Чем клеили мастера в старину ?

Israguest

Приветствую , коллеги !
Вчера получил выигранный на eBay кинжал .
http://cgi.ebay.com/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=250686513510&ru=http%3A%2F%2Fshop.ebay.com%3A80%2F%3F_from%3DR40%26_npmv%3D3%26_trksid%3Dm570%26_nkw%3D250686513510%26_fvi%3D1&_rdc=1
Купил его из-за клинка WOOTZ .Предпологал ничего особенного с ним не делать, пока не взял в руки .Клинок и ножны в приличном состоянии , а вот рукоять ...Старая красивая кость , как бы светится изнутри . Пережил бы я и трещины и сколы , но клинок " люфтит " и как любитель оружия оставить это я не могу .Опыт изготовления и ремонта ножей у меня есть , но тут не "Мастерская " и вряд ли вы будете приветствовать решение заменить рукоять ( сделать точную копию из черного рога буфало мне не проблема ).Как бы сохранить максимум исходного материала ? Чувствую , что хвостовит короткий , по бокам вбиты тонкие металлические щечки . Все это держит потаенный пин , по которому и произошел скол .Все замазано каким то черным веществом , которое придется удалить .
Что посоветуете ? Заранее спасибо и обязуюсь показать результаты .

Harryflashman

Вот так вот каждый раз: покупаешь что-то старое, но в небоевом механическом состоянии, и начинают ручонки потные трястись: дай-ка я его доведу до здорового боевого виду!
А потом подумаешь, а с рукояткой новой сколько же аутентичности исторической потеряю?
Слушайте, вам же не в бой с ним идти, ну пускай егонная исконная рукоятка болтается чуть-чуть! Он же с ней родился!


Я думаю, что заменять существующие компоненты не стоит. Вот только не решил для себя, а можно ли утраченный компонент заменить аутентичным?

Israguest

Я конечно попытаюсь сохранить существующую рукоять , хоть мне уже предложили кость , подходящую по цвету . Но начну с визита к стоматологу .Понятно для чего - сделать рентгеновский снимок рукояти .

майкл

Ранее использовали рыбии клеи (осетровые и подобное)

Harryflashman

А Вы уверены, что из кости? Чёрных костей даже у негров не бывает, а покрасить кость на всю глубину? Да и по структуре вроде рог. Кроме того, ежели была бы длинная кость, то в ней был бы мозговой канал ( как в борщевой, уммммм...), а там где клинок вроде не видно, а самую верхушку вообще не показывает. Рог, скорее всего, да из него там много чего делали.

scramasax

Пожалуйста, слёзно прошу, не вносите никакого изменения в оригинальный историкокультурный памятник декоративно прикладного искусства. Только расчистка и консервация(и то осторожненько так).
Просто задумайтесь. Данный памятник принадлежит не только вам, но и всему человечеству, и всесённые вами изменения затруднят, если не сделают невозможным исследование и пр. предмета в будущем. Оригинальных предметов доходящих до нас без изменений становиться всё меньше и меньше.
Вот например чёрная смола. Удалив совсем, или вытопив её вы лишите возможности исследовать ну хотя бы например её состав. Пусть предмет до вас дошёл в такм виде с ранними изменениями некоторых несознательных граждан, но вы будьте мудрее. Предмет уже вышел из разряда утилитарных предметов и стал памятником. В нём ценна каждая молекула.

Foxbat

Согласен по двум пунктам - это рог, и лучше не "лечить".

Israguest

Показать навершие не проблема - кинжал уже не на eBay , а у меня на столе .Спорить о том - кость или рог не буду , возможно вы правы . Поместил рядом кусочек рога оленя ( проставка для " неисторического "ножа , который сейчас делаю ). Как видите , канал также присутствует .Заодно фотка клинка , сделанная еще при дневном свете .

Есаул ТКВ

Выковыряйте сколько можно смолу, закапайте в щели суперклей, например хенкель (лучший вариант если найдёте чёрный), затем быстро вытрите лишний клей тряпкой, и замажте щели смолой, той, что наковаряли.. шататся не будет, и лет 100 и более, не укого не прийдёт мысли выковыривать смолу и проверять чем там было склеено.. Даже с длинноклинковым нормально получается.. С ув.

AllBiBek

Israguest
Что посоветуете ?
Почесать руки изготавливая максимально приближенную внешнекопию из доступного материала.

AllBiBek

Israguest
Что посоветуете ?
Почесать руки изготавливая максимально приближенную внешне копию из доступного материала.

майкл

Не делайте копию, укрепите по возможности ручку, ну хотя бы по пути, сказанному Есаулом.


Foxbat

Есаул ТКВ
Выковыряйте сколько можно смолу, закапайте в щели суперклей, например хенкель (лучший вариант если найдёте чёрный), затем быстро вытрите лишний клей тряпкой, и замажте щели смолой, той, что наковаряли.. шататся не будет, и лет 100 и более, не укого не прийдёт мысли выковыривать смолу и проверять чем там было склеено.. Даже с длинноклинковым нормально получается.. С ув.

Вся эта клеевая самодеятельность всегда видна, и опытного человека сильно ломает.

Это если даже не обращать внимание на понижение ценности предмета, ибо сбивает она таковую здорово.

Все серьезные коллекционеры предпочитают нетронутое. Это не намек, это действительность. Портить старую **нетронутую** вещь - почти грех.

Если все же так уж невтерпежь, засуньте туда пару штифтов из спичек, возможно достаточно будет чтобы убрать болтанку, и ценности не понизят.

Harryflashman

QUOTE]Originally posted by Foxbat:

засуньте туда пару штифтов из спичек, возможно достаточно будет чтобы убрать болтанку, и ценности не понизят.

[/QUOTE]

Xорошая идея.

Harryflashman

Как очевидно, единодушие полное: аутентичные компоненты не менять и вообще минимально их трогать.

А вот теперь вопрос который я раньше задал: а можно ли добавлять аутентичные компоненты вместо утерянных?
Пример: предположим, что есть клинок оттоманского килича, но вот рукоятка потерялась лет так 100 назад, да и крестовина тоже.
Легитимно ли найти старые (!) компоненты и восстановить полную саблю? Компоненты, конечно, того же времени и стиля, но неизвестно, были ли оригинальные точно такими же или чуть другими ( просто рог или носорог, серебро или латунь, кильоны вниз идут или прямо, и т.д.).
И если мы уже заговорили, легитимно ли использовать современные материалы при етом, например, епоксидку? сургуч? латунную ленту по периметру рукоятки? новые железные штырьки? а можно ли ради такого дела укоротить или удлинить ( сварка!) хвостовик ( его всё равно не видно будет)?

AllBiBek

Harryflashman
а можно ли добавлять аутентичные компоненты вместо утерянных?
Ариэль, сходите на любой теологический форум, и спросите, что было раньше: яйцо или курица? Эффект будет схожий.

Моё личное мнение: можно. Иначе как еще, к примеру, к бронзовому топору рукоять приварганить, которая сгнила пару тыщ лет назад? Аутентичность в данном случае будет заключаться в том, что изготовлена рукоять будет либо каменным либо бронзовым топором и ножом, и заполирована об песчаник. Но не далее этого.

Israguest

Коллеги , спасибо за советы и смею вас заверить , что никаких поспешных действий производить не буду .
А теперь интересная информация . Вернулся сейчас от известного коллекционера и реставратора опасных бритв http://www.strazors.com/ ,у которого приобрел реставрированную довоенную бритву Хенкельс .Покупка больше ностальгическая , чем полезная -мой отец вернулся с войны с такой трофейной бритвой .
Маэстро очень хорошо разбирается в накладках из рога и кости , так как практически все бритвы , сделанные в 19-ом веке , имеют накладки из этих материалов .Показал свой кинжал и получил однозначное заключение , что рукоять , как я и предпологал ,сделана из кости .Почему она почти черная ? Кости перед изготовлением накладок , больстеров и проставок вываривают часами .Старые мастера при вываривании добавляли краситель-золу . Могу привести фотки накладок из кости черного цвета .
По поводу реставрации его мнение совпало с вашим - не трогать .

Есаул ТКВ

Есаул ТКВ
Выковыряйте сколько можно смолу, закапайте в щели суперклей, например хенкель (лучший вариант если найдёте чёрный), затем быстро вытрите лишний клей тряпкой, и замажте щели смолой, той, что наковаряли.. шататся не будет, и лет 100 и более, не укого не прийдёт мысли выковыривать смолу и проверять чем там было склеено.. Даже с длинноклинковым нормально получается.. С ув.

Кстати по черноте кости, в старину её нагретую (чтобы открылись поры) долго и упорно натирали золой из кости же полученной.. вот и чернела. Я же в современных условиях когда нужна тонировка кости или рога, покупаю недешёвую краску для окраски женских волос и выдерживаю в ней, чем дольше держишь, тем глубже проникает краситель.. Ну а клей видно не будет, особенно если на тюбик одеть тонкую трубочку (напр. от WD-40) и засунуть её в щель, затем можно присыпать опилками рога, ржавчиной или просто грязью на которую потом капнуть маслица.. даже Фоксбат не догадается, а ковырять, да ещё под смолой, кто ему даст? 😛

Есаул ТКВ

Да ещё, чтобы клей не потёк из других щелей и трещин, особенно если рукоять будет из накладок на заклёпках, щели нужно забить бумагой (хорошо подходит слегка смоченная туалетная),можно так же замазать пластилином или отжёванной резинкой, апосля охладить в холодильнике, что бы не липли и не размазывались, и выковарять шилом..

Israguest

Есаул ТКВ , спасибо , интересно .Правда у меня жена красится под блондинку .Вот бы интересно открыть тему по старинным технологиям ножеделия .Сильно помогло бы реставраторам .
Про работу с клеем можете не волноваться , у меня на счету несколько десятков самодельных ножей . Рукояти , правда , делаю из дерева , но пробовал и из рога . Вот для знакомства - "Индеец" с рогом теленка , который мне принесли свежеотрезанный . Сам варил и чистил .Второй - кинжальчик на подставке с рогом буффало и проставкой из бриара .

Есаул ТКВ

Ножи отличные.. вот теперь я понимаю почему вам так хотелось прилепить новодельную рукоять.. руки чесались по работе с творческим подходом.. вообщем если вещь брали не как историческую реликвию, а как материал для творчества, тогда выкидывайте это шатающееся старьё и ставьте то по чему душа радуется, для себя ведь в первую очередь живём, поэтому личные восприятия и ощущения превыше всего, как бы кто, что не советовал.. ну а предложенная технология склеивания и окраски и в этом случае надеюсь сгодится.. С ув.

Israguest

Спасибо и ,конечно , подсказанные приемы пригодятся .По поводу того , купил ли я это как историческую реликвию . В своем ножелюбии прошел много стадий : собирал , как многие , боевые ножи ,этнические ножи , немного мастерил и постепенно пришел к выводу , что наиболее интересно для меня историческое оружие . Это и масса дополнительной информации и возможность приложить руки .На питерском форуме KnifeLife , который я очень люблю и давно посещаю , нет исторического раздела, а на израильском русскоязычном форуме , где я модератор раздела " Холодное оружие-общее "сейчас раздел для коллекционеров только формируется .
Рад , что могу пообщаться у вас с приветливыми и знающими людьми и буду учиться мудрому отношению к историческому оружию .

Israguest

Хотелось бы узнать еще как хранится историческое оружие в домашних условия .
Я пока храню все вместе так , как на фотке выше .

Israguest

Апну темку , может кому пригодится .
Уже говорил , что собираюсь сделать рентген рукоятки у стоматолога .Доктор только вчера вернулся из Европы и первым " пациентом "был мой нож .Все сразу стало на свои места .Уверен на 99% , что клинок кинжала - обломок сабли или другого длинномера .Собственного хвостовика практически нет .Был сделан подставной хвостовик из согнутой и пракованной пластины , которую приклепали к клинку одной заклепкой .Никакого клея нет вообще . Хвостовик квадратного сечения просто с силой загнали в круглое отверстие рога (кости ), а затем устье замазали сургучем от попадания грязи внутрь рукояти .Со временем заклепка прослабла ( рычаг достаточно большой -18 см )и клинок стал болтаться на ней как на оси .При этом сам хвостовик удивительно хорошо сидел на месте .
Видя картину , я аккуратно удалил сургуч и без всякого вреда для рукояти извлек клинок с хвостовиком .Теперь задача предельно проста - сделать нормальный хвостовик , вернуть все в рукоять и снова замазать сургучем .
Сейчас попробую поместить рентгеновский снимок .

Harryflashman

А Вы сургуч с чем-то смешиваете, или просто так?

Israguest

Это будет зависеть от того , найду ли сургуч черного цвета .Мне подсказали ,что у нас сургуч продается в магазинах для ювелиров и он бывает и черный . Если нет , то нужно будет подмешать краситель ( например, порошок, используемый для ксерокса) .

Harryflashman

Я спрашиваю потому что, например, индийские тульвары укреплялись пастой коричневатого цвета ( они добавляли железные опилки для крепости и толчёный кирпич), а в Иране крестовины укреплялись либо почти белой, либо тёмно-коричневой замазкой.

Мы тут уже когда-то говорили про подобие состава сургуча и индо-персидской замазки. Ихняя гадость держит как камень, раздробить почти невозможно, надо рукоятку в кипящей воде держать. А вот как насчёт прочности и надёжности сургуча?

Israguest

Замазка , которая была на моем кинжале , выковырялась без проблем без кипящей воды ( кстати , то что Вы написали очень интересно . Был бы очень благодарен за ссылку .) О прочности сургуча говорить не приходится по двум причинам .
Новый хвостовик уже приварен в аргоне и залит в исходной рукояти свежим девконом . Крепче не бывает . Оставил пару миллиметров пустоты в устье для заливки правдоподобным материалом .
По отзывам людей , занимающихся ювелиркой , сургуч используют для временного закрепления деталей изделия , например для подгонки или полировки ,и он отлично держит до последующего нагревания .