Теперь нас будут слушать не выходя из кабинета.

Qwaterback

Текст приказа Мининформсвязи о "дистанционной прослушке"
МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 16 января 2008 г. N 6

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К СЕТЯМ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ. ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

В целях реализации требований пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; N 52 (часть I), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 10, ст. 1069; N 31 (часть I), ст. 3431, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 8; N 7, ст. 835) и пунктов 4, 6, 11 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 36, ст. 3704), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть I. Общие требования.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 25.07.2000 N 130 "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 августа 2000 г., регистрационный N 2339).

3. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Б.Д. Антонюка.

Министр

Л.Д.РЕЙМАН

Утверждены
Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16 января 2008 г. N 6

ТРЕБОВАНИЯ К СЕТЯМ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. Настоящие требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее - Требования) распространяются на сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования, и выделенные сети связи.

Настоящие Требования не применяются к телеграфным сетям связи, в том числе сети "Телекс", а также к сетям связи, в которых в соответствии с перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи не предусмотрено обеспечение реализации требований к сетям связи и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

2. Сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность:

а) передачи на пункт управления (далее - пункт управления ОРМ) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи;

б) передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи.

В случае оказания услуг связи, в процессе которых средствами сети связи оператора связи осуществляется дополнительное кодирование передаваемой информации, на пункт управления ОРМ такая информация передается в декодированном виде.

Информация, передаваемая в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, передается на пункт управления ОРМ во время установленного соединения и (или) передачи сообщения электросвязи.

3. Сети связи, в которых оказание услуг связи осуществляется при перемещении абонента (пользователя услуг связи) без изменения абонентского номера или кода идентификации, за исключением сетей связи, в которых не предусмотрена соответствующим стандартом технологическая возможность определения местонахождения пользовательского (оконечного) оборудования, обеспечивают возможность определения местонахождения пользовательского (оконечного) оборудования и передачи на пункт управления ОРМ такой информации.

4. Сети связи, предназначенные для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность доступа к информации, передаваемой по каналам связи, указанным в запросе с пункта управления ОРМ, и передачи ее на пункт управления ОРМ.

5. Информация, относящаяся к контролируемым соединениям и (или) передаваемым сообщениям электросвязи, передается на пункт управления ОРМ по запросам с этого пункта управления ОРМ.

6. Базы данных об абонентах оператора связи и базы данных об оказанных оператором связи услугах связи (базы данных систем расчета за оказанные услуги связи), а также оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее - технические средства ОРМ), подключаются оператором связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом.

7. Из базы данных об абонентах оператора связи обеспечивается возможность получения информации об абоненте, абонентский номер и (или) код идентификации которого указан в запросе пункта управления ОРМ, а также об абонентском номере и (или) коде идентификации абонента, чьи персональные данные указаны в запросе пункта управления ОРМ.

8. Из базы данных об оказанных абонентам оператора связи услугах связи (базы данных систем расчета за оказанные услуги связи) обеспечивается возможность получения информации об оказанных услугах связи по абонентскому номеру и (или) коду идентификации, а также по иным признакам, указанным в запросе пункта управления ОРМ.

9. В сетях связи обеспечивается исключение возможности обнаружения участниками контролируемого соединения или участниками передачи сообщений электросвязи факта проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также защита от несанкционированного доступа персонала, обслуживающего сеть связи, к информации, относящейся к проведению ОРМ.

10. Технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

11. Технические условия, устанавливаемые уполномоченным органом, должны содержать:

а) местонахождение точки подключения технических средств ОРМ;

б) местонахождение точки подключения базы данных об абонентах оператора связи и базы данных об оказанных абонентам оператора связи услугах связи (базы данных систем расчета за оказанные услуги связи);

в) требования к линиям (каналам) связи, соединяющим технические средства ОРМ с пунктом управления ОРМ.

12. В случае применения в сети связи оператора связи средств связи, для которых не установлены требования в части выполнения установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий, оператор связи на основании обращения взаимодействующего подразделения предоставляет ему технологическое помещение, требования к которому приведены в приложении к настоящим Требованиям.

Приложение к Требованиям к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Часть I. Общие требования

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПОМЕЩЕНИЮ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОМУ ОПЕРАТОРОМ СВЯЗИ УПОЛНОМОЧЕННОМУ ОРГАНУ

1. Технологическое помещение, предоставляемое оператором связи уполномоченному органу, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к эксплуатации технических средств ОРМ уполномоченного органа, которые размещаются в этом помещении.

2. В технологическом помещении размещается кроссовое оборудование для подключения технических средств ОРМ уполномоченного органа к средствам связи оператора связи, а также, в случае наличия таксофонов в сети связи, обеспечивается техническая возможность их контроля.

Количество соединительных линий и требования к ним определяются уполномоченным органом в соответствии с техническими параметрами технических средств ОРМ уполномоченного органа.

3. В технологическом помещении допускается размещение иных средств связи и другого оборудования только по разрешению взаимодействующего с оператором связи при проведении оперативно-разыскных мероприятий подразделения уполномоченного органа.

4. Технологическое помещение оборудуется средствами, исключающими несанкционированный доступ персонала оператора связи и других лиц без разрешения представителя уполномоченного органа.

"Консультант"

Qwaterback

Согласно приказу Мининформсвязи от 16 января 2008 г. операторы связи в обязательном порядке должны предоставить силовикам возможность дистанционного доступа к своим сетям для прослушивания, определения местонахождения и получения информации о звонках и абоненте. Раньше компании связи теоретически могли отказаться от дистанционной передачи таких данных, хотя большинство крупных компаний дали спецслужбам такую возможность еще в 2005 г., утверждают участники рынка.

Процесс упрощения доступа силовиков к электронному общению граждан начался еще в 2005 г. Тогда был принят ряд документов, регламентирующих обязанности связистов перед силовиками. Тогда же в 2005 г., пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на топ-менеджера одной из компаний связи, ФСБ согласовала со всеми крупными операторами план сотрудничества.

Причем в большинстве случаев силовики потребовали установки оборудования, которое позволяло слушать разговоры абонентов, не приезжая в саму компанию-провайдер. Однако в тот момент связисты теоретически еще могли отказаться от такого сотрудничества, например, сославшись на техническую невозможность подключить офис чекистов.

Приказ Мининформсвязи от 16 января 2008 г. прямо вводит обязанность связистов установить оборудование, которое позволит силовикам получать в реальном времени доступ к информации в сетях связи и базах данных дистанционно. Эта дистанционность означает, что фактически спецслужбы получают большой простор для злоупотреблений.

Так, газета "Коммерсантъ" приводит высказывание технического сотрудника одной из московских сотовых компаний, который утверждает, что до 2005 г. процесс прослушивания телефонных переговоров выглядел так. В офис компании приходили сотрудники ФСБ и МВД и предъявляли решение суда, разрешавшее мониторинг определенного номера.

После этого они занимали места в отведенном им помещении и осуществляли оперативные мероприятия. "После 2005 года к нам никто не ходит и ничего не предъявляет, - цитирует газета специалиста. - Работает удаленный мониторинг, и мы просто не знаем, слушает сейчас кто-то наших абонентов или нет".

Эксперты также говорят, что при подобной схеме работы силовики фактически должны предъявлять санкцию суда только самим себе. Проконтролировать их не может никто, что теоретически может вызвать факты злоупотребления.

Стоит отметить, что в приказе Мининформсвязи особо оговаривается, что компании связи должны предоставлять доступ к своим базам данных, сетям, а также возможности определения местонахождения абонента. Причем, если информация в сетях связи передается в зашифрованном виде, то к силовикам она должна поступать уже декодированной.

Представители бизнеса мобильной связи уже давно смирились с таким положением вещей и утверждают, что на работу их компаний присутствие силовиков не влияет. В Мининформсвязи также полагают, что нынешний приказ не вызовет серьезных перемен.

Дог

Еще в 40 был плакат "Враг подслушивает!"

------------------
Lupus lupo homo est

Vovan-Lawer

Уже много лет я исхожу из того, что любой телефон находится на прослушке в любой момент времени. Потому серьезную информацию телефону не доверяю.
Если Вы хотите, чтобы Вас не отследили по сотовому телефону, просто оставляйте его дома, либо несите с отсоединенным аккумулятором.

Дог

Либо периодически меняйтесь телефонами. Чем более, тем сюрпризнее.

------------------
Lupus lupo homo est

Vovan-Lawer

Кстати, недавно по своему российскому паспорту покупал СИМ-карту Билайна для телефона одного немецкого товарища, приезжавшего в Россию в коммандировку. Ему, по немецкому паспорту, СИМ-карту продавать отказались. Иностранцам - не положено.

Qwaterback

в Белоруссии - то же самое.

spec

Отношусь положительно к данным новшествам.
Обычные люди нах никому не нужны, даже участковому. Иногда мания величия совмещается с манией преследования.

Qwaterback

с какой суммы в месяц тогда начинаются НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ?

------------------
с уважением, Квотер

Vovan-Lawer

spec
Отношусь положительно к данным новшествам.
Обычные люди нах никому не нужны, даже участковому. Иногда мания величия совмещается с манией преследования.

Тот, кто жертвует свободой в обмен на безопастность, в итоге не получает ни того, ни другого.

Сегодня они получили возможность прослушивать телефоны без постановления суда.

Завтра без судебных постановлений начнут проводить обыски. Потом брать под стражу, тоже без судебных постановлений.

А затем и судить тоже будут без суда. По приговору "двоек" или "троек". Такое уже было в нашей истории.


Дог

Обычные люди нах никому не нужны, даже участковому
А мне просто не нравиться, что какой то там орган будет сидеть и слушать мои разговоры. Может он и содержимое моего унитаза проверить решит?

------------------
Lupus lupo homo est

spec

Вот именно, что не будет никто ничего лишнего слушать.
Это для обычных людей интересно подслушать чужой разговор, а для профессионалов - это рутина, поэтому вне служебной необходимости никто и не подумает кого-то послушать.

spec

Qwaterback
с какой суммы в месяц тогда начинаются НЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ?
Необычные люди начинаются с прямого участия в уголовно наказуемой деятельности, относящейся к компетенции спецслужб.
А если взять "человеческий фактор" и неправомерное использование мощностей, то по современным деньгам, несколько сотен тысяч евро дохода в месяц еще может и заинтересуют. Но думается мне таких людей и раньше могли слушать, причем совсем не только органы.

spec

Vovan-Lawer

Тот, кто жертвует свободой в обмен на безопастность, в итоге не получает ни того, ни другого.

Сегодня они получили возможность прослушивать телефоны без постановления суда.

Завтра без судебных постановлений начнут проводить обыски. Потом брать под стражу, тоже без судебных постановлений.

А затем и судить тоже будут без суда. По приговору "двоек" или "троек". Такое уже было в нашей истории.

Блин, Вован, у них ВНУТРИ служб столько бюрократии и формалистики, что намного проще постановление суда получить, чем разрешение начальника.
Так что ничего нового не появилось, просто не придется специалистам топать к ОпСоС в офис. Деньги будут экономиться, на них можно оружие купить, например, нового.

Or

Vovan-Lawer
Сегодня они получили возможность прослушивать телефоны без постановления суда.
С чего вы взялли?, там если я правильно все понял в основном про технику разговор. УПК никто не отменял, конституцию тоже. Просто службы заботятся о том, чтобы при получении решения суда все ОРМ прошли без задоринки, что в целом похвально. В крайнем случае, помятуя о возможных злоупотреблениях, можно относится к данному приказу филосовски. ИМХО он лежит в общей канве усиления вертикали и антитеррора и не является тем фундаментальным кирпичиком "который бы своротить..."

Дог

Конституция то конституцией, а возможность теперь есть. Сиди и слушай. Кого хочешь. Кому постановление то предъявлять? Самому себе? И пусть я нафиг не нужен никому пример показателен. И неприятен.

------------------
Lupus lupo homo est

spec

Посмотрите что можно официально сделать в США по подозрению в терроризме без суда. И при этом что-то американские участники довольны...

Qwaterback

spec
Необычные люди начинаются с прямого участия в уголовно наказуемой деятельности, относящейся к компетенции спецслужб.
А если взять "человеческий фактор" и неправомерное использование мощностей, то по современным деньгам, несколько сотен тысяч евро дохода в месяц еще может и заинтересуют. Но думается мне таких людей и раньше могли слушать, причем совсем не только органы.

к сожалению практика и жадность начинающих спецслужбистов -показывает другое...

Qwaterback

Вот пример :
Жадность опера сгубила
Бизнесмены с неохотой идут на контакт с правоохранительными органами. А вот некоторые несознательные представители правоохранительных органов объявляют настоящую охоту за бизнесменами, с целью получить с них выкуп за мнимые прегрешения

Вчера по подозрению в вымогательстве в особо крупных размерах задержан один из ведущих сотрудников управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы Андрей Серяпин. Новый коррупционный скандал в ГУВД Москвы обещает стать одним из самых громких за последнее время, поскольку следствие не исключает, что за решетку могут попасть и другие представители силовых ведомств. Старший оперуполномоченный УНП Андрей Серяпин и гендиректор ЧОПа «Вымпел-АТ» Александр Печалов-Морозов были арестованы Симоновским судом за получение взятки в размере 52 млн рублей от владельца акционерных обществ «ФКГ "Дельта"» и МФА Дмитрия Данилова.

Как сообщает газета «Коммерсантъ», 20 ноября 2007 года в офисах компаний, принадлежащих Данилову, были проведены обыски и изъята документация и жесткие диски. Сотрудники управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы объяснили бизнесмену, что проверка проводится в рамках расследования дела об уклонении от налогов некой строительной компанией ДКН, а оперативное сопровождение дела поручено сотруднику УНП Андрею Серяпину. По словам адвоката Данилова, бизнесмен решил воспользоваться своими связями в УВД Центрального округа, где работает его давний знакомый оперуполномоченный Виталий Лазарчук. Однако, последний сам решил нагреть руки на бизнесмене.

На следующий день Лазарчук сообщил, что дело можно уладить с помощью близкого друга руководителя ГСУ ГУВД Москвы генерала Ивана Глухова, который сообщил «цену вопроса» - 40 млн рублей. Требуемая сумма была собрана. Деньги бизнесмен отвез в офис посредника, где отдал их в присутствии оперативника Лазарчука. Однако документы ему не вернули: посредник и оперативник Лазарчук объяснили Данилову, что теперь возникли трудности с сотрудниками ФСБ, которые хотят иметь «свою долю» на что потребуется еще 12 млн рублей.

Сумма также была собрана и передана, но и этого вымогателям показалось мало. После того как «оборотни» потребовали еще 1,5 млн долларов для гендиректора ЧОП «Вымпел-АТ» Александр Печалов-Морозов, который, якобы, может помочь решить все возникшие проблемы, бизнесмен по совету адвоката обратился в департамент собственной безопасности МВД.

В процессе переговоров, ход которых курировали сотрудники милиции, сумму удалось уменьшить до 850 тысяч долларов. У бизнесмена своих денег уже не осталось, поэтому ему были выданы 50 тысяч долларов, а оставшуюся сумму заменили бумажной «куклой». 27 февраля в отделение одного из банков Данилов передал деньги Печалову-Морозову, который был задержан с поличным. Одновременно под стражу на своих рабочих местах были взяты Андрей Серяпин и Виталий Лазарчук. Позже Лазарчук был отпущен под подписку о невыезде, а Серяпин и Печалов-Морозов, который написал чистосердечное признание. оставлены в СИЗО. Именно опираясь на его показания, участники расследования говорят, что аресты в ГУВД Москвы по этому делу будут продолжены.

Материал подготовлен службой информации Point.Ru

Or

Дог
Кому постановление то предъявлять?
ТОму же кому и раньше, оператору связи, ведь что написано:

Qwaterback
Сети связи, предназначенные для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность доступа к информации,
Qwaterback
указанным в запросе с пункта управления ОРМ
Qwaterback
Информация, относящаяся к контролируемым соединениям и (или) передаваемым сообщениям электросвязи, передается на пункт управления ОРМ
Qwaterback
по запросам
Qwaterback
Из базы данных об абонентах оператора связи обеспечивается возможность получения информации об абоненте
Qwaterback
чьи персональные данные указаны в запросе
и т.п.
Т.е. как и ранее было сначала запрос подкрепленный решением суда, а потом "сиди и слушай". А если запроса нет, то оператор инфу на пункт ОРМ не передаст.
А суть приказа сводится к тому чтобы возложить гемор по финансированию прослушки на оператора связи.

kjan

Дог
Конституция то конституцией, а возможность теперь есть. Сиди и слушай. Кого хочешь. Кому постановление то предъявлять? Самому себе? И пусть я нафиг не нужен никому пример показателен. И неприятен.

а до того будто не имели возможности?
в кач-ве первого пришедшего в голову примера - напомнить, как по оф.версии на исполнителей Политковской вышли?

Дог

до того будто не имели возможности
Имели. Теперь просто заимели комфорт. Любой канал связи могут прослушивать. Сие надо просто помнить. изменить сие навряд ли удастся.

------------------
Lupus lupo homo est

prosstak

Тот, кто жертвует свободой в обмен на безопастность, в итоге не получает ни того, ни другого.
+1!
А самое главное, что это особенно ничему не помогает в серьезных расследованиях и направлено именно против простых людей. Профессионал просто воспользуется несколькими аппаратами с несколькими СИМ-картами, купленными на бомжей, по акции или еще как-нибудь, да и в разговоре не будет использовать "нужные" слова. Все это шум, имитирующий работу.

zoomster2

Qwaterback
ПРИКАЗ
от 16 января 2008 г. N 6

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К СЕТЯМ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ. ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Насколько я знаю, данные полученные в ходе ОРМ - не могут фигурировать в суде как доказательства.
Т.Е. прослушка может использована только для розыска человека, а не для выяснения коммерческих тайн или подробностей расследуемого уголовного дела?
Всё правильно?

Или возможен механизм:
1) Возбуждение уголовного дела
2) Получение постановления суда на извлечение прослушки
3) Получение всех ранее записанных разговоров - уже не как "в ходе ОРМ"
4) Использование этого как доказательство в суде
5) Посыл человека далеко, а как на долго - суд уточнит

Qwaterback

[QUOTE]Originally posted by zoomster2:
[B]

Насколько я знаю, данные полученные в ходе ОРМ - не могут фигурировать в суде как доказательства.
Т.Е. прослушка может использована только для розыска человека, а не для выяснения коммерческих тайн или подробностей расследуемого уголовного дела?
Всё правильно?

Нет. Вполне нормальное доказательство. Главное чтобы оно было получено законным путем. А тут уж зависит от сотрудника...
Смысл данного изменения в том . что теперь не надо светиться у оператора - достаточно иметь доступ в особый кабинет - и слушай всех кого хочешь. операторы на процесс не влияют- документы только внутри ведомства...

Or

Qwaterback
Смысл данного изменения в том . что теперь не надо светиться у оператора - достаточно иметь доступ в особый кабинет - и слушай всех кого хочешь. операторы на процесс не влияют- документы только внутри ведомства...
Не согласен, там же написано "по запросу".
Если сейчас Сотрудник берет запрос в руки, прется к оператору, выясняет с ним отношения, потом прется в тех отдел оператора, устанавливает там свою аппаратуру (или задействует существующую) и сидит там в помещении оператора сутками. То теперь сотрудник берет запрос прется к оператору , выясняет с ним отношения, после чего оператор комутирует нужную инфу прямо "в кабинет" сотрудника где он сидит сутками и бдит над законностью 😊. Мотивированный запрос остался просто технические средства будут реализованы за счет оператора, для удобства МВД.
А если просто прийти в особый кабинет то ничего там слушать не удасться потому что согласно данного приказа инфа туда будет направлена "по запросу" и сделает это оператор а не сотрудник МВД(или ной структуры).

Trump

Вот вы хватились.
Опоздали по-минимуму на 10 лет.
СОРМ-1 и СОРМ-2 функционируют с середины 90х. Когда ещё ФАПСИ было.

Смотрим сайт Либертариума: http://www.libertarium.ru/libertarium/sorm
Там, правда, в основном про СОРМ-2 (сети документальной электросвязи), но сути дела это не меняет.

Технические средства и каналы и их ёмкости для негласного съёма информации были на советских АТС с незапамятных времён. Закладывались на этапе разработки и проектирования. Только базой тогда были закрытые ведомственные документы КГБ, минсвязи, ЦК КПСС, правительства СССР, возможно, МВД и других властных структур. В плане аналогий, стало известно, что в ГДР прослушкой телефонов на постоянной основе в штази занималось 10000 человек. Технически в полном объёме система действовала в крупных городах на больших АТС. Т.е. в небольшом городке или посёлке соответствующие товарищи зачастую должны были при необходимости лично дежурить на стареньких АТС. Что-то подобное с меньшим размахом существовало и на сетях телеграфной связи.

В начале 90х у нас сменилось государство. Одновременно с этим стали доступны новые для нас виды связи - мобильная, пейджинговая, цифровые сети и интернет. Первоначально для их контроля у органов просто не было технических возможностей. Для их организации нужна была правовая база. Тогда ведь у нас строилось правовое государство. Вот и появился закон об ОРД, соответствующий ему приказ министра связи и другие документы по цепочке. Примерно с тех же пор ни одно оборудование или средство связи не может быть произведено, ввезено и запущено в эксплуатацию, если оно не соответствует требованиям СОРМ. Это делается на этапе сертификации. Попервоначалу у власти практически не было рычагов давления на операторов связи в отношении внедрения поддержки и обеспечения СОРМ. Органы тогда действовали косвенно, например, через механизмы лицензирования, организацию массированных проверок (СЭС, налоговая, пожарники, инспекция электросвязи и пр.), управление предоставлением энергоресурсов и т.д. Кстати, поскольку первоначально об источниках финансирования мероприятий "забыли" прописать в соответствующих НПА, операторов начали вынуждать приобретать специальную аппаратуру и организовывать каналы связи до местного учреждения ФСБ за свой счёт. И ещё кстати, все помнят про стоимость аппаратуры, но большинство забывают про стоимость постоянно расходуемого на эти нужды траффика. А каналы себе органы изначально стали требовать нехилые. В конечном итоге операторы все эти расходы перекладывают на наш карман абонентов. Это в дополнение с удерживаемых с нас налогов на содержание государства и его служащих, отдельные из которых (регулярно упоминаемые в СМИ в связи с уголовными делами в их отношении) нечисты на руку, жадны, некомпетентны и вообще подонки и мерзавцы (это те, в отношении которых приговоры уже вступили в силу).

Так что нынешний приказ - лишь дополнение и упорядочивание предыдущих документов по этому вопросу. Дополнительное подведение правовой базы под реально уже давно имеющее место положение вещей. Технически абсолютно ничего нового он не внесёт - всё и так и именно так давно уже работает. С другой стороны Vovan-Lawer прав. Это ещё один кирпичик в строительстве образцового полицейского государства. В плане возможностей для злоупотреблений, думаю, не изменится ничего. Технические возможности есть давно. А правовые возможности и последствия тех, кто злоупотребляет на таком уровне, КМК, волнуют мало.

Те, кого это положение вещей по каким-либо причинам не устраивает, думаю, могут пробовать пользоваться различными средствами поддержки приватности и анонимности в сетях связи и в хранении данных. Чем больший процент действующих лиц будет этим пользоваться на рутинной основе, тем труднее противной стороне. Представьте разницу, когда свои данные и связь закрывает 0,1% участников, и когда 66%.

Тот, кто ГОТОВ ПОСТУПИТЬСЯ некоторыми свободами в обмен на некоторую безопасность, НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ и не получит ни того, ни другого.

------------------
Проверено электроникой, обработано силиконом.