Балкарский кинжал

АланАс

Появился у меня этот кинжал,кожа новая.Думаю,что середина 19 века,может чуть раньше.Что скажете?



Bonart

по каким признакам именно бакарец? на серебре клейма есть?

Pss

АланАс
Появился у меня этот кинжал,кожа новая.Думаю,что середина 19 века,может чуть раньше.Что скажете?




Прекрасный кинжал! Но, к сожалению опять же поздний...
Вообще (по-моему), критерий такой: если лезвия параллельны на большей части клинка - это уже вторая половина 19 века после окончания кавказской войны. Старые кинжалы небольшие с листообразным тонким лезвием, позволяющим кроме колющего и рубящего удара наносить режущий удар с небольшим потягом. Большим кинжалом вообще практически невозможно нанести колющий удар в соприкосновении с противником, придётся отступить на шаг, иначе не хватит расстояния для полноценного замаха, а кинжал - это в первую очередь колющее оружие. Думаю появление после войны крупного и даже огромного кинжала, вызвано уменьшением количества шашек (их могли носить только те, кто шёл на русскую службу или знать (Аствацатурян)), а боевые задачи остались прежними, поэтому кинжал "вырос" почти до размера шашки, да и производство кинжалов попроще. Та же история произошла с ятаганным ножом - он превратился в ятаган, когда янычарам было запрещено выходить в город с оружием.

АланАс

Bonart
по каким признакам именно бакарец? на серебре клейма есть?

Балкарец потому что привезли из Балкарии,там было несколько местных мастеров.Думаю что ихняя работа.Клейм на серебре нет.Да и не могло быть.Палата была только во Владикавказе в самом конце 19 в. а Тифлис далеко.

Bonart

пробирная палатка во Владикавказе открылась в 1886 году, однако, заклепки на рукояти говорят о закавказском происхождении. скорее, Грузия, причем, немудрященькая, скорее даже рядовая.

АланАс

По древности настаивать не буду,вопрос спорный.Я исходил из общего состояния-кольцо на обоймице,где кожанная петля протерто от долгой носки,да и все серебро протерто основательно,сколько ж времени надо на это?Потом состояние кости на рукояти.Поздние кинжалы почти все с лакским орнаментом.Долы на клинке тоже отличаются от дагестанских-очень глубокие и идут под углом друг к другу в сечении.
Думаю Вы ошибаетесь насчет размеров,как раз после войны стало больше маленьких кинжалов(вспомните те же владикавказские и тифлисские).Какие то резы кинжалом вряд ли делали а колет большой кинжал ничуть не хуже,чем маленький.Кстати именно из-за этого горцы предпочитали обратный хват в плотной схватке,особо и замахиваться не надо,только навались телом..Как то я уже писал,что шашки были не у всех и во время войны как раз и делали большие кинжалы наподобие меча.Один из тестов качества клинка кинжала-перерубание сложеной вчетверо бурки,представляете рубящие качества?А в общем конструкция очень консервативная,с отличиями по ширине и длине клинка у каждого народа,можно встретить одинаковые и начала 19 и начала 20 века.

АланАс

Bonart
пробирная палатка во Владикавказе открылась в 1886 году, однако, заклепки на рукояти говорят о закавказском происхождении. скорее, Грузия, причем, немудрященькая, скорее даже рядовая.

Что рядовая не спорю,а заклепки такие делали везде(у того же Османа такие же)и в закавказье такие же делали северокавказцы-дагестанцы.

Pss

Ну совсем не рядовая... Кстати для северокавказских кинжалов характерна рукоять из двух половин с оковкой между ними?

АланАс

Pss
Ну совсем не рядовая... Кстати для северокавказских кинжалов характерна рукоять из двух половин с оковкой между ними?
Не совсем понял ...Из двух половин у меня есть чеченский кинжал.Головка рукояти сделана из цельного куска рога ,низ тоже,а посередине рукояти между ними тонкая латунная прокладка-шайба.А чтобы оковывалась только узкая часть рукояти,видел один раз,лакской работы,состояние клинка было плохое-не стал брать,кинжал привезли из Владикавказа.Насколько характерна не знаю-больше не встречал.
При всей простоте орнамента,действительно рядовой не назовешь,при большом распространении дагестанского орнамента, другие редкость.Мне нравится,и спорить по этому поводу не вижу смысла..

Pss

Я имел ввиду оковку вдоль половинок рукояти как на второй фото.

АланАс

Pss
Я имел ввиду оковку вдоль половинок рукояти как на второй фото.

Почти все северокавказские кинжалы с такой оковкой.

Pss

Спасибо.Я почему-то считал, что рукояти северокавказских кинжалов и цельного куска кости, рога и т.п.

Tonydin

Ветка смущает в картуше - может уже отходники делали? По времени, думаю конец XIX.
Что касается атрибутирования кавказского оружия, имхо, то определение места происхождения можно только при наличии клейм, и для более ранних образцов - только при условии, что техника и орнаменты точно соответствуют описанным в литературе, и то при отсутствии каких-либо дополнений.

АланАс

[QUOTE]Originally posted by Tonydin:
[B]Ветка смущает в картуше - может уже отходники делали? По времени, думаю конец XIX.
Ветка как ветка,не кубачинский тутта,не лакский морх,растительный орнамент,может быть у кого угодно,может быть и под влиянием дагестанских орнаментов.Клейменное серебро в конце 19 в.А на клинке одно и то же клеймо ставила целая династия,так что атрибуция ранних всегда по косвенным признакам.В книгах при датировке исходят из времени поступления в музей а потом описывают по признакам.Но часто такие же признаки существуют на кинжалах в течении 100 и более лет.

АланАс

Pss
Спасибо.Я почему-то считал, что рукояти северокавказских кинжалов и цельного куска кости, рога и т.п.

Из того что попадались мне или есть у меня процентов 60-70 с такой монтировкой рукояти,20-30-в сплошном серебрянном футляре,10-20-с цельной рукоятю из рога или кости.Это в конце 19 начале 20 века,северокавказские,думаю и тифлисские тоже(в большинстве мастера той же школы).Не считая простых кинжалов,у них монтировка была такая же,но не берегли и мало сохранилось.А вот более ранние не знаю,даже в литературе их слишком мало,но думаю с такой монтировкой еще больше.