Эфес палаша.

cook25
На сайте Эрмитажа всплыл - атрибуция - польская каронная гвардия
cook25

cook25

Roberto P.-F. 63
Опять ГЭ "отличился". Не в состоянии даже вензель Екатерины №2 от Станислава Августа Понятовского отличить... Просто посмотрели на обложку альбома Кулинского. Но и Леонова тоже по поводу таких эфесов своя хрень имеется. Он придумывал из них "сабли кавалергардов" на основании позднего сборняка, когда в конце 1770-х гг. офицеры меняли клинки с палашных на сабельные (не всем получилось централизованно заказать сабли с нуля).
Ну а так - драгунский офицерский, известный нам по двум офицерским палашам Шешминского драгунского полка, нескольким фрагментам из археологии и у меня есть обломок такого эфеса, но у же тогда перепиленный под сабельный (дужки отрезали).
Вроде как считается, что это драгунский офицерский тип, так как офицерские кирасирские и карабинерные, а также ранние для ЛГКП, с не прорезной гардой. Но в принципе это могут быть палаши и для всех тяжело-кавалерийских офицеров с 1763/65 по 1776/96 гг. (в разных полках поступление и прекращение использования по разному).
Странно, что не позолоченный, но и выпилы сделаны как-то глубо и не совсем по рокальному узору. Может что-то из заготовок для образцов?...
Sergeevich1951


В музее Войска польского есть несколько сабель с российскими эфесами и с клинками во французских ножнах. Эти сабли,скорее всего, принадлежали польским оф.,служившим Наполеону.
может атрибуция - польская коронная (или каронная?) гвардия, этого периода?

Arabat
Так такая атрибуция подошла бы целой сабле. А вот один эфес, причем явно русский, ну никак на польскую гвардию не тянет.
VMI
Roberto P.-F. 63
Опять ГЭ "отличился". Не в состоянии даже вензель Екатерины ?2 от Станислава Августа Понятовского отличить...
Ну, куда им там, Эрмитажникам... серенькие, как штаны пожарного
Sergeevich1951
Arabat
Так такая атрибуция подошла бы целой сабле. А вот один эфес, причем явно русский, ну никак на польскую гвардию не тянет.
Это верно.
Негоголь
Могли бы атрибуцию нормальную написать.Справочник не вчера же вышел.
cook25
Вот собственно портрет Дмитриева-Мамонова.
Arabat
Вроде бы уже атрибутировали
драгунский офицерский, известный нам по двум офицерским палашам Шешминского драгунского полка, нескольким фрагментам из археологии и у меня есть обломок такого эфеса, но у же тогда перепиленный под сабельный (дужки отрезали).
Вроде как считается, что это драгунский офицерский тип, так как офицерские кирасирские и карабинерные, а также ранние для ЛГКП, с не прорезной гардой. Но в принципе это могут быть палаши и для всех тяжело-кавалерийских офицеров с 1763/65 по 1776/96 гг. (в разных полках поступление и прекращение использования по разному).
Roberto P.-F. 63
VMI
Ну, куда им там, Эрмитажникам... серенькие, как штаны пожарного

Это Вы зачем здесь написали? Типа старческий сарказм не по делу? Если по существу? так мне приходилось их консультировать по военному костюму и даже по сёдлам. Потом они свои атрибуции писали... Не всегда правильные правда. Не всё понимали из объяснённого... И вообще, представлять, что хранители в гос музеях являются специалистами в том, что хранят, это представление диллентантов. Они вообще-то заняты несколько другими вещами. Исследовательскую деятельность по сути прекратили с отменой "библиотечного дня".

Roberto P.-F. 63
cook25
Вот собственно портрет Дмитриева-Мамонова.
Этот портрет здесь вообще не причём. Очередное "натягивание совы на глобус" от Леонова.
Roberto P.-F. 63
Sergeevich1951

В музее Войска польского есть несколько сабель с российскими эфесами и с клинками во французских ножнах. Эти сабли,скорее всего, принадлежали польским оф.,служившим Наполеону.
может атрибуция - польская коронная (или каронная?) гвардия, этого периода?

Полагаю, что это сборняки для украшения ковров в панских усадьбах. Типа "трофеи". Никакой поляк не станет САМ пользовать ХО с российской символикой ( вензель императрицы или российский герб). В Варшаве в музее есть сабля и с таки эфесом как из ГЭ и палашей Шешминского драгунского.
Sergeevich1951
Сборняк? Вполне возможно.
Roberto P.-F. 63
Sergeevich1951
Это верно.
На палашах польской коронной гвардии есть эфесы практически идентичные, но с вензелем Станислава Августа. Олег Леонов утверждал, что русские подглядели у поляков конных гвардейцев дизайн для русских кавалергардов. Но он опять всё перепутал, так как решил поначалу, что палаш Шешминского из музея в Омске это не драгунский, а некий кавалергардский. Что и опубликовал в "Цейхе" в идиотской статейке про мундиры кавалергардов на Екатерину. Только когда пришли фото такого же из Америки, тогда он увидел полковой шифр и понял, что облажался. Но признавать свои ошибки Олег не приучен...
На самом деле тут скоорее поляки себе русский дизайн переняли. Так как наш 1763/65 гг., и в это время как раз держали Станислава своими штыками на польском троне.
Sergeevich1951
Roberto P.-F. 63
В Варшаве в музее есть сабля и с таки эфесом.

Если вы за этот экземпляр,то я вообще не понимаю чей вензель изображён.

Sergeevich1951
..
Ремингтон
Никакой поляк не станет САМ пользовать ХО с российской символикой ( вензель императрицы или российский герб)
Тыща процентов
Roberto P.-F. 63
Ремингтон
Тыща процентов
Мульон!!!
Roberto P.-F. 63
Sergeevich1951
..
На этом фото из альбома Кулинского - вензель Станислава Августа Понятовского под королевской короной. Как атрибутирован по принадлежности Коронной Гвардии, я не в курсе. Что польский 1760-70-х гг. - это точно.
iv2006
Sergeevich1951

Если вы за этот экземпляр,то я вообще не понимаю чей вензель изображён.

Литеры SAR - Stanislaus Augustus Rex (Poloniae)


VMI
Roberto P.-F. 63
Типа старческий сарказм не по делу? Если по существу?
Типа - у них там с атрибуцией ХО вообще не очень. Так по существу ?
Roberto P.-F. 63
VMI
Типа - у них там с атрибуцией ХО вообще не очень. Так по существу ?
Честно? Я не в курсе. Общался предметно и видел вещи только с хранителями мундиров и конского убора. Но по мундирам там до меня консультировал Сергей Лётин (сейчас там хранитель Юля Плотникова его вдова), а это для своего времени был лучший спец. По 18 веку уж точно. Но судя по этому перлу про екатерининский офицерский палашный эфес, "не очень" про атрибуции ХО на 18 век - это мягко сказано.

😉

Roberto P.-F. 63
Вот разворот из последнего (крайнего) альбома по ХО с этой темой.

Сабля там или сборняк или результат перехода офицеров тяжёлой кавалерии с палашей на сабли во второй половине 1770-х гг. К кавалергардам имеет такое же отношение, как я в китайцам.
cook25
У меня там сообщение пропало по поводу портрета , он написан в 1812 году, через 10 лет после смерти изображенного, и я считаю, что ссылаться на него в отношении принадлежности такого эфеса к кавалергардам мягко говоря не очень научно.
Roberto P.-F. 63
cook25
У меня там сообщение пропало по поводу портрета , он написан в 1812 году, через 10 лет после смерти изображенного, и я считаю, что ссылаться на него в отношении принадлежности такого эфеса к кавалергардам мягко говоря не очень научно.
Можно. Там всё слишком точно изображено. По всему, был прижизненный вариант. А если рассмотреть при крупном увеличении эфес палаша с этого портрета, то будет понятно, что на сложной прорезной гарде не вензель Екатерины в борочных завитках, а гос. ОРЁЛ. 😊
cook25
На эрмитажном рисунок орнамента другой, не такой как на палашах.

cook25
А эфес из Костромы и от этих всех отличается.
Roberto P.-F. 63
Для ясности - кавалергарды были вооружены ПАЛАШАМИ. На гардах у них ВСЕГДА был прорезной гос орёл с вензелем Екатерины на груди. Как и было принято тогда во всей русской тяжёлой кавалерии - у офицеров на рукояти львиная, а у кавалергардов (их нижними чинами не называли) - орлиная голова. Тому есть подтверждения на изо. Что писал на эту тему О. Леонов - забыть и простить.
cook25
С кавалергардами ясно, что с этими эфесами делать, как обозвать - драгунские офицерские, а с какого примерно года? У меня по некоторым элементам рисунка складывается впечатление, что эти прорезные эфесы появились раньше чеканных кирасирских. ИХМО.
Roberto P.-F. 63
cook25
На эрмитажном рисунок орнамента другой, не такой как на палашах.
Да, чуть отличается в рокальных завитках.
Roberto P.-F. 63
cook25
А эфес из Костромы и от этих всех отличается.
Эфес на сабле из Костромского музея точно такой же, как и на палашах Шешминского драгунского полка. Смотрите внимательнее. Единственное отличие - он не позолоченный. А вот кто этот эфес потом приделал на европейский сабельный клин - ??? Что не имеет никакого отношения к "саблям кавалергардов" - это даже объяснять надоело. Те сабли были изготовлены в Туле,то есть сразу с эфесами как и делали тогда на саблях с одной дужкой. Отправлены к Потёмкину в Новороссию и в имущество Кавалергардского корпуса в СПб так и не попали. Кого твм Григорий ими вооружил в итоге - ???
Roberto P.-F. 63
cook25
С кавалергардами ясно, что с этими эфесами делать, как обозвать - драгунские офицерские, а с какого примерно года? У меня по некоторым элементам рисунка складывается впечатление, что эти прорезные эфесы появились раньше чеканных кирасирских. ИХМО.
Вопрос не решённый. Пока получается для драгунских офицеров. Тогда с 1764 г., так как для драгун принимали регламент именно тогда.
У меня нет такого впечатления. Не прорезные офицерские кирасиров, карабинеров обр. 1763 г. и ЛГКП обр. 1765 г. В 1765 г. принимали для ОФИЦЕРОВ ЛГКП именно эфес офицерский кирасирско-карабинерный, надо внимательнее читать про особенности изготовления образцового в Туле, да и сами такие палаши с кирасирскими золочёнными эфесами и надписями на клинках с "ЛГКП" сохранились. На стр. 169 Олег приводит (я ему посылал тот док из ГАТО, когда он над альбомом начал работать) часть тех цитат.
По-моему как раз "чеканные" архаичнее прорезных.
Sergeevich1951
Roberto P.-F. 63
По-моему как раз "чеканные" архаичнее прорезных.

Что это ,,чеканный эфес"?

Roberto P.-F. 63
Sergeevich1951

Что это ,,чеканный эфес"?

Мне тоже этот термин не понравился. Вероятно это такой способ отделить от прорезных эфесов. Так как на кирасирско-карабинерного типа рельеф при литье не сильно выпуклый и получался не чётко, и его потом перед ртутным золочением програвировывали (прорезали) вручную.
Sergeevich1951
Roberto P.-F. 63
Так как на кирасирско-карабинерного типа рельеф при литье не сильно выпуклый и получался не чётко, и его потом перед ртутным золочением програвировывали (прорезали) вручную.

Если говорить об эфесе Карабинерского палаша Н.Ч.обр.1763г., то он состоит из литой гарды и припаянной к ней штампованному оберегу.
Оберег гравирован.


[IMG]http://i.piccy.info/i9/2fd087aed1aecfb4bd767c44eeffe0ea/1636374787/81606/1444396/1763g_soldat_2__8 00.jpg[/IMG]

Sergeevich1951
ЛГКП обр.1765г. оберег литой тоже припаянный к гарде, с дальнейшей доработкой гравером.
Sergeevich1951
Чеканкой ни в одном случае не пахнет. Доморощенная заготовка. Я о термине.
Roberto P.-F. 63
Sergeevich1951

Если говорить об эфесе Карабинерского палаша Н.Ч.обр.1763г., то он состоит из литой гарды и припаянной к ней штампованному оберегу.
Оберег гравирован.


Мы здесь как раз не про палаши нижних чинов. У них своя специфика. Вот по ЛГКП в 1765 г. офицерам ввели по типу кирасирский с ВЕНЗЕЛЕМ на обереге, а для нижних чинов с ...орлом!
И штамповать такие толстые листы латуни не умели. Тоже литая, просто отдельно.
Roberto P.-F. 63
Sergeevich1951
ЛГКП обр.1765г. оберег литой тоже припаянный к гарде, с дальнейшей доработкой гравером.
Да, всё так.
Roberto P.-F. 63
Sergeevich1951
Чеканкой ни в одном случае не пахнет. Доморощенная заготовка. Я о термине.
Согласен. Я бы если и применял что-то подобное, то вместо "чеканный" использовал "с прочеканкой". Хотя там и в основном литое изображение и не чеканили, а прорезали для лучшего рельефа. А именно про-чеканивали на на штампованной латунной (бронзовой) амуниции до включения в заказы в конце 1730-х гг. "пугвичной фабрики" Ивана Маркова. Там вместо выколотки вручную в смолу. задействовали европейские (скорее всего паровые) прессы (матрица-пунсон). После чего ручная доводка более не надобилась. А вот по литью её продолжали делать и в 19 веке. Особенно если надо подготовить поверхность под позолоту.

вот как описано для кавалергардских офицеров в 1765 г.:
"На литье ефеса меди зеленой с угаром и утратою ис казны отпускать по 2 фунта, полагая по 7р. 74 к. пуд, на
При мяти земли, при печатании и при литье торелки с помочью и обережи, клюшки, шурупа и при [307] ломки к литью ефеса меди в куски, при сушке горна литейщик Максим Леонтьев и при нем работник работал 3 часа, им за работу
На пайку к тарелки обережи и протчаго буры 1 золотник на

Припою 2 золотника на

Мастер при пайке к тарелки обережи, помочей, клюшки и шмарин проработал 1 час, ему за работу
При отделке ефеса и сплачивании и при приведении в вес и при свяски к пайке проволокою отдельщик Афанасей Куликов работал 25 часов, ему за работу

При присадке ефеса с клюшкою одной же отдельщик работал 5 часов, ему за работу

На плечо под ефес алого сукна на

Ефесы принимать готовые совсем зделанные до присадки х клинку с клюшкою по обрасцу по 1 фунту 40 1/2 золотников вышея и нижея двемя и тремя золотниками, ибо в точной вес приводить трудно, затем в угаре и утрате имеет быть 55 1/2 золотников.
/л. 670 об./ Обронной мастер Аврам Боголепов ефес и клюшку обранивал и расчищал и вырезывал под короною вензель имя Ея Императорскаго Величества и набивал грунт 5 дней и 10 часов, ему за работу и содержание инструмента

Итого ефес кроме позолоты один рубль пятьдесят три копейки с половиною

Обронной мастер Архип Леонтьев золото разбивал, запаривал, на ефес накладывал, выпускал на огне, отщетчивал, припускал, ему за работу по искуству мастерства и с содержанием инструмента

Золота употреблено 1 1/4 червонец на

На запарку и на ртучение ефеса ртути 10 золотников на

Крепкой вотки на
Угля на разбивку золота, на запарку и выпуск на
Итого за позолоту ефеса четыре рубли две копейки с четвертью
Мастер Раман Брызжев делал гриф 2 часа, ему за работу

К тому употреблено кожи ящуру на

Дерева, мерзиннаго клею и ниток на"

Sergeevich1951
Роберто, как вы понимаете это колличество времени? ,,Обронной мастер Аврам Боголепов ефес и клюшку обранивал и расчищал и вырезывал под короною вензель имя Ея Императорскаго Величества и набивал грунт 5 дней и 10 часов"
Roberto P.-F. 63
Sergeevich1951
Роберто, как вы понимаете это колличество времени? ,,Обронной мастер Аврам Боголепов ефес и клюшку обранивал и расчищал и вырезывал под короною вензель имя Ея Императорскаго Величества и набивал грунт 5 дней и 10 часов"
Да. Это образцовый для офицеров ЛГКП, где даже нижними чинами князья и графья служили в тот период. Там могу выложить и про клинок, на котором с разных сторон герб и вензель, а нижняя часть тоже с позолотой. Но это как и на Шешминского и как на офицерском карабинеров СПБ Легиона.
Roberto P.-F. 63
"1765-го года февраля 15 числа ведомость, во что зделанной нижеписанными мастерами лейбгвардии коннаго полку афицерской тесак и с позолотою клинка и ефеса с припасы и с работою ценою обошелся, значит ниже сего:На ковку полосы стали шпажной 2 1/4 фунта на
-
11
На ручку железа полоснаго 1 фунт на
-
1 1/4
Угля 4 четверика на
-
5
Ковщик Панкрат Латов с малотобойцом работали 4 часа, им за работу мастеру по 12 к., работнику по 6 к. на день шесть копеек
-
6
Тягольщику за тягу стали шпажной
-
1/2
Угля на тягу стали на
-
1/4
Ковщику на содержание кузнецы, инструментов, клещей, наковалиень, молотов, болот, гнетков, зубил и протчаго и на ломь, которая бывает при пробе, и пленоватые, вместо которых делают другие за ту ж цену
-
8
Итого полоса за ковку тридцать две копейки
-
32
-
-
-
/л. 668 об./ При калке и припуске кальщик Василей Дьяконов работал 1 час, ему за работу
-
1
Угля на
-
1/2
На содержание инструментов и на то, что они калят вместо явшихся при пробе негодных другия
-
1/4
-
-
-
Итого одна копейка три четверти
-
1 3/4
Тотчик Федор Филин точил 3 часа, ему за работу
-
1 3/4
Полерщик Матвей Латов палировал 1 час, ему за работу
-
3
Наждаку на две копейки
-
2
Масла канопляного на
-
1/2
К смаске инструментов дехтю и говяжего масла на
-
1
Палерщикам на покупку канатову, бечевок и к равнянию точил полоснаго железа и на подделку оных угля и на то, что они проходят за покупюю угля, для приему и отдачи клинков и на то время, что они будут вместо явшихся при пробе негодных точат и полируют другие за ту ж цену [306]
-
3 1/2
Итого одинатцать копеек
11
-
/л. 669/ За наведение глянца кинаварью ручными инструменты, за работу с припасы и с содержанием инструмента двенадцать копеек
-
12
Рисовщик Иван Машин полосу нажигал, фернизил, рисовал, вытравливал с одной стороны под короною в вензеле имя ея императорскаго величества, а з другой стороны российской герб и литеры 3 часа, ему за работу
-
3
На состав ферниза купоросу турецкаго и квасцов на
-
2 1/4
Соли пермянки и яри медянки на
-
1/2
Рисовщику на то время, что имеет быть за приемом в рисовку полос и при выносе в прием и за покупкою припасов и на содержание инструментов
-
1/4
Итого шесть копеек
-
-
Одной же рисовщик Машин полосу под позолоту чистил, золото разбивал, запаривал и золото на клинок накладывал, выпускал на огне, отщетчивал и припускал 7 1/2 часов, ему за работу по искуству мастерства
-
15
На разбивку и позолоту золота 1/2 червонца на
1
17 1/2
На запарку ртути и на ртучение полос 6 1/2 золотников на
-
13
/л. 669 об./ Крепкай вотки на
-
3
Угля на разбивку золота и на запарку, також и на выпуск 1 четверик на
-
1 1/4
Мастеру на содержание инструментов и на то время, что он имеет проходить за покупкою угля и золота и приемом и выносом в прием полос
-
2 3/4
Итого за позолоту паласы один рубль пятьдесят две копейки с половиною
1
52 1/2
Всего полоса обошлась с позолотою два рубля пятнатцать копеек с четвертью
Sergeevich1951
Sergeevich1951
Роберто, как вы понимаете это колличество времени? ,,Обронной мастер Аврам Боголепов ефес и клюшку обранивал и расчищал и вырезывал под короною вензель имя Ея Императорскаго Величества и набивал грунт 5 дней и 10 часов"

Вы не ответили на мой вопрос.
Задам его иначе.Один день, это сколько рабочих часов?

cook25
Обранивал ... и набивал грунт - это не чеканка?
Roberto P.-F. 63
Sergeevich1951

Вы не ответили на мой вопрос.
Задам его иначе.Один день, это сколько рабочих часов?

Я не знаю точно. Только предполагаю, что рабочий день тогда был 12-часовой, а оплата была по-часовой.
Roberto P.-F. 63
cook25
Обранивал ... и набивал грунт - это не чеканка?
"Грунт" или "земля" это как раз набивать пуансоном. по сути чеканить. При литье тогда не получалось сделать сразу красиво. Когда теснили на тонкой латуни амуниции, уже получалось сразу. На эфесах кирасирских офицерских палашей обр. 1763 г. и резьбу и набитый "грунт" вокруг вензеля Императрицы видно прекрасно.

😊

Sergeevich1951
Roberto P.-F. 63
"Грунт" или "земля" это как раз набивать пуансоном. по сути чеканить. При литье тогда не получалось сделать сразу красиво. Когда теснили на тонкой латуни амуниции, уже получалось сразу. На эфесах кирасирских офицерских палашей обр. 1763 г. и резьбу и набитый "грунт" вокруг вензеля Императрицы видно прекрасно.

---Обронной мастер Аврам Боголепов ефес и клюшку обранивал и расчищал и вырезывал под короною вензель имя Ея Императорскаго Величества и набивал грунт 5 дней и 10 часов, ему за работу и содержание инструмента.---

Ключевое слово - оброн,о чеканке даже не упоминается. При чеканке
Обратная сторона деформируется и повторяет выполняемый рисунок.

Если посмотреть эфесы оф. палашей обр.1763г.Мы видим оброн и просечку
фона специальным инструментом (сечки с разным типом лезвия: полукруглым, плоским)

Sergeevich1951

VMI
Sergeevich1951
Ключевое слово - оброн
Прием глубокой резьбы по металлу при которой утапливается и матируется фон. Может как чеканиться так и резаться мессером или шатиром.
Roberto P.-F. 63
А разве это не "набивать грунт"?
Sergeevich1951
Можно и так. Но это специфика, не все поймут.
iv2006
- Одной же рисовщик Машин полосу под позолоту чистил, золото разбивал, запаривал и золото на клинок накладывал, выпускал на огне, отщетчивал и припускал 7 1/2 часов, ему за работу по искуству мастерства

Интересно что даже полчаса учитывали

Негоголь
Так это похоже описание ртутного золочения.Не удивительно что полчаса считают.Та ещё по пользе для здоровья процедура.
Roberto P.-F. 63
Негоголь
Так это похоже описание ртутного золочения.Не удивительно что полчаса считают.Та ещё по пользе для здоровья процедура.

Естественно, там же ниже: "На запарку ртути и на ртучение полос 6 1/2 золотников". 😊