Сила воли на примере Гитлера, Сталина, Ли Куан Ю (статья)

Roman Prag

Несложная для восприятия, но довольно интересная, на мой взгляд, статья о силе воли, о том, что это такое. Просто "для почитать", цели обсуждения никакой не ставится.


"Мы нередко употребляем в речи слово 'воля', сопровождая его такими эпитетами, как: сильная и слабая, злая и добрая, а зачастую и другими прилагательными. Если вдуматься, то именно воля человека инициирует его поступки и действия как над самим собой, так и по отношению к другим людям и, наконец, она стимулирует человека преображать окружающую его среду, страну и, в конечном счете, мир. Именно благодаря воле и упорству 'материализуются' наши сокровенные мечты, желания и помыслы. Антонимом (противоположным по смыслу словом) существительному 'воля' может, наверно, служить слово 'лень', а прилагательному 'волевой' - выражение 'плывущий по течению'.

ВОЛЯ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ
В предыдущих статьях содержались мои размышления о трех деятелях, чья воля оставила след в истории ХХ века: Сталине, Гитлере и Ли Куан Ю. Первые два воспринимаются большинством цивилизованного мира как чудовищные диктаторы, путь которых устлан трупами миллионов жертв, замученных, расстрелянных и сожженных в концентрационных лагерях. Отметим, что, несмотря на доказанные факты их злодеяний, у них и по сей день на земле остаются сторонники и даже последователи. Что же привлекает людей - их сторонников, в фигурах этих монстров? Это как раз то, что получило название 'очарование зла' в одноименном фильме Михаила Козакова. Та кажущаяся легкость, с которой вожди 'волевым путем' решали проблемы модернизации, безработицы и социального неравенства, существовавшего в их странах. Этой 'волшебной палочкой' был для обоих путь милитаризации, причем 'модернизация' и 'милитаризация' были для них словами-синонимами. Именно этот путь с неизбежностью привел Германию и СССР ко Второй мировой войне. Увы, этот соблазн 'быстрого и простого решения проблем' еще не изжит, особенно в России.

Вернемся, однако, к Сталину. Даже враги отдавали должное его незаурядной воле. Вот, к примеру, что пишет о Сталине его соперник Лев Троцкий:

'Сталин был сильнее других наделен волей и честолюбием. Но он не был ни умнее других, ни образованнее, ни красноречивее. Он не обладал такими качествами, которые вызывают симпатии. Зато природа щедро наделила его холодной настойчивостью и практической сметкой. Он никогда не повиновался чувствам, а всегда умел подчинить их расчету'.

Льву Троцкому, который считал себя гением (да, кстати, он и был им) с трудом даются эти слова, в которых он с неохотой признается в одержанной над ним Сталиным победе. Ради поддержания равновесия, Троцкий называет Сталина 'великой посредственностью', но это уже фигура полемики, нежели реального смысла. Да, Сталин переиграл Троцкого в 'аппаратных играх', для которых Троцкий не был предназначен. Переиграл его потому, что Сталин постиг логическую триаду: первое - руководить - значит подчинить человека своей воле; второе - 'руководить - значит предвидеть' (эти слова принадлежат Сталину); отсюда вытекает третье: феномен воли проявляется в умении предвосхитить будущее. Тут Сталину не было равных, но уж больно убогим и посредственным оказалось это будущее, в которое он втянул великую страну - и, по зрелому размышлению, выходит так, что 'игра', которую он затеял, 'не стоила сожженных свечей'.

А воля Гитлера вообще была 'притчей во языцех'. Лени Рифеншталь поставила фильм о Гитлере, который так и называется 'Триумф воли'. Фюрер позировал ей перед камерой, разыгрывая из себя супермена. Ну, а на совещаниях с участием генералитета в 1939 году он мог позволить себе такие высказывания: 'Среди благоприятных факторов настоящего положения я должен упомянуть собственную персону и квалифицировать ее при всей скромности так: я - незаменим. Ни военный, ни штатский не могут меня заменить. Я знаю свои способности и свою силу воли. Я не кончу войны, пока не сокрушу противника. Я не принимаю компромиссов. Я буду наносить удары и не капитулирую. Судьба Рейха зависит от меня и только от меня'.

Тщетно доказывать, что войну можно было предотвратить с помощью каких-то уступок или соглашений, ибо Гитлер носил в себе 'бациллу войны'. Привычка к повиновению, всегда особенно сильная на вершинах иерархии и сознание того, что судьба Германии волей-неволей была связана с национал-социализмом, - объясняют многое, но далеко не все. Еще предстоит объяснить то необычайное влияние, которое Гитлер оказывал на ум и волю всех своих соратников. Показания обвиняемых и свидетелей в Нюрнберге и рассказы людей, знавших фюрера, в той или иной мере помогают раскрыть ту атмосферу почти колдовского наваждения, в которой разворачивалась трагедия Германии.

Вот свидетельство человека, который был далек от национал-социализма и который поначалу пытался сдерживать Гитлера - маршала фон Бломберга: 'Было невозможно противоречить Гитлеру; и не только потому, что он говорил всегда с огромной убедительностью и страстностью, но также и потому, что от него исходило какое-то излучение, что-то магнетическое, что заставляло людей следовать за ним и принимать его идеи. Он овладевал вами и увлекал вас помимо вашей воли. Он обладал огромным личным магнетизмом, колоссальной мощью внушения'. Начальник ОКБ фельдмаршал Кейтель, который в отличие от Бломберга, был не слишком интеллигентен и не шел дальше простых сравнений, произнес на Нюрнбергском суде фразу: 'Гитлер был страшный мотор'.

Мы знаем закономерный конец этого маньяка и трагический финал побежденной Германии, но вопрос о том, как Гитлеру удавалось в течение 12 лет 'зомбировать' практически почти весь немецкий народ - это все еще нераскрытая тайна. Похоже, что Гитлер был сродни гипнотизеру, а обстановка в Германии середины 30-х годов напоминала, по выражению А. Эйнштейна, 'массовый психоз'.

Ну а что объединяет этих двух исторических персонажей (очевидно, негативного толка) с прозорливым человеком и созидателем Ли Куан Ю? Воля! Сверхчеловеческая (по человеческим меркам) воля была присуща всем троим, и они осмысленно пользовались своими незаурядными волевыми качествами для достижения поставленных ими самими целей.

Генри Киссинджер пишет о Ли Куан Ю: 'Каждое большое достижение, прежде чем оно осуществится, - это просто мечта, а он мечтал о государстве, которое не просто выживет, но и превзойдет другие страны. Недостаток ресурсов должен был компенсироваться превосходством в интеллекте, дисциплине и изобретательности. Ли Куан Ю призвал соотечественников сделать то, что они прежде никогда не считали своей обязанностью: сначала очистить свой город, а затем, преодолев исконную вражду к соседям и собственные этнические разногласия, показать всем пример превосходной работы'. Мечты Ли Куан Ю, наперекор всем прогнозам и благодаря его воле, в конце концов превратились в реальность.

ХХ век - конечно, всего лишь ближайшая к нам отметка 'хроноса'. С древних времен история полнится примерами противоборства воли и честолюбий: библейских Моисея и фараона, Александра Великого и персидского царя Дария III, Юлия Цезаря и Антония, Петра I и шведского короля Карла ХII, и еще многих других. Каждый из участников этих 'дуэлей' предстает перед нами в том, или ином свете в зависимости от точки зрения историка, хрониста или писателя, освещающего ход событий (быть может, за исключением Гитлера, который олицетворяет собой 'абсолютное зло').

Конечно, наши суждения о злой и доброй воле - весьма условны. Вот как А. де Сент-Экзюпери в 'Ночном полете' передает этот парадокс: 'Перед ним возник образ: храм в честь бога Солнца, воздвигнутый перуанскими инками. Прямоугольные камни на вершине горы: Не будь их - что осталось бы от могучей цивилизации, которая, словно укор совести, тяжестью этих камней давит на современного человека? Во имя какой суровой необходимости - или странной любви - вождь древних народов принудил толпы своих подданных возвести этот храм на вершине и тем самым заставил их воздвигнуть вечный памятник самим себе?..'

На это какой-нибудь доброжелательный человек, без сомнения, ответил бы: 'Разве не лучше было бы не строить этот храм, но и не заставлять никого страдать, возводя его?' Однако, Сент-Экзюпери продолжает по-своему: 'Перед лицом человеческих страданий вождь древних народов, вероятно не чувствовал никакой жалости; но он ощущал безграничную жалость перед лицом человеческой смерти: Не смерти отдельных людей - он жалел весь род человеческий, чья участь - исчезнуть под океанами песка. И он побуждал свой народ воздвигать хотя бы камни, перед которыми пустыня бессильна'.

ВОЛЯ У СПОРТСМЕНОВ
Важные жизненные истины человек постигает в основном посредством знаний, через собственный (и иногда родительский опыт) и свое ремесло. То же самое применимо к 'феномену воли'. Помню, что в юные годы я играл в баскетбол за школьную, районную и институтскую команды. Я не был ведущим игроком в районной команде - были и сильнее меня. Однако у меня была одна особенность, которую заметил и тренер. Когда время от времени на тренировке он устраивал соревнования игроков по пробитию серии штрафных бросков (из пяти возможных), то не раз случалось, что я попадал все пять из пяти. А мои коллеги по команде (включая даже капитана нашей команды) - только максимум четыре. Я привожу этот пример не ради хвастовства (мы играли не на чемпионате НБА), а для того, чтобы попытаться разобраться, как мне удавалось сделать то малое достижение с тем, чтобы препарировать то волевое усилие, которое помогало мне тогда добиться успеха.

Ну, во-первых, готовясь пробить эту серию штрафных, я мечтал превзойти моих коллег по команде - это неотъемлемая часть любого спорта. Во-вторых, я на несколько минут 'уходил в себя', что позволяло мне сосредоточиться на поставленной цели. Далее я мысленно воображал себе траекторию полета мяча: от моих рук до попадания его в кольцо (как бы предвосхищая будущее), и, наконец, чтобы закрепить этот образ в сознании (как я помню) сжимал ладонь в кулак. Сейчас, когда на большом экране телевизора я регулярно смотрю теннисные турниры 'Большого шлема', то замечаю, что в напряженные минуты матча у Федерера, Надала, сестер Уильямс и других теннисистов те же характерно сжатые кулаки.

Как можно интерпретировать эти жесты? Вероятно, это своеобразный 'призыв' к своему организму о помощи, а, может быть, даже приказ активизировать выработку некоего гормона - наподобие адреналина или тестостерона. Кстати существует ряд наркотических веществ и стероидов, именуемых 'экстази', которые могут на короткое время умножить способности человека, как физические, так и умственные. Однако, это только малая часть объяснения феномена воли у спортсменов (как я это понимаю).
Другой аспект - сохранить это волевое напряжение до конца игры - то есть по-существу, проявить способность 'справиться со своими нервами'. Часто бывает, что спортсмен на тренировках показывает великолепные результаты, а на соревнованиях проигрывает - 'подводят нервы'. Мне приходилось в игре самому попадать в подобные ситуации - они возникают, к примеру, после нескольких твоих неудачных бросков по кольцу, или ошибок в защите, когда твой 'подопечный' подряд забивает несколько мячей в кольцо. В такие моменты возникает не только ощущение досады, но даже реальное ощущение горечи во рту, и надо уметь преодолеть свое минутное отчаяние, не поддавшись панике. Сильная воля предполагает способность человека противостоять неудачам и не сдаваться.

Но и этого еще мало! В игре бывают ситуации, когда во что бы то ни стало, надо стоять до конца, до победы. Если способен, то в такой ситуации ты должен 'взять игру на себя', а это предполагает, что твое стремление к победе, твоя воля не только помогает лучше играть самому, но она воодушевляет коллег по команде и как бы деморализует (и даже, если хотите, парализует) волю противника. Хорошие примеры такого рода не раз преподносил нам в НБА, к примеру, Коби Брайант из 'Лос-Анджелес Лэйкерс'.
Эти спортивные фрагменты, как из большого спорта, так и из моего скромного опыта игры в баскетбол - конечно, всего лишь частные эпизоды из гораздо более важной и сложной борьбы за существование, которая, по большому счету, носит название - Жизнь. И воля человека, несомненно, играет в этой борьбе решающую роль.

ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЛИ - ЭТО ПОПЫТКА 'ПРЕДВИДЕТЬ БУДУЩЕЕ'
Попробуем разобраться, что такое воля. Быть может, это покажется парадоксальным, но феномен воли тесно связан с таким таинственным явлением, как предвидение будущего. Поскольку волевой акт связан с достижением определенной цели, и эта цель на временной шкале всегда расположена в будущем, то, загадывая какое-либо желание и предпринимая действия для его осуществления, мы тем самым пытаемся 'заглянуть в будущее'. К примеру, человек задумал сорвать цветок - это настоящее время; вот он протягивает руку к цветку - это уже будущее время (по отношению к моменту задумывания желания); и, наконец, он срывает цветок - это еще более отдаленное будущее. Весь процесс между возникновением желания и его осуществлением занимает всего несколько секунд, и поэтому мы даже не задумываемся об этой временной шкале. Однако, цели могут быть отделены от первоначального желания или помысла гораздо более долгим сроком - иногда месяцами, или даже годами. И получается, что человек, упорно стремящийся к своей цели, своими усилиями пытается как бы 'приблизить будущее'. А когда он уже достиг желанной цели, то ретроспективно можно сказать, что в начале своего пути он как бы 'предвидел свое будущее'.

Это - крамольная мысль, поскольку с точки зрения, скажем, иудейской религии предсказать (предвидеть) будущее невозможно, ибо будущее - это прерогатива Бога. Из этой парадоксальной ситуации есть только один выход: загадывая желание, мы тем самым обращаемся непосредственно к Богу. Это уже молитва, хотя часто она и не требует каких-либо слов. И Бог как бы дает нам ответ: одобряя, или не одобряя нашу попытку. У того же Сент-Экзюпери есть прекрасные слова: 'Впервые в жизни я постиг, что величие всякой молитвы состоит в том, что она не находит отклика, в том, что общение между верующим и Богом не омрачается неприглядной сделкой. И урок молитвы - это урок молчания...'

ВОЛЯ - ИНСТРУМЕНТ СОЗИДАНИЯ
Выходит, воля - это инструмент для созидания будущего. Воля позволяет человеку организовать некую последовательность действий для достижения определенной цели. Эти действия могут входить в противоречие с действиями и интересами других людей и к тому же быть подвержены случайным воздействиям окружающей человека среды. И тут под влиянием и управлением воли возникает субстанция, носящая название 'целесообразность'. Классическое определение ее таково: 'целесообразность - это закономерность случайностей'. И именно воля служит для того, чтобы разрозненные попытки 'пробиться' к поставленной цели, превратились в такую закономерность. Что для этого нужно делать? Послушаем А. Сент-Экзюпери:

'Что нужно делать? Вот это. Или нечто совершенно противоположное. Или еще что-то. Никакого предопределения не существует. Чем нужно быть? Вот основной вопрос: Что должен сделать человек, чтобы построить первый корабль? Ответ на этот вопрос был бы чересчур сложным. Корабль родится из тысячи противоречивых попыток. Но кем должен быть его творец? Тут я подхожу к самым истокам созидания. Его творец должен быть купцом или солдатам, потому что тогда из любви к далеким странам он неизбежно воодушевит механиков, соберет рабочих и в один прекрасный день пустит свой корабль в море!'.

Вот - концентрированное выражение истоков появления воли у человека. Но воля необходима не только купцу или солдату - она обязательный атрибут любой творческой деятельности. В книге 'Литературные портреты' Андре Моруа в главе о французском писателе Алене прямо-таки воздает панегирик воле:

'Все эти суждения как одно обязаны воле и посвящены ей. Обязаны воле, ибо возникли из твердой решимости каждое утро приниматься за работу и не прикасаться к уже сделанному. Посвящены ей, ибо являют постоянный пример воздействия человека на жизнь и на самого себя. Огромный мир, который нас окружает, не враждебен и не благожелателен. Каждый может действовать в нем, если только способен захотеть. И есть лишь одна возможность действовать, а именно действовать. Хотеть - значит приниматься за дело и продолжать. 'Я сделаю' - это ничто. 'Я делаю' - вот решение. Единственное.

Хороший крестьянин не вздыхает над чертополохом: он выпалывает его. Начатое произведение говорит куда больше, нежели побуждения и желания'. И, как говорил Ален: 'Счастлив тот, кто видит в проделанной накануне работе следы своей воли'.
Следует сразу оговориться, что проявление воли - это всего лишь попытка в достижении какой-либо цели. Она может быть успешной, или обреченной на неудачу. К примеру, попытка Гитлера установить мировое господство Германии и держав Оси, потерпела фиаско, натолкнувшись на сопротивление союзников. Так что не каждому человеку обладающему сильной волей, удается правильно 'предвидеть будущее''.

ПОДЧИНЕНИЕ СВОЕЙ ВОЛЕ
Мы говорили пока в основном о воле и ее влиянии на собственные поступки человека. А можно ли подчинить своей воле другого человека? Конечно, и это неоднократно происходило в истории при помощи различных государственных и бюрократических структур. Например, королем или князем в отношении своих подданных, крепостных или рабов. Это называлось подчинением воле властителя.
Еще один способ подчинения воли другого человека своей воле - гипноз. Такой способностью обладают немногие люди, и им удается (посредством не вполне понятного мысленного усилия) непосредственно управлять действиями другого человека. Далеко не все люди поддаются гипнотическому воздействию, и при этом обязательным условием контакта является добровольное желание гипнотизируемого войти в контакт с гипнотизером. По каким каналам происходит обмен информацией между ними остается пока загадкой, но сам эффект существует. Одной из самых ярких личностей, обладавших гипнотическим влиянием на окружающих, был Вольф Мессинг.

В последнее время в печать проникают сведения о новом оружии и о психологических войнах, основанных на массовом гипнозе путем зомбирования населения враждебной стороны. Исследования по этой теме ведутся некоторыми странами и по-преимуществу держатся в секрете. Те крохи информации, что попадают в печать, не дают представления о средствах ведения подобной войны, и мы не станем гадать об этом.

Я же могу внести свою лепту в описание одного странного феномена - влияния собственной волей на действия противника, которые сам испытал на опыте. При игре в настольный теннис - пинг-понг мне удавалось иногда выигрывать у более сильных, чем я, соперников, провоцируя их совершить ошибку простой фразой (произносимой про себя): 'сейчас ты ошибешься' - ну прямо, как в фильме 'Колдунья' с Мариной Влади в главной роли. К удивлению моих соперников, нередко случалось, что они проигрывали мне - довольно слабому игроку. И, помню, как один из них чистосердечно признался мне после игры- 'сегодня ты выиграл, но играть с тобой было не очень приятно'. С тех пор я прекратил подобные затеи.

МИСТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛИ
Существуют еще несколько способов влияния собственной волей или волей группы людей на сознание и судьбу других людей. Один из них - это проклятие. Конечно, те, кто не верит в подобные ухищрения, могут оспорить действенность этого способа. Однако, в светской жизни отмечены случаи заочных смертных приговоров, которые в конце концов находили своих исполнителей (например, убийство премьер министра Южной Африки Фервурда), а в секулярной жизни и того чаще. Так в некоторых религиях существуют молитвы-проклятия, такие как например, специальная молитва 'Пульса денура' в иудаизме. При этом собирается специальное присутствие верующих, которые, действуя по особому ритуалу, налагают проклятие на 'обвиняемого' и формально приговаривают его к наказанию (чаще всего, к смерти). Примерами таких приговоров была гибель премьер-министра Израиля Ицхака Рабина и инсульт Ариэля Шарона. Предваряя вопрос читателей, сразу отвечаю, почему подобная молитва не могла быть и не была применена против Гитлера или Сталина. Это потому, что в самом тексте молитвы есть следующие слова: 'Те, которые не соблюдают заповеди Торы'. Поскольку неевреи не обязаны исполнять заповеди Торы, поэтому читать на них 'Пульса денура' бесполезно.

Или вот еще один известный из истории и литературы пример. В ХIV веке Французский король Филипп IV, который затеял суд над лидерами ордена тамплиеров, решил их казнить. Эта казнь была назначена на маленьком островке в Париже, носящем название Камышового острова, близ острова Ситэ, сейчас центрального района Парижа. И на этом маленьком острове во время казни пожелали присутствовать Папа Климент V, король Филипп IV (который был главным вдохновителем этого дела) и фаворит короля маркиз Гийом Де Ногарэ, который внёс свой весомый вклад в дело тамплиеров; все они пришли посмотреть, как будут казнить лидеров Ордена и главного магистра ордена тамплиеров Жака Де Молле.

Надо сказать, что для того, чтобы увеличить страдания, его было приказано казнить на медленном огне, как вторично впавшего в ересь (т.е. сначала он признался, потом отрёкся - это называлось вторично впавший в ересь). И вот люди, искалеченные пытками до страшных пределов (они были изувечены, изуродованы и, казалось, физически сломлены) в последние мгновения своей жизни как-то поднялись над всем земным. Понимая неизбежность кончины, Жак Де Молле произнёс тогда свои знаменитые проклятья: 'Назначаю тебе, Филипп, тебе, Папа Климент и тебе Гийом Де Ногарэ, встречу, не позже чем через год'.

И эти проклятия оправдалось. Но до этого он проклял себя, сказав, что 'проклинает себя перед лицом Господа за свою слабость, но верит в его всепрощение', а потом уже назвал всех остальных. Остров был маленький, они были близко друг к другу, и проклятие можно было прекрасно слышать. Оно сбылось. Папа Климент V умер через месяц, скоропостижно и таинственно. Гийом Де Ногарэ - через месяц после Папы в возрасте 43 лет, тоже по необъяснимой причине. Филипп IV - через 7 месяцев в возрасте 46 лет, упал с лошади так, что никогда больше не выздоровел. Затем правили сыновья Филиппа IV, и все они неизменно умирали, не оставляя мужского потомства. Так пресеклась династия Капетингов во Франции. Это все прекрасно описано у Морриса Дрюона - с вполне исторической точностью.

Последние эпизоды моего повествования содержат элементы мистики. Это вполне естественно, поскольку, как мы показали, что 'феномен человеческой воли' тесно связан с попыткой 'предвидения будущего'. Такие феномены относятся к разряду паранормальных явлений, и для их описания обойтись стандартными подходами и нормальной лексикой просто не удается"

Эрик ГИНЗБУРГ
http://www.kontinent.org/article.php?aid=4b8c0b3ebb9ea

sergei_0987

Ну вот, интересно начавшаяся статья, если выбросить личное от автора, просто пример каким должен быть успешный руководитель, закончилась альтернативщиной и мистицизмом.

В начале века, в среде интеллигенции наверное Англии, Германии, Франции, России было модно само совершенствоваться во всем, двигателем этого была именно сила воли к победе, в служебной характеристике руководителя её присутствие было обязательным. И Франция и Германия и Россия много это пропагандировали. Олимпийские игры один из примеров. Тогда в них участвовали люди с улицы. Жаль что кануло в лету. Наверное из за войны.

Roman Prag

закончилась альтернативщиной и мистицизмом
Я думаю, его же примечание в самом конце нужно учесть. Адекватно все тут вполне.

sergei_0987

А, дочитал до конца и имя автора увидел. теперь ясно.

Бонк

sergei_0987
А, дочитал до конца и имя автора увидел. теперь ясно.

всё им неймётся

Хороший коньяк

Какой аккуратненький вброс о том,что шикльгрубер и Сталин- одно и тоже.Прикрыто не менее аккуратненько китайцами и средневековьем(чтобы не особо бросалось в глаза).А вскоре для неокрепших умов выйдет статейка о том,что в связи с вышеизложенным нужно пересмотреть итоги ВМВ,Сталин-то тиран,как австрийскоподданный адик,которого победили просвещённые наглосаксонские народы!А в перспективе- и мы все,покорённые волей беспощадного вождя на века,недостойны будем дышать в присутствии истинных победителей и изобретателей подпорки для мушкета.

sergei_0987

Какой аккуратненький вброс
По мне так очень грубый и прозрачный. Статью то в принципе читать можно было только выкинув все личное от автора.

vasj

...как Гитлеру удавалось в течение 12 лет 'зомбировать' практически почти весь немецкий народ - это все еще нераскрытая тайна...
Только закончил читать книженцию про оного...
Так вот,там приводятся слова самого и нет там вовсе тайны...Единственно-все его красноречие(по определению специалистов там его и близко не было,как и ораторского мастерства...)действовало только на немцев,которые после его выступлений могли "бесноваться"(знал подлец,чем завести толпу...)еще очень долго...

Roman Prag

Какой аккуратненький вброс о том,что шикльгрубер и Сталин- одно и тоже.Прикрыто не менее аккуратненько китайцами и средневековьем(чтобы не особо бросалось в глаза).А вскоре для неокрепших умов выйдет статейка о том,что в связи с вышеизложенным нужно пересмотреть итоги ВМВ,Сталин-то тиран,как австрийскоподданный адик,которого победили просвещённые наглосаксонские народы!А в перспективе- и мы все,покорённые волей беспощадного вождя на века,недостойны будем дышать в присутствии истинных победителей и изобретателей подпорки для мушкета.

😀

Мы что, в детском садике такие вещи обсуждать? Какой нафиг вброс?

Меня тут именно о силе воли рассуждения заинтересовали, так и нашел эту статью - искал современные взгляды о том, что такое сила воли.

Статью то в принципе читать можно было только выкинув все личное от автора

Примерно так. Инфа тут есть, и она интересна, кмк. А Гитлер, Сталин - это "на примере", в заглавии специально указал. Зёрна от плевел отделяйте.

дезерт игл

Статья полное дерьмо, вообще и во всем.

sergei_0987

Постеснялся так написать, так как редкий гость. 😊
Зерна наверное есть во всем и популяризированная статья Бехтерева, наверное была бы уместней, если мы опять про демоническое влияние её черных глаз.

Roman Prag

Статья полное дерьмо, вообще и во всем.
Ну так удаляйте тему скорей, пока не бомбануло еще больше у вас. А то ведь можно и начать углубляться, а там придется обосновывать свое мнение.

alexaa1

Про Рузвельта забыли-три срока не фунт изюма.При том что он всех держал в кулаке аналогично Сталину и Гитлеру.

Roman Prag

Про Рузвельта забыли-три срока не фунт изюма.При том что он всех держал в кулаке аналогично Сталину и Гитлеру.
И Черчилль. Да и вообще почти все крупные деятели того времени. Время такое было, без силы воли никуда.

дезерт игл

популяризированная статья Бехтерева, наверное была бы уместней
именно, ибо в статье кроме флюродроса персонажам нет больше ничего. Сила воли то где?

Roman Prag

Ок, если статья показалась уважаемым участникам слишком провокационной, и сам предмет, который меня в ней заинтересовал, неинтересен, тему лучше закрыть, конечно же.

Roman Prag

дезерт игл
Сила воли то где?
В людях. Конкретные примеры. Разные примеры. В этой статье. За эмоции извините 😊