Не то здесь, не то на Ножевом Форуме был у нас долгий спор с Маратхом: когда появились Афганские Чурры?
Согласно Маратху, так как нет никаких фотографий или рисунков афганцев с Чуррами до 20-го века ( с поблажкой, уступлю ему до конца 19-го), то Чурры в середине даже 19-го ещё не существовало.
Я уж показывал Чурры с клинками из прекрасного булата ( производство которого угасло напрочь где-то в 1860-х), но Маратх отвечал мне, что в Афганистане, где-то в дебрях гор и ущелий, булат могли делать и позже. Или что-то в этом роде.
Ладно, доказательств нет, будем молчать ...
Но вот от нечего делать, открыл я любимый источник Маратха: книгу Эгертона. И там, в главе об оружии Северо-Западной Индии и Афганистана стоит ножичек #624: самая что ни на есть классическая Чурра. А рядом и ножны её: тоже самые что ни на есть классические для Афганских Чурр. В таких ножнах есть только Чурры, никакой другой образец с такими не встречается.
Лорд Эгертон впервые издал свою книгу в 1880 году как каталог для выставки своей коллекции, собранной в период его путешествий на "Ориент": Сев. Африка, Индия и вокруг.
Но есть фишка: он вернулся в Англию до 1858, когда он занял место в Нижней Палате Парламента. Таким образом, образцы его все датируются до этого. Глянув на рисунок, это полностью зрелый, законченный образец, говорящий о том, что он бытовал в Афганистане задолго до того как его Эгертон обнаружил.
Таким образом, сам Эгертон даёт свидетельство, что Чурра по меньшей мере на полвека ( скорее, даже больше) старее датировки, предложенной Маратхом.
П.С. А вот сейчас мы узрим акробатические аргументы Маратха, доказывающего, что он был прав несмотря ни на что, и с самого начала:-)
ArielB
Не то здесь, не то на Ножевом Форуме был у нас долгий спор с Маратхом: когда появились Афганские Чурры?
На Рускнайфе, Ариель. На Рускнайфе. И тема растянулась на 52 страницы. Ей-ей мне просто лениво всё это по новой поднимать. Но, хочу напомнить ещё одну тему на том же Рускнайфе, где затронув вопрос "уставных" куберов, я получил массу критики и подколок от своего постоянного оппонента на вышеуказанном форуме. Тогда я сказал, чтобы он подождал до мая - и всё узнает. В ответ я получил ещё некоторое кол-во подколок. Но! После того, как в мае я вывесил здесь на Ганзе и на Рускнайфе свою к тому времени опубликованную статью: "К вопросу об уставных куберах...", мой оппонент как-то перестал по этому вопросу подкалывать меня и тема сама собой закрылась 😛 Скажу теми же словами, что и ему. Ариель, подождите до мая - и всё узнаете. Обещаю.
Но, тем не менее, отвечу на Ваше:
ArielB
А вот сейчас мы узрим акробатические аргументы Маратха, доказывающего, что он был прав несмотря ни на что, и с самого начала:-)
1)
ArielBАриель, вот Вы будете по поводу доказательств в мае удивлены 😊
Я уж показывал Чурры с клинками из прекрасного булата ( производство которого угасло напрочь где-то в 1860-х), но Маратх отвечал мне, что в Афганистане, где-то в дебрях гор и ущелий, булат могли делать и позже. Или что-то в этом роде. Ладно, доказательств нет, будем молчать ...
2)
ArielBАриель, мне и правда очень импонирует книга Эгертона. Но, Вы, критикующий его ошибки 😛 И вдруг апеллируете к его работе? 😛 Прямо какие-то - двойные стандарты у Вас 😛
Но вот от нечего делать, открыл я любимый источник Маратха: книгу Эгертона. И там, в главе об оружии Северо-Западной Индии и Афганистана стоит ножичек #624: самая что ни на есть классическая Чурра. А рядом и ножны её: тоже самые что ни на есть классические для Афганских Чурр. В таких ножнах есть только Чурры, никакой другой образец с такими не встречается.
Но, если серьёзно:
а) Нож ? 624 помещён не в раздел оружие Афганистана, а в раздел оружие Синда. Синд от Афганистана далековат. Чтобы не спорить об этом ставлю скан карты 1906 года. На карте всё наглядно:
б) Нож за ?624 абсолютно не похож на хрестоматийную чуру. Смотрим на чуру и находим несколько отличий. Я вижу минимум - три:
в) Вас не удивляет, что Эгертон в разделе оружие Афганистана не то, что не помещает изображение чуры. Он о ней не упоминает. Хотя, на сегодняшний день, чура и хайбер - два предмета, которые у любого проассоциируется прежде всего с Афганистаном.
Остальные мои размышления, а также аргументы и факты будут озвучены в мае 😛
Я ж и говорил, виртуозная акробатика. Маратх, Ваша девичья фамилия не Корбут, случайно?:-)
[QУОТЕ]Оригиналлы постед бы маратх:
[Б]
б) Нож за ?624 абсолютно не похож на хрестоматийную чуру.
[/Б]
[/QУОТЕ]
Имеющий глаза всё сам увидит:-)
[QУОТЕ]Оригиналлы постед бы маратх:
[Б]
Нож ? 624 помещён не в раздел оружие Афганистана, а в раздел оружие Синда.
[/Б]
[/QУОТЕ]
Учитывая, что Синд в то время даже правился Афганской династией Балучей... :-)
[QУОТЕ]Оригиналлы постед бы маратх:
[Б]
Вас не удивляет, что Эгертон в разделе оружие Афганистана не то, что не помещает изображение чуры.
[/Б]
[/QУОТЕ]
Моя селёдка, куда хочу, туда вешаю. Эгертон относил оружие к месту где он его купил, а не где его исходная точка была.
[QУОТЕ]Оригиналлы постед бы маратх:
[Б]
Остальные мои размышления, а также аргументы и факты будут озвучены в мае
[/Б]
[/QУОТЕ]
Ждём весны. Почки на деревьях, демонстрации пролетариев и... открытие тайны:-)
ArielB
Я ж и говорил, виртуозная акробатика.
Ариель, это называется оперировать фактами) Думал, Вы - в курсе.
ArielBИ я о том же, Ариель) А кто чего не увидит - в мае прочтёт 😛
Имеющий глаза всё сам увидит:-)
ArielBВ то время? Он вроде в 1847 был полностью подчинён Британской Империи 😛
Учитывая, что Синд в то время даже правился Афганской династией Балучей... :-)
ArielBСогласен. Было такое. И именно это Вы называете его ошибками)
Моя селёдка, куда хочу, туда вешаю. Эгертон относил оружие к месту где он его купил, а не где его исходная точка была.
Но, даже если предположить, что предмет ? 624, который вы считаете похожим на чуру - она и есть, Вас не удивляет тот факт, что в самом Афганистане он её не купил? Не говоря уже об упоминаниях о ней - предмет то затейный довольно - вряд ли этнограф прошёл мимо него)
ArielBЖдём ) Только уже всё цвести будет - это ж будет конец мая 😛 И никаких тайн - всё очень просто на самом деле 😛
Ждём весны. Почки на деревьях, демонстрации пролетариев и... открытие тайны:-)
что-то мне этот спор напоминает, особенно последняя фраза: А не нужно никаких доказательств. Всё просто...в белом плаще с красным подбоем... 😛
Ой, а вот что это на ебее сейчас продаётся? И вроде даже с булатным клином...
Это птица, это самолёт.. ЭТО СУПЕРМЭН! :-)
ArielB
Ой, а вот что это на ебее сейчас продаётся? И вроде даже с булатным клином...
Это птица, это самолёт.. ЭТО СУПЕРМЭН! :-)
Ариель, а вы искренне считаете, что это классическая чура? 😛
Я же писал:
маратх
хрестоматийную чуру
Кстати, к чести продавца, он не называет предмет, о котором Вы говорите - чурой) И о булате тоже не пишет, а говорит, что клинок - дамаск.
ну и по таким фото, утверждать, что это булат - мягко говоря сложно.
Конечно же, не Чурра: классическая испанская рапира:-)
Маратх, Вы серьёзно? Это не Чурра? И у Эгертона не Чурра? А классическая Чурра, - это у которой ручка из бакелита или белого пластика? И ножны должны быть из линолеума?
Кстати, "watered damascus" - обычно не очень точный синоним булата. И, как я написал, "вроде булатный". Будем точны в наших контраргументах? :-)
Никогда не интересовался чурами. )))) Но после обнаружения булатных клинков для меня вопрос с датировкой "по-серьезному" закрыт. Можно поупражнятся еще от нечего делать.)))
маратхКороче хубер мог развиваться до европейского тесака, а чурра должна быть классической 20-ого века
Нож за ?624 абсолютно не похож на хрестоматийную чуру. Смотрим на чуру и находим несколько отличий. Я вижу минимум - три:
ArielB
А классическая Чурра, - это у которой ручка из бакелита или белого пластика? И ножны должны быть из линолеума?
zak
Никогда не интересовался чурами. )))) Но после обнаружения булатных клинков для меня вопрос с датировкой "по-серьезному" закрыт.
Я очень рад, что для кого-то этот вопрос закрыт) Возможно, следующим летом, кто-то пересмотрит свои взгляды)
zakКороче хубер мог развиваться до европейского тесака, а чурра должна быть классической 20-ого века
zak, обратите внимание ,я везде говорю, о той самой хрестоматийной чуре, которую все знают, и котороая, кстати, у Стоуна описана (и прорисована).
И эта чура имеет определённые "характеристики".
Предмет, представленный Ариелем, и предмет из книги Эгертона этим характеристикам не сответствуют.
Но, кто не хочет видеть очевидное - его и не увидит.
ArielB
Маратх, Вы серьёзно? Это не Чурра? И у Эгертона не Чурра?
Ариель, абсолютно серьёзно. Да, я не считаю предмет с е-бея - чурой.
По многим причинам. Но, достаточно и одной. Здесь нет "ушей":
Надеюсь Вы не станете утверждать, что те обглодыши, которые чуть выступают за край рукояти - это уши? Вот это точно будет "притянуто за уши" 😛
ArielB
А классическая Чурра, - это у которой ручка из бакелита или белого пластика? И ножны должны быть из линолеума?
Отнюдь. Вот классическая чура:
Рукоять - кость, ножны из старой английской кобуры. ТО, что современные экземпляры изготовлены из бакелита и белого пластика - не меняет того ,что они повторяют определённую форму.
ArielB
Кстати, "watered damascus" - обычно не очень точный синоним булата. И, как я написал, "вроде булатный". Будем точны в наших контраргументах? :-)
Согласен - будем точны в наших контраргументах. Был не прав, не посмотрев описание, а лишь взглянув на название.
Но, если не вырывать watered damascus из контекста, получим вот что:
blade which tapers to a point, appearing to have a watered Damascus finish.
И я думаю ,Вы в курсе, что надо делать, когда кажется? 😛
Дорогой Ариэль, тот что с ебэя скорее всего пеш-кабз с слабым изгибом. Ножны такого вида, бывали однотипные и у чуры, и у каруда (от которого она пошла), и у полупрямого пеша. Самые сильные отличительные черты чуры - клинок, больстер и тоненькая рукоять. На эскизе Эгертона - не чура. В Индийском исполнении (региональное влияние?), сильно меняется облик этих предметов от исконно Афганского.
Вот классические чуры(без пластмассы):
Вот каруд, но... клинок его мог бы быть и у чуры:
А вот "Индийские" чуры-карудо-хайберные:
Попробуйте определить (для себя) границы отличий.
маратхСлышали, не раз, что уши определяют вид оружия)))) Дорожка протоптана))) Велкам
По многим причинам. Но, достаточно и одной. Здесь нет "ушей":
маратхПока не возможно даже предположить такую нелепицу.
Возможно, следующим летом, кто-то пересмотрит свои взгляды)
Платон дал определение человеку: 'Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев'. Тогда Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: 'Вот платоновский человек!' Платон немедленно уточнил формулировку: 'И с широкими ногтями'.
Пока все на этом уровне.
Ариель не правильно формулирует. Не было причин превращать каруд в чурру, кроме как не выбрасывать обломанный клин. Халаты-доспехи не катят. Увы. Абсолютно этнические дела. Каруд ближе к таджикам, а чурра хз к кому, в этом надо разбираться.
Каждый воспринимет со своей колокольни, zak 😊 И я уверен, что и летом кто-то останется при своём мнении. Тем не менее, наличие этого мнения не меняет того, что каруд и чура - это не одно и то же 😛
А "уши" не определяют оружие. Они помогают его классифицировать. И если перед нами будет клинок шашечного типа с рукоятью "индийская корзина", шашкой этот предмет никто не назовёт. Так же, как и тальвар с шамширным клинком не назовут шамширом.
Странно, что именно Вам, zak, приходится проговаривать азбучные истины 😛
маратхЕстественно. гардовое и безгардовое, пример не удачен. Уши то зачем? Стрелять? Резать? Или просто декор этнический. Т.е. чуррный клин без ушей уже не чурра, а пешкабз? Назовите предметы показанные Ариэлем своими именами и нет вопросов.)))) Это не чурра не ответ
А "уши" не определяют оружие. Они помогают его классифицировать. И если перед нами будет клинок шашечного типа с рукоятью "индийская корзина", шашкой этот предмет никто не назовёт. Так же, как и тальвар с шамширным клинком не назовут шамширом.Странно, что именно Вам, zak, приходится проговаривать азбучные истины
zak
Т.е. чуррный клин без ушей уже не чурра, а пешкабз?
На ебэе клин совсем не "чуррный". И больстер, и толщина рукоятки. Только головка несет некие черты чуры, но этого же явно не достаточно.
Надо смотреть совокупность черт, присущих той или иной группе.
Есть старая картинка классики, все что не совсем в нее укладывается, по совокупности черт относится к вариациям.
Я так понимаю. Не было никакого превращения каруда в чурру. Сосуществовали в разной этнике.
zakПереубеждать - дело пустое.
Я так понимаю. Не было никакого превращения каруда в чурру. Сосуществовали в разной этнике.
Лично для меня все очевидно и достаточно просто и удобно. Классификации маратха разделяю на все 100% Единственное что мне кажется надо сделать...в этой картинке я бы поменял местами чуру с пеш-кабзом.
GesssНазовите предметы показанные Ариэлем. Один вы уже назвали пеш-кабзом. Сравните с картинкой, где вам очевидно просто и удобно)))))
Лично для меня все очевидно и достаточно просто и удобно.
У чуры нет *пимпочки* для подвески темлячка или кисточки, а у каруда она есть и +отличия в рукояти.Ножик с картинки Эгертона скорее каруд, но меньшего размера, возможно, были и такие.Отмечу, что прорисовка дана чуть в бок, отсюда визуальное "заужение".
маратх
Так же, как и тальвар с шамширным клинком не назовут шамширом.
Не такими ли клинками проводили те самые, знаменитые, режущие удары, коими так восторгались англичане?(гы)
Ну, во первых, размеры ушей никогда не являлись определяющим признаком: 8 мм - Чурра, а 4 - не Чурра?
Во-вторых, каруд - неизвестно откуда это имя даже пошло. Элгоод вместе с автором статьи о Бухарском оружии в Элгудовской монографии ( заскок в амяти, имя забыл, могу дома глянуть)специфически пишут, что они вместе пытались установить, что такое Каруд до потери пульса, и не нашли. Скорее всего, по их словам, просто местное произношение слова Кард ( и действительно, т.н. каруд част в Средней Азии, где Таджики употреляют слово Корд ( или как там ещё).
Сдеаем экспериментик: А что такое Xайбер?
Вот 4 примера от Арци: все с разными рукоятками, а один плюс ко всему ещё и с кривым клинком.
Который настоящий?
Ответ ( с которым даже Маратх, наверное, согласится) : все Xайберы. ГОСТов не было, ручная работа, могли даже из разных мест идти, с разными вкусами в формах.
Чурры существовали задолго до того, как военкоры с фотоаппаратами в Афанистан пришли. И отличались они друг от друга с такой же широтой, как и Xайберы, и ятаганы, и шашки, и шамширы, потому что они все делались разными мастерами, которые только плечами пожали бы от удивления узрев Маратх-овские стандарты их национальных оружий.
Но, частности в сторону, я ж говорил с самого начала, что акробатика будет:-)
Маратх, он как тот снайпер: сначала стреляет, потом вокруг дырок рисует мишень. Все пули в яблочко:-) Первым делом- гипотеза, а что к ней не подходит, так значит отмести надо. У него есть свой гештальт Чурры, всё, чtо от него на миллиметр отличается, так для него это "не тот образец".
Маратх, снимите шоры с глаз. Один раз в жизни признайте, что хоть в чём-то Вы ошибались.
zak
Я так понимаю. Не было никакого превращения каруда в чурру. Сосуществовали в разной этнике.
Хорошо. Может такое быть (теоретически).
Попробуйте тогда объяснить, если они сосуществовали, почему до начала 20 века, ни на одном художественном изображении и ни на одной фотографии нет чуры, а каруды есть. Ни от Вас, ни от Ариеля, ни от других участников темы о Чуре на Рускнайфе я не услышал здравого объяснения этой нестыковке.
ArielB
т.н. каруд част в Средней Азии
То есть в Афганистане не част? ))) Поэтому то на всех гравюрах и фотографиях именно каруды и видны?
ArielB
Ну, во первых, размеры ушей никогда не являлись определяющим признаком: 8 мм - Чурра, а 4 - не Чурра?
Ариель, давайте определимся. Для Вас нет разницы между карудом и чурой? Вы ставите между ними знак равенства?
ArielB
Вот 4 примера от Арци: все с разными рукоятками, а один плюс ко всему ещё и с кривым клинком. Который настоящий? Ответ ( с которым даже Маратх, наверное, согласится) : все Xайберы.
Безусловно соглашусь, что это - хайберы. Но, несмотря на незначительные отличия - они все похожи друг на друга (разве что последний отличается рукоятью)
ArielB
Чурры существовали задолго до того, как военкоры с фотоаппаратами в Афанистан пришли.
Ариель, отчего же фотокоры то фотографировали афганцев с карудами, а не с чурами? Я не услышал от Вас вразумительного ответа на Рускнайфе, может сейчас услышу.
ArielB
Но, частности в сторону, я ж говорил с самого начала, что акробатика будет:-) Маратх, он как тот снайпер: сначала стреляет, потом вокруг дырок рисует мишень. Все пули в яблочко:-) Первым делом- гипотеза, а что к ней не подходит, так значит отмести надо. У него есть свой гештальт Чурры, всё, чtо от него на миллиметр отличается, так для него это "не тот образец".
Нет, Ариель, я просто готов искать объяснения вопросам, которые у Вас возникают)
ArielBАриель, когда я ошибаюсь, я это признаю 😊
Маратх, снимите шоры с глаз. Один раз в жизни признайте, что хоть в чём-то Вы ошибались.
Но, прежде чем говорить о моих ошибках ответьте на 3 простых вопроса:
1) В вашем понимании каруд и чура - это одно и то же?
Вот это чура? (смотрим фото ниже)
2) Если каруд и чура существовали параллельно и чура возникла до 20 века, почему каруды на фото и гравюрах есть, а чура (та хрестоматийная чура, которая приведена у Стоуна, и которую мы все хорошо знаем) до начала 20 века ни на фотографиях, ни на рисунках не встречается?
3) Почему у Эгертона в разделе Оружие Афганистана о чуре нет ни слова, ни изображения?
zak
Назовите предметы показанные Ариэлем своими именами и нет вопросов.)))) Это не чурра не ответ
Предмет из книги Эгертона и предмет с е-бея- это каруды. И как Вы видите, не только я это заметил)))
То, что Вы с Ариелем считаете о карудах - это здорово, но из области догадок. "Каруд, возможно от карда произошёл...", "каруд ближе к таджикам..." - это всё "бла-бла-бла". Или культурней говоря - предположения, которые ни чем не подтверждаются ))))
маратх
Почему у Эгертона в разделе Оружие Афганистана о чуре нет ни слова, ни изображения?
Маратх,
Я начинаю понимать Вашу проблему. Вы читаете Эгертона по-русски, так что хрен знает, что там переводчик написал.
Но в оригинале, как раз Каруда нигде нет, слово это даже не упоминается.
А в ссылке к предмету #750 ( как раз отдел оружия Китая, Абиссинии И АФГАНИСТАНА!!!, это я чтоб Вы не проскочили:-)), есть Чурра ( он транскрибировал как Ch'hura). И перевод (мой) определения: "Делается в Xорасане,Кабуле и Джелалабаде. Тяжёлый крепкий нож".
Эгертон его не показывает, как И многие другие вещи из каталога.
Так что, как видите, понятие Чурры как вид короткоклинкового оружия существовало в Афганистане до 1858.
Запасся попкорном и подожду до мая 😊
Кстати ещё: Ваше утверждение о том что Чурра #624 происходит из Синда, - ошибочно. Просто Эгертон её нарисовал на той же плате, там у него, наверное, немного места осталось.
А вот в описании её он указывает место где он её получил : Бану.
Гляньте на карту, где-то 120 км к северу от Кабула, рядышком с Xайберским Перевалом, что есть дорога из Джелалабада в Кабул, в коих местах, согласно Эгертону же, Чурры и делали.
маратх
То, что Вы с Ариелем считаете о карудах - это здорово, но из области догадок. "Каруд, возможно от карда произошёл...", "каруд ближе к таджикам..." - это всё "бла-бла-бла". Или культурней говоря - предположения, которые ни чем не подтверждаются ))))
Вашу критику по поводу каруда как такового, отличия каруда от Чурры и пр. направляйте не в мой адрес: я просто цитирую Элгуда и Флиндта, которые поломали себе головы наd происхождением понятия Каруд и развели руками (R. Elgood "Islamic Arms and Armour") . В первый раз это слово появилось в каталоге Буттена в 1933, до этого никто о нём не слышал. Э. и Ф. говорят, что просто кто-то так мог услышать слово Кард, по-персидски просто-напросто нож.
Xотите спорить с ними? Бога ради!
Может, стоит сначала подумать о разнице в весовых категориях? :-)
ArielB
Маратх, Я начинаю понимать Вашу проблему. Вы читаете Эгертона по-русски, так что хрен знает, что там переводчик написал. Но в оригинале, как раз Каруда нигде нет, слово это даже не упоминается.
Ариель, конечно, мне проще читать русский перевод. Но, понимая, что он не точен я пользуюсь и англоязычным изданием 😊
?750 - описывается "Sword Khyber". А внизу, маленькими буковками без номера - одно предложение, с упоминанием слова "чура" (заметим, без рисунка).
Я полностью согласен с переводом:
ArielBНо, как Вы сами написали:
"Делается в Xорасане,Кабуле и Джелалабаде. Тяжёлый крепкий нож".
ArielBА как известно - "нет тела-нет дела"
Эгертон его не показывает, как И многие другие вещи из каталога.
С учётом работы Стоуна, где он называет хайбер - чурой (если хотите - странички приведу), я думаю здесь вновь лингвистическая путаница, связанная с незнанием правильного названия предмета. Слово чури, как мы с Вами знаем широко используется в Индостане, просто обозначая - нож. А так как Афганистан там не далеко
Кстати, хочу напомнить, что предмет ? 624, к которому Вы апеллировали, Эгертон нигде не называет чурой. Вы как-то забыли об этом упомянуть
ArielBНе чурра, а пеш-кабз 😊 Вы же сами писали: "Будем точны в наших контраргументах?" в посте ?8. И не я утверждаю, а Эгертон отнёс. Ариель, и Вы, говоря:
Кстати ещё: Ваше утверждение о том что Чурра #624 происходит из Синда, - ошибочно.
ArielBсчитаете что я
Просто Эгертон её нарисовал на той же плате, там у него, наверное, немного места осталось.
ArielB? Тогда у меня просто - достойный учитель 😛
как тот снайпер: сначала стреляет, потом вокруг дырок рисует мишень.
ArielB
Гляньте на карту, где-то 120 км к северу от Кабула, рядышком с Xайберским Перевалом, что есть дорога из Джелалабада в Кабул, в коих местах, согласно Эгертону же, Чурры и делали.
Ариель, на карту глянул. А поставьте, пожалуйста старую карту, где будет видно цитируемое Вами в связи с ? 624 - "Banu" ))) А на счёт того, где что делали 😛 Вы невзначай, случайно вероятно, Хорасан пропустили)) Мысль развивать в этом направлении? Или Вам и так ясно?
ArielBВ том-то и дело, что хотя ломали люди голову над этимологией названия, но остановились на самом простом для них объяснении.
Вашу критику по поводу каруда как такового, отличия каруда от Чурры и пр. направляйте не в мой адрес: я просто цитирую Элгуда и Флиндта, которые поломали себе головы наd происхождением понятия Каруд и развели руками (R. Elgood "Islamic Arms and Armour") . В первый раз это слово появилось в каталоге Буттена в 1933, до этого никто о нём не слышал. Э. и Ф. говорят, что просто кто-то так мог услышать слово Кард, по-персидски просто-напросто нож.
ArielBНет, просто спорить - не хочу. А вот попытаться разобраться и аргументированно обосновать своё мнение - попробую.
Xотите спорить с ними? Бога ради!
ArielBАриель, так ведь "не боги горшки обжигают" 😛 И если думать, как Вы говорите, то надо всё оставить "на откуп великим" 😊 А на всё им банально времени не хватит.
Может, стоит сначала подумать о разнице в весовых категориях?
Кстати, вот что интересно. За исключением неудачной попытки ответить на мой вопрос ?3, на вопросы 1 и 2 - ответа я вновь не получил. А ведь вопросы то - крайне простые.
маратхНу я и ожидал такое примерно. Я бы так никогда не сказал)))))
Предмет из книги Эгертона и предмет с е-бея- это каруды.
zak
Ну я и ожидал такое примерно. Я бы так никогда не сказал)))))
Замечательно) Хотелось бы Ваше мнение услышать))
Ну, и на вопросы, адресованные Ариелю, если сможете ответить - было бы здорово 😛
Да смысла нет. Я услышал только "это не чурра". Так не интересно. Вы любитель вопросов, а я ответов.))))
zak
Я услышал только "это не чурра".
Ну, тогда Вы невнимательно читаете 😛 Я же написал:
маратх
Предмет из книги Эгертона и предмет с е-бея- это каруды. И как Вы видите, не только я это заметил)))
То есть - ответил на Ваш вопрос. Так что наоборот получается. Я отвечаю на Ваши вопросы, а Вы на мои никак 😛
zakНу что вы) Я то же ответы люблю) Только, ни Вы, ни Ариель, мне никак ответы дать не можете.
Вы любитель вопросов, а я ответов
Тем не менее понимаю Вас. Если ответов у Вас нет, то действительно:
zakвоздух то сотрясать 😛
смысла нет
маратхЯ всегда внимателен. Если это каруды, то вы слабо разбираетесь в предмете. Ну и смысла нет.
Ну, тогда Вы невнимательно читаете Я же написал:
zak
Если это каруды, то вы слабо разбираетесь в предмете.
А давайте с обоснованием. А то короткие чеканные фразы с личностными оценками - ничего не стоят 😛 С таким же успехом, я могу сказать, что считая, что это - не каруды, Вы вообще не разбираетесь в предмете)) Но, это как-то на уровне - "сам дурак" получается.
Если есть чего по делу сказать - велком. Ну, а если нет, то тогда, конечно можно отделаться очередной ничего не значащей фразой)
Кончаю. Спорить не о чем. Вы к фактам иммунны. Вам теорию(гипотезу) подавай. Причём Вашу.
Факты перекручиваются, мишени движутся. То что Вы пропустили у того же Эгертона слово Чурра и божились, что такового нет - Ваша ошибка( невнимательность, пользование плохим переводом или что-то другое), - И это абсолютно очевидно. Есть у Эгертона слово Чурра. И значит была Чурра как таковая в середине 19-го самое позднее. И об этом и весь ответ был. Но так как это Вам неудобно, Вы этот ответ зовёте неудачным, и требуете "тела", хорошо зная, что "тела" там нет, и никто "тела" как такового не искал, т.к. с самого начала речь шла именно о термине. И важность именно термина Каруд в 19-м веке для Вас первостепенна, хотя термина этого не существовало до почти середины 20-го века. И если Вы не видите, что т.н. Каруд это та же Чурра, с отличием в массивности рукоятки, т.е. ничуть не больше, чем разницы между Xайберами, то я Вам помочь не могу. И значимость Xорасана, как места изготовления Чурр к делу не относится: булатные могли делать там на заказ, простые - в Кабуле. И что это меняет, и как это подтверждает Вашу "гипотезу"? Так, сотрясения воздуха, псевдо значимости, псевдо аргументы.........
Так продолжать невозможно. Отвечать на нескончаемый поток риторических вопросов не собираюсь.
В остальном, - продолжайте оставаться при своём мнении. В мае напомните мне, что Вы там напишете. Я, может, и гляну.
ArielB
То что Вы пропустили у того же Эгертона слово Чурра и божились, что такового нет - Ваша ошибка
Моя ошибка, что пропустил слово "чура" - признаю .Но, я посмотрел Эгертона в оригинале, чтобы исправить эту ошибку. И увидел то ,о чём написал выше в посте ? 32.
ArielBДа нет ,Ариель)) Ну что ж Вы в самом деле так всё пытаетесь упростить. Слово "Чури" известно в 19 веке, может и сначала его. Но, оно никак не связано с той афганской "чурой", о которой Вы завели разговор.
Есть у Эгертона слово Чурра. И значит была Чурра как таковая в середине 19-го самое позднее. И об этом и весь ответ был.
ArielBАриель, будьте справедливы)) Процитируете ,где я утверждаю ,что "термин "каруд" существовал в 19 веке" ,пожалуйста.
И важность именно термина Каруд в 19-м веке для Вас первостепенна, хотя термина этого не существовало до почти середины 20-го века.
ArielBТак мне помощь не нужна. Я ,как и Артци Яром и многие другие считаю, что между чурой и карудом знак равенства ставить нельзя. Для Вас же это - одинаковые предметы. Спасибо, что ответили на мой первый вопрос.
Вы не видите, что т.н. Каруд это та же Чурра, с отличием в массивности рукоятки, т.е. ничуть не больше, чем разницы между Xайберами, то я Вам помочь не могу
Ясное дело любому видно, что это "одинаковые" предметы 😛
ArielBОчень даже относится. И то, что их "могли делать", автоматически не переводит это в разряд того, что их там делали.
И значимость Xорасана, как места изготовления Чурр к делу не относится: булатные могли делать там на заказ, простые - в Кабуле
ArielBВопроса было всего три))
Отвечать на нескончаемый поток риторических вопросов не собираюсь.
На первый вы ответили - я понял ,что для Вас каруд=чура.
На третий попытались ответить, но, когда я Вам указал на некоторые нестыковки в Вашем ответе, стали писать, что у меня
ArielB
Факты перекручиваются, мишени движутся
А вот второй - пожалуй самый важный в контексте открытой Вами темы, старательно игнорируете. И мне это понятно. У Вас на него ответа нет 😛 Он очень неудобен для Вашей версии))) И Вам ну никак "не перекрутить факты и не сдвинуть мишени" 😛
ArielBПока не услышал убедительных аргументов - остаюсь при нём 😊
В остальном, - продолжайте оставаться при своём мнении.
ArielBНу, не смею утруждать. Просто повешу на форуме.
В мае напомните мне, что Вы там напишете. Я, может, и гляну.
Лично для меня ваша теория неспелая и спекулятивная. Неспелая потому, что вы про булат и не думали. Т.е. самому себе не оппонировали. Это методологическая и системная ошибка. Второе хуже.
zakЯ понял Ваше сугубо личное мнение))
Лично для меня ваша теория неспелая и спекулятивная.
zakИ не собираюсь это делать - в смысле оппонировать себе. Потому как фактов, что булат в Афганистане перестали ковать в середине 19 века, а не ковали до его конца - нет. Это как минимум)) А то, что как максимум - придержу до мая.
Неспелая потому, что вы про булат и не думали. Т.е. самому себе не оппонировали.
zakНу, если по первому Вы соизволили объясниться, кончено, рассматривая ситуацию со своей "колокольни", то по второму опять в своём стиле просто продекларировали 😊
Второе хуже.
И самое главное, как и Ариель, Вы вновь "не заметили" неудобный вопрос на счёт фотографий и прочих изобразительных источников.
Вы назвали карудами, что ими не является даже в диком сне. )))) Только для того чтобы. Я все понимаю, но не поддерживаю.
zak
Вы назвали карудами, что ими не является даже в диком сне.
Ну, покажите же тогда то, что является по Вашему мнению карудом.
Я весь внимание 😊
маратхА вы раньше не видели? Я давно уже не пощу очевидности.
Ну, покажите же тогда то, что является по Вашему мнению карудом.
zak
А вы раньше не видели? Я давно уже не пощу очевидности.
zak, будем играть словами? Или по предмету обсуждения говорить?
Я так понимаю у Вас есть своё представление о каруде. Чтобы я его понял, прошу Вас поставить изображение каруда.
Я озвучил, что предмет с е-бея, показанный Ариелем и предмет из книги Эгертона ? 624 - это каруды. Как и предмет на розоватом фоне из поста ? 42.
Хотелось бы понять, что считаете карудом Вы.
маратх
Да, я не считаю предмет с е-бея - чурой. По многим причинам. Но, достаточно и одной. Здесь нет "ушей":
маратхПродолжим игры в чурру.)))) Это чурра? Или каруд? Заметьте, без ушей и с тонкой рукоятью)))
zak, будем играть словами? Или по предмету обсуждения говорить?
zak
Продолжим игры в чурру.)))) Это чурра? Или каруд? Заметьте, без ушей и с тонкой рукоятью)))
Я считаю, что это чура. Чтобы отсечь лишние вопросы сразу объясняю, считаю, что это чура потому что клинок короткий и рукоять узкая. Отсутствие ушей меня не смущает. Потому что я вижу, что здесь явный перемонтаж рукояти. Если вы этого не увидели - могу только посоветовать быть внимательней.
zak
Продолжим игры
А вообще zak, не вижу смысла "играть в чуру" или другие "игры" по Афганистану. У Вас есть своё видение - отлично. У меня своё. Время покажет, кто прав.
маратхНу нет так нет.
А вообще zak, не вижу смысла "играть в чуру" или другие "игры" по Афганистану.
zak
Ничего нового, продолжение старого.))) Здесь тоже рукоять перемонтирована?
А кто-то вроде писал:
zak
Ну нет так нет.
Ан нет)) Не сдержались?
Ладушки, объясню. Это тоже чура. Нет, рукоять не перемонтирована. Вы можете поискать ещё не совсем стандартные примеры, но это не изменит того, чем является этот предмет.
Мне не совсем понятны Ваши выискивания "нестандартов", хотя я всё время говорил о классической (хрестоматийной) чуре, образцов которой, подавляющее большинство.
маратхДа все просто. Мне не нравится ваше определение чурры.))) Если могли быть нестандартные рукояти, отличные от "классической (хрестоматийной)" чурры, почему вы отрицаете наличие нестандартных клинков и выкидываете все что вам не нравится в каруды?
Мне не совсем понятны Ваши выискивания "нестандартов", хотя я всё время говорил о классической (хрестоматийной) чуре, образцов которой, подавляющее большинство.
Я уже публиковал здесь этот анекдот.
Платон дал определение человеку: 'Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев'. Тогда Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: 'Вот платоновский человек!' Платон немедленно уточнил формулировку: 'И с широкими ногтями'.
маратхПочему не сдержался? Я ж не перехожу на что-то новое.)))) Так что сдерживаюсь.)))
Ан нет)) Не сдержались?
zak
Да все просто. Мне не нравится ваше определение чурры.)))
Ну, мало ли, кому что не нравится) Но, я учту Ваше замечание и подредактирую своё определение чуры в печатной работе.
zakЯ не отрицаю нестандартные клинки. Видел предметы с рукоятью чуры, а клинками пеш-кабза, карда, джамбии и европейского кинжала. Это забавные артефакты, не имеющие отношения к классической чуре.
Если могли быть нестандартные рукояти, отличные от "классической (хрестоматийной)" чурры, почему вы отрицаете наличие нестандартных клинков и выкидываете все что вам не нравится в каруды?
И "в каруды" я вкладываю совершенно определённое, а не то, что "мне не нравится".
zakИграем в слова? Перечитайте посты 50 и 51.
Почему не сдержался? Я ж не перехожу на что-то новое.)))) Так что сдерживаюсь.)))
маратхИграем в оружиеведение.
Играем в слова?
Alter
Год назад уже топтали тему.http://guns.allzip.org/topic/79/915338.html
Вообще не о том тема была.
zak
Играем в оружиеведение.
Не. Не надо играть. Я сформулирую своё видение полностью, опубликую статью. А Вы тогда критикуйте, опровергайте, приводите контраргументы 😛
А сейчас, ну какой смысл? Вы видите так, я иначе. Вы меня не можете убедить, я Вас (ну не то, чтобы не могу - не хочу пока 😛)
маратхЯ никогда и не пытался. Я просто показываю то что вы стараетесь не видеть.
Вы меня не можете убедить
Меня удивляет, что Маратх не использует другой аргумент в пользу раннего происхождения Чурр: их полное отсутствие в коллекции Мозера. Карудов - завались, а Чурр,- ни одной. Есть обьяснение? А, Маратх?
ArielBАриель, придерживал этот факт (тем более, что кое-что по нему хотел проверить)) По большому счёту, мне достаточно того, что ни Вы, ни zak, ни оппоненты на Рускнайфе не смогли объяснить отсутствие чуры в изобразительных источниках до начала 20 века.
Меня удивляет, что Маратх не использует другой аргумент в пользу раннего происхождения Чурр: их полное отсутствие в коллекции Мозера.
В принципе, пока по этому пункту не получено чёткое объяснение, с другими - не вижу смысла напрягаться.
Вон, zak, старательно выискивает чуть нестандартные чуры, Вы вспомнили Мозера. Но на вроде бы простой вопрос (об изображениях) никто ответ не дал.
zak
Я никогда и не пытался. Я просто показываю то что вы стараетесь не видеть.
Просто Вы мне частности показать пытаетесь, а я Вам цельную картину.
Маратх, Маратх, тут Вы выкручиваетесь:-)
Нету чурр на рисунках, - не значит, что их не было. Вон нету рисунков янычар с ятаганами 16-17-го веков. И что? Ятаганы-то были, задокументированные, лежат в музеях во всём мире. А вот когда в самой большой и знаменитой коллекции Средне-Азиатского оружия Чурр нет, то не стоит ли Вам призадуматься, а почему? Вы Мозера цитируете постоянно, с уважением к нему относитесь. В дискуссии на Руснайфе Вы его с уважением цитировали как спеца по афганскому оружию, с громадным личным опытом, собиравшим вещи на местах, с помощью местных переводчиков и знатоков. Только на первых 6 страницах Вы его имя и авторитет упомянули по меньшей мере раз 10. Я ж Вам аргумент подкидываю. За бесплатно. Как Вам этот аргумент может служить?
Я честно признаюсь: не знаю, почему фотографий чурр 19-го века нет.
Всё? Получили ответ? Получили.
Теперь Ваша очередь ответить на мой вопрос.
Правила дискуссии, знаете ли :-)
А то как-то смешно получается, Вы всё вопросы задаёте, а ответов ни на один давать не хотите.... Боитесь в лужу упасть? Не бойтесь: мы все тут падали не раз и не два, учились на ошибках, иногда на чужих, чаще на своих.
Так что, с нетерпением жду ответа. Причем без выкрутасов, а прямого.
ArielBНет, Ариель, я не выкручиваюсь. Почему Вы считаете рациональное объяснение "выкручиванием"?))))
Маратх, Маратх, тут Вы выкручиваетесь:-)
ArielBНет, я не боюсь ошибиться) Не ошибаться - нельзя. Можно стараться не ошибаться 😛
А то как-то смешно получается, Вы всё вопросы задаёте, а ответов ни на один давать не хотите.... Боитесь в лужу упасть? Не бойтесь: мы все тут падали не раз и не два, учились на ошибках, иногда на чужих, чаще на своих.
ArielBПриятно, что я всё же получил от Вас ответ 😊
Я честно признаюсь: не знаю, почему фотографий чурр 19-го века нет.
Всё? Получили ответ? Получили.
Вы пишите:
ArielBИ сами отвечаете на главный вопрос - в отличие от задокументированных ятаганов, задокументированных чур на 19 век - нет. Так что отсутствие изображений чур до 20 века - только подтверждает, что их не было до 20 века.
Нету чурр на рисунках, - не значит, что их не было. Вон нету рисунков янычар с ятаганами 16-17-го веков. И что? Ятаганы-то были, задокументированные, лежат в музеях во всём мире
ArielBАриель, ну я же выше написал (в посте 62)
А вот когда в самой большой и знаменитой коллекции Средне-Азиатского оружия Чурр нет, то не стоит ли Вам призадуматься, а почему? Вы Мозера цитируете постоянно, с уважением к нему относитесь. В дискуссии на Руснайфе Вы его с уважением цитировали как спеца по афганскому оружию, с громадным личным опытом, собиравшим вещи на местах, с помощью местных переводчиков и знатоков. Только на первых 6 страницах Вы его имя и авторитет упомянули по меньшей мере раз 10. Я ж Вам аргумент подкидываю. За бесплатно. Как Вам этот аргумент может служить?
маратхЕсли для Вас принципиален вопрос:
Ариель, придерживал этот факт (тем более, что кое-что по нему хотел проверить)
ArielBИ речь шла именно о нём, когда Вы сказали:
Как Вам этот аргумент может служить?
ArielBя готов Вам ответить в личку. Только в личку же сформулируйте вопрос более чётко, пожалуйста.
Теперь Ваша очередь ответить на мой вопрос.
Маратх,
Ваши ответы не удовлетворительны.
Датированных Чурр нет, или крайне мало. То же самое относится к хайберам, карудам и прочим афганским и центрально-азиатским вещам. От этого ни каруды, ни хайберы не перестают существовать в 19 веке. И даже в 18-м :-) Там вообще оружие редко датировали, кроме привозных персидских шамширных клинков, а уж такую плебейскую вещь как чурру, скорее всего никто вообще датировать бы не стал.
Вы используете циркулярный аргумент: "Чурры не существовали в 19 веке, так как нет их образцов, датированных тем периодом, или их изображений. А так как нет их изображений или датированных примеров 19 века, то они тогда не существовали". Классический пример неправильной логики.
Форум для того и существует, чтобы все посетители видели всю информацию и на основании её учились. Поэтому переговоры за их спиной ( личка) не этичны.
Я своё неведение о причинах отсутствия изображений Чурры в 19 веке поместил публично, всем на рассмотрение. Т.к. у Вас явно есть ответ на мой вопрос ( почему нет Чурр в коллекции Мозера?), что очевидно из Вашей готовности мне ответить, то Вы должны ответить точно так же: публично.
Иначе - уж извините - выкручивание.
ArielBНет, Ариель, буквально ни разу 😛
Маратх, Маратх, тут Вы выкручиваетесь:-)
ArielB1. Я знаю минимум один кубер датированный на самое начало 19 века, а так как он абсолютно традиционен, можно предполагать, что уже в конце 18 века такая форма точно была.
Датированных Чурр нет, или крайне мало. То же самое относится к хайберам, карудам и прочим афганским и центрально-азиатским вещам. От этого ни каруды, ни хайберы не перестают существовать в 19 веке. И даже в 18-м :-) Там вообще оружие редко датировали, кроме привозных персидских шамширных клинков, а уж такую плебейскую вещь как чурру, скорее всего никто вообще датировать бы не стал.
2. Все перечисленные Вами предметы, кроме чуры, встречаются либо на миниатюрах, либо на гравюрах. либо на фотографиях задолго до 20 века. Чуры ни на одном из этих источников -нет. Все известные мне датированные чуры датированы на время после 1930 года. Если Вам известна датированная чура на середину 19 века - было бы любопытно взглянуть на неё.
ArielBАриель, будьте последовательны. Вспомните, что вы говорили о ятаганах:
Вы используете циркулярный аргумент: "Чурры не существовали в 19 веке, так как нет их образцов, датированных тем периодом, или их изображений. А так как нет их изображений или датированных примеров 19 века, то они тогда не существовали". Классический пример неправильной логики.
ArielBВот ятаганы есть датированные и задокументированные, а вот чур, ну нет и всё))) По Вашей же логике получается, что раньше 20 века их не было.
Вон нету рисунков янычар с ятаганами 16-17-го веков. И что? Ятаганы-то были, задокументированные, лежат в музеях во всём мире.
ArielBНе вопрос. Тогда, как я говорил в самом начале, отложим этот разговор до мая месяца.
Форум для того и существует, чтобы все посетители видели всю информацию и на основании её учились. Поэтому переговоры за их спиной ( личка) не этичны.
ArielBСпустя какое время после моей первой просьбы на Русканйфе, ответить на этот вопрос? 😛
Я своё неведение о причинах отсутствия изображений Чурры в 19 веке поместил публично, всем на рассмотрение.
ArielBОтвет есть) Но, ей богу, я никому ни чего не должен 😊 Считаю, что должен лично Вам, потому как вы для меня - наставник в теме Востока вообще и Афганистана в частности и я испытываю к Вам глубочайшее уважение, не смотря на то, что часто наши взгляды не совпадают. Поэтому Вам, в приватном порядке готов озвучить ответ.
Т.к. у Вас явно есть ответ на мой вопрос ( почему нет Чурр в коллекции Мозера?), что очевидно из Вашей готовности мне ответить, то Вы должны ответить точно так же: публично.
ArielBОк. Считайте это выкручиванием.
Иначе - уж извините - выкручивание.
Считаю.
ArielBБез проблем.
Считаю.
Разочарован:-(((
Проблема как раз и есть....
ArielB
Разочарован:-((( Проблема как раз и есть....
Никакой проблемы нет, Ариель. Просто Вы торопите события или не внимательны:
маратх
ArielBМеня удивляет, что Маратх не использует другой аргумент в пользу раннего происхождения Чурр: их полное отсутствие в коллекции Мозера.Ариель, придерживал этот факт (тем более, что кое-что по нему хотел проверить))
маратх
как я говорил в самом начале, отложим этот разговор до мая месяца.
Убрал несколько постов. Не обижайтесь, но они к теме не относились.
Ладно, если уж Маратх отказывается отвечать на мой вопрос, - почему в собрании великого знатока афганского оружия Мозера нет Чурры? - придётся ответ дать мне.
Всё дело в том, что Мозер в своём Восточном Путешествии, во время которого он и собрал бОльшую часть своей замечательной коллекции, - в Афганистане... не был.
Маршрут его путешествия был таков: Россия, Ташкент, Бухара, Самарканд , Ашхабад ( через Кара Кум и по Аму Дарье), Тегеран, Баку, Кавказ, Турция.
Ареал обитания Чурр, - Сев. Восточный Афганистан с Хайберским Перевалом и пр. , - он обошёл стороной . Единственный Хайбер в его коллекции мог быть куплен в Средней Азии ( т.к., ещё раз, он в Афганистане не был). А уровень его знаний Афганистана определяется наличием в Афганском разделе типичного индусского меча с дискообразным расширением под рукояткой: классический пример Виджаянагара, Южная Индия. Мораль: если хочешь купить очки, не ходи в обувной магазин.
А к чему это? А к тому, что Чурры были как раз в том районе Афганистана, который Западные путешественники ( Мозера включая) , корреспонденты, художники, фотографы, - тщательно обходили, т.к. шанс потери головы европейцу в то время там был где-то 50/50 минимум.
Один вон Эгертон упомянул Чурру из Бану, - деревни недалеко от Хайберского Перевала, в ~120 км от Кабула. Рисунка к сожалению нет, но сам факт упоминания специфического имени "короткого и крепкого ножа" из того района , с центрами производства в Кабуле и Джелалабаде говорит о многом. Это как раз там, где последующие исследователи и атрибутировали нож, который мы сейчас, как и Эгертон, зовём Чуррой.
Таким образом, существуют 2 различные теории о происхождении Чурры:
1. Теория Маратха: Чурра появилась из ничего, внезапно, в начале 20-го века. До сего периода были одни Каруды
2. Теория моя: Чурра и Каруд, - суть один и тот же предмет ( судя по характерному клинку), и отличаются только монтажом рукоятки. А это всегда и везде было делом этническим: сабельный клинок мог иметь Индо-Мусульманскую рукоять и тогда его звали Тульвар, персидскую ( шамшир), Оттоманскую ( килич аджеми), Пулварную ( афганский ????), туркменскую ( Гылыч), арабскую ( сайф), марокканскую ( Нимша) и так до бесконечности.... Посему, каруды мы встречаем и из Средней Азии, и из Индии, и из Афганистана, а Чурра локализуется небольшим ареалом района Хайберского Перевала и вокруг. Специфическая этника из когда-то ( к сожалению и теперь) малодоступного и непосещаемого района, и не больше. Племя Махсудов?
Разница между двумя теорями кардинальна.
Теория Маратха недоказуема: сколько бы он не показывал фотографий/рисунков, на которых Чурры нет, - ответ один: Ищите дальше. А может в какой-то захолустной газете из провинциального английского городка есть письмо земляка - капитана о страшном афганском ноже, который он с собой привёз, или что-то в местном музее, или в запасниках Альберта и Виктории, или у кого-то в частной коллекции....и так без конца и краю... Доказать отсутствие чего-то крайне трудно, если не невозможно вообще. А отсутствие доказательства не является доказательством отсутствия. Закон любого научного исследования.
Моя же теория легко доказуема: один-единственный датированный экземпляр ( дата на рукоятке, описание в каталоге, музейный документ поступления и пр.) доказывает её правоту. И что бы Маратх не говорил, а предмет Эгертона Номер 624, - Чурра, хрестоматийная и классическая, и собранная в коллекцию до 1858.
Означает ли всё это, что Маратх неправ? Может и нет. Но максимально, что он может сказать в опровержение моей теории, - что один экземпляр погоды не делает. Но даже один-единственный экземпляр, это материальный факт. А факт всегда теорию бьёт как козырная шестёрка бьёт туза. Как я уже упоминал, величайшая трагедия науки, это прекрасная теория , убитая уродливым фактом :-) :-) :-)
величайшая трагедия науки, это прекрасная теория , убитая уродливым фактом :-) :-) :-)красиво и сильно сказано...
ArielB
Ладно, если уж Маратх отказывается отвечать на мой вопрос
Не отказывался. А просил подождать. Это две большие разницы. Я же прекрасно понимал о чём Вы будете говорить. В самом начале темы сказал что не хочется опять на 50 страниц тему растягивать))))
ArielBЕсть такой момент.
Мозер в Афганистане... не был
Но, по карте видно, что был он в Туркмении и Узбекистане, а именно в приграничных районах с Афганистаном. На Рускнайфе обсуждалось, что границы как таковой тогда не было. Достаточно почитать воспоминания Верещагина (художника), который пишет об афганцах в Средней Азии. И перемещались они (афганцы) через границу довольно свободно. В книге М. Анисимовой в разделе Афганистан есть отличная гравюра - афганец на русском пограничном посту. Что характерно, афганец с оружием. Правда и у него чуры - нет 😛
ArielBАриель, Вы меня удивляете 😊 Жёсткие границы обитания, могут быть у живого организма (и Вы прекрасно знаете, с чем это связано). Оружие, это то, что перемещается по региону не зная никаких границ. Тем более - ножи.
Ареал обитания Чурр, - Сев. Восточный Афганистан с Хайберским Перевалом и пр. , - он обошёл стороной
ArielBХайбер им приобретён не один. Вы просто забыли 😛
Единственный Хайбер в его коллекции мог быть куплен в Средней Азии
ArielBДавайте не путать 2 момента: южноиндийские мечи с дискообразным расширением под рукояткой и так называемые мечи-пахари (который представлен в коллекции Мозера) - это две большие разницы.
уровень его знаний Афганистана определяется наличием в Афганском разделе типичного индусского меча с дискообразным расширением под рукояткой: классический пример Виджаянагара, Южная Индия. Мораль: если хочешь купить очки, не ходи в обувной магазин.
ArielBАриель, повторяю. Оружие - это не вид-эндемик, привязанный к своему ущелью, горушке или долине. К нему нельзя подходить с точки зрения биологии.
А к чему это? А к тому, что Чурры были как раз в том районе Афганистана, который Западные путешественники ( Мозера включая) , корреспонденты, художники, фотографы, - тщательно обходили, т.к. шанс потери головы европейцу в то время там был где-то 50/50 минимум.
ArielB
Таким образом, существуют 2 различные теории о происхождении Чурры:1. Теория Маратха: Чурра появилась из ничего, внезапно, в начале 20-го века. До сего периода были одни Каруды2. Теория моя: Чурра и Каруд, - суть один и тот же предмет ( судя по характерному клинку), и отличаются только монтажом рукоятки. А это всегда и везде было делом этническим: сабельный клинок мог иметь Индо-Мусульманскую рукоять и тогда его звали Тульвар, персидскую ( шамшир), Оттоманскую ( килич аджеми), Пулварную ( афганский ????), туркменскую ( Гылыч), арабскую ( сайф), марокканскую ( Нимша) и так до бесконечности.... Посему, каруды мы встречаем и из Средней Азии, и из Индии, и из Афганистана, а Чурра локализуется небольшим ареалом района Хайберского Перевала и вокруг. Специфическая этника из когда-то ( к сожалению и теперь) малодоступного и непосещаемого района, и не больше. Племя Махсудов? Разница между двумя теорями кардинальна.
Ариель, разница между теориями и правда велика. Но, я всё же надеюсь, что когда я выложу на форуме именно оформленную "теорию происхождения чуры", а не "взгляды на то откуда есть пошла чура", Вы прочитаете её, и мы ещё раз сможем поговорить на эту тему.
ArielBЕсть ещё и такой закон - "Нет тела - нет дела". Нет чуры в изобразительных источниках до 20 века, а карудов - завались, и связано это с тем, что не было её до 20 века. И никакой письменный источник без изображения - не стоит ничего (так как до сих пор есть путаница в названиях предметов).
Теория Маратха недоказуема: сколько бы он не показывал фотографий/рисунков, на которых Чурры нет, - ответ один: Ищите дальше. А может в какой-то захолустной газете из провинциального английского городка есть письмо земляка - капитана о страшном афганском ноже, который он с собой привёз, или что-то в местном музее, или в запасниках Альберта и Виктории, или у кого-то в частной коллекции....и так без конца и краю... Доказать отсутствие чего-то крайне трудно, если не невозможно вообще. А отсутствие доказательства не является доказательством отсутствия. Закон любого научного исследования.
ArielBУгу. Только вот предмета такого нет. И Вы это отлично знаете.
Моя же теория легко доказуема: один-единственный датированный экземпляр ( дата на рукоятке, описание в каталоге, музейный документ поступления и пр.) доказывает её правоту
ArielBАриель, Вы можете "упираться" в эту версию сколько угодно)) Но, предмет из Эгертона, кстати, даже названный не чурой, хрестоматийной чурой от этого не станет )))))
И что бы Маратх не говорил, а предмет Эгертона Номер 624, - Чурра, хрестоматийная и классическая, и собранная в коллекцию до 1858.
ArielBАриель, у Вас нет этого одного экземпляра)) Поэтому и говорить не о чем и опровергать нечего))))
в опровержение моей теории, - что один экземпляр погоды не делает
ArielBКак я выше объяснял -фактов у Вас как раз нет)) Есть неприятие моих пока взглядов, а не теории на происхождение чуры. Есть картинка из Эгертона, на которой виден предмет не имеющий черт чуры. Это всё не факты)))
факт всегда теорию бьёт как козырная шестёрка бьёт туза
А главный факт, который Вы старательно старались замять несколько месяцев, когда я Вам задавал прямой вопрос - это то, что Вы не знаете ни одного изображения чуры на фотографии или рисунке афганцев до начала 20 века.
И вот это как раз - факт. Факт, на который, как Вы сами признались, Вам ответить нечего 😛
У меня же пока есть ответы на все Ваши аргументы и контаргументы.
И я не хотел сейчас ворошить эту тему, потому что, например на Рускнайфе уже объяснял Вам, почему Ваша версия о "эндемичности" чуры - совершенно не состоятельна.
gor200766Красивые и чеканные фразы не всегда к месту, если нет ответа на главный вопрос. Ариель же признал выше, что у него ответа - нет.
величайшая трагедия науки, это прекрасная теория , убитая уродливым фактом :-) :-) :-)красиво и сильно сказано...
Красивые и чеканные фразы не всегда к месту, если нет ответа на главный вопрос.Так ответа на вопросы почти в любой теме на ганзе нет... 😊И зачастую у обеих сторон, поэтому спор бесконечен....Хотя простой принцип - нет тела, нет дела обе стороны признают. 😛
Я знал, что так будет: Маратх своим теориям верен как Суслов марксизму :-) Теория всегда превалирует над фактами и её надо утверждать любой ценой:-)
Поэтому и контраргументы так неубедительны ( мягко говоря).
Мозер в Афганистане не был, факт. Дискообразный меч - Виджаянагара по происхождению (Маратх, да выучите Вы английский и почитайте Элгуда, Бога ради!)
Хайберов в каталоге Мозеровской коллекции - один: номер 480. Маратх, если Вам известны другие образцы ( из тайных загашников :-)), то уж будьте любезны, дайте номера и фотографии. Если нет, - примите факт каким он есть.
Никто не говорит об эндемичности оружейных предметов. Эндемичны их владельцы. Поэтому балинезские крисы эндемичны именно к Бали. Дашна эндемична к Хевсуретии. Пуукко к Финнам. Флисса к Алжиру. Лаз Бичак к округе Трапезунда. Понимаете разницу? Эндемичность материальных элементов культуры зависит от эндемичности их создателей: оружие, пища, одежда, декоративность. Чурра эндемична была к жителям района Хайберского Перевала, Махсуды скорее всего, что подтверждено массой данных ,полученных в более позднюю эпоху, когда тот район стал доступным путешественникам.
"Нет тела, нет дела" может работать только в районной милиции. Нет примеров сельджукского оружия. Сельджуки от этого воевали не голым задом. Делать упор на иконографию наивно. Нет рисунков ятаганов 16-17 века. И не надо. Есть актуальные образцы. Нет рисунков 18 века, где есть черкесы с шашками, а казаков таких - достаточно. Шашка из-за этого становится казачьим изобретением? Вы обьединяете силы с Есаулом?
Экземпляр Эгертона номер 624.... А на каком основании Вы утверждаете, что это Каруд? Вы когда-либо у каруда такую верхушку видели? Или рукоятку узкую в середине?
У меня, как и у Вас ,нет фотографий афганцев 19 века с Чуррами. И что? Ведь даже если Вы ещё 50 лет потратите на не-нахождение таковых, это не доказательство: может и есть , но в школьной библиотеке в Бристоле. С самого начала неправильно сформулировав свой вопрос, Вы обрекаете себя на неудачу. Это другое элементарное правило любой научной деятельности: гипотеза должна поддаваться экспериментальной проверке. Иначе она религия: Хари Кришна, Марксизм, Вудуизм как раз и основаны на ваших правилах ( другие не упоминаю, т.к.никого обидеть не хочу)..
Я честно признал, что не знаю почему до сих пор не найдена иконография афганцев 19-го века с чуррами. Пора и Вам признать что-то, хотя бы для себя. Мне доказывать нечего, я не Ваш враг, и теория происхождения Чурры для меня - крохотное отвлечение от основной работы, маленькое хобби, как и всё оружиеведение. Я на своё хобби трачу 1% своего времени и усилий, и авторитетности в этой области не жажду. Но Вы стремитесь с репутации оружиеведа-профессионала ( и в добрый час Вам!), а профессионализм работает по серьёзным и строгим правилам, которые Вы до сих пор не освоили или тщательно ( или наивно) пытаетесь игнорировать. Жаль. Если не остановитесь и не попытаетесь свою теорию пересмотреть критически, с безжалостными контраргументами самому себе, то Ваше майское сочинение будет так же достоверно, как гегемония пролетариата:-)
Примите это не как нападку, а как доброе пожелание Вам успеха на научном поприще.
ArielBКак и у Вас, Ариель, как и у Вас 😛
Поэтому и контраргументы так неубедительны ( мягко говоря).
ArielBАриель, мне стыдно, что я только немецкий знаю, но обязуюсь со словарём перевести этот момент у Элгуда. Это будет не быстро)) Но, я прочитаю и тогда смогу Вам ответить. Но, происхождение и бытование - это две большие разницы. (Вон человек, как вид, по мнению учёных, в Африке появился. Но сейчас то все континенты занимает и на негроидную расу не все похожи)
Дискообразный меч - Виджаянагара по происхождению (Маратх, да выучите Вы английский и почитайте Элгуда, Бога ради!)
ArielBАриель ,я ж добрый - мне не жалко. Тем более, что своим Мозером, я Вам обязан, за что ОЧЕНЬ благодарен 😊 Образец не один. Их два: номера 480 и 481 (можно я не буду страницу фотографировать и сканировать? или не поверите? 😛). А как мы с Вами говорили - один предмет - это просто артефакт, на который нельзя опираться, а два это уже определённая тенденция.
Хайберов в каталоге Мозеровской коллекции - один: номер 480. Маратх, если Вам известны другие образцы ( из тайных загашников :-)), то уж будьте любезны, дайте номера и фотографии. Если нет, - примите факт каким он есть.
ArielBОб Индонезии - не спорю. Но Вы не путайте. Одно дело острова, а совсем другое дело - всё остальное. С остальным вы сильно погорячились))) Что, пукко только финны пользовали? И его их соседи не знали? Флисса и Лаз Бичак - вообще не пример - Вы же прекрасно знаете, как недолго они просуществовали. А главное, это длинные предметы, а не ножи. А нож то, как раз распространяется гораздо легче, чем длинномер. Или Вы сейчас будете утверждать ,что чура - это сакральный нож, который его этнические владельцы скрывали не только от белых сагибов, но и от других афнгаснких племён? 😛
Никто не говорит об эндемичности оружейных предметов. Эндемичны их владельцы. Поэтому балинезские крисы эндемичны именно к Бали. Дашна эндемична к Хевсуретии. Пуукко к Финнам. Флисса к Алжиру. Лаз Бичак к округе Трапезунда. Понимаете разницу? Эндемичность материальных элементов культуры зависит от эндемичности их создателей: оружие, пища, одежда, декоративность. Чурра эндемична была к жителям района Хайберского Перевала, Махсуды скорее всего, что подтверждено массой данных ,полученных в более позднюю эпоху, когда тот район стал доступным путешественникам
На счёт эндемичности махсудов я Вам всё ещё на Рускнайфе написал ,приведя к тому же - любопытные цифры 😛 Перечитайте, если забыли.
ArielBАбсолютно не согласен. Вы себе сейчас противоречите. Нет изображений ятаганов на 16-17 век, но есть они в музеях датированные - согласен - не поспоришь. И если бы Вы мне говорили: "нет изображений чуры в 18-19 веке, но вон же они датированные лежат", я бы сказал, что Вы ,Ариель, безусловно правы. Но, мы с Вами знаем, что датированных на 18-19 век чур - НЕТ. И поэтому, пример с ятаганами в обсуждении чуры, мягко говоря, не корректен.
"Нет тела, нет дела" может работать только в районной милиции. Нет примеров сельджукского оружия. Сельджуки от этого воевали не голым задом. Делать упор на иконографию наивно. Нет рисунков ятаганов 16-17 века. И не надо. Есть актуальные образцы.
ArielBЗа черкесов и их шашки, я промолчу, потому что это не моя тема и я её не знаю. Но, если бы было изображение черкеса с шашкой на 18 век ,вы бы много лет не спорили с Есаулом с пеной у рта 😛 Кстати, простите мне моё невежество. А есть датированная черкесская шашка на 18 век? если мне память не изменяет, К. Ривкин, пишет в своей книге, что такие шашки не известны 😛
Есть актуальные образцы. Нет рисунков 18 века, где есть черкесы с шашками, а казаков таких - достаточно. Шашка из-за этого становится казачьим изобретением? Вы обьединяете силы с Есаулом?
Поэтому шашку Вы сюда "за уши" притянули, сорри за каламбур.
ArielBДа. Видел. И Вы видели, что самое главное. У того же самого Мозера (где он прорисовку разных карудов даёт). Скажу больше, такая изящная рукоять каруда (кстати, не такая уж она и узкая в середине), ИМХО более типична для Индии, чем для Афганистана и Средней Азии.
Экземпляр Эгертона номер 624.... А на каком основании Вы утверждаете, что это Каруд? Вы когда-либо у каруда такую верхушку видели? Или рукоятку узкую в середине?
ArielBВот когда найдёте в Бристоле, али где ещё фото афганцев до 20 века с чурами, тогда и будем говорить дальше) Для Вас - не доказательство. Для меня - вполне себе доказательство)
У меня, как и у Вас ,нет фотографий афганцев 19 века с Чуррами. И что? Ведь даже если Вы ещё 50 лет потратите на не-нахождение таковых, это не доказательство: может и есть , но в школьной библиотеке в Бристоле.
ArielBСовершенно не правы. Проверяйте меня - покажите мне фото афганца с чурой на 19 век. Всего-то) И моя версия - окажется не состоятельной. Но ,Вы, и никто другой этого сделать не можете 😛 А раз так - значит моя версия более чем имеет право на жизнь 😛 Даже в том упрощённом варианте ,в котором я её представляю на форуме 😛
С самого начала неправильно сформулировав свой вопрос, Вы обрекаете себя на неудачу. Это другое элементарное правило любой научной деятельности: гипотеза должна поддаваться экспериментальной проверке. Иначе она религия: Хари Кришна, Марксизм, Вудуизм как раз и основаны на ваших правилах ( другие не упоминаю, т.к.никого обидеть не хочу)..
ArielBМы долго шли к этому 😊
Я честно признал, что не знаю почему до сих пор не найдена иконография афганцев 19-го века с чуррами.
ArielBАриель, ей-ей ,Вы меня с кем-то путаете. Ну Вы то, в отличие от многих на форуме, прекрасно знаете, где и кем я работаю)) И работу свою менять не собираюсь. Мне просто, как и Вам, оружиеведение интересно,как хобби. Но, мне кажется, что ограничиваться форумом - это оределённым образом - хоронить информацию, которой мы владеем. А важно этой информацией поделиться.
Пора и Вам признать что-то, хотя бы для себя. Мне доказывать нечего, я не Ваш враг, и теория происхождения Чурры для меня - крохотное отвлечение от основной работы, маленькое хобби, как и всё оружиеведение. Я на своё хобби трачу 1% своего времени и усилий, и авторитетности в этой области не жажду. Но Вы стремитесь с репутации оружиеведа-профессионала ( и в добрый час Вам!)
ArielBАриель, я ценю Ваше мнение (совершенно серьёзно говорю). Поэтому мне даже несколько обидно, что вы считаете, что в публикации я буду опираться только на отсутствие изображений чуры ))) Хотя, и этим фактом пренебрегать нельзя 😛
профессионализм работает по серьёзным и строгим правилам, которые Вы до сих пор не освоили или тщательно ( или наивно) пытаетесь игнорировать. Жаль. Если не остановитесь и не попытаетесь свою теорию пересмотреть критически, с безжалостными контраргументами самому себе, то Ваше майское сочинение будет так же достоверно, как гегемония пролетариата:-)
ArielBАриель, искренне - спасибо. И рассчитываю на Вашу помощь (в смысле критики и не только)
Примите это не как нападку, а как доброе пожелание Вам успеха на научном поприще.
Я всё сказал.
ArielB
Я всё сказал.
Благодарю. Я - услышал.
Жду статьи в мае.
Тогда покажу фотографии интересного предмета.
Цитируя Вас: Ню-ню :-)
ArielB
Тогда покажу фотографии интересного предмета.
Дык, давайте сейчас посмотрим 😛 Может я резко пересмотрю свои взгляды, Ариель 😊
Ню-ню :-)
ArielB
Ню-ню :-)
Ариель, мелковато для Вас 😛
Ну вот видите как это "ню-ню" неприятно и раздражающе?
Так что давайте не будем его использовать в будущем, ни между собой, ни в дискуссиях с другими.
ArielB
Ну вот видите как это "ню-ню" неприятно и раздражающе?
Ариель, ну мне то, как молодому-глупому - простительно 😛 Тем более на Ваше "ню-ню", я нисколько не обиделся )))))
Ладно, не буду нервы трепать:-)
Решил идти к источникам: дилерам по индо-персидскому с большим опытом.
Спросил у Ашока- Артс ( Стефан). Он сказал, что таки да, есть такие, но датированных он не упомнит. Атрибуция , - да. Они, по его описанию, бОльшие, чем обычные, с роговой ручкой, часто с мелкими гвоздиками ( точно как в архивах у Арци Ярома, см. ниже). Стефан их по патине и качеству определяет. Не 100% -й ответ: авторитет хороший, но нет даты.
Тогда связался с Акаал-Армс ( Ранджит Синг), спросил, была ли у него Чурра 19-го века, датированная.
Была, оказывается.
Вот она.
Всё родное, включая ножны. На них серебряный стаканчик со пробой Бирмингама 1870 года. Тут уж не поспоришь: ножны делаются под клинок, а не наоборот, и дата на них говорит сама за себя.
Вот и та самая, датированная, и надо мнение о датировке Чурры менять.
Взяли старый стаканчик от шпаги, делов то
iv2006
Взяли старый стаканчик от шпаги, делов то
Благодарю за информацию. Я собственно говоря так и думал 😊 Ждал правда, когда предмет ко мне придёт (я его прикупил), чтобы внимательно рассмотреть наконечник ножен 😊
ArielB
Спросил у Ашока- Артс ( Стефан). Он сказал, что таки да, есть такие, но датированных он не упомнит. Атрибуция , - да. Они, по его описанию, бОльшие, чем обычные, с роговой ручкой, часто с мелкими гвоздиками ( точно как в архивах у Арци Ярома, см. ниже). Стефан их по патине и качеству определяет. Не 100% -й ответ: авторитет хороший, но нет даты.
Не согласен со Стефаном. Считаю довольно поздними чуры с гвоздиками. Почему в статье будет.
ArielB
Тогда связался с Акаал-Армс ( Ранджит Синг), спросил, была ли у него Чурра 19-го века, датированная. Была, оказывается. Вот она. Всё родное, включая ножны. На них серебряный стаканчик со пробой Бирмингама 1870 года. Тут уж не поспоришь: ножны делаются под клинок, а не наоборот, и дата на них говорит сама за себя.
Была, да теперь не у него, а у меня 😛 Только о всём родном говорить не стоит. Хотя, 100% скажу, когда предмет у меня на руках будет. А так между нами (конспиративным шёпотом) Рунжит, как и наш уважаемый Артци ножны делает - только так 😛
ArielBТак что менять пока ни чего не надо 😛
Вот и та самая, датированная, и надо мнение о датировке Чурры менять.
Ариель, Вы меня успокоили 😊 Я ждал более "убойных" аргументов. Даже, признаюсь - волновался слегка.
ArielB
Решил идти к источникам: дилерам по индо-персидскому с большим опытом.
К сожалению, дилеры индо-персидского оружия не могут являться источником в данном случае .... В лучшем случае их информация выглядит так - я когда-то слышал или видел.... Но, никаких серьёзных фактов у них не оказывается.
Опять вы не о сути, все о своем, о своих, о чужих. Что меняется от длины клинка при том же строе? Или толщины рукояти? (кроме этники) Как раз чура больше имеет возможностетей пролупить кольчугу, а не халат))). А Каруд для более мягкой работы, с возможностью реза, который в чуре отсутствует практически.
Ничего не меняется. Там точно (в Афгане). Если только с запада не закажут.
Маратх хочет все перевести в виртуальную область. Типа нет видео нет жизни. Другая культура, другая система доказательств. С личностномыми мнениями.
Напоминает советский анекдот. "опять эта проклятая неизвестность"
Вернусь из Запорожья-объясню "о чём я". Хотя вообще то я просто ответил на вопрос Ариеля 😛
Вообще-то, принцип "нет тела, нет и дела" в науке неприменим. Это чисто юридический принцип, напрямую связанный с другим юридическим принципом "любое сомнение должно толковаться в пользу обвиняемого". Собственно, первый есть просто частный случай второго. А в науке сомнения толкуются не в пользу обвиняемого, а в сторону максимальной вероятности.
Давайте подождём Маратха: он обещал обьяснить почему он не согласен со Стефаном. Дадим только человеку пару дней очухаться от запорожской горилки:-)
ArielB... и прежде выложить фотки встречи . Чурра никуда не денется .
Дадим только человеку пару дней очухаться от запорожской горилки:-)
Это тоже после пары банок томатного сока.
Очень забавно было читать посыпавшиеся мнения, в тот момент, когда я был в Запорожье и отвечать было сложно. Как будто раньше участники темы это не могли написать (это к zak-у и Arabat-у)
Ещё больше меня всегда радовала вольная трактовка моих слов 😛 Ариель, я не писал, что
ArielB
обещал обьяснить, почему не согласен со Стефаном
Я писал в 96 посте на 5 странице:
"Не согласен со Стефаном. Считаю довольно поздними чуры с гвоздиками. Почему в статье будет". 😛
Так что, как написал Аркадий:
IsraguestПоговорим о ней в мае 😛
Чурра никуда не денется .
маратхЛадно в следующий раз будем спрашивать насколько вам удобно отвечать.))) Извиняйте.
Очень забавно было читать посыпавшиеся мнения, в тот момент, когда я был в Запорожье и отвечать было сложно. Как будто раньше участники темы это не могли написать (это к zak-у и Arabat-у)
Ничего нового я не написал, что бы требовало ответа))) Так проверка связи.)))
маратх
Ещё больше меня всегда радовала вольная трактовка моих слов Ариель, я не писал, чтоOriginally posted by ArielB:
обещал обьяснить, почему не согласен со Стефаном
Я писал в 96 посте на 5 странице:
"Не согласен со Стефаном. Считаю довольно поздними чуры с гвоздиками. Почему в статье будет".
Простите если не понял. Думал, что Ваше обещание обьяснить " о чём Вы" ( пост 99) связано с вашим несогласием со Стефаном насчёт гвоздиков. Ну так хотя бы это послушаем.
маратх.
Не обижайтесь. Не так уж я хорошо знаком с чурАми (или чУрами?), чтобы встревать в данный спор. Просто написал одну общеизвестную истину. Вдруг да участники спора о ней забыли. 😊