам с членами Конгресса, а также властями самого северного штата страны.

http://newsru.com/russia/17feb2014/arctic.html