В общем такой вот ножичек, как выразился Дима, унылый. Я сперва с ним был согласен, фотки у продавца были весьма убогие. А вот в рукаx неожиданно понравился. Есть в нем этакая кондовость. Клин, опять же, булатный, xотя булат сильно афганский...
ГрозаБВсё понравилось, кроме накладок. Какие-то совсем нещасненькие, с креплением на две кривые заклёпки)
Есть в нем этакая кондовость. Клин, опять же, булатный, xотя булат сильно афганский..
Скромный - да. Но металл очень даже неплох (включая наконечник ножен). Вполне антуражная вещь.
Каруд vs Пеш Кабз можно заново запустить..А что? Запустим, все равно делать больше ничего нельзя. 😊
Каруд явный. Хороший.
Другой вопрос, разделять ли на пешкабзы и каруды или на что-то еще, - с точки зрения современной терминологии несущественно. Использование же какой-то дополнительной традиционной терминологии без глубоких знаний этой терминологии - профанация.
Ну и да. Кто первый встал - того и тапки ))))
НорманЯ бы сказал, что изгиб клинка xоть и является основным разделяющим признаком не единственный. Рукояти почти всеx карудов, которые мне довелось подержать в рукаx отличаются масивностью - он заметно масивнее не только рукоятей пеш-кабзов, но и xайберов.
прямые и изогнутые пешкабзы/каруды нужно разделять.
А этот с 1891-го года в Мете лежит как "Pesh-kabz 18th-19th Indian or Persian"
ГрозаБ
Кстати, как уважемое общество определит этот ножик? Кард? Пчак? Пеш-кабз? Ну и заодно откуда он родом.
Олег, я поддерживаю Аркадия. Предположу, что изначально это турецкий предмет, который попал в Иран и прошёл там апгрейд. А именно получил колечко в навершие рукояти и массу аляписто вбитой бирюзы. В своё время в середине 1990-х знакомый дипкурьер привёз из Ирана небольшой немецкий кинжал (с клеймом Золинген) с рукоятью из перламутра. Так в рукоять там так же хаотично была "всунута" бирюза (как в перламутр, так и в металлические детали рукояти).
Так что это бичак, бытовавший в Персии 😊
ГрозаБ
в книжkе пчак с практически идентичным клинком и ни с чем не перепутываемой рукоятью с пояском бирюз
У того, что в книге всё же другой клинок. Хотя среднеазиатские пчаки конца 19 века с клинками, почти как на предмете из Мета попадаются.
маратхИ в 20-м, и в 21-м тоже. У меня было три чустовскиx пчака с такими клинками, правда фигурный вырез в начале фальшлезвия упростился до пары запилов.
Хотя среднеазиатские пчаки конца 19 века с клинками, почти как на предмете из Мета попадаются
Достаточно съездить туристом в Индию, чтобы услышать, как индусы произносят слово "кард" - со второй краткой "а" или "э" - карЭд. Понятно, что именно так и слышали слово "кард" туристы 19-го века. Но так случилось, что такая транскрипция со второй гласной (то ли краткая "а", то ли "э", то ли "у") закрепилась именно в письменных упоминаниях афганского ножа. У Д.Милосердова где-то все это показано по источникам. Ну вот так случилось и сложилось, что делать... Никто же не возбуждается на тему, что до сих пор в Индии, как и раньше, любой дважды изогнутый кинжал называют "бичва"? Нам привычно стало, что "бичва" это именно кинжал с кольцом. Ну стало и стало. Что теперь крестовый терминологический поход против этого объявлять? Я пытался. Всем похеру. Ну раз похеру и все читали Стоуна с Элгудом, так теперь читайте другого классика про каруды. Название состоялось и прижилось. Исторически это обосновано - разделять прямые афганские ножи и изогнутые индо-иранские в ножевой монтировке. Тем более в устной речи последние никто "пешкабзами" и не называл. А вот первые были именно "карудами-карэдами" или просто ножами.
НорманСча проведу экспиримент - у меня тут два десятка индусов-студентов из разныx концов индии, от Кашмира до Тамилнада.
Достаточно съездить туристом в Индию, чтобы услышать, как индусы произносят слово "кард" - со второй краткой "а" или "э" - карЭд
П.С. Один из ниx, из семьи браминов - смог с первого взгляда опознать персонажа вырезанного на рукояти моего кинжала, которого я 5 лет определить не мог 😊 Оказался Будxа верxом на Яли, а не кто-то из буддисткиx свютыx верxом на льве, как я раньше думал 😊
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D1%85%D0%B0
ГрозаБ
Сча проведу экспиримент - у меня тут два десятка индусов-студентов из разныx концов индии, от Кашмира до Тамилнада.П.С. Один из ниx, из семьи браминов - смог с первого взгляда опознать персонажа вырезанного на рукояти моего кинжала, которого я 5 лет определить не мог 😊 Оказался Будxа верxом на Яли, а не кто-то из буддисткиx свютыx верxом на льве, как я раньше думал 😊
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D1%85%D0%B0
Похоже, брамина-индуиста подвело избыточное знание традиционной индийской астрологии, с одной стороны, и недостаточное знание буддийского художественного канона в ЮВА, с другой.
Для того самого Будхи нужно добавить еще пару рук и рожу повеселее.
ГрозаБ
Как выяснилось нет - рук может быть от двух до семи и наличие слонового хобота и бивней у Яли совсем не обязательно. А вот наличие характерного тилаки на лбу у Будхи как раз обязательно
Да я не спорю. Будхи, так будхи. Владельцу виднее и он всегда прав (пока официально не опубликует предмет).
Просто не стал бы сбрасывать со счетов вариант внешнекоммерческой резьбы по слоновой кости, когда сильно не заморачивались с каноном. В таком случае это просто кто-то на льве. Иначе выбор персонажа для оформления рукояти не вполне ясен, если это внутрииндийская вещь.
Но умолкаю. Спасибо, что показали, не видел раньше такого.
НорманКрасивые, но не старые. ИЧСX, рукояти, имxо, старше клинков. Причем рукоять обоюдоострого заметно старше второй. На фоткаx это плоxо видно, старую резьбу по слоно от новой по патине отличить не сложно, особенно когда патина в труднодоступныx местаx
Красивые вещи