Черкесы: воины и мастера

Rivkin

Прислали мне фотографии с презентации книги-выставки, в руках ее еще не держал, поэтому сужу по тем немногим (ворованным, хе-хе) фотографиям что имею.
Насколько я помню тот же автор что ранее выпустил неплохой альбом с различной иконографией на черкесскую тему.

Огромный плюс - большие фотографии, и много неплохих предметов, некоторые даже весьма интересны. Помимо оружия - одежда, убранство, не очень старые предметы, но увидить их в такой печати - на сегодня практически не возможно.

Надеюсь приобрести в ближайшее время, как думаю и все заинтересованные в черкесской тематике. Красивая, хорошая работа.

По тем страницам что я видел, минусы:

1. Не показаны детально подписи и другие элементы, важные для "нас", взамен пространство потрачено на красивый фон. Описания не проясняют дело, так как крайне скупые, фактически весь текст - цитаты о величии черкесского народа. Впрочем, книга не претендует на анализ оружия, что хорошо.
2. Не так много нового (но не новодельного) как хотелось бы, есть сомнительные предметы которые никак опять-таки в описании не пояснены.

Хотелось бы узнать мнение если кто-нибудь держал книгу собственно в руках.

АланАс

Нет,Кирилл,та книга издана в Майкопе,эта в Нальчике.В аннотации написано,что составитель женщина,художник-фотограф,кто еще-не знаю.
Издание книги оплатил Алексей Гнедовский,насколько знаю,обратились в прошлом году к нему за финансовой поддержкой,есть в альбоме и его предметы,вчера по телефону сказал,что отправил мне книгу в подарок,жду с нетерпением.
Кстати,Есаул уже приобрел книгу в издательстве,может поделится впечатлениями.

kvantun

В нальчикском издательстве Марии и Виктора Котляровых увидел свет фотоальбом «Черкесы: воины и мастера»

Это поистине монументальное издание (328 страниц формата А 4) удивительно по богатству и широте представленного материала, необычно по форме, оригинально по подаче.

Стоит сказать, что художник издательства Жанна Шогенова (автор проекта и его воплощения в жизнь) отдала данной работе несколько лет.

В результате удалось добиться того, что в альбоме представлены практически все существовавшие виды традиционных черкесских ремесел. Материалами для него стали экспонаты из музеев Российской Федерации (Исторического, Адыгейского, Кабардино-Балкарского, Пятигорского и др.), а также многочисленных частных коллекций, в том числе и зарубежных (Турция).

Обладая весьма ограниченными возможностями и понимая, что объять необъятное невозможное, издательство, тем не менее, попыталось показать искусство черкесских мастеров как можно полно, широко, всесторонне.

Означенной цели призван способствовать визуальный видеоряд, представленный разновременными (начиная с XVI века) работами художников и фотографов, на которых, говоря пушкинскими словами, запечатлен черкес - «оружием обвешан;
На нем броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досу-га».

Издание «Черкесы: воины и мастера» снабжено многочисленными сносками и комментария-ми, переводами текстов и названий представленных предметов на английский и кабардинские языки, в нем сотни иллюстраций, многие из которых неизвестны не только широкому читателю, но и специалистам.

Отпечатано оно на самом высоком полиграфическом уровне с полным соответствием цветовой гаммы оригиналам; впечатляет дутый (с лакировкой и тиснением золотом) переплет, а футляр делает издание изысканным и приятным подарком.

Затраты на подготовку альбома и его печать значительно превысили возможности издательства, но откликнулся на просьбу об участии лишь один человек - москвич Алексей Дмитриевич Гнедовский (Инвестиционная компания «Велес Капитал» ).

Удивление и гордость испытывают все, кто уже ознакомился с этим изданием, так как большинство только из фотоальбома узнали, насколько многообразна, грандиозна, неповторима материальная история черкесского народа.

Мы попросили одного из руководителей издательства Виктора Котлярова рассказать подробнее о работе «Черкесы: воины и мастера»: Сегодня Черкесия, которую немецкий историк культуры второй половины XVIII века Иоганн Готфрид Гердер образно назвал «родиной красоты», - страна, которой нет на карте. Рассеяны по миру материальные образцы черкесской культуры - той самой, что некогда служили образцом для подражания у народов Кавказа, привлекала как своим внешним видом, так и внутренним содержанием, ибо обладала особым стилем, для которого характерны функциональная соразмерность, идеальная гармония, художественная красота. Последняя являлась составной частью любого предмета - будь то оружие, доспехи, одежда, конское снаряжение, предметы быта. Военный уклад жизни черкесов отразился в первую очередь на ремеслах, связанных с обработкой металла (кузнечном, серебряном) - именно в производстве оружия лучшими мастерами был достигнут высочайший уровень профессионализма. Кабардинские панцири и кольчуги поставлялись в Персию; булатные сабли и кинжалы ковались кабардинскими оружейниками в Москве, куда для работы приглашались лучшие из них. Из истории известно, что из-за профессиональных мастеров оружейного дела порой разгорались настоящие битвы. И этому есть объяснение: творчество настоящего умельца выражалось не только в рождении удивительных по своей красоте и эстетической ценности вещей, как способствовало созданию новой культуры народа, ее поднятию на более высокий уровень общественного развития. Черкесская шашка, черкесский кинжал, черкесское ружье - эти словосочетания стали синонимом качества (если так выразиться) и искусности; «золотые и серебряные украшения, как писал поляк Теофил Лапинский (1827-1886), участник борьбы адыгов за независимость, вызывают восхищение европейского любителя оружия». Основным признаком, позволяющим говорить о черкесском происхождении тех или иных оружейных предметов, является орнаментика, которой присущ, по наблюдению исследователя Е. М. Шиллинга, «крупный и редкий рисунок, при котором остается много свободного фона, подчеркивающего монументальность рисунка»; техника украшения серебра - гравировка и чернь. Орнаментика характерна также для национального костюма, женских и мужских поясов, обуви, ювелирных и шорных (связанных с изготовлением ременной упряжи, седел, уздечек) изделий, предметов быта, деревянной утвари. Адыгский национальный костюм, в первую очередь женский, - это разнообразие ярких орнаментов, великолепное золотое и серебряное шитье, на которое делался основной акцент, обилие басонных (плетеных) изделий (тесьма, галуны, позументы, шнуры, кисти, подвески). Особенно ярко и впечатляюще покрой и декорирование проявились в всемирно известной черкеске, определяемой сегодня как кавказская национальная одежда, бурке и башлыке, женских платье и шапочке, оказавших непосредственное влияние на одежду не только других народов Кавказа, но и кубанских, донских, терских казаков. Соразмерностью, изысканностью, симметричной контрастностью отличаются изделия из кожи адыгских мастеров - предметы военного снаряжения, атрибуты конской сбруи, обувь, приспособления для ношения - кисеты, сумки, бурдюки:

Понимая всю ответственность, которую взяло на себя издательство, озаглавив свой долголетний труд обобщающим понятием «Черкесы:», мы надеемся, что будут сделаны дальнейшие шаги по раскрытию самобытности народа, оставившего заметный след на скрижалях мировой истории.

Издательство Марии и Виктора Котляровых г. Нальчик, ул.Кабардинская, 19
(8662) 42-62-09




АланАс

Rivkin

Сказать что это казачьи предметы, и отсутствие иконографии подверждает присутствие древнего казачьего кинжала я и сам могу.

😊 Я в смысле впечатления от оружия,что в книге,ну и информации об авторах.
Что-то меня аннотация насторожила,описывается красочный альбом
где много всего,кроме оружия.Не верю я в женщин-оружиеведов,им бы только поясочки-пуговки,да всякие рюшечки расписать,про орнаменты поговорить 😊

диверсант

это больше просто красивый альбом

Harryflashman

!

АланАс
Не верю я в женщин-оружиеведов,им бы только поясочки-пуговки,да всякие рюшечки расписать,про орнаменты поговорить

Вот Синрин придёт, и врежет вам по кумполу, и по делу

майкл

Ну чтож, интересная аннотация издания, особенно с комментарием Солтана.

АланАс

майкл
Ну чтож, интересная аннотация издания.

До комментариев далеко,для начала хоть книгу почитать 😊
Просто ожидал оружиеведческой книги,земля слухами полнится,вроде бы работали именно в этом направлении-поиски в отечественных и зарубежных коллекциях оружия подписанного черкесскими мастерами,какие-то новые сведения о них,может какая информация из зарубежных диаспор и т.д.А может это совсем другие люди..
В аннотации несколько общеизвестных цитат из Лапинского,Шиллинга..
все это есть у Э.Г. Плохо,если текст просто цитирование ее книги.
Посмотрим.
Если красивый альбом с красивым и редким оружием-отсутствие свежей информации не так важно,да и название альбом говорит за себя, в принципе и так большинство людей смотрят в оружейных книгах только картинки

АланАс

Harryflashman
!

Вот Синрин придёт, и врежет вам по кумполу, и по делу

Хм..исключение..забыл..надеюсь не врежет 😊

kvantun

А Ася Еутых ? или она свободная художница по мотивам ? хотя она мне больше нравиться, не всякий мастер превзойдет ее.

АланАс

Видел ее работы только на картинках... Наверное талантливый ювелир,я в современных работах мало понимаю,где заканчивается копирование,а где авторский стиль.Вернее мне интересно старое оружие,а не современное ювелирное искусство,не мне судить.

Rivkin

Не вижу ни одной фамилии из другого проекта, хотя название идентичное. Подозреваю что "другой", масштабный - сдох?

Это похоже именно на альбом, очень многое мы уже по многу раз видели, есть вообще более современные работы.
Интересно что описания _очень_ скупые - шашка 19-го века, кинжал 19-го века, шашка 19-го века, кинжал... 19-го века. И это хорошо (лучше чем "кинжал кабардинский, 1735-1740 годов"), но конечно всматриватся с лупой какие там подписи и нетолько немного неприятно...

Ну вот куплю всю книгу узнаю получше.

Harryflashman

А где купить?

диверсант

я листал, говорю же, модный альбом, для интерьера.

Есаул ТКВ

АланАс
Кстати,Есаул уже приобрел книгу в издательстве,может поделится впечатлениями.

Поделюсь. Книгу действительно прочитал. Книга хорошая, стоящая. Кавказской оружейно-этнографической тематики хорошо художественно-иллюстративно оформленных книг вообще мало.. (книга Миллера, Э.Г. Аствацатурян, Б.Е. Фролова, альбом РЭМ, каталог выставки в РЭМ, и не припомню больше..), а отдельная книга посвящённая черкесам, по моему вообще первая. Идея, проект, составление и оформление Жанны Шогеновой. Жанна это симпатичная молодая девушка, но при этом как я понял серьёзный специалист своего дела. Она по профессии дизайнер, художник, фотограф с 13 летним стажем (как прочитал в книге, через её руки уже прошли около 2000 книг издательства Котляровых, она автор и соавтор нескольких отмеченных на Всероссийских конкурсах первыми премиями фотоальбомов о природе и истории Кавказа) и поэтому данная книга-фотоальбом имеет её специфический авторско-дизайнерско-художественный стиль, но это книгу отнюдь не портит а наоборот усиливает. Приятно был удивлён, что книга практически не имеет известных переписанных стереотипных штампов (типа о происхождении шашки именно от черкесов), которые я честно говоря здесь ожидал, но автор с умом оценил спорность подобных "акцентов" и решил от них в книге воздержаться, несмотря на то, что имеет "отличное от некоторых взглядов Есаула личное мнение", правда кроме прежних стереотипов другого подкрепления этого мнения я не услышал.. но это не порок.. это стереотипно-ассоциативное восприятие будет жить ещё долго, т.к. даже "свежие" авторы пишущие на черкесские темы, всё ещё находятся под его влиянием (тот же Ривкин, Наков и др.). Книга, (если не считать вставок фрагментов текстов старых авторов писавших о черкесах) и коротких пояснений к каждому предмету (что видны на приведённых сканах страниц выше) почти лишена текста, это тоже плюс.. т.к. чем вставлять спорные личные выводы и перегружать ими книгу, и повторять "избитую" информацию, лучше уделить место для зрительного восприятия кавказского и черкесского оружия и др. черкесских этнографических древностей и их современных копий, а так же черкесского костюма. Книга рассчитана на широкого читателя интересующегося кавказской этнографией, и несомненно ему будет интересна. Конечно, можно отметить и если не недостатки, то спорность некоторых моментов, это (по моему личному мнению): спорность отнесения некоторых элементов орнаментики к несомненно черкесским (хотя в некоторых случаях смешанной и спорной орнаментики автор довольно этично указывает, что предмет в черкесском стиле но изготовлен мог быть и не черкесом, или - орнамент черкесский с добавлением турецкого, или - выполнено черкесским отходником в Турции), и как в следствии атрибуция отдельных оружейных предметов несомненно черкесскими, не точную датировку некоторой части иконографического материала, которого в книге не мало (некоторые известные атрибуцией рисунки опубликованные в начале 19 века, где изображены черкесы с шашками зачастую подписаны как "конец 18 века", видимо это следствие ошибки сделанной ещё в книге Э.Г. Аствацатурян), но книга не претендует на звание научного издания, и рассчитана не на дотошного исследователя, а преследует цели познавательной направленности, поэтому в этом свете это как бы простительно. В атрибуции элементов одежды я увидел только один маленький промах, это атрибуция как темляка декоративного предмета с кисточками на конце галунной петли из собрания нац. Музея КБР (предмет исторически эволюционировал из ремня подвески натруски, более позднее название его компасная лента, т.е. с тех пор когда приказом кавказским казакам предписывалось на ленте вместо натруски иметь в кармашке черкески компас. Ну а позже исчез и компас, а на конце петли появились кисточки, которые подпихивали под погон и свешивали на грудь там где раньше был кармашек для натруски..т.е. в служивой среде возник своеобразный горско - казачий парадный аксельбант). Тот факт, что книга содержит не только предметы из частных собраний, но и значительное количество музейных предметов (национальный музей КБР, национальный музей республики Адыгея и краеведческий музей Пятигорска) позволяет поставить данную книгу в ряд книг являющихся музейными и выставочными каталогами. Книга отпечатана в известной типографии Медиа-Полис г. Ростова на Дону, и потому имеет отличное полиграфическое исполнение. В общем цельное впечатление от книги у меня очень положительное, и я уверен, что книга будет иметь успех.
P.S. Прочитав книгу я через день пришёл в издательство, что бы купить ещё одну книгу для приятеля, издатель (В. Котляров) предложил мне, как первому прочитавшему книгу (из тех кто не принимал участия в издании, но немного в теме вопроса) побеседовать с автором книги Жанной Шогеновой (ну как бы дать первую устную рецензию от независимого читателя), и я никогда ранее не знакомый с автором был приятно удивлён, что в процессе беседы автор почти с первых минут меня узнала.. "Не тот ли самый Есаул ТКВ?" Была её фраза..это к тому, что готовя такую весьма серьёзную и нелёгкую работу автор находила время для чтения форумов Guns.ru и WW2.ru, и как вижу не без пользы для личного самообразования, и в следствии чего, и не без пользы для данной работы. Как прочитавший и оценивший книгу, рекомендую ознакомиться с ней и вам. С уважением к вам, к издателю и автору Есаул ТКВ Андрей Кузнецов.


диверсант

есаул это же не твои слова, кто за тебя текст писал ?

Есаул ТКВ

Клянусь всем святым я сам писал.. я и ещё и не так умею.. 😊

диверсант

не не не, а ошибки где и смайлики, ей богу подделка. ))

Есаул ТКВ

А я не спешил.. вдумчиво писал.. правила школьные вспоминал.. 😛

Есаул ТКВ

Что это вы Ривкин пишите злую отсебятину.. Есаул никогда такими терминами как "изобрели" не оперировал.. я пользовался термином известная "первая фиксация". Я всегда утверждал, что есть достаточное число фактов,писменных и иконографических фиксаций шашки (что есть кривой сабельный клинок с эфесом без защиты в руке) в казачьей среде 18 века и нет ни одного факта фиксации щащки у черкесов ранее начала 19 века (известно только одно изображение опубликованное в 1787 г. с оружием отличным от классической сабли, с клинком в прямых ножнах, сабельным подвесом и не утапливаемым эфесом), что позволяет сделать вывод, что предположение о якобы заимствовании шашки у черкесов изначально опубликованные бароном Торнау в 1864 году (и скопированные, искажённые и тиражируемые до нашего времени как стереотип различными словарями) не имели за собой оснований. Т.е. его личное предположение не получило до сих пор подтверждения (вероятно ошибся он т.к. о существовании шашки у казаков в 18 веке просто не знал).
Кинжал же я вообще никогда казакам не приписывал.. а утверждал, что кинжальная мода из Турции на Кавказ пришла в 18 веке, то есть тогда когда здесь давно (не одно столетие) проживали казаки (терские, гребенские) и утверждать о заимствовании кинжала казаками у горцев нет основания, т.к. все горцы, и кавказские казаки т.е. гребенские и терские, заимствовали кинжал у турок в одно время, примерно в середине 18 века.

Пожалуйста скопируйте это и больше прошу поклёпы (особенно в отношении кинжала) на меня не пишите. Были бы у вас против моей версии аргументы, то давно бы вы их выложили.

А чем мне книга понравилась.. так тем, что автор в ней вообще не бросается в какие либо рассуждения, как например делаете вы , а просто показывает нам хорошее оружие и другие предметы черкесской и соседней этнографии. Как бы "без комментариев" смотрите мол.. и читайте разве, что краткие описания вещей и фрагменты о черкесах от старых авторов.. и всё это без каких либо "разномастных" современных комментариев. И вообще это по большей части фотоальбом предметов из музейных и из частных коллекций.. а они альбомы почти все немногословны.


Rivkin

Не сводятся книги к тому - идут ли они или нет против теории о том какой национальности был первый человек который в дремучие времена, от которых практически не осталось ни предметов, ни серьезных архивных данных, посадил восточноевропейский сабельный клинок на ушастную рукоять. Этот момент в большинстве литературы, даже по черкесскому оружию - затрагивается вскользь и без деталей, так как ничего конкрентого там сказать нельзя. Может это вообще армяне приноровились делать - продавать сабельные полосы уже в "готовом" виде, а мода пристала. Можно строить предположения, исходя из общей динамики торговли и культуры в том регионе, включая и известное нам количество собственно казачьих сабель, шашек и мастеров.

Но при чем здесь этот альбом?? Никого не интересует, то чего в этом альбоме НЕТ, и если бы оно там было - оскорбило ли это есаула ткв, и был бы он с этим согласен или нет. Я думаю сейчас всех интересует одно - какие новые предметы в этом альбоме есть? Какой редкости, старости и пр.. Турецкие, грузинские или все-таки черкесские? Что понимает автор под "черкесские"? Какой диапазон дат на них (что означает 16-й век)? Какие подписи? Пробирники, провенанс?

Для всего остального - есть кавказвеб, раздел флуд форум-антиквариата и другие замечательные ресурсы.

Rivkin

Еще раз:

Никого НЕ ИНТЕРЕСУЮТ Ваши теории в применении к данному альбому. Данный альбом НЕ ИМЕЕТ к ним отношения. Настоятельное внедрение их во все темы НИКОМУ не интересно, и мной лично - будет и было стерто. Для этого есть темы и форумы посвященные казачьей этнографии и люди ей увлекающиеся.

Пока никакой серьезной информации о том, какую ценность представляет данный альбом и что же в нем содержится мы не получили, только подтверждение моего предсказания.


А жаль! Я думаю всем было бы интересно какие предметы 16-17 веков (ОП?) там содержатся.


Есаул ТКВ

Здесь мои теории только в качестве ответа на ваши антитеории и какое-то злое искажение (я про 3-й и 21 пост)..причём у меня есть доказательства а у вас их нет.
Сразу скажу, альбом лично ваших желаний уверен не оправдает (вы видимо вообще открыв тему совсем другое произведение предположили.. какое то специальное научное) , т.к. нет там ничего не только по 16-17 веку, но и по 18-му.. почти нет крупных изображений клейм и упоминаний имён старинных мастеров. Просто красивый и для многих познавательный альбом с кавказскими этнографическими предметами 19-21-х веков. И составитель на одном оружии не зацикливался (хотя примерно половина объёма всёже оно), освещал и другие предметы быта и костюма черкесов (например кроме оружия есть и про сёдла, циновки, золотошвейные изделия, музыкальные инструменты, женские пояса, серебряные нагрудные застёжки..). Немного места выделено произведениям современных мастеров. Много старинных рисунков и фотографий. Но это не значит, что если Ривкин не найдёт в этом альбоме ничего за оружие черкесов ранее 19 века, то альбом будет считаться обязательно плохим. То, что вас интересует с научной точки зрения, нужно не более чем десятку узких специалистов, однако альбом расчитан на людей со всего мира интересующихся черкесской и кавказской историей. И оценивать его нужно с позиции полезности и интересов большинства.

диверсант

а красавец Андрей ))

Harryflashman

Так что, книга для кофейного столика?

Есаул ТКВ

Я бы сказал так..для столика за который присели достойные люди желающие расширить свой кругозор знаний о Кавказе и в частности о черкесах..

Rivkin

Есаул ТКВ
Здесь мои теории только в качестве ответа на ваши антитеории и какое-то злое искажение (я про 3-й и 21 пост)..причём у меня есть доказательства а у вас их нет..

Справедливо, я удалил и эти посты.
Теперь более понятно что это за книга, думаю она все равно будет нам очень интересна, тем более если картинки хорошие. 19-й, так 19-й.

АланАс

Rivkin
Но при чем здесь этот альбом?? Никого не интересует, то чего в этом альбоме НЕТ, и если бы оно там было - оскорбило ли это есаула ткв, и был бы он с этим согласен или нет. Я думаю сейчас всех интересует одно - какие новые предметы в этом альбоме есть? Какой редкости, старости и пр.. Турецкие, грузинские или все-таки черкесские? Что понимает автор под "черкесские"? Какой диапазон дат на них (что означает 16-й век)? Какие подписи? Пробирники, провенанс?


Спасибо Алексею,получил сегодня его подарок.
Сразу скажу,не видел еще такого шикарного альбома,эта девушка- Жанна Шогенова,настоящий мастер своего дела.Ну и конечно не поскупились на полиграфию.
В книге кажется все известные картины художников про черкесов,много старых фотографий.Есть предметы конского снаряжения,газыри,пояса,женские вещи и бытовые предметы.Все конца 19-го,начала 20-го.
Про оружие отдельный разговор,есть интересные вещи,например два турецких лука с черкесскими налучами и колчанами,несколько шлемов 18 века и начала 19-го...вот пожалуй все раннее и редкое.
Огнестрельное оружие довольно рядовое.
Есть хорошие шашки и кинжалы.
Почти все конца 19-го и начала 20,пара шашек середины 19-го.
Атрибуции никакой,кроме "черкесская" или "в черкесском стиле" и краткие пояснения со ссылкой на Э.Г насчет орнамента и пр. Клейм,подписей,описаний не приводится.Разбирать здесь,что по моему мнению турецкое,что грузинское и т.д. думаю смысла нет.Собственно никто, как я понимаю,и не задумывал оружиеведческую или какую-то исследовательскую работу.
Есаул и Марат справедливо отметили-это красочный этнографический альбом с оружейным уклоном.Что им отлично удалось.

RRRoman

Может поможете? http://guns.allzip.org/topic/79/1143207.html