Памяти погибшего космонавта

bigross
24 апреля 1967 года, 53 года назад, при возвращении на Землю корабля 'Союз-1' погиб космонавт Владимир Комаров. Это была первая официально признанная трагедия в космосе. Официальная версия - стечение обстоятельств, неофициальная - сбой систем корабля, о вероятности которого организаторы полета знали заранее, но умышлено форсировали сроки.
Читать полностью: https://42.tut.by/681977


Инженер-полковник, космонавт 3-го класса
'Владимир Михайлович Комаров - советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Командир первого в мире экипажа советского космического корабля. Дважды летал на первых кораблях нового типа: 'Восход-1' и 'Союз-1'. Первый человек, побывавший в космосе дважды. Первый человек, погибший во время полета в космос', - вот как Комарова описывает 'Википедия'.

Владимир Михайлович родился в 1927 году, в 1949-м стал военным летчиком - служил в истребительной авиационной дивизии в Грозном, где и познакомился со своей будущей женой, школьной учительницей Валентиной Киселевой.

После этого Комаров также работал на должностях помощника ведущего инженера в Государственном Краснознаменном НИИ ВВС, занимался испытаниями новейших образцов авиационной техники СССР. Через некоторое время ему предложили пройти отбор в первый отряд космонавтов.

Правда, собеседование было довольно специфическим. Так как это была секретная миссия, то кандидатов спрашивали что-то вроде 'хотите ли вы летать на новой технике' и 'хотели бы вы полететь на ракете вокруг Земли'.

Тех, кто ответил утвердительно, позже призвали для полного медобследования. На тот момент Владимиру было довольно много для космонавта лет - 33 года, - но комиссию убедили его выдающиеся знания и высшее инженерное образование.

Так Комаров попал в ряды первых советских космонавтов. И если бы у него случайно не нашли скрытую патологию сердечной деятельности, то, может, он стал бы первым человеком в космосе.


СанСаныч69
официально признанная трагедия в космосе.
ключевое признанная...
xant-1966
...
bigross
Впервые Владимир полетел в космос в 1964-м, спустя годы тренировок он вышел в космическое пространство на корабле 'Восход-1', первом 'многоместном космическом корабле'. Впрочем, BBC пишет: 'Восход-1' - это переименованный гагаринский 'Восток'. Кабина была очень тесной, так что туда практически втиснули трех самых маленьких космонавтов, причем без скафандров и катапульты.

Опасный полет на малоприспособленном корабле предприняли, чтобы не уступить создаваемому в США 'Аполлону'. Вскоре началась ускоренная работа над настоящим трехместным кораблем - 'Союзом', - которому предстояло обслуживать будущие орбитальные станции и даже полететь на Луну.

Лунная гонка и форсирование сроков
Гонка с США - очень важный момент, ведь в то время Штаты опережали СССР в 'битве за Луну'. Америка уже проиграла Союзу, который первым запустил искусственный спутник в космос, первым отправил человека в космос и первым же нацелил зонд на Луну, но в этот раз не собиралась уступать.

В 1961 году тогдашний президент Джон Кеннеди выступил с речью перед конгрессом, где заявил, что эта программа обойдется каждому мужчине, женщине и ребенку в 50 центов в неделю (более четырех долларов с учетом инфляции). Но первый человек на спутнике Земли должен быть американцем, и точка.

Так что к 1967 году в США работы над лунными программами шли уже давно, а отобранные для экспедиций кандидаты активно тренировались. Конечно, в СССР об этом знали - еще с момента речи Кеннеди, - но по каким-то причинам отложили выполнение своей 'лунной миссии'. Может, не восприняли заявления американцев всерьез или же решили вложить средства в другую отрасль (скорее всего, военную, так как на дворе была холодная война). Но первые успехи с 'Аполлоном' в 1964-м заставили советских специалистов взяться за задачу всерьез, и СССР вступил в эту гонку с опозданием в пару лет.

Для сравнения: за время, пока планировался полет 'Союза-1', американцы сумели спроектировать и построить пилотируемый космический корабль 'Джемини' для отработки лунных экспедиций, провести десять полетов и даже отрепетировать на орбите несколько лунных операций. Так что советским конструкторам пришлось поторопиться.
Еще один немаловажный факт. В 1967-м в СССР готовились отметить полувековой юбилей Октябрьской революции, первомайские праздники тоже никто не отменял. Очевидно, что такие события не могли обойтись без новой громкой победы - например в космосе. Весной того года планировался орбитальный полет сразу двух 'Союзов', в ноябре - первый облет Луны. В общем, сроки сильно форсировались: нужно было успеть к важным для страны, по мнению ее руководства, датам.

Неудачи с 'Союзами'
При этом с 'Союзами' изначально все шло не так, как планировалось. ТАСС пишет: первый космический корабль этой серии должен был взлететь еще в 1962 году, но работы затянулись на четыре года.

В первый полет многоместный корабль в беспилотном режиме отправился только в конце 1966 года. Было проведено три беспилотных запуска. Все они закончились неудачно.
Кроме того, в 1966 году умер генеральный конструктор 'Союзов' Сергей Королев. Пилотируемый полет космонавтов на 'Союзе-1' готовил его преемник - Василий Мишин. BBC добавляет, что Королев не допустил бы запуска космического корабля, не подтвердившего в ходе испытаний своей надежности (как это, по сути, и произошло). В ходе предполетной подготовки на 'Союзе-1' нашли 203 структурных дефекта.

А у Мишина 'было меньше авторитета, меньше веса'. Может, на него давило советское руководство. Или же Мишин хотел выслужиться перед начальством на новой для себя должности.

Дублером Комарова в полете на 'Союзе-1' выступил сам Юрий Гагарин - они были друзьями. После своего полета в 61-м Гагарину так и не удалось возвратиться в космос, а роль 'свадебного генерала' порядком наскучила - он рвался в бой. Но для полета на 'Союзе-1' все-таки рекомендовали Комарова.

По неофициальной версии, Гагариным дорожили больше - особенно после зафиксированных неудач во время испытаний 'Союзов'. Но, скорее всего, это преувеличение: если бы у Комарова незадолго до старта диагностировали банальный насморк, полетел бы Гагарин.

bigross
Как произошла катастрофа
План был такой: Комаров стартует на 'Союзе-1', после выхода на орбиту за ним следует 'Союз-2' с тремя членами экипажа. Двум последним после стыковки кораблей на околоземной орбите предстояло выйти в космос и перейти с борта второго 'Союза' в корабль Комарова, а затем всем вместе вернуться на Землю.

Старт 'Союза-1' назначили на 3 часа 35 минут 23 апреля. Корабль вышел на орбиту через 540 секунд после запуска, и с Комаровым установили связь. 'Самочувствие хорошее, параметры кабины в норме, но не раскрылась левая солнечная батарея, зарядный ток только 13−14 ампер, не работает КВ-связь', - отрапортовал космонавт.

На этом хорошие новости закончились. На 'Союзе-1' не открылась дублирующая антенна телеметрической системы и не отошел козырек, который защищает солнечно-звездный датчик от выхлопов двигателей. Проще говоря, все это не позволяло ориентироваться в пространстве по солнцу и звездам.

Первая попытка изменения орбиты корабля провалилась - аппарат стал вращаться вокруг своей оси. Когда Комаров попытался исправить положение, вращение лишь усилилось. После пяти таких витков Центр управления полетами отменил запуск 'Союза-2', а проблемный 'Союз-1' начали срочно возвращать на Землю. Это решение спасло жизни экипажу второго 'Союза'. Позже выяснилось, что у этого корабля возникли бы точно такие же неполадки.

После пяти часов Комаров сумел совершить практически невозможное: в ручном режиме сориентировать 'Союз-1' и начать торможение, причем над заданным районом. Но на высоте семи километров тормозной парашют не смог вытащить тяжелый основной парашют большого корабля из контейнера.

Запасной парашют вышел, но из-за вращения аппарата у него перекрутились стропы. На огромной скорости корабль врезался в землю. Катастрофа произошла в 06.22 в Адамовском районе Оренбургской области в 65 километрах восточнее города Орска.

Последние слова Комарова

Переговоры с Комаровым с Земли вел сам Юрий Гагарин. В документальном фильме российского 'Первого канала' приведена запись их разговора с последними словами Комарова. 'Вот тут товарищи рекомендуют дышать глубже. Ждем на приземлении', - сказал Гагарин, а Комаров ему ответил: 'Спасибо. Передайте всем. Произошло раз:'.

Далее 'Союз-1' вошел в плотные слои атмосферы и связь прервалась. Скорее всего, Комаров собирался сообщить о разделении спускаемого аппарата и корабля.

Некоторые источники утверждают, что Комаров едва ли не проклинал все руководство СССР и перед своей смертью успел связаться с семьей, но опубликованная запись разговора опровергает эти слухи. К тому же в конце 60-х технические возможности были весьма ограничены: связь с космонавтом перед посадкой была возможна только через антенны на стропах основного парашюта, который так и не раскрылся.

На момент гибели Владимиру Комарову было 40 лет.

bigross
'Гибель выдающегося космонавта Комарова - утрата для всего советского народа'
Состыковать два 'Союза', как это было изначально задумано, удастся только в январе 1969 года. Два космонавта - Евгений Хрунов и Алексей Елисеев - перейдут через открытый космос из одного корабля в другой. Последующие версии 'Союзов' лишатся недостатков первых моделей - их будут использовать следующие 50 лет и назовут одними из самых надежных космических кораблей.

Прах Владимира Комарова, вернее то, что смогли собрать на месте катастрофы, был погребен у Кремлевской стены. Но семья Комарова всегда считала настоящей могилой место его гибели в Оренбургской области. Спустя полтора месяца после трагедии военнослужащие дислоцированной неподалеку ракетной дивизии установили там самодельный обелиск. Позже его обновили.

Никакая детальная информация о трагедии в средствах массовой информации СССР раскрыта не была. Официальная версия случившегося появилась лишь через сутки.

'При открытии основного купола парашюта на 7-и километровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжелой утратой для всего советского народа', - говорится в сообщении ТАСС от 25 апреля 1967 года.

Генералисимус Сталин
те что до него были мы может лет через сто узнаем.......
Sraptak
Генералисимус Сталин
те что до него были мы может лет через сто узнаем.......
до него? Фамилии членов отряда космонавтов известны. Равно как и их судьба.
Генералисимус Сталин
там много тех кто еще до отряда космонавтов прокладывал первые тропинки в космос.......
TemkA
А с чего в космосе-то, когда на Земле, от удара об неё при посадке ?

Космос - это выше 100 км

Sraptak
Генералисимус Сталин
там много тех кто еще до отряда космонавтов прокладывал первые тропинки в космос.......
это вы про того идиота из секты сторонников плоской земли, щтоле?
TemkA
Есть ещё более свежий, польский


TemkA
Там же у Маска скоро первый полёт с тушками

А Большой Консервной Банкой он там вообще по 100 за раз собрался гробить

Генералисимус Сталин
По статистике накаждый новый тип самолета от чертежа до первого полета облета и выхода машины всерию приходится от 7 до 15 ти смертей ........и это не только пилоты...........А в космос полететь это намного сложнее Так что То что Волков Царство ему небесное и вечная память далеко не первый я уверен на 110%
TemkA
Virgin'щки стратолёт


не так давно грохнули


Видео, оказывается, есть


--------

Дальше вроде пошло



Генералисимус Сталин
я так понимаю это говно болтается в стратосфере в космос оно не вышло в 1970 году выпущен МИГ 25 который имел потолок по паспорту 23-25 а по факту залетал и на 27000
TemkA
Настоящий космос - это 100-тка

Самолёт туда не, т.к. там воздух заканчиваться начинает
И холодно становится

Претендуют ли эти на 100 - я х.з.
Из "тур.агентств" там только эти ещё, с "летающим членом"



342646 у меня вроде получилось заметить

Да, 104,4 км

У них - космос

А вот есть ли у них САС - это большой вопрос

Лонжерон
Генералисимус Сталин
По статистике накаждый новый тип самолета от чертежа до первого полета облета и выхода машины всерию приходится от 7 до 15 ти смертей ...
Из рогатки таких статистиков в детстве ещё расстреливать надо.

ТС, я понимаю, конечно, хочется читаемости, но такие темы всё же надо размещать в профильных разделах, чтобы максимально избежать галиматьи типа кобинского.

Да и не "в космосе всё же". В рамках космической программы.

Генералисимус Сталин
Лонжерон
Из рогатки таких статистиков в детстве ещё расстреливать надо.
Почитайте историю архивы сколько полегло пилотов и техников пока лучший самолет штурмовик Второй Мировой встал на крыло как говорят в авиации ( я понимаю вы от нее далеко ).............кстати и у нихъ пока они Штуку в небо подняли тоже не мало полегло Обе машины очень своеобразны были..........
Лонжерон
Я от авиации ближе, чем ты у меня на выстреле.
Не пиZди и не пиздим будешь.
Генералисимус Сталин
Лонжерон
Я от авиации ближе
и на чем летали?? я МИ-2 налет 300 часов на восьмерке 50 часов..........Ну а потом времена поменялись Да кстати три прыжка с паращютом Два с "дубом" вы наверное знаете что это ..........и один раз со спасательным тем что в чашке под жолпой....
Лонжерон
Генералисимус Сталин
я МИ-2
Можно на ты.

Так ты и в гелике горел, кули мне с тобой тягаться...?

Но по статистике не пори куйни. Не вспоминай "фарманы" и не путай испытания с боевым применением.

Гоминид
Первый погибший в космосе
Вся планета в космосе. Йух его знает, что на ней первое погибло.
Sraptak
Генералисимус Сталин
Почитайте историю архивы сколько полегло пилотов и техников пока лучший самолет штурмовик Второй Мировой встал на крыло как говорят в авиации
Сколько?
Омуль+
TemkA
А вот есть ли у них САС - это большой вопрос
Есть.
Омуль+
Генералисимус Сталин
я так понимаю это говно болтается в стратосфере в космос оно не вышло в 1970 году выпущен МИГ 25 который имел потолок по паспорту 23-25 а по факту залетал и на 27000
Вы даже в говне не разбираетесь.
Во-первых там где он уже болтался - это не стратосфера.
Во-вторых им до космоса осталось 10км.
Ну и в - третьих с 1962 по 1968гг было совершено 13 пилотируемых полетов (из почти 200 всего) на ракетоплане Х-15 на высоты от 81 до 108 км с максимальной скоростью в одном из полетов 7274 км/ч.
Вот такое вот говно.
button
погибший таки не в космосе а на земле
Омуль+
button
погибший таки не в космосе а на земле
Формально. да. В космосе пока тьфц-тьфу-тьфу.
Лонжерон
Я и говорю, переименовать тему надо.
Марксист
В космосе пока тьфц-тьфу-тьфу.
А Союз-11 ? Добровольский, Волков, Пацаев.
Лонжерон
А Союз-11 ?
"...Космонавты погибли при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата на большой высоте. Конструкция корабля не предусматривала скафандров для экипажа."
Тоже уже не в космосе.
Омуль+
У Аполло-13 хорошие шансы были.
andreyzverev
Лонжерон
Тоже уже не в космосе.
На высоте 150 километров давление внутри кабины стало резко снижаться и в течение двух минут упало до 50 миллиметров ртутного столба.
То есть формально погибли уже ниже условной высоты космоса (100-120 км).
Марксист
На высоте 150 километров давление внутри кабины стало резко снижаться и в течение двух минут упало до 50 миллиметров ртутного столба.
То есть формально погибли уже ниже условной высоты космоса (100-120 км).
Не понял - 150км это ниже чем 120? И точно установлено, на какой именно высоте они погибли?
andreyzverev
Марксист
Не понял - 150км это ниже чем 120? И точно установлено, на какой именно высоте они погибли?
150 это высота, на которой начало катастрофически падать давление.
Смерть не мгновенная, от одной до нескольких минут.

Несомненно, что погибли при выполнении космического полёта. Но формально не в космосе.

Омуль+
Ну, разные мнения. Где-то на грани.
Марксист
У Аполло-13 хорошие шансы были.
У Леонова еще лучшие. Когда тряпочный скафандр забыли проверить на поведение в вакууме.
Омуль+
Марксист
У Леонова еще лучшие.
Думаю несравнимо.
Лонжерон
забыли проверить на поведение в вакууме.
Да, представляю ощущения... Когда обратно никак...
Марксист
Когда обратно никак...
И команда с земли Беляеву отрезать и оставить на небесах..
СанСаныч69
Лонжерон
Да, представляю ощущения... Когда обратно никак...

и вокруг никого...

bigross
Внимая просьбам альте камараден тема переименована.
Генералисимус Сталин
bigross
Внимая просьбам альте камараден тема переименована.
#42
P.M. Ц
ВЕчная Память первопроходцам в космос........
Sraptak
Марксист
У Леонова еще лучшие. Когда тряпочный скафандр забыли проверить на поведение в вакууме.
Вы с леоновым и терешковой явно друг друга стоите. Рептилойды-обнуляторы.