"ЗЕНИТКА" - МАМА, КУРСАНТЫ - ПАПЫ.

Said_PVO
"ЗЕНИТКА" - МАМА, КУРСАНТЫ - ПАПЫ.


Филиал военного университета войсковой ПВ0 Вооруженных Сил РФ - единственное на Южном Урале заведение, готовящее офицеров. Единственным оно стало и тогда, когда взяло на себя благородную задачу по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Начальник учебного заведения генерал-майор Л. М. Чукин, тогда еще полковник, зашел как-то в магазин, и за рукав его дернул неопрятного вида мальчишка:

- Дядь, дай на хлебушек.

Лев Михайлович подал беспризорнику, но с той поры в душе офицера поселилась тревога за брошенных детей. Чукин не стал отгонять ее мыслями, что у государства множество организаций, призванных по долгу службы заботиться о детях непутевых родителей. Он просто взял и выдвинул предложение:

отдайте нам ребят на воспитание.

Отдел по делам несовершеннолетних Южного округа возражать не стал и "выдал" "зенитке" четверых мальчишек. Через год подключилась областная администрация, и в казарме филиала университета поставили еще семь кроватей.

И хотя положение о статусе воспитанников воинских частей гласит: учебные заведения не вправе брать более восьми человек, возросшее число беспризорников в стране позволяет офицерам не смотреть в эту графу. Да что положение! Оренбургские зенитчики взяли под свое крыло мальчишек, не дожидаясь приказа министра обороны. А для военных это почти катастрофа. Хотя это и возвращает русскому офицерству благородство.

Когда идешь по казармам и проходишь три открытые спальные комнаты для курсантов, то видишь в конце этого длинного коридора двери. За ними - дети. Но эта "закрытость", пожалуй, единственная привилегия воспитанников. Все же это дети! Они и шумят, и смеются, и... плачут. Правда, ребята стараются не бегать по коридорам, когда днем спят курсанты после ночной смены.

- Они очень любят курсантов, - говорит воспитатель мальчишек Елена Геннадьевна Конева. - Курсанты - их. Причем так, что даже балуют.

Особенно после зарплаты. Несут будущие офицеры ребятам сладости, настольные игры, книги. Дети, те, кто уезжает на выходные к опекунам - бабушкам и дедушкам, тоже привозят гостинцы. Кроме трех закрепленных за ребятами курсантов-воспитателей, мальчишки в "зенитке" знают практически всех. И все. Они глазеют на технику-музей под открытым небом, приникают к дверям учебных классов. Но это, так сказать, неуставное поведение 7 - 12-летних ребят. А в основном они живут по курсантскому распорядку дня: подъем в половине седьмого, умывание, завтрак и... чистка ботинок. После этого они идут в школу.

- Многие сейчас исправляют свои тройки, - продолжает Елена Геннадьевна.

О двойках тут уже не вспоминают. Хотя у каждого они были.

- Господа, на построение, -вроде бы четко, но как-то ласково командует подполковник Леонид Владимирович Ефременко.

И ребята выстраиваются в шеренги, а детские лица со всей серьезностью поворачиваются к впередистоящему. Они очень стараются. Они уже знают, что им повезло. Они попали в надежные руки. И неважно, что военная форма кому-то жмет, а шапка-ушанка у кого-то пытается сползти на глаза. Главное, они здесь. Они - будущие воины. И их любят.

Но это потом они будут вне конкурса поступать в филиал военного университета и займут свое место в курсантских рядах. А пока их место - в первом ряду всех торжественных собраний. И посвященных Дню защитников Отечества тоже. Хотя можно быть уверенным, что сегодняшние воспитанники, вбирающие в себя все традиции оренбургской "зенитки", ее историю, встанут в те же первые ряды лучших выпускников.

Потому как более чем 65-летняя история кузницы офицерских кадров - тому подтверждение. Когда 26 декабря 1935 года на основании директивы Генштаба РККА была создана военная школа зенитной артиллерии, Оренбург был выбран не случайно. Его географическое положение - в глубине страны - было очень выгодно. А имевшаяся материальная база бывшего Неплюевского кадетского корпуса и юнкерского училища с единственным в России казачьим артиллерийским отделением играли немаловажную роль для молодой Страны Советов.

Опыт Великой Отечественной войны, на которую ушли более пяти тысяч офицеров, а восемь стали Героями Советского Союза, опыт локальных войн и военных конфликтов убедительно доказал важность противовоздушной обороны. Это послужило основанием для создания в 1958 году сухопутных войск ПВО. Командование доверило именно оренбургскому училищу осуществлять подготовку зенитчиков-ракетчиков для поступившего тогда на вооружение С-75. Сегодня курсанты изучают устройство ЗРК "Круг", "Бук" и, конечно, прославленного С-300.

И если начальник войсковой ПВО Вооруженных Сил России В. Б. Данилкин, участник контртеррористической операции в Чечне, сохранил училище как военно-ученое заведение, то нынешний начальник филиала - кандидат военных наук генерал-майор Л. М. Чукин придал образовательному процессу интенсивность. В 1996 году в филиале проходили службу пятнадцать ученых, сегодня - более пятидесяти докторов, кандидатов наук, доцентов.

И еще. Зенитчики гордятся своей преемственностью. Уже не только дети, но и внуки бывших выпускников - курсанты филиала. И пусть не обижаются мальчишки, не мотавшиеся с отцами по гарнизонам, что предпочтение при поступлении отдают не им. Ведь почти половина первокурсников, не прошедших испытания на самостоятельность, именно из их числа. Очень трудно перейти от маминых пирожков на скудный курсантский паек. И стирка собственного белья тоже для многих становится непреодолимым препятствием.

Воспитанники же, эти не по-детски серьезные мальчишки, все видят. И берут пример с тех, кто остается. Чтобы тоже остаться и стать настоящими офицерами. Защитниками Отечества.


Евгения ЛАПШИНА. "ЗЕНИТКА" - МАМА, КУРСАНТЫ - ПАПЫ. // Южный Урал (Оренбург).- 22.02.2002