Что-бы знали . Памяти лётчика-аса дважды Героя Советского Союза Клубова Александра Ф.

Н.Валерич

18 Января исполнилось 100 лет лётчику-асу дважды Героя Советского Союза Клубову Александру Фёдоровичу .

Всего сбитых самолётов - 31 + 3; боевых вылетов 457; воздушных боёв - 95.

из вики https://ru.wikipedia.org/wiki/Клубов,_Александр_Фёдорович


Великая Отечественная война застигла младшего лейтенанта Клубова в Закавказье. В первом же воздушном бою 28 июля 1942 года он сбил вражеский самолёт. Воевал на устаревших И-153 "Чайка", И-15-бис и И-16. Вскоре на его счету было 3 сбитых вражеских самолёта. Но и его самого сбили. Во время аварийной посадки горящего самолёта было сильно обожжено лицо, следы ожогов остались. За мужество и отвагу Александр Клубов был награждён орденом Красного Знамени, а затем - орденом Отечественной войны I степени. За ним прочно укрепилась слава воздушного 'аса'.

В мае 1943 года Александр Клубов был направлен в эскадрилью Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина. Между двумя боевыми лётчиками завязалась крепкая дружба. Под его руководством освоил истребитель Р-39 'Аэрокобра', на котором прошёл весь дальнейший боевой путь. Перенимая опыт своего учителя, Клубов выработал определённую манеру драться и в совершенстве овладел искусством манёвра. В самых ожесточенных схватках он умел навязать свою волю противнику. Александр Покрышкин, впоследствии трижды Герой Советского Союза, дал исчерпывающую характеристику боевому другу:

' В Клубове жила настоящая душа истребителя. Меня радовала его манера драться. Он всегда искал боя. '
За три месяца пребывания в 16-м гвардейском авиационном полку 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии, которым командовал А. И. Покрышкин, лётчик-истребитель Клубов участвовал в 28 воздушных боях и лично сбил десять самолётов противника. За это он был награждён орденом Красного Знамени и орденом Александра Невского.

Всего за годы войны лётчик-истребитель А. Ф. Клубов совершил 457 боевых вылетов. Лично сбил 31 самолёт противника и ещё 19 в группе.

14 апреля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР А. Ф. Клубову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Александр Клубов погиб 1 ноября 1944 года на одном из прифронтовых аэродромов Турне (Польша), приземляясь после тренировочного полёта на новейшем истребителе Ла-7. Из-за бокового ветра его истребитель отклонился в сторону и выкатился за пределы полосы; колесо шасси попало в размытую дождём канаву, и самолёт скапотировал[3]. При перевороте на спину истребитель левым бортом придавил голову пилота.

На момент гибели Клубов занимал должность помощника командира истребительного полка по воздушно-стрелковой службе. Спустя некоторое время гвардии капитан Клубов был посмертно награждён второй медалью 'Золотая Звезда'.

Похоронен 1 ноября 1944 года во Львове на Холме Славы. 22 июня 2001 года, в 60-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, по просьбе родственников прах А. Клубова был перезахоронен на Введенском воинском кладбище в Вологде[4].

Н.Валерич

http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/k/klubov.htm



Кливленд

Да эт ладно, это мы знаем. А вот почему галифе носили - я так и не понял. Эти широкие бедра для чего были сделаны?

Ефрейтор Шлагбаум

Кливленд
я так и не
Дык военная мода. Наверно, в кальсонах проще натягивать?

ЛЕНЭНЕРГО

Ну, а шо! У меня такие до сих пор хранятся.
Гранат можно напихать десяток. И парабеллум...
Только нет их. Но галифе ещё остались.
Но к ним сапоги надо хромовые. А у меня
только яловые остались. Некошерные.

ЛЕНЭНЕРГО

Ефрейтор Шлагбаум
Дык военная мода. Наверно, в кальсонах проще натягивать?

P.M. Ц


Когда послужишь, тогда и узнаешь, внучёк.

Ефрейтор Шлагбаум

ЛЕНЭНЕРГО
тогда и
Ну, это, значится - в другой жизне)))

ЛЕНЭНЕРГО

Ефрейтор Шлагбаум
Ну, это, значится - в другой жизне)))
Внучёк! умирать рановато тебе ещё, чтобы
реинкарнироваться. Ты эту проживи достойно.

Gets

и не только

Бывший

Кливленд
А вот почему галифе носили - я так и не понял. Эти широкие бедра для чего были сделаны?
Чтобы можно было достать из широких штанин пулемет 😊

ЛЕНЭНЕРГО


Sheksbear

ЛЕНЭНЕРГО
Когда послужишь, тогда и узнаешь, внучёк.

Неужто там так страшно? 😀

DIZZI

Так галифе тема кавалерийская

ЛЕНЭНЕРГО

Sheksbear
Неужто там так страшно?
Уже нет. У меня пасынок в Псковской дивизии служит.
Основная проблема у них теперь не дедовщина. Её нет.
С мамой по мобильнику только вечером в личное время
можно общаться.
И, когда подружка приезжает, в гостинице нужно берцы снимать.
Пришлось тапочки ей прикупить. И передать. На двоих.
Памперсы пока не требуют привозить.

Тантал

Но галифе ещё остались.
Но к ним сапоги надо хромовые. А у меня
только яловые остались. Некошерные.
Для пехоты лучше кирзовые.

ЛЕНЭНЕРГО

Сапоги, говоришь? Кхе... 😊

Константин12

Ефрейтор Шлагбаум
это, значится - в другой жизне
ЛЕНЭНЕРГО
умирать рановато тебе ещё, чтобы
реинкарнироваться. Ты эту проживи достойно
Вот, так зайдешь о истории ВОВ почитать, а тут все "наши". )

ЛЕНЭНЕРГО

Константин12
Вот, так зайдешь о истории ВОВ почитать,
Мне читать особо не надо.
Отец рассказал и про плен,
и про побег, и про то, как дальше
всё было.

Константин12

ЛЕНЭНЕРГО
Отец рассказал
Мой почти не рассказывал. Под Мурманском был, в 1943 по ранению комиссовали. На встречи с однополчанами не ходил, не с кем встречаться было. Я только запомнил, что там немцы ГосГраницу не смогли перейти.

Константин12

Фото военное для знатоков.
"Что бы это значило?"

Стрела

Кливленд
Эти широкие бедра для чего были сделаны?
походу никто не знает!

Ready

Не патриотичное фото. Самолёт производства американских империалистов. Да и говно самолёт то. Скидывали нам то что не жалко. За оплату золотом.

Стрела

ну с паршивой офцы хоть шерсти клок.

гаврила 3

Ready
Не патриотичное фото. Самолёт производства американских империалистов. Да и говно самолёт то. Скидывали нам то что не жалко. За оплату золотом.
Историю надо не по Мединскому изучать.

ffgtrk

Да и говно самолёт то.

Покрышкин не жаловался.

почти аноним

А вот почему галифе носили - я так и не понял. Эти широкие бедра для чего были сделаны?
#3
P.M. Ц
как и у кавалеристов - метод посадки на транспорт одинаков - методом перелазания.
а потом еще и летать с ногами враскоряк. В дудочках не особо.
и, кстати, до 60-х годов в летчики охотно брали кавалеристов, а у них привычки.

Константин12

ffgtrk
Покрышкин не жаловался.
Он Ганзу не читал, лох. )

contras

ffgtrk
Покрышкин не жаловался
Да, не жаловался, но в то же время отмечал и недостатки. Например, при эвакуации из подбитого самолета неопытного лётчика могло покалечить стабилизатором, так как вылезать приходилось через боковую дверь.

tref7

Константин12
Он Ганзу не читал, лох.
Да уж...

Константин12

contras
отмечал и недостатки
У каких машин\танков\пушек и т.д. НЕТ недостатков?

contras

Константин12
У каких машин\танков\пушек и т.д. НЕТ недостатков?
У тех, которых еще не создали 😛 .

Рус-с

DIZZI
Так галифе тема кавалерийская
Да как то и без них обходились кавалеристы, думаю всё таки мода.

Рус-с

методом перелазания
то есть они на коня не садятся а перелазят через него? 😊
У каких машин\танков\пушек и т.д. НЕТ недостатков?
тех что в сферичеком вакууме. А ЭрКобра для нас была так вообще шикарная машина. Другой технологический уровень.
жаловался
и это было, на командование которое не хотело вводить новые тактические принципы воздушного боя. Похоже задолбался он своё доказывать.

Константин12

Рус-с
Похоже задолбался он своё доказывать.
Как все знакомо!

Рус-с

Как все знакомо!
Непобедимая и Легендарная это Вам не хухры-мухры. Помесь скалы с болотом. 😊

Nick Brake

Константин12
Фото военное для знатоков.
"Что бы это значило?"
Там на борту надпись про fuel на аглицком. 😊

https://en.wikipedia.org/wiki/Levi_R._Chase

DIZZI

Рус-с
думаю всё таки мода
Согласно легенде, во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Гастон Огюст де Галифе получил ранение бедра. Даже спустя время боль в ноге давала о себе знать, и генерал не мог носить тесные обтягивающие брюки по моде того времени. По этой причине Гастон редко выходил из дома.

Однажды старинный друг Гастона Галифе полковник Ковенкюр принёс ему приглашение на бал. Затворник уже думал отказаться, однако дочь полковника Анна-Мари уговорила его пойти.

В высшем обществе Гастон появился в необычных брюках, которые облегали голени и сильно расширялись на бёдрах. Острые языки уже были готовы поднять генерала на смех, но вмешалась красавица Анна-Мари. Она послала Гастону через весь зал воздушный поцелуй, сопроводив его громким комплиментом в адрес наряда. По одной из версий, именно она придумала фасон этих брюк, чтобы излечить от хандры полюбившегося ей генерала. В скором времени после бала пара обвенчалась, а брюки галифе стали форменной одеждой кавалеристов многих стран мира.

GEOSSS

Из всех асов лично знал только Щербину Николай Григорича... Четыре БКЗ и до героя не дослужился.

почти аноним

то есть они на коня не садятся а перелазят через него?
к словам не придирайтесь 😊
поняли же что надо ногу перекинуть через лошадь. В самолеты тех времен тоже двери далеко не сразу делать стали.
и сидели там растопыркав ноги, а посередине железная хрень.

o.tuk

"Америка России подарила самолёт. Через жопу вал проходит, а костыль- наоборот"(с) Народное творчество про "Аэрокобру". Вообще, читал в воспоминаниях, что немцы редко превосходили наших лётчиков в пилотировании, а вот в работе группой- да.

Константин12

Nick Brake
https://en.wikipedia.org/wiki/Levi_R._Chase
Благодарю, нашел. )

Рус-с

почти аноним
к словам не придирайтесь 😊
поняли же что надо ногу перекинуть через лошадь.
Давно понял, девять лет с лошадьми работал.

Рус-с

o.tuk
читал в воспоминаниях, что немцы редко превосходили наших лётчиков в пилотировании
Странно, налёт во время учёбы сильно разный. И ещё..... наш пилот был занят тем что у немцев выполняли автоматы, то ли шаг винта регулировали, то ли ещё что, точно не помню, главное - кроме самого пилотирования наш пилот был больше занят.

Н.Валерич

GEOSSS
Из всех асов лично знал только Щербину Николай Григорича... Четыре БКЗ и до героя не дослужился.

Я почему про А.Клубова написал , потому что земляк . Его деревня от деревни моего отца в нескольких км полями и лесами . Отец у Клубова служил на Авроре и был первым большевиком в округе(убили в 21м местные кулаки), мой дед тоже был среди первых коммунистов (погиб в 42 в коммунистическом батальоне под Тихвиным).
К своему стыду ни как не можем собраться и съездить посетить музей в доме где родился лётчик .

Рус-с

Я почему про А.Клубова написал , потому что земляк
А у меня деревня недалеко от места где родился Сафонов. В райцентре бюст его стоит.

Aviator31

Константин12
Фото военное для знатоков.
"Что бы это значило?"
He-111 ?

o.tuk

Странно, налёт во время учёбы сильно разный.
Там про начальный этап войны говорилось, про кадровых, некоторых с испанским опытом. Акцент в обучении делался именно на индивидуальных поединках и искусстве пилотирования. Плохая подготовка сказалась уже на ускоренных, военных выпусках лётчиков 41-42г. Кстати, также отмечалось, что вначале немцы не имели подавляющего технического преимущества- поздние модификации "ишаков" практически не уступали "эмилям". Вот то, что их было меньше, это да. И-15 противостоять "мессеру" не мог. В дальнейшем, по мере выбывания из строя кадрового состава, наши школы смогли обеспечить более качественное обучение пилотов, по сравнению с немецкими.

Константин12

Aviator31
He-111 ?
Нет.Пост 41.

Рус-с

Там про начальный этап войны говорилось, про кадровых, некоторых с испанским опытом.
Тады верю, западный подход это орднунг/системность прежде всего а индивидуальное мастерство на втором плане. Как в ихней кавалерии, никакой рубки, плотный строй, укол и ниипёт.

Рус-с

поздние модификации "ишаков" практически не уступали "эмилям".
скорее наши опытные пилоты смогли использовать преимущество Ишака на виражах и затащить в такой бой противника.
В дальнейшем, по мере выбывания из строя кадрового состава, наши школы смогли обеспечить более качественное обучение пилотов, по сравнению с немецкими.
Неужто по налёту сравнялись? Сомнительно что то.

Nick Brake

Aviator31
He-111 ?
Эпическая сила... я же привел ссылку!

"Американский летчик-истребитель Леви Чейз в кабине своего истребителя P-40".
Во втором ряду, среди свастик  - значки за сбитых итальяшек.

tref7

o.tuk
поздние модификации "ишаков" практически не уступали "эмилям". Вот то, что их было меньше, это да. И-15 противостоять "мессеру" не мог.
Андрей, ишаком И-16 звали, не?

Миномётчик

Н.Валерич
18 Января исполнилось 100 лет лётчику-асу дважды Героя Советского Союза Клубову Александру Фёдоровичу ...
Ф.И.О. "дважды Героя" озвучивать будете?

Н.Валерич

Миномётчик , вы о чём ?

GEOSSS

мой дед тоже был среди первых коммунистов (погиб в 42 в коммунистическом батальоне под Тихвиным).
Мой дед.
Мой отец-все были антикоммунистами.
Мой прадед - был митрополитом. У него Иоанн Кронштадский исповедовался.

гаврила 3

o.tuk
Там про начальный этап войны говорилось, про кадровых, некоторых с испанским опытом. Акцент в обучении делался именно на индивидуальных поединках и искусстве пилотирования. Плохая подготовка сказалась уже на ускоренных, военных выпусках лётчиков 41-42г. Кстати, также отмечалось, что вначале немцы не имели подавляющего технического преимущества- поздние модификации "ишаков" практически не уступали "эмилям". Вот то, что их было меньше, это да. И-15 противостоять "мессеру" не мог. В дальнейшем, по мере выбывания из строя кадрового состава, наши школы смогли обеспечить более качественное обучение пилотов, по сравнению с немецкими.
По воспоминаниям участников испанской войны и авиаконструкторов И-15, и-16 в конце войны в чистую проигрывали мессерам. Маневренность - да. Биплан, по мощности и вертикальным скоростям и по вооружению. На последних версиях И-16 даже пушки стали ставить, но было поздно. Выигрывали в индивидуальных боях за счет мастерства. В строю при навязывании тактики сбивали пачками.Конечно тоже по разному писали. Почистили их сильно в 37-39 г.г. По ассам- в любой армии на асса работала группа поддержки, так что в 2 мировой это скорее коллективный результат. Немцы создавали подразделения из сильных пилотов на новой технике, для завоевания господства на нужных участках. По воспоминаниям наших, при вылетах Кожедуба или Покрышкина немцы давали предупреждение и на охоту отправляли подготовленные группы. К середине войны индивидуальные бои редко происходили. Воспоминания участников тоже не всегда объективны. Жуков сколько редакций своих воспоминаний выпустил. И какие разные.

Рус-с

Немцы создавали подразделения из сильных пилотов на новой технике, для завоевания господства на нужных участках.
натюрлихь, ягдгешвадер.

гаврила 3

Рус-с
натюрлихь, ягдгешвадер.
Ругаться нехорошо. Почитал по вашей ссылке- советую почитать ругателям ленд лиза. Ну и книгу Кожедуба, хотя он наверное для них не авторитет.

Константин12

tref7
ишаком И-16 звали, не?
А И-15 "Чайка".

Рус-с

И-15
а не И-153?
вашей ссылке
ничего не выкладывал, обознались.

Константин12

Рус-с
И-153?
И-15, И-15бис, И-152, И-153. Все "Чайки".
https://topwar.ru/71012-boevye-chayki-n-polikarpova.html

o.tuk

tref7
Андрей, ишаком И-16 звали, не?
Да, И-16. Упомянул И-15 как пример уже полностью устаревшего на начало ВМВ самолёта.

Стрела

ишакофф же полно было. летать никто не умел и на аэродромах много пожгли.

o.tuk

ишакофф же полно было
Поздних модификаций было сравнительно немного.
летать никто не умел
Летать умели. Тактика и техника устарели. Летать не умели первые военные выпуски, обучавшиеся по сокращённой программе. В дальнейшем ситуация более-менее улучшилась. А у немцев ухудшилась.
на аэродромах много пожгли
Большинство самолётов в первые дни потеряно именно так, а не в бою.

Рус-с

техника устарели
пока с германцем не задружились из за отсутсвия современных движков тупик был. Свои конструировать не умели а лицензионные/копированные уже не соответсвовали.

Стрела

да вроде как и предвоенные выпуски были очень плохо обучены - экономили бензин и боеприпасы. т.е. были крутыши-испанцы и были все остальные. ну так написано было по крайней мере. и немцы кстати тоже об этом говорили, что в основном наши пилоты в начале войны никакие были.

Рус-с

т.е. были крутыши-испанцы и были все остальные
Согласен.

o.tuk

что в основном наши пилоты в начале войны никакие были.
ЕМНИП, ускоренные выпуски пошли с нач.1940г. Курсантам присваивали звание не мл.лейтенанта, а сержанта, что для них было весьма обидно. В это же время шла реорганизация самих школ.

Рус-с

ускоренные выпуски пошли с нач.1940г.
Какой налёт был до этого?
Курсантам присваивали звание не мл.лейтенанта, а сержанта, что для них было весьма обидно
Ничего у немцев тоже фельдфебели летали в истребителях. Кто станет ведущим пары тот и лейтенанта получит, нормальный ход. ====== Танками у них тоже унтер-офицерский состав командовал.

o.tuk

Какой налёт был до этого?
По часам не помню. Помню, одни говорили, что летали много. А другие, что взлёт-посадка и ни разу не стреляли. Многие вспоминали, что приходилось срочно переучиваться с "ишаков" на миги и лагги.

Рус-с

По часам не помню.
вряд ли это сильно отличалось от общей картины по армии, не веселой совсем.

o.tuk

Ничего у немцев тоже фельдфебели летали в истребителях. Кто станет ведущим пары тот и лейтенанта получит, нормальный ход.
Здесь несколько иное. Если при наборе обещали мл.лейтенанта, а на выпуске сержанта вкорячили... Совсем иные права и довольствие. Прям как разжалование получается. А многие уже и форму пошили.

Рус-с

Если при наборе обещали мл.лейтенанта, а на выпуске сержанта вкорячили..
Это не красиво конечно. ===== Кстати, такая массовость обучения по мне знак того что хотели сами начать войну. В чистом небе, качество пилотов не так важно.

o.tuk

Кстати, такая массовость обучения по мне знак того что хотели сами начать войну.
Понимать неизбежность не значит хотеть начать. Более того, уверен, что если бы Гитлер промедлил с нападением ещё хотя бы год-два, то его шансы победить СССР стремились бы к нулю с каждым днём. Отмобилизованная армия должна воевать. В противном случае она просто бессмысленно(!) поглощает ресурсы, истощая экономику.

Рус-с

Понимать неизбежность не значит хотеть начать.
Тут надо понимать в каких условиях будет действовать авиация. Если нападать, то хотя бы на время превосходство в воздухе будет обеспеченно а вот если обороняться, его придётся завоёвывать, тут без качественных пилотов никак. Так война всё это и показала. мы себя хорошо почувствовали, когда немцы значительную часть истребителей перекинули на Запад.
Отмобилизованная армия должна воевать.
Кто бы сомневался.

Н.Валерич

Чего-то и не слышал про это 😞 , признаться и не интересовался даже .


carrier

Между прочим на тех мустангах исключительно негры летали. Была у них такая отдельная часть, спецом для цветных. расисты, фигли. 😀

Рус-с

расисты, фигли.
Да уж где та Америка, Америка белых людей, просрали.

Jinn07

o.tuk
Кстати, также отмечалось, что вначале немцы не имели подавляющего технического преимущества- поздние модификации "ишаков" практически не уступали "эмилям".
Эмиль мог в любой момент оторваться от И-16, просто отдав от себя ручку - а Ишак упирался лбом в воздух и оставался на месте.

Jinn07

Рус-с
скорее наши опытные пилоты смогли использовать преимущество Ишака на виражах и затащить в такой бой противника
А как затащить противника туда, куда он не хочет затаскиваться?


андрэ

Да уж где та Америка, Америка белых людей, просрали.
и как дальше жить???

carrier

Jinn07
А как затащить противника туда, куда он не хочет затаскиваться?
Сделать предложение от которого нельзя отказаться, как вариант. Знал человека который на ишаке начинал воевать, с самого начала. Прошёл всю войну.

Рус-с

и как дальше жить???
Сделать Россию страной белых людей.

Рус-с


А как затащить противника туда, куда он не хочет затаскиваться?
Никак. Будет бум зумить и всё.

Jinn07

Будет бум зумить
Это что и на каком языке?