Без Ефремова не появился бы С-300

Said_PVO
Юрий Маслюков, Геннадий Савастеев

Без Ефремова не появился бы С-300

Памяти одного из создателей всех войсковых зенитных ракетных комплексов

Об авторе: Юрий Дмитриевич Маслюков - депутат Государственной Думы, в 1991 году - заместитель председателя Совета Министров - председатель Военно-промышленной комиссии. Геннадий Валентинович Савастеев - бывший заведующий отделом вооружений и военной техники ПВО Военно-промышленной комиссии.

Нынешней осенью на 81-м году жизни скончался генеральный конструктор концерна ПВО 'Алмаз - Антей', Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий академик Вениамин Павлович Ефремов.

СТАНОВЛЕНИЕ

Он родился 22 марта 1926 года в Тамбове. Был третьим ребенком в семье советского служащего Павла Петровича и домохозяйки Ольги Федоровны Ефремовых. В 1945 году после окончания Московского радиотехнического техникума Вениамин Ефремов направляется на работу в ЦКБ-20 и участвует в разработке первой отечественной станции орудийной наводки и приборов управления артиллерийским зенитным огнем. Одновременно он учится на вечернем отделении Института инженеров связи, который заканчивает в 1952 году.

Конец 1940-х и начало 1950-х годов стали для Ефремова порой становления, жизненной и профессиональной закалки, сделали из него ученого и руководителя. Он глубоко и всесторонне освоил теорию радиолокации и радиоуправления, разработку блоков радиотехнической аппаратуры, разобрался в принципах организации и планирования опытно-конструкторских работ и испытаний. А еще Вениамин научился пунктуально организовывать свой труд, выделять главное и сосредоточиваться на нем, а главное - работать с людьми своего коллектива и смежных предприятий.

Эти качества Ефремова заметили в высшем руководстве военно-промышленным комплексом страны и направили на постройку и сдачу войскам первой отечественной зенитной ракетной системы 'Беркут' - кольца ПВО вокруг Москвы, 'детища' КБ-1.

Три года работы в КБ-1 во многом способствовали формированию личности Вениамина Ефремова как специалиста и руководителя. Он приобрел большой опыт в создании и отработке больших систем, инженерную смелость и уверенность в себе. Именно такие люди требовались в период научно-технической революции в вооружении ПВО, для осуществления которой страна, еще не полностью восстановившая народное хозяйство после войны, тем не менее выделяла все необходимые ресурсы.

КООПЕРАЦИЯ И СОСТЯЗАНИЕ

После 'Беркута' перед ОПК поставлена новая крупная задача - оснастить зенитными ракетными комплексами Сухопутные войска. С этой целью ЦКБ-20 преобразовывается в НИИ-20, и Ефремов в 28 лет назначается заместителем главного инженера. В то время в стране существовала лишь стационарная зенитная ракетная система. А был необходим комплекс, который мог перемещаться в войсковых колоннах с их скоростью, проходить по мостам и в тоннелях, перевозиться всеми видами транспорта, включая воздушный, имел малое время приведения в боевую готовность с марша, обладал автономностью при прикрытии войск в отрыве от главных сил и функционировал в системе централизованного управления огнем при действиях в составе группировки войск.

Научно-исследовательские работы позволили сформулировать тактико-технические требования к войсковому ЗРК, выбрать облик такого комплекса и подтвердить осуществимость замысла. Но практическая реализация принципиально нового облика ЗРК проходила с огромными трудностями.

Вокруг Вениамина Ефремова формировалась когорта талантливых инженеров-исследователей, конструкторов, математиков. Складывалась кооперация предприятий многих отраслей промышленности. И здесь прежде всего нужно отметить партнерские связи ефремовского НИЭМИ и Свердловского КБ 'Новатор' Люльева - разработчика зенитных ракет и пусковых установок (сегодня это КБ носит имя Льва Вениаминовича Люльева).

Ефремов трудился в условиях жесткого научно-технического соревнования с другими предприятиями и их руководителями, также занимавшимися мобильными зенитными ракетными комплексами для ПВО Сухопутных войск:

- для батальонного звена создавались переносные зенитные ракетные комплексы КБ машиностроения (руководители член-корреспондент АН СССР С.П.Непобедимый, затем доктор технических наук Н.П.Гущин);

- для полкового звена - зенитные артиллерийские и пушечно-ракетные комплексы КБ точного приборостроения (академик А.Г.Шипунов);

- для танковых дивизий, а затем и для артиллерийского звена - комплексы НИИ приборостроения (главные конструкторы В.В.Тихомиров, А.А.Растов, Е.А.Пигин).

Это соревнование было своеобразным: все его участники обменивались научно-технической информацией, проводили совместные научные конференции, помогали друг другу в решении сложных научных и инженерных задач. Но за выполнение тактико-технических требований, боевую эффективность, эксплуатационные характеристики своих комплексов каждый из них нес персональную ответственность.

В 1964 году первый мобильный зенитный ракетный комплекс 'Круг' армейского звена был принят на вооружение Советской Армии и начал поступать в войска, где получил высокую оценку. В 1967 году Ефремов назначается научным руководителем, а в 1968 году - директором - главным конструктором Научно-исследовательского электромеханического института (НИЭМИ).

Вениамин Павлович регулярно посещал заводы-производители, следил за их переоснащением, критически относился к недостаткам конструкции и конструкторской документации, участвовал практически во всех войсковых учениях, собирал и тщательно анализировал опыт повседневной эксплуатации и боевого применения, поддерживая постоянные контакты с головными НИИ Министерства обороны, ГРАУ и войсками, разрабатывал мероприятия по устранению замечаний и в кратчайшие сроки реализовывал эти мероприятия на серийных заводах и в воинских частях.

Уже в 1971 году НИЭМИ под руководством Ефремова сдает на вооружение Советской Армии мобильный ЗРК 'Оса' для мотострелковых дивизий.

Наряду с решением текущих задач Вениамин Павлович ни на минуту не забывал о перспективных проблемах своей сферы деятельности. Доктор технических наук, профессор, академик Ефремов опубликовал множество статей, в том числе ряд крупных теоретических работ. Если он чувствовал, что применение того или иного новшества улучшит боевые и эксплуатационные характеристики, сократит сроки разработки ЗРК, энергично поддерживал инициативу. Ефремов следил за всем новым в своей и смежных областях и выносил на обсуждение 'мозгового треста' НИЭМИ, затем на заседание научно-технического совета института, министерства, а по вопросам, требующим принятия мер в стране, - в Государственную комиссию по военно-промышленным вопросам Совмина СССР, Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, Госплан СССР.

НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЕ

Между тем в конце 1960-х годов перед войсковой ПВО встала новая задача - борьба с тактическими и оперативно-тактическими баллистическими ракетами и высокоточным оружием. И кооперация во главе с НИЭМИ в основном была готова к выполнению НИР и ОКР по созданию таких систем и комплексов.

В 1983 году принимается на вооружение зенитная ракетная система С-300В, построенная на новых принципах, имеющая РЛС кругового (для обнаружения аэродинамических целей) и секторного (для обнаружения баллистических целей) обзора, с двумя типами ракет - для уничтожения аэродинамических и баллистических целей, при едином командном пункте и единой многоканальной станции наведения ЗУР. Следует отметить, что методы управления ими в момент пролета около цели и порядок подрыва боевой части с тяжелыми осколками обеспечили весьма высокую эффективность, и до сих пор никто не смог их воспроизвести ни в одном зенитном ракетном комплексе в мире.

Много нового было в С-300В: фазированные решетки, уникальный цифровой вычислительный комплекс и головки самонаведения. Все это - разработки НИЭМИ под руководством Ефремова. А ракете для поражения баллистических целей КБ 'Новатор' по энергетике и скоростным характеристикам до сих пор нет равных среди принятых на вооружение аналогов.

Таким образом, страна получила зенитную ракетную систему, которая позволяла создать нестратегическую ПРО на театре военных действий и обеспечить эффективную ПВО важнейших объектов фронта и гражданских промышленных объектов.

В 1983 году Вениамин Ефремов назначается генеральным конструктором НИЭМИ. А уже через год он сдает на вооружение ЗРК 'Тор' - первый в мире комплекс, обеспечивающий поражение высокоточного оружия. В этом комплексе на одной боевой машине размещены радиолокатор обнаружения целей, радиолокатор наведения ракет, пусковая установка с ракетами, аппаратура командного пункта. Таким образом, каждая боевая машина может быть командирской. Особо подчеркнем: мобильные комплексы С-300В, 'Оса' и 'Тор' размещены на самоходных бронированных шасси.

В 1991 году на вооружение Советской Армии принят ЗРК 'Тор-М1' с улучшенными тактико-техническими характеристиками. В этом же году готова к испытаниям и модернизированная система С-300ВМ, но, к сожалению, ее испытания проводились крайне медленно в связи с недостатком финансирования и закончены лишь в 1995 году.

С 1985 года Вениамин Павлович - генеральный конструктор НПО 'Антей'. В этом объединении НИЭМИ является головной организацией; но НПО 'Антей' создает не только оружие для ПВО Сухопутных войск, а практически всю радиолокационную технику для этого вида Вооруженных сил: носимые РЛС обнаружения наземных целей, радиолинии управления противотанковыми снарядами, артиллерийские разведывательные комплексы, радиолокационные прицелы для противотанковых пушек, систему управления вооружением танка и др.

Вениамин Павлович тяжело переживал развал СССР. Но продолжал отдавать всего себя укреплению обороноспособности России. Он внес большой вклад в разработку концепции дальнейшего развития зенитных ракетных систем и принципов создания Единой зенитной ракетной системы.

Опубликовано в Независимом военном обозрении от 08.12.2006
Оригинал: http://nvo.ng.ru/armament/2006-12-08/6_efremov.html