"Жадный кукушонок авиапрома"

Pragmatik
https://www.mk.ru/print/article/2462677/

"15 миллиардов на доработку Sukhoi Superjet поразили специалистов.
Жадный кукушонок авиапрома"

Ольга Божьева.

ЦИТАТА:

"Минпромторг выделяет 15 миллиардов рублей на доработку Sukhoi Superjet 100 (SSJ, "Сухой Суперджет-100") в вариант Superjet New. Средства предстоит освоить под актуальным лозунгом импортозамещения. Проще говоря, в свете объявленных против России санкций требуется заменить иностранные комплектующие SSJ, которых в нем сейчас более 80%, на отечественные.

Вот только вопрос: кому от этого станет лучше? Нам, авиапассажирам, или нашим чиновникам, которые безнадежно пытаются исправить свои собственные ошибки за счет нашего общего государственного кошелька?
Сейчас уже мало кто помнит, что с самого начала этот проект пошел в работу лишь потому, что его создатели обещали построить чудо-самолет за средства фирм, без господдержки. Не получилось. Обманули. В результате SSJ, словно кукушонок, один за другим начал постепенно выталкивать из общего гнезда более успешные проекты российского гражданского авиастроения, уничтожив их все до одного. Причем даже те, которые были уже в железе, как, например, почти готовый на тот момент Ту-334.

Мы, журналисты, общаясь с создателями SSJ, уже тогда недоумевали: неужели вас не напрягает, что куратором проекта SSJ стала фирма Boeing? Вы всерьез считаете, что она будет растить себе конкурента в России? В ответ журналистам лишь многозначительно ухмылялись, похлопывали по плечу и рассказывали "про глубокую международную кооперацию".

Ну и кто оказался прав? Сегодня производство SSJ убыточно. Каждый новый самолет приносит его производителю не прибыль, а убыток, который затем покрывается из госбюджета. Только на одном двигателе убыток составляет под миллион долларов.

SSJ стал самым дорогостоящим проектом российского гражданского авиастроения. И самым тупиковым. У этого проекта, как у всех приличных, нет даже линейки самолетов, рассчитанных на перевозку, к примеру, 75, 90 или 120 пассажиров. Он создавался лишь в одной размерности - 98-100 мест. Поначалу еще что-то там говорили про 75, 110 мест, но потом стало ясно: не получилось.

И вот теперь он худо-бедно летает, но опять требует денег "на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по импортозамещению". Но опять-таки, еще в начале 2000-х, в том числе и в "МК", мы доказывали создателям SSJ, что импортная начинка может стать самым слабым местом самолета, если политическая обстановка в мире изменится не в пользу России. Поставщики-иностранцы легко смогут ограничить поставки деталей и запретить продавать SSJ за рубеж, как это уже случалось с другими нашими самолетами и вертолетами.

В ответ мы слышали раздраженное: вы ничего не смыслите ни в авиации, ни в бизнесе. А то, что SSJ почти полностью укомплектован импортными деталями - его огромное преимущество, так как это облегчит его сертификацию в Европейском агентстве по безопасности полетов (EASA).

Обеспечило? Этот вопрос особенно становится актуален после трагедии в "Шереметьево", когда во время жесткой посадки самолета в огне погиб 41 человек. Теперь у многих специалистов возникает вопрос: каким образом был сертифицирован самолет, у которого при подломе стоек шасси разрушаются топливные баки, чего по требованиям летной годности не должно быть ни при каких условиях?

Мы, журналисты, с самого начала проекта также предупреждали: SSJ не приспособлен для российских региональных аэродромов - движки расположены слишком близко к земле и на взлете будут засасывать камни и мусор. Техники в Жуковском рассказывали, что во время испытаний SSJ им перед каждым его взлетом во избежание эксцессов приходилось сначала долго чистить полосу. Но нам говорили: при чем здесь региональные российские аэродромы? SSJ будет летать в Европе! Его станут покупать в основном иностранные компании.

Ну и как, покупают? В этом году один вроде кому-то продали. Остальные приходилось насильно втюхивать российским перевозчикам, используя властные рычаги давления и, опять же, государственное бабло на дотации для убыточных самолетов.

Теперь вот нам заявляют, что SSJ снова требуется "обновление" по госпрограмме "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". То есть SSJ, который изначально был первым блином агонизирующего российского авиапрома, за 15 миллиардов хотят превратить в будущее российской авиации? Поднимут его на щит и под крики об импортозамещении будут тихонько пилить миллиарды, заставляя страну гордиться нашим Superjet New вплоть до 2025 года?

Да побойтесь бога! По меркам мировой гражданской авиации это уже старый проект. Его разработка началась в 2002-м, в 2011-м его сертифицировали. Теперь за большие деньги на нем хотят оставить не 80% иностранных комплектующих, а "всего" 50% - именно такие цифры называют специалисты. На эту работу уйдет еще несколько лет. Когда ее с нашими дохлыми темпами сделают и испытают, самолет надо будет заново сертифицировать в EASA и долго доказывать, что наши 30% комплектующих не хуже европейских. Это растянется еще лет на 10-15 и потребует дополнительных колоссальных средств.

За это время в других странах появятся новые самолеты такого же класса, с которыми "обновленный" Superjet New конкурировать все равно не сможет. Собственно, они уже появились. К примеру, бразильский "Эмбраер-190". У него с линейкой как раз все нормально - есть различные варианты вместимости.

А мы, выходит, до скончания века так и будем исправлять недоделки-недостатки своих старых авиационных проектов, вкладывая миллиарды, пока другие будут строить новые самолеты? Ради чего? Если уж у нас в стране чиновники так ценят старость, пусть лучше отдадут эти миллиарды пенсионерам. Они в них нуждаются куда больше, чем мертворожденный авиационный пиар-проект.

Ольга Божьева" (С)

КОНЕЦ ЦИТАТЫ.

Pragmatik
Как всегда - общаемся чинно, мирно, никакой политоты.



Большой Бодун
чотаржу - а меня ещё на одном сайте склоняли мол чотакова, все самолёты столько стоят!
жду ссылку что боинги запретили.
Pragmatik
Большой Бодун
жду ссылку что боинги запретили.
У нас не запретят.
Sobaka1970
Распил и откат.
Pragmatik
Sobaka1970
Распил и откат.
Как вам не стыдно! И в мыслях ни у кого не было!
😊
Омуль+
Pragmatik
у которого при подломе стоек шасси разрушаются топливные баки, чего по требованиям летной годности не должно быть ни при каких условиях?



Враньё. И пункт 1.18.13. О слабых звеньях в конструкции планера Предварительного отчета МАК говорит об этом.
КМ
Враньё. И пункт 1.18.13. О слабых звеньях в конструкции планера Предварительного отчета МАК говорит об этом.

Это пункт в отчете, насколько я помню, говорит только о том, что штифты предусмотрены, расчеты произведены, проверены грубой посадкой (4g). Все замечательно. Но почему тогда самолет сгорел?

В сети пишут, что при разрушении штифтов кессоны все равно повреждаются - из них вырывает куски стенок.

КМ
Pragmatik
https://www.mk.ru/print/article/2462677/

Удивительно, но в МР на эту тему писали, и очень похожие вещи. 😊

Омуль+
КМ
В сети пишут, что при разрушении штифтов кессоны все равно повреждаются - из них вырывает куски стенок.
"Авиационное происшествие с самолетом RA-89098 характеризовалось посадкой с
тремя последовательными касаниями ВПП с перегрузками не менее 2.55 g, 5.85 g, 5.0 g.... Вышеописанная ситуация не предусмотрена в действующих нормах летной
годности. В соответствии с сертификационными правилами оценка вторичных ударов
планера о землю после разрушения шасси не требуется."
button
Pragmatik
Ради чего?
боюсь что другого варианта нету.
я так понимаю что из за санкций мы не только не можем производить суперджеты, но скоро не сможем и имеющиеся обслуживать.
поэтому и думают модернизировать
КМ
Омуль+
"Авиационное происшествие с самолетом RA-89098 характеризовалось посадкой с
тремя последовательными касаниями ВПП с перегрузками не менее 2.55 g, 5.85 g, 5.0 g.... Вышеописанная ситуация не предусмотрена в действующих нормах летной
годности. В соответствии с сертификационными правилами оценка вторичных ударов
планера о землю после разрушения шасси не требуется."

Не все так хорошо как пытаются доказать - разрушение штифтов либо не произошло, либо произошло нештатно. Поэтому кессон пострадал.

КМ
button
боюсь что другого варианта нету.
я так понимаю что из за санкций мы не только не можем производить суперджеты, но скоро не сможем и имеющиеся обслуживать.
поэтому и думают модернизировать

Был Ту. В угоду Су его убили. Теперь пытаются за наш счет пытаются "отыграть назад".

Омуль+
КМ
Не все так хорошо как пытаются доказать - разрушение штифтов либо не произошло, либо произошло нештатно. Поэтому кессон пострадал.
Хорошо. Я понимаю что не очень хочется искать и читать.

"Перегрузка 2.55 g не превысила расчетную для среза предохранительных штифтов
кронштейна навески ООШ на заднем лонжероне, соответственно при перегрузке 5.85 g
произошло срезание штифтов узлов крепления левой и правой стоек ООШ к заднему
лонжерону крыла. При повторном отделении самолета от ВПП стойки ООШ находились в
незафиксированном относительно заднего лонжерона состоянии. Разрушения конструкции
кессона крыла не произошло, по результатам анализа записей СОК показаний датчиков
топливомеров утечки топлива не зафиксировано, на ВПП фрагментов конструкции
самолета не обнаружено. При третьем касании ВПП, с превышением допустимых

вертикальных перегрузок, состояние конструкции не позволило стойкам воспринять
нагрузки от посадочного удара и произошел их подлом, разрушение конструкции крыла в
зонах узлов навески гидроцилиндров уборки-выпуска стоек, опускание и дальнейшее
движение самолета по поверхности ВПП на мотогондолах и хвостовой части фюзеляжа."

Конструкция после разрушающей перегрузки отработала штатно. На вторую разрушающую перегрузку она ЕСТЕСТВЕННО не расчитывается.

button
КМ
Был Ту. В угоду Су его убили.
ну это было давно уже.
шас то имеем су и решать что-то нужно именно с ним
КМ
Омуль+
Хорошо. Я понимаю что не очень хочется искать и читать.

Я читал, и читал все это обсуждение. Если кратко, то отмазки. Не произошло штатного разрушения.

Омуль+
КМ
то отмазки
Позиция ясна. Спасибо.
mixram2013
Жаль, что многие не понимают, что поддержка отечественного производителя, а уж в такой технически сложной отрасли, как авиастроение - это прямая обязанность, а даже не право, государства. И те деньги, что были выделены на СухойСуперДжет, это крайне незначительные суммы по меркам авиации. Может быть вспомним, сколько амеры угробили на истребитель 5 поколения, и до сих пор есть вопросы. Злые языки поговаривают, что в районе 1 триллиона баксов. Чего уж удивляться крайне маленьким на этом фоне, 15 миллиардам рублей, и даже общим - что-то в районе 70-80. Я полностью поддерживаю действия нашего государства в этой части, другой вопрос, что к конструкции самолёта действительно есть серьёзные вопросы. Это уже другой вопрос. Но нужно понять, что после развала СССР это был практически первый самолет, который сделан по современным меркам. Конечно, в первый раз всегда трудно. Чему тут удивляться.....
Pragmatik
Омуль+
Враньё. И пункт 1.18.13. О слабых звеньях в конструкции планера Предварительного отчета МАК говорит об этом.
Нет не враньё, а факты.
Просто не надо ссылаться на ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ отчет.
Pragmatik
КМ

Удивительно, но в МР на эту тему писали, и очень похожие вещи. 😊

А это продолжение тем про суперджет. 😊
И снова - статья Ольги Божьевой. Авиацией она занимается очень давно, причем, её статьи про авиацию очень на хорошем уровне написаны. С погружением в тему.
Pragmatik
button
боюсь что другого варианта нету.
я так понимаю что из за санкций мы не только не можем производить суперджеты, но скоро не сможем и имеющиеся обслуживать.
поэтому и думают модернизировать
Сeперджеты - это изначально ущербный товар. Который стала делать фирма, не имеющая опыта конструирования и постройки гражданских больших машин. Именно поэтому там 75-80% всего иностранного.
При этом, как не раз говорили - Ту-334 был уже изготовлен в металле.
Pragmatik
Омуль+
Хорошо. Я понимаю что не очень хочется искать и читать.
Еще раз - не надо ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ заключения читать. лучше окончательное.
Pragmatik
mixram2013
о нужно понять, что после развала СССР это был практически первый самолет , который сделан по современным меркам.
Чисто либеральный гуманитарный подход.
Даже спорить не интересно.
КМ
Омуль+
Позиция ясна. Спасибо.

Возразите. Или объясните почему при нескольких ударах или козле на 154-м такой проблемы не возникало? Или на Су не знают о таком явлении как прогрессирующий козел?

Омуль+
Pragmatik
а факты.
Где? Есть ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ отчет?
Пока фактом являются данные ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО отчета.
mixram2013
#23. А я и не собираюсь спорить, само преподнесение сути вопроса уже все рассказало.....
Sxasd
15 миллиардов рублей вообще для отрасли копейки.
У нас полковники больше воруют.
А тут и наука и рабочие места.
КМ
mixram2013
Но нужно понять, что после развала СССР это был практически первый самолет, который сделан по современным меркам.

Бред. Кстати, до развала СССР отечественный авиапром делал самолеты по самым современным меркам.

Омуль+
КМ
Или объясните почему при нескольких ударах или козле на 154-м такой проблемы не возникало?
Бортовой номер Ту-154 о котором вы говорите?
Омуль+
Pragmatik
Еще раз - не надо ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ заключения читать.
😊 Шедеврально. А кого надо читать? Вас? Ольгу Божьеву?
button
Pragmatik
Сeперджеты - это изначально ущербный товар.
так они уже есть!
и с ними нужно что-то делать...
их приличное количество то...
и если их все попилить на металл, то надо купить новые, а это я боюсь будет стоить куда больше 15 ярдов...
кстати недавно летал на суперджете... ну шумноват но в общем вроде и ничего
mixram2013
#28. Нет, не делал. Все очень просто, если отрасль конкурентоспособна, она выживет почти всегда, даже при такой катастрофе, как развал государства. Типичный пример, наша боевая авиация. Если нет, рассчитывать на чудеса не нужно. СССР ничего конкурентоспособного не делал, за исключением ряда отраслей, прежде всего относящихся к обороне и немного иных.....
КМ
Омуль+
Где? Есть ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ отчет?

В том-то и дело, что год прошел, а отчета нет. Но есть решение вложить миллиарды в самолет. По мне ситуация очевидна.

Pragmatik
Омуль+
Где? Есть ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ отчет?
Вооот. Нету его.
Омуль+
Пока фактом являются данные ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО отчета.
Это не есть факты. Это ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ НЕЧТО.
Факты будут в окончательном отчете. Может быть. Но его может и не случиться. Ибо очень неудобные могут быть те факты. Затронут очень уважаемых людей.

Кстати, по той же катастрофе Ту-154 в Сочи много вы окончательных отчетов видели? Вот то-то.

HighMan
mixram2013
Жаль, что многие не понимают, что поддержка отечественного производителя, а уж в такой технически сложной отрасли, как авиастроение - это прямая обязанность, а даже не право государства. И те деньги, что были выделены на СухойСуперДжет, это даже не крохи, а ничтожные суммы по меркам авиации. Может быть вспомним, сколько камеры угробили на истребитель 5 поколения, и до сих пор есть вопросы. Чего уж удивляться крайне мизерным 15 милоиардвм рублей. Я полностью поддерживаю действия нашего государства в этой части, другой вопрос, что к конструкции самолёта есть серьёзные вопросы. Это уже другой вопрос. Но нужно понять, что после развала СССР это был практически первый самолет , который сделан по современным меркам. Конечно, в первый раз всегда трудно. Чему тут удивляться.....

Эммм... Вам не кажется, что не очень корректно сравнивать истребитель 5го поколения и гражданский пассажирский самолет? Это, на мой взгляд, разные вещи, хотя есть крылья, хвосты... Но тогда и птиц можно добавить в сравнение.
Кстати, СУ57 нонче грохнулся. Оказывается, им правил гражданский пилот!

Читаю я отмазки МО и вижу, что им показательно не верят даже напрочь подконтрольные государственные СМИ.
Министерство Обмана...

Pragmatik
КМ
Кстати, до развала СССР отечественный авиапром делал самолеты по самым современным меркам.
Причем - из 100% своих советских комплектующих. Таких стран было всего несколько в мире на тот момент.
Кстати, и поныне Россия - одна из 4-5-ти стран, кто может сам делать турбореактивные движки с нуля.
mixram2013
#35. А я и не сравниваю, а говорю о том, что даже сотня миллиардов рублей для авиации, это чуть больше, чем очень мало.....
Pragmatik
button
так они уже есть!
Увы, это ни то, ни сё. 75-80% деталей - импорт. Не напомните, что там с "Северным потоком"? А там главный подрядчик вывел все свои суда из Балтийского моря.
Опять же, французские движки - маломощные. И по контракту наши не могут влезать в "горячую зону". Т.е., опять полная зависимость от Запада.
Потому что изначально проектант не имел опыта проектирования ТАКИХ самолётов - и собрал этот ероплан как собирают компьютеры - из чего было. Лишь бы заткнуть то, чего он делать не мог.
А на вопросы специалистов - пренебрежительно, а потом и нервно отвечали, что оппоненты, дескать, ничего не понимают.
А главное - изначально обещали, что из бюджета денег не потребуется.


button
и с ними нужно что-то делать...
их приличное количество то...
и если их все попилить на металл, то надо купить новые, а это я боюсь будет стоить куда больше 15 ярдов...
кстати недавно летал на суперджете... ну шумноват но в общем вроде и ничего
Их не такое уж и приличное количество. И многие стоят, т.к. запчастей к ним нет. И их просто разбирают, чтоб взять запчасти для других машин.

Большой Бодун
удивительный случай - голос америки "клевещет" на боинг!

Опель с крыльями:

Где бывает 'бесплатный' сыр?

Правильно, только в мышеловках. Главным консультантом проекта выступила компания 'Боинг'. Услуг своих она не навязывала, попросили - согласилась. Причем за свою работу не взяла ни копейки. А в качестве компенсации за труды выдвинула российской стороне одно условие - чтобы будущий самолет мог перевозить не более 100 пассажиров. Вот где скрывается один из главных корней 'региональности' 'Суперджета'.

Обвинять 'Боинг' в 'недоброжелательности' по отношению к российскому авиапрому бессмысленно. Американская компания преследовала в первую очередь свои собственные интересы, а интересам этим отнюдь не соответствовало появление на мировом рынке российского конкурента дальнемагистральным 'Боингам-767' или 'Боингам-777'.


https://www.golos-ameriki.ru/a/russias-aviation-industry/1212631.html

и статья от 2012 года, когда он потерпел только лишь первое крушение

КМ
Омуль+
Бортовой номер Ту-154 о котором вы говорите?

И выписку из домовой книги? 😊 Видео козлов полно на ютьюбе:

https://www.youtube.com/results?search_query=посадка+с+козлением

Pragmatik
Омуль+
😊 Шедеврально. А кого надо читать? Вас? Ольгу Божьеву?
Вы можете ничего не читать. 😊 Никто не заставляет. Но и предлагать нам ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ заключения - сорри, но не в этой теме. 😊
Это как вам в поликлинике сделают предварителшьные анализы и повезут грыжу вырезать. А потом окажется, что это был аппендикс. Ну подумаешь, делов-то. 😊
Омуль+
Pragmatik
Это не есть факты. Это ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ НЕЧТО.
Факты будут в окончательном отчете.
Вы сказали что фактом, а не враньем является и фраза Божьевой "... у которого при подломе стоек шасси разрушаются топливные баки, чего по требованиям летной годности не должно быть ни при каких условиях?"

НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ.
Это враньё.

Pragmatik
Sxasd
15 миллиардов рублей вообще для отрасли копейки.
У нас полковники больше воруют.
А тут и наука и рабочие места.
Вообще-то в свое время Ту-334 не хватило то ли 100 миллионов, то ли сколько-то...
А тут - это не первые 15 ярдов. Это в дополнение к уже потраченным. Вот не помню навскидку, сколько. То ли 2 раза по 15 уже, то ли еще сколько-то...
А обещали изначально вообще без участия гос. бюджета.
HighMan
КМ

В том-то и дело, что год прошел, а отчета нет. Но есть решение вложить миллиарды в самолет. По мне ситуация очевидна.

На мой взгляд, этого более чем достаточно что бы закрыть проект и рассадить его лоббистов.