http://www.ebay.de/itm/370986992279?redirect=mobile
Тема не коммерческая, ибо "ножик" уже купил.
А информации тут по данному виду оружия мало.
И данный мандау очень похож на реальное?? оружие.
Может кто- либо подсказать, что за возраст, для кого из даяков типичен, из чего делали кольцо на рiso raut (маленьком ноже)?
В принципе, ИМXО, это не Мандау, а Амбанг: простая или сувенирная версия Мандау. Нет декоративной работы на клинке, рукоятка из дерева, а не из оленьего рога, нет сложной резной работы на рукоятке.
Они распространены по всему Борнео, и я думаю, что этот после ВМВ.
Жаль,не видно другой стороны клинка: у боевых она вогнутая, так что можно ударить только справа сверху диагонально книзу влево, или наоборот. Иначе выскочит из руки.
Кто-то ИМXО здорово переплатил.
Спасибо.
Я обратил внимание на эргономику- изгиб в районе рукояти и начала клинка выглядит очень рабоче.
Надпись продавца- "бывший в употреблении"... ежли так (а лучше нет), то кто-то приобрел весьма своеобразный сувенир. А может им только в лесу дорогу прокладывали.
Обилие украшений и резьба- тут я без понятия. Одни говорят, что много резьбы и побрякушек- для туристов, другие..., тут полагаюсь на Вас.
Топикастеру просьба-прикрепить фото предмета в тему. Через некоторое время в теме на ебее фото будут не доступны.
Прикреплю фото.
Но я пока не дома, а с телефона это сложно сделать.
Т.е. в конце этой или следующей недели.
Маленький нож- тоже тут выглядит рабоче. Как им пользовались-трудно сказать. Возможно, как и европейские "плечевые ножи", конец рукояти ложили на плечо, что позволяло ножиком работать очень точно. Вопрос только зачем?
Сталь ржавая, но каверн не вижу. А на многих дорогих изделиях с резьбой и вложениями меди клинки покрыты глубокими рытвинами, кавернами.
Нет элементов, ослабляющих клинок- резьбы на обухе и т.д.
Поговорил с человеком из тех краев, где подобные вещи использовали: говорит, эргономика рабочая, для туристов такое не делают.
Ножик,- это т.н. Писо Раут: хозяйственный,для резания раттана и чистки голов.
Вполне может быть не сувениром, но простой, рабочий образец. Самое нижнее фото - другой стороны клинка. Вогнутости не вижу. В общем,вся работа незамысловатая,недорогая, не музейного качества.
Посмотрите на е-бее, там таких и чисто сувенирных ( явно новых) очень много. Отдать за него $600 - безумие.
Спасибо, а можно пару ссылок на рабочие образцы.
У меня одни сувениры вылазят.
Постараюсь найти.
Вот,к примеру такой. Простой, без вычурности, рукоятка деревянная, не резная, без узоров и сложных стальных выкрутасов по краям. Но с клинком рабочего строения.
А вообще-то я видно давно уже на Мандау не смотрел: цены просятся астрономические по сравнению с несколькими годами назад, Другое дело, что в списке ушедших с рынка проданных почти нет.
Рабочие вещи если и видел, то уже проданые.
Я говорил с человеком, который делает мандау и держал сам один в руках.
Жалко, что не порубил дерево.
Что меня смущает в подобных аукционных ножах в общем:
Клинок часто является продолжением рукояти, нет ухода рукояти вверх.
Нет утолщения клинка у рукояти, которое плавно сужается на протяжении см. 6-8..
Обух у рукояти не закруглен.
Некоторые клинки имеют одну толщину обуха по всей длине.
Нет утолщения или оковки в том месте, где клинок заходит в рукоять- она там лопается.
Рукояти с дорогой резьбой: т.к. рукоять при пользовании переодически трескается и ее надо менять.
Мишура вроде резьбы на клинке, медных вставок... в одном из фильмов видел, как аборигены точили подобные клинки: в селении лежал камень уже седловидной формы, на него ложили спуском клинок и терли вперед-назад кромкой: если на спусках была бы резьба или..., то вид ее должен был бы быть крайне потертым.
На аукционных изделиях наоборот.
В принципе, Мандау имеют прямой или почти прямой клинок. Те, что Вы видели с "сабельным", это строго говоря не Мандау а Ниабор или Ланггай Тингганг ( у обоих клинок плоский с обеих сторн, и расположение серии выступов на стороне острия разное).
Стык клинка и рукоятки традиционно покрыт куском специальной смолы. В дорогих экземплярах вместо этого есть фигурное кольцо из т.н. Сваасы,сплава золота,меди и серебра в различных пропорциях.
Насчёт резьбы на рукоятке и завитушек на спинке ( обухе) , - не делайте евроцентристской ошибки ставя технологию на пьедестал. Декорация крайне важна в этих обществах по племенным/религиозным соображениям. Разные лица и животные, вырезанные на роге рукоятки, связаны с божествами , предками, племенами, тотемами и пр. Если подумать, то глубоко гравированные Девы Марии или портреты короля с золорыми или латунными вставками на европейских саблях, мощи в рукоятках и пр. несут ту же идею.
В чём Вы правы, так тонкие по всей длине клинки действительно сувенирны.
Я видел подобный тому, что я представил.
Т.е. клинок почти прямой, но изгиб имеется. И рукоять уходит с прямой линии.
Как мне пояснил мастер, прямым клинком долго рубить нельзя: вибрация передается в руку. И еще есть причины такой эргономики, связанные со скоростью удара.
Да, спасибо, кое-что новое для себя из Вашей информации вынес.
Спасибо.
Я обратил внимание на эргономику- изгиб в районе рукояти и начала клинка выглядит очень рабоче.
Надпись продавца- "бывший в употреблении"... ежли так (а лучше нет), то кто-то приобрел весьма своеобразный сувенир. А может им только в лесу дорогу прокладывали.
Обилие украшений и резьба- тут я без понятия. Одни говорят, что много резьбы и побрякушек- для туристов, другие..., тут полагаюсь на Вас.
Не для туристов, тут уж точно.
Если интересуетесь их разнообразием, то гляньте сюда:
Спасибо.
Резьба такого уровня продается у нас.
Специалисты говорят, что главную ценность составляет сам клинок: хорошо сбалансированный, сложной геометрии и с качественной т.о.
На второй странице интересный по профилю клинок.
Очень режут глаз глубокие каверны на поверхности.
А следы от заточки идут поперек клинка немного под углом (что бы было с орнаментом? ).
Следует упомянуть, что ибаны выигрывали в рукопашной в т.ч. против англичан и японцев. Т.е. кроме навыков их х.о. функционировало хорошо.
К клинку на 2 странице просится рукоять с небольшим загибом вниз. Функциональную рукоять заменили на красивую.
Судьбу тонкой резьбы Вы можете видеть на представленном мной "ножике": из 3 "отростков" на рукояти 2 отломаны. Но все 3 располагаются там, где они не мешают функции.
Вы правы: чем оружие проще, тем менее оно подвержено поломкам. Функциональность устойчива, декоративность нет. Кофтгари, всечка, инкрустация драгоценными камнями, тонкая резьба уходят первыми, а простая сталь остаётся.
Только оружие никогда не было простой функциональностью. Элемент сакральности всегда в нём присутствовал, и чем меньше было чисто инженерных возможностей, чем "примитивнее" :-) было общество, тем больший упор делался на сакральность и декорацию. Оружие нельзя рассматривать в отрыве от его эпохи и этники. Это исчезло с вестернизацией, массовым производством и внедрением уставного оружия,где клинки прокатывались, ножны штамповались, и чем больше и дешевле конечный результат, тем лучше.
А какой-нибудь даяк сидел в джунглях,времени у него было много, вот он и резал себе рукоятку, отражающую его предков, его тотемы, его племя.... Индонезия полна рассказами о кузнецах, которые ковали священные крисы только в полнолуние и не больше, чем 5 ударов за сеанс.
Восток? Вряд ли. Классный клинок европейской рапиры делался за день-два. А фантастически оформленная гарда,с завитушками, сложными дужками, резьбой по металлу была работой на пару месяцев. Не зря оружием занимаются искусствоведы: оно народное искусство.
Но Вы правы: клинок почти всегда ценился больше. Богатые ручки и ножны продавались при нужде, а как деньги появлялись, так клин украшался заново, но по возможностя. Пожалуй, единственный обратный пример что знаю, это Индия: рукоятка береглась так же, а иногда и больше, чем сам клинок. Но это уже отдельная история.
Пришел ножик.
Что касается вогнутой заточки, если эту саблю держать клинком от себя, то левая сторона вогнутая, правая выпуклая.
Баланс и удобство изумительные.
Клинок режет и рубит кость без малейших последствий.
Маленький клинок сведен очень тонко, острие слегка согнуто. Режет стекло хорошо, кость режет отлично.
Ножны практически ничего не весят- в руке они почти не ощущаются.
В общем тех денег этот мандау стоит точно...
Правда аура у него не для жилой комнаты, куданить в сейф чтобы людей не пугал.
Не знаю точно, как они клинок точили, с вогнутой стороны его при заточке (убирании заусенца?) ложили на идеально ровный камень. Обух и кромка с этой стороны очень похожи на японский асимметричный кухонный клинок. Т.е. если клинок положить на ровную поверхность, плоскости у обуха и кромки прилегают к этой поверхности идеально на всем протяжении.
Заехал сегодня к профессиональному кузнецу, который сам изготавливает паранги, мандау и т.д.
Многое понял: клинок оказался двуслойным, по примерной оценке 120-150 (более 100 лет) возрастом. Сама работа сделана на прекрасном уровне
При изготовление полых клинков вогнутая сторона получается при 2-слойной конструкции автоматически, но кузнец проковывает (правит) и ее.
Еще узнал, что изогнутое в сторону острие маленького ножа- это не следствие вандализма, а так и должно быть (показал, как при работе двумя руками "кривое острие" используется.
Далее узнал, что удаление заусенца на полой стороне делается продольными движениями (вдоль кромки) и идеально ровный камень для этого не обязателен.
Потом узнал, что не уменьшающийся по толщине до "клювовидного острия" обух-это нормально и способствует правильному балансу.
Часть оплетки, цветная кисточка и деревянная пластика- продукты более юных времен.
Данный мандау, в первую очередь, инструмент.
Богато украшенные клинки с медной инкрустацией, резные рукояти- продукт более поздний. Употреблялись такие вещи для танцев, обрядов и... некоторые предметы и для туристов.
Получил и литературу на английском: Albert van Zonneveld , знвет кто-нибудь этого автора?
Posetitel
Albert van Zonneveld , знвет кто-нибудь этого автора?
😊 Немного в курсе.
Маленький ножик (фото пока только с хенди):
сначала непонятно, как так погнули нож, который спокойно режет стекло.
Одна сторона вогнута, другая выпуклая- это ясно. А согнутое острие?
Оказывается, все так и задумано. Пример удержания ножа (на фото одной рукой, при реальной работе- двумя). Согнутое острие при таком "скоблении" таки удобно...