две статьи

диверсант

http://sites.google.com/site/kavkazskoeoruzie/home/ob-istoka
пара новых статей

Пономарь

Спасибо!
Очень интересная статья.
Особенно интересны бытовые подробности жизни кузнецов и георафическое разделение в производстве.

АланАс

Марат, хорошие статьи, действительно мы про Харбук почти ничего не знаем.
Такая вот несправедливость, по ювелирам есть списки пробиреров, другие архивные материалы... Как доходит до клиночников-неизвестный мастер!

диверсант

спасибо за оценку, с клеймением вопрос действительно сложный, сейчас уже достаточно сложно что то найти. по особенностям их орнамента так же пытаюсь что либо выкопать. работы и задумок масса конечно, но вот времени.

kvantun

.

kvantun

и напоследок вопрос по тупанча-дис - зачем ему такая форма рукоятки ?

Drakon-444

имхо - мода. Фото ножей с пистолетными рукоятями тут бывают.

Drakon-444

Имхо - мода. Фото ножей с пистолетными рукоятями тут иногда попадаются. Меня больше интересует, почему при таком богатстве инструментов нет стандартного гвоздодера. Причем на одном молотке он есть(имхо - жутко неудобная шняга). Я такого дома (хозяйства), в котором нет такой необходимой вещи и не знаю.

kvantun

Меня больше интересует, почему при таком богатстве инструментов нет стандартного гвоздодера. Причем на одном молотке он есть(имхо - жутко неудобная шняга). Я такого дома (хозяйства), в котором нет такой необходимой вещи и не знаю.

Ну это просто, дома так из камня полы земляные кроме потолочных балок, двери с коробкой и пары окон дерева нету. а все что было нужно также как раньше на руси собирали без гвоздей, Кижи вспомните.

диверсант

kvantun
вопрос по тупанча-дис - зачем ему такая форма рукоятки
прикол мастера, таких живых я не видел.
Drakon-444
интересует, почему при таком богатстве инструментов нет стандартного гвоздодера
есть клещи )

kvantun
Ну это просто, дома так из камня полы земляные кроме потолочных балок, двери с коробкой и пары окон дерева нету. а все что было нужно также как раньше на руси собирали без гвоздей, Кижи вспомните.
ты где эту книгу то взял ? мне много трудов это стоило.

Gesss

Марат, спасибо за статьи. Желаю успеха в развитии задуманного. Дело очень важное и хорошее. Молодца!

v-g

Большое спасибо, очень интересно.
Можно ли найти ссылки и изображение шашек из папахи, меня интересует эта тема, но кавказских образцов не встречал.
Успехов. С уважением, ВГ.

Есаул ТКВ

Квантун спасибо за информацию. Скажите пожалуйста на каком языке приводятся термины - кумыцкий? И название и год выпуска подскажите по возможности. С ув.

kvantun

ты где эту книгу то взял ? мне много трудов это стоило.
на сайте Дианы, ну если ты против уберу.

Скажите пожалуйста на каком языке приводятся термины - кумыцкий?

Даргинский, а если точнее то Харбукский говор Муиринского диалекта Даргинского языка. Там в каждом ши свой диалект, вот что об этом гласит легенда.
«Ехал по земле посланник аллаха на муле и раздавал из огромного хурджуна всем народам их языки. Китайцам дал китайский язык. Побывал у арабов и дал им арабский язык. Грекам дал греческий, русским - русский, французам - французский. Разные были языки: один певучий, другой твердый, третий красочный, четвертый нежный. Народы радовались такому дару и тотчас начинали говорить, каждый на своем языке. Благодаря своим языкам люди лучше узнавали друг друга, а народ лучше узнавал другой, соседний народ.
Вот доехал на своем муле этот человек до нашего Дагестана. Только что он вручил язык грузинам, на котором потом напишет Шота Руставели свою поэму, только что облагодетельствовал осетин их осетинским языком, на котором будет писать Коста Хетагуров. Дошла очередь и до нас.
Но случилось так, что в горах Дагестана в тот день гуляла снежная буря. Снег крутился в ущельях и поднимался до неба, ничего не было видно - ни дорог, ни жилья. Слышно только, как во мгле свистит ветер, обрушиваются временами скалы да еще гремят четыре реки, четыре наших Койсу.
- Нет, - сказал раздаватель языков, у которого уже и усы начали леденеть, - не буду я карабкаться по этим скалам, да еще в такую погоду.
Взял он свой хурджун, в котором на дне лежали еще пригоршни две нерозданных языков, да и высыпал все языки на наши горы.
- Берите кто какой хочет, - сказал он и возвратился к Аллаху.
Высыпанные языки подхватила буря, начала носить и метать по ущельям и скалам. Но тут выскочили из своих домов все дагестанцы. Торопясь и отталкивая друг друга, побежали они навстречу благодатному золотому дождю, которого ждали тысячелетиями. Начали хватать, собирать драгоценные зерна, кому какое досталось. Каждый тогда раздобыл себе свой родной язык. Убежали горцы со своей добычей в сакли дожидаться, пока не кончится буря.
Утром встают: на земле солнышко, снега как не бывало. Глядят - гора! Теперь это уже - <гора». Ее можно назвать по имени. Глядят - море! Теперь это уже - «море». Его можно назвать по имени. Все, что ни попадается на глаза, все можно теперь называть. Радость какая! Вот - хлеб, вот - мама, вот - сакля, вот - очаг, вот - сын, вот - сосед, вот - люди.
Высыпали все люди на улицу, крикнули хором: «Гора!» Слышат - получилось у всех по-разному. Крикнули хором: «Море!» Получилось у всех по-разному. Так и пошли с тех пор аварцы, лезгины, даргинцы, кумыки, таты, лакцы... А все это с тех пор называется Дагестан. Отделились люди от овец, от волков, от лошадей, от кузнечиков... Говорят, «коню немножко не хватило, чтобы он сделался человеком».
Но посланник Аллаха! Зачем испугался ты тогда снежной бури и крутых гор? Зачем высыпал нам языки не глядя? Что ты наделал! Людей, которые духом, сердцем, нравами, обычаями, образом жизни так близки, ты разделил, разъединил языками.
Ну да ладно, и на том спасибо. Говорят, потому так долго и надежно хранились секреты кубачинских златокузнецов, что никто не мог понять их языка. И захочешь разболтать секрет, да кому разболтаешь?
И еще рассказывают о том, как хунзахский хан послал в Гидатли своего лазутчика, чтобы тот прислушивался ко всем разговорам на их годеканах и базарах, чтобы узнать, о чем думают гидатлинцы.
Лазутчик возвратился быстрее, чем нужно.
- Все узнал?
- Ничего не узнал.
- Как же так?
- Каждый разговаривает на своем языке. Нам их языки непонятны."

Есаул ТКВ

Хорошая притча, слыхал я её, но и продолжение тоже слыхал на Кавказе, и вам расскажу, ну может несовсем дословно запомнил, а вот суть точно та.. "Узнал мудрый Божий помазанник Белый Падчах (Падишах) Иван, о том какой непродуманный поступок устрашась бури совершил посланик всевышнего, разбросав языки так, что не всем они понятны оказались не только на Кавказе, но и в самом Дагестане.. и дал наказ добрым молодцам - Казакам.. дарую я вам братцы славную реку Терек - Горыныч, живите на ней охраняйте мои владения, ставьте городки и остроги, следите, чтобы караваны из Китая и Кызыл-баши (Ирана) в Крым, шли по государевой дороге вдоль Терека, мимо таможенных постов города Терки и Сунженского острога, а кто пойдёт в обход не заплатив десятины, того шарпайте а товары себе забирайте как жалование за службу.. а заодно учите торговцев заполнять таможенные декларации на русском языке, что бы понятны они были моим дьякам в приказах, ну и горцев учите Русскому языку, чтобы они друг друга понимать могли.. Согласились Братцы казаки, приняли от государя славный Терек - Горыныч, стали на нём жить поживать, исполняя волю государеву, ну и под Дербень и другие места хаживать с культурно просветительской миссией.. ну и не только.. С тех пор появился в горах и предгориях Кавказа ещё один язык - Урус, на котором и ныне горцы друг с другом разговаривают и в интернете общаются когда родной их язык собеседнику непонятен.." 😛

АланАс

Сказочник ты наш, казачий Андерсон 😊

диверсант

v-g
Можно ли найти ссылки и изображение шашек из папахи, меня интересует эта тема
к сожалению у меня таких фото нет, я видел такую только один раз у продавца.
kvantun
на сайте Дианы, ну если ты против уберу.
да нет , ядумал ты где то книгу нашел, мне то ее как раз Дианин дед подарил.

kvantun

мне то ее как раз Дианин дед подарил.
Ну так скажем ему баркал за это и дерхъаб ему и Диане от уруса за то что мы увидели эту книгу.

диверсант

:-)

kvantun
баркал
баркала

Есаул ТКВ

Господа форумчане, кто подскажет из какой книги эти страницы? http://harbyk.uсоz.гu/load/1-1-0-7

диверсант

да не найти вам ее, я пол дагестана перевернул, называется Харбукцы, история села издана ограниченным тиражем в 92, там о оружии немного и все картинки уже здесь, немного выше.

kvantun

называется Харбукцы, история села издана ограниченным тиражем в 92

Ну вроде как в 1997 году если речь об этой книге
Х. Юсупов, М. Муталимов. Харбукцы: история и культура. Махачкала:Изд-во Юпитер 1997. 400стр.
P.S.
Правда могло быть и от 1992г. издание так как упоминается еще издание 1996г. 575стр. и еще издание 2002г. только уже одного Юсупова.

диверсант

не перестаешь удивлять.

Есаул ТКВ

диверсант
(из второй статьи по сноске) ..К сожалению точных данных по количеству оружейников в Амузги нет, но если верить словам Г. Сазонова побывавшем в Амузги в 1936 году который утверждал что все Амузгинцы оружейники, можем предположить их число достигало 46. Но увы данные Сазонова не точны и имеют ряд ошибок и несоответствий, взять хотя бы его утверждение о том что в день один оружейник производил восемь рядовых клинков кинжалов. Для меня как практикующего оружейника подобное высказывание является абсолютно нереальным, подтверждение которому мы находим в отчете комиссии по оружейному делу в селении Харбук за 1924 год, в котором говориться о том что на выработку одного кинжала мастеру требовалось около 2-3х дней..

Сазонов всё правильно написал.. не делали уже того оружия в 1936 году какое было в 1924-м..покатила масовка, клинки уже вырубались штампом из мягкого железа и не цементировались и не закаливались (ну или почти не закаливались), вот и вместо 1/3 кинжала в день, стали делать в день 8 шт сувенирных, ухватившись за новый бизнес всем селом.., ну а о технологии боевых кинжалов и знаменитых в прошлом мастерах писалось в ретраспекции.. если бы об одних сувенирах писать, не интересно читателю было бы Сазоновскую книжку читать. Вот такое моё мнение.. 😛

диверсант

Сазонов во многом ошибался, не стыковывается у него с другими данными, я это давно заметил, вот и Эмма Григорьевна в своей последней работе это подтвердила.

Есаул ТКВ
вот и вместо 1/3 кинжала в день
не реально, вы сами попробуйте,
Есаул ТКВ
клинки уже вырубались штампом из мягкого железа
про такое не слышал, но и это не отменяет необходимости работ, штампом всего не сделать, у них до самого отселения в селе электричества не было, вот и делайте вывод, хотя вы не хуже меня это знаете )))))

Есаул ТКВ

Да не ошибся Сазонов, он писал в 1936 году.. а с 1935-го, ХО, кинжалы и пр. не только нельзя было изготавливать, но и носить без спец разрешения.. иначе пятёрка в лагерях.. вот и переключились люди ещё совсем недавно изготавливавшие ХО на сувениры, основным отличием которых от хо по тогдашним правилам был мягкий незакаленный клинок.. а это уже и возможность вырубки последнего штампом, исключение кузнечных операций связаных с нагревом в горне, включая цементацию и т.д, вот и поднялась скорость изготовления таких вещей.. как говорится пусть дешёвые, но зато много..

Есаул ТКВ

"В середине 30-х годов объектом разрешительной си-
стемы уже становится холодное оружие. Постановлени-
ем ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 года предусма-
тривалось упорядочение изготовления и сбыта холодно-
го оружия, а также устанавливался административный
надзор НКВД за выполнением этих правил.

Главным управлением милиции НКВД СССР была
издана инструкция определявшая, что ношение холод-
ного оружия разрешалось лишь лицам, которым оно
необходимо по роду деятельности. Продажа холодного
оружия осуществлялась под наблюдением милиции
и только через магазины государ-
ственной и кооперативной торговли.
Необходимо отметить, что в то вре-
мя милиция проводила значитель-
ную работу по выявлению и изъя-
тию холодного оружия, привлече-
нию к ответственности лиц,
нарушавших установленные прави-
ла его приобретения.

В связи с участившимися в 1934-
1935 гг. случаями злостного хули-
ганства с применением холодного
оружия, содержание ст. 182 УК было
дополнено положением: «Запретить
изготовление, хранение, сбыт и но-
шение кинжалов, финских ножей и
тому подобного холодного оружия
без разрешения НКВД в установлен-
ном порядке». В подобном виде ре-
дакция ст. 182 УК была сохранена
вплоть до принятия нового Уголов-
ного кодекса РСФСР 1960 г."

Есаул ТКВ

А вот из другой статьи: "Дальнейшее развитие законодательства об обороте оружия пошло по линии расширения круга видов оружия подконтрольных разрешительной системе и усилению уголовной ответственности за нарушение порядка его регистрации. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 года был введен разрешительный порядок на хранение холодного оружия и установлено наказание за его нарушение в виде лишения свободы на срок до 5 лет (ранее, в 1933 году, аналогичная санкция была установлена за не законное изготовление, хранение, покупку, сбыт и пересылку огнестрельного оружия). В соответствии с правилами регистрации некооперативных кустарей и ремесленников, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 30 июня 1949 года, частным лицам было запрещено заниматься сборкой и ремонтом холодного и огнестрельного оружия, что имело еще относительно широкое распространение в 20-х и начале 30-х годов." Вот такое дело.. нельзя было во времена посещения Харбука Сазоновым ничего из хо делать.. только сувениры, которые были хоть и дешевле при продаже, но более технологичны и более дёшевы в производстве.. ну, а что бы заработать столько же, сколько ранее на полноценных кинжалах, их нужно было делать больше.. что и отметил Сазонов.

kvantun

Главное что Харбук вообще в этих условиях выжил и не разделил судьбу аула Амузги, здесь делались лучшие клинки Кавказа а теперь пролетают птицы и растет трава.

kvantun

"Ты нынче, амузгинское селенье,
Походишь на подранка журавля.
Чернеют очагов твоих каменья,
И одичала скудная земля.

И два-три дома, словно в целом свете
Они одни под сенью облаков,
Печально льнут к разрушенной мечети,
Чей возраст старше десяти веков.

И покосился памятников камень,
Их оплела забвения трава,
И превратился в прах под нею пламень
Сверкавшего над горном мастерства.

Ушли творцы прославленных булатов,
Клинков, чья суть, как истина, гола.
И унесли, как будто в землю спрятав,
Потомственную тайну ремесла.

Наполеону персы подарили
Клинок Тимура,
но велик Восток,
И знатоки, взглянув, установили,
Что это амузгинский был клинок.

И там, где в небе вздыбленные глыбы,
Как лошадей взметенных косяки,
Имам Шамиль и все его наибы
Носили амузгинские клинки.

Царь почитал пред мужеством заслуги,
И грозный пленник,
по горам в тоске,
Не потому ль Шамиль, живя в Калуге,
Всегда при амузгинском был клинке?

Искусством оружейника немало
Весь белый свет ты удивлял, Кавказ.
И сабля амузгинская предстала
Мне в лондонском музее как-то раз.

Я слышал о судьбе ее два сказа,
Один о том, что некий из князей
Бежал сюда
и за клинок Кавказа
Сто тысяч заплатил ему музей.

Был сказ другой не менее реален,
Границ Европы разрешив вопрос,
Под небом Ялты
эту саблю Сталин
Британскому премьеру преподнес.

Но вздрогнула даргинская вершина,
Когда решили бравые мозги
Переселить на плоскость до едина
Всех жителей аула Амузги.

И мастерства великого не стало,
Которое минувшие века
Геройские легенды умещало
На благородном лезвии клинка.

И златокузнецов аул соседний -
Склонил свою папаху Кубачи,
Он провожал,
как будто в путь последний,
Тех, кто ковал и сабли и мечи.

И понял, что теперь уже не нужно,
Как прежде, ладить около луны
Ему для амузгинского оружья
На целый мир хваленые ножны.

И в Амузги пред временем не скроешь
С обидной очевидностью того,
Что нет среди утраченных сокровищ
Сокровища ценней, чем мастерство."

Пономарь

Да, Кавказ, с его отношением к оружию - дальше от меня, чем Златоуст. Очень далеко и ехать неудобно.
И страшно - можно не вернуться.
А то бы поехал посмотреть.

Кавказ заочно уважаю.

диверсант

есаул, все эти запреты и тогда и сейчас были откровенно народу по боку.
даже три клинка даже без закалки, нарезать долы, отслесарить, отполировать, за день крайне сложно.
вырубного штампа в Амузги отродясь не было.
сувенирка это скорее детище 50х, но не 30х.

Есаул ТКВ

диверсант
есаул, все эти запреты и тогда и сейчас были откровенно народу побоку..

Может и побоку комуто была инструкция НКВД и статья 182 УК на кануне репресий.. не успел Сазонов уехать пришли забрали.. теперь трава только растёт..вот и гадай может и сувенирные тогда нельзя было делать в таком каличестве? 😞

диверсант

Есаул ТКВ
Вот тебе и побоку инструкция НКВД и статья 182 УК.. неуспел Сазонов уехать пришли забрали.. теперь трава только растёт..вот и гадай может и сувенирные тогда нельзя было делать
:-)
в самом Амузги был недавно один мастер, делал для кубачинцев клинки, сувенирку.

kvantun

не успел Сазонов уехать пришли забрали.. теперь трава только растёт
Ну вроде как началось все с переселения в 1944 когда после депортации ауховских вайнахов часть дагестанцев переселили на их земли так например появился Новолакский район а часть на равнину.
В 1979 в Амузги остовался один кузнец Курбан Рабатов с сыном Шамарданом.


диверсант

да нет Амузги в 36 вывели. на 80е два хозяйства там было, а теперь одна бабушка осталась, а так то Амузгинцев еще хватает, вот у меня под носом двое на железке работают. по весне поеду туда фоток вам привезу ну и в Кала Корейш думаю заскочить, сейчас были фотки Харбука хотел выкладывать да с компа все слетело, придется от сюда передирать на сайт.

Пономарь
И страшно - можно не вернуться. А то бы поехал посмотреть.
не так все плохо как кажется, я увы без машины да и разместить вас не где, а то бы пригласил да по интересным местам повозил.

kvantun

Ну вот нашли виновного в переселение Амузги - это Сазонов настучал что там массовое производство оружия 😊, переселений очевидно было несколько кубачинцы утверждают что было переселение Амузги 1944 года тогда же как раз переселили и Кала-Корейш и старый Сулевкент (Сулечи), в первый раз могли выслать некоторых мастеров как контрреволюционных элементов. Потом вроде как амузганы возвращались в село в 1958 но не прижились.
А самый известный сейчас Гаджи Курбанкадиев он ведь хоть не чистый амузган но сын и внук амузгинских кузнецов, а вот не рвется в родовое селение работает в Каспийске поближе к столице и пляжу. Востановили бы одну башню и сделали бы из нее музей в память об ауле трех вершин, Амузги это литературное название а кубачинцы и амузгинцы называли его ГIябмудже, ГIямудже, ГIямудгала ще, на кубачинском ГIяб - означает "три", муда - "холм, гора, возвышение", ще -"селение" вот и получается "селение на трех вершинах" .
Вот видео о Гаджи, сыне Курбанкади и внуке Магомеда Куцца-Хаджи.

http://www.newstube.ru/media/sharapilovoj-maxachkala-oruzhejnik-samuyu-izvestnuyu-v-mire-stal'-domasskuyu-izgotovlyayut

http://www.1tv.ru/news/polit/157635


Есаул ТКВ

kvantun
ГIямудгала ще, на кубачинском ГIяб - означает "три", муда - "холм, гора, возвышение", ще -"селение" вот и получается "селение на трех вершинах" . [/URL]


А вот ещё версия перевода ГIямудгала ще: гала от арабского кала - укрепление, крепость.. очень известное окончание в названиях кавказских старинных селений. Получаем ГIяб-"три", муда - возвышение, гала -укрепление, ще - селение, тоесть "три возвышения на укреплении селения", другими словами, с поправкой на лит. обработку - "селение с тремя башнями"..а это уже согласитесь, имеет несколько другой смысл.. 😛

kvantun

Ну это в том случае если там только три башни, да и если башни построены на холмах то смысла это не меняет .
Вообщем подождем пока летом Марат съездит в Амузги и точно скажет.

диверсант

говорят что там три башни общего большого комплекса девяти башен амузги кубачи и еще пара уже не существующих сел, кубачинцы когда то подчинили себе соседей создали укрепления, которые потом долго штурмовали прямыепотомки пророка основавшие кала корейш, в одной из кубачинских башен жили 40 батыров принимавших обет безбрачия

kvantun

И не только безбрачия.
" Легенды передают, что в старину в башнях жили сорок батырты (богатырей). Батырты сменялись и после того, как юноша уходил в батырты, родители не имели права встречаться с ним, пока не пройдет его смена. Передают, что одна мать пожелала повидать своего сына до возвращения, подошла к крепостной башне и стала звать его по имени. Стражники услыхали это, отрубили руку ее сына и бросили матери с башни, крикнув: «Вот смотри на то, что можно видеть у твоего сына».

kvantun

Вот видео про Даргинцев, там и Гаджи Курбанкадиев и развалины Амузги есть.

http://www.rusnations.ru/etnos/dargin/video/

Есаул ТКВ

Полетела звуковая карта на ноутбуке, а на другом вчерась сынуля экран хлопнул.. поэтому немогу разобратся, кто такой Курбанкадиев ( подскажите если нетрудно кто он и когда там появился), но похоже в 60-80-х там его небыло.. в Амузги тогда работал единственный кузнец Курбан Рабатов, вот о нём и о Амузги глава у моего однофамильца, но чуть более чем на три десятка меня постарше, писателя оружиеведа - А.Кузнецова, его книга вышла в 1984-м в Германии, у нас тогда оружейную тематику не жаловали (или про порочную политику государства, посчитали перебором).. пререиздали книгу в России только через четверть века, в 2009-м.

Есаул ТКВ

А м у з г и

Я прошу тебя:
повремени
Вскачь коней бросать, паля из ружей,
Амузгинской сталью не звени,
Не дыши с вершин каленой стужей.

Расул Гамзатов

- Кавказские сабли и кинжалы самую лучшую сталь имели, дамас+скую и амузгинзкую, - втолковывал мне в автобусе попутчик, жи+тель дагестанско-го селения Уркарах. - Теперь такую не делают. Секрет забыли.
Это категорическое заявление несло в себе небольшую долю истины, но только лишь небольшую. Даже даргинцы и кубачинцы ста+ли забывать об ис-кусстве изготовления клинков, искусстве, принес+шем им некогда мировую сла-ву. Булат, дамаск, амузгинская сталь... понятия эти со временем стали смеши-ваться, путаться. Лучшими клинками Востока были, конечно, булатные. О бу-латах мы еще по+говорим и довольно подробно. В Дамаске не умели изготавли-вать настоящего булата, там ковали сабельные клинки из индийского бу+лата, привозимого в Дамаск в стальных лепешках, разрубленных на+двое, - в "вутцах". Выковывали, бывало, из индийского булата клинки для сабель, как мы знаем, на Кавказе и даже в Мо+скве, царь Алексей Михайлович был большой знаток и любитель бу+лата. А вот амузгинские клинки, амузгинская сталь в виде свароч+ного булата - чисто дагестанское искусство. Действительно утра+ченное ныне. Но не из-за потери секрета /секрет невелик/ - из-за потери спроса.
Когда, подъезжаешь к знаменитому селению Кубачи, знакомому уже чи-тателю, кажется, что дальше дороги нет и не может быть. Селение стоит на са-мо на вершине горы. Куда же дальше?! А мне на+до было в этот раз дальше - в Амузги. Я давно мечтал там побы+вать, но как-то все не получалось... Для того чтобы добраться до Амузги, надо было затратить целый день и отнять этот день у Кубачей. А Кубачи настолько интересны сами по себе, что оста+вить их на день совершенно невозможно. И тогда я решил выбрать время и поехать в Да-гестан специально для того, чтобы увидеть, наконец, Амузги.
Из Кубачей в Амузги ведет тропа. Она вьется вдоль камени+стых склонов, уводит в другое ущелье. Так что не приходится ни спускаться, ни подниматься, только огибаешь вершины гор. Слева - обрыв, справа - аккуратно выложенная из камней стена. Это для того, чтобы камни со склонов не падали на дорогу. Сколько лет назад, сколько сотен лет назад уложены эти камни? Чьими руками исполнен этот гигантский труд? Чуть ниже тропы лежит старинное кладбище. Ученые расшифровали на могильных плитах этого кладби+ща надписи ХП-ХШ веков. Кладка стены заросла дерном и мхом, и она давно уже стала неотъемле-мой частью самых гор, самой приро+ды. Выходы родников на тропе забраны в каменные ниши, устроен+ные также давным-давно, но служащие людям и те-перь. Неподалеку от старинного кладбища стоит развесистое священное дерево, все увешанное разноцветными тряпочками, словно новогодняя елка.
Когда-то эта тропинка была оживленной дорогой, по ней без конца шли нагруженные железом лошади, сновали вперед-назад оза+боченные, но не поте-рявшие в своих заботах достоинства люди. В Амузги везли железо, а обратно - сабельные и кинжальные клинки. В Кубачах эти клинки приобретали рукоятки и ножны, украшен+ные серебром, глубокой гравировкой, чернью, золотой на-сечкой, эмалью. Кавказу нужно было оружие, много оружия. Ведь каждый кав+казский мужчина, какой бы национальности он ни был, имел несколь+ко кинжа-лов и саблю. Поскольку оружие определяло лицо человека, его богатство, по-ложение в обществе, каждому хотелось иметь ору+жие самое лучшее. И не толь-ко для красоты. Как ни красиво было украшение, все равно больше всего в оружии ценился клинок, каче+ство стали. А лучшей сталью могла быть только амузгинская. Амузгинские клинки шли и на внешний рынок, на Восток, в Ев-ропу, ими пользовалось русское казачество.
Вид на селение Амузги открывается сразу же, как входишь в ущелье. Но видно его издалека, при последнем повороте дороги - Амузги как на ладони. Над пропастью, обрывающейся к реке, полу+разрушенная боевая башня, порос-шая оранжевым лишайником крепост+ная стена, развалины древних жилищ. Все это на фоне неба и снеж+ных гор.
Сейчас здесь живут всего несколько человек. Внизу у реки и чуть выше по ущелью видно новое селение с одинаковыми двухэтаж+ными домами из бе-лого камня - Шири. Селение Амузги покинуто людь+ми окончательно в пятиде-сятых годах.
Г.Сазонов побывал здесь в 1936 году. Селение было еще живо, мастера работали, и хорошие мастера. В тридцатые годы здесь было 40 дворов и более двухсот жителей. Значитльно меньше, чем раньше. В 1880 году тут было 250 дворов, в 1895 - 212, в 1904 - 203 двора. И все жители участвовали в производ-стве клинков. Дети начинали тут работать с семи лет.
Еще в годы Великой Отечест+венной, войны здесь ковалось холодное оружие. В 1949 году селение насчитывало более пятидесяти кузнечных мастер-ских. Ничто так не способствует разрухе и запущению как порочная политика государства. Но Амузги еще жило: из рыжих развалин подымался в небо ды+мок. Я пошел на него, вышел к целому жилому дому и познакомился с послед-ним амузгинским кузнецом. Спрос на клинки, оказывается, еще есть, неболь-шой правда, но есть. Кубачинский художественный комбинат изготавливает кинжалы как сувенирные изделия, для по+дарков, для кавказских ансамблей песни и пляски, на выставки, и для экспорта. В общем, нужда в клинках есть. А раз есть нужда, то должны быть и кузнецы.
Зовут кузнеца Курбан Рабатов, ему 75 лет. Тем не менее, дом Курбана полон его детей школьного и дошкольного возраста.
- Делаете кинжальные клинки для комбината? - спрашиваю я.
- Да, я кузнец. И отец мой был кузнецом, и дед, и отец деда. А ты кем ра-ботаешь?
- Я писатель.
- А кем работаешь?
- Писателем и работаю.
Старик многозначительно хмыкает:
- Какая же это работа?!
- Пишу для журналов, книги пишу. Разве это не работа?
Курбан пожимает плечами.
- Может быть, теперь это и работа, - говорит он, - только работают люди руками. В колхозе, на машине, или в кузнице.
- От такой работы у меня осталось только название, - смеюсь я, - моя фа-милия Кузнецов.
- Значит, отец твой был кузнецом или дед, - говорит старик и соглашается показать мне свою кузницу.
Здесь все как было в старину. Горн, раздуваемый вручную ме+хом. Не-сколько необычно для нас выг+лядит место кузнеца: возле стоящей на земле низкой наковальни вырыто две ямы. В одной из них сидит кузнец, а в другой помеща+ется его помощник. Помощником у Курбана его шестнадцатилетний сын Шахмардан. Наковальня располагается на уровне пояса масте+ров.
Курбан показал мне свой обильный инструмент, называя его на своем языке. К сожалению, я не записал эти названия. Это были напильники, зубила, точило, молоты и молоточки, щипцы для вынимания раскаленного металла из горна, приспособление для прорезывания в клинках дол, специальный камень для шлифовки дол и деревянные бруски с углублением для клинков. В них они шлифовались. Курбан сказал, что инструмент еще дедовский.
Посмотрел я и клинки. В форме этих кинжальных клинков, в вырезанных чуть сбоку долах, в узком жале да и во всем их обли+ке сохранены амузгинские традиции. Просто поразительно, до чего же живучи традиции! Хорошие клин-ки, но ни в какое сравнение со старыми они, конечно, не идут. Какие-то они блестящие, легковес+ные, несерьезные. О самой стали, о рабочих качествах этих клин+ков и говорить нечего. Курбан выковывает их из железных «уголков», ко-торые ему привозят из Кубачей. Да качество стали и не имеет значения в суве-нирных изделиях, был бы вид. А вид есть.
Я стал расспрашивать кузнеца о том, как изготавливались зна+менитые амузгинские клинки "сварочного булата". Он подробно рас+сказал мне об этом.
В старое время клинок, прежде чем выйти из рук мастера, дол+жен был пройти тринадцать стадий обработки. Сначала выковывали "сварочное железо". Для этого брали три сорта стали. Крепкая сталь для лезвия называлась "антуш-кой", обозначим ее буквой "А". Мягкая сталь, употребляемая: для оплошной части клинка, называлась "дугалала" /"Б"/. А самый крепкий сорт стали, упот-ребляемый на подложку, назывался "альхана" /"В"/. Сталь эта выкладывалась по+лосами в порядке А-Б-А-В-А... и т.д. Зажав щипцами стопку сложен+ных в та-ком порядке стальных полос, кузнец клал их в горн, и рас+каленными переносил на наковальню. Полосы сковывались и получа+лось "сваренное железо". Даль-нейшая многократная перековка давала уже "сваренную ветку". Затем выковы-валась форма кинжала, его жало и узкий стержень для рукоятки. Особым стальным резцом выструги+вался вручную желобок с двух сторон, но не один над другим, а чуть сбоку. Курбан показал мне, как это делается. Дальше шла обточка и чистка железным скребком до зеркального блеска, прокаливание и закалка в воде, налитой в деревянное корыто. После закалки клинок получал синеватый тон. Шлифовка, чернение купоросом и по+лировка, деревом. После всех этих операций на клинке проявлялся крупнорисунчатый "дамаск" - узор в виде извилистых и круто завер+нутых в отдельные клубки линий. Такая сталь была чрезвычайно крепка и в тоже время эластична. Саблю можно было но-сить, обер+нув вокруг пояса, и ею же рубить кости. При ударе такого клинка о клинок с плохой сталью на амузгинском клинке не оставалось ни+каких следов.
Работа была весьма трудоемкой, на выработку одного хорошего сабель-ного клинка мастер затрачивал восемь дней. Делалось на со+весть. Ну и, понят-но, у каждого кузнеца имелись свои секреты, один умел придавать различные оттенки стали, другой - варьиро+вать рисунок "дамаска" от самого крупного до самого мелкого, тре+тий - лучше других знал секреты сочетания стальных полос и т.д. Стоили такие клинки дорого и были вечны. У меня есть нож амузгинской стали, неказистый нож, с обломанной рукояткой из старой кости. Я легко от-крываю им консервные банки и никогда не точу, он и так всегда острый.
Уходя из Амузги, я испытывал чувство удовлетворения: во-пер+вых, я увидел, наконец, это знаменитое селение; во-вторых, узнал кое-что новое и, в третьих, было приятно, что Амузги еще живо, маленький огонек единственной кузницы еще теплится. И думаю, не погаснет: спрос на сувенирные кинжалы растет. Современные кубачинские кинжалы, прекрасны так же, как и все ос-тальные ювелирные изделия аула. И как приятно, что, беря в руки такой кин-жал, замечательное произведение ювелирного искусства, мы можем сказать так же, как сотни лет тому назад: "Отделка кубачинская, клинок амузгинский".
В моем представлении, счастлив тот человек, который может над своей кроватью повесить кинжал, шашку и пистолет кубачинской работы. Они укра-шают дом ничуть не хуже кар+тин известных художников и напоминают нам о нашей истории, о русских поэтах и писателях, служившихъ на Кавказе в сере-дине Х1Х века. Человеку же, обладающему некоторой фантазией и воображе-нием, такая вещь говорит куда больше, чем иная картина.

kvantun

Полетела звуковая карта на ноутбуке, а на другом вчерась сынуля экран хлопнул.. поэтому немогу разобратся, кто такой Курбанкадиев ( подскажите если нетрудно кто он и когда там появился), но похоже в 60-80-х там его небыло..

""Клинок идет не к каждому"
В кузнице за сто. Эту температуру представить нельзя, ее буквально осязаешь. Кажется, что плавится все вокруг - и ты сама. Размеренно бьет молот по наковальне. Кузнец набирает в легкие раскаленный воздух и шумно выдыхает в такт ударам. Вверх - вдох, вниз - выдох. Если он собьется с ритма и неправильно выдохнет - просто сгорит изнутри, во всяком случае, так когда-то считали его предки. Для меня и пять минут в кузне - подвиг. А для кузнеца здесь начинается день и здесь же день заканчивается. Каждый месяц в огне рождается новый клинок. Для кузнеца его клинки - живые. Они рассказывают ему о людях, которым будут принадлежать. Иногда дело спорится - клинок варится легко, заточка и обработка идут быстро и чисто. Значит, человек, заказавший клинок, достойный. Бывало и наоборот. А однажды случилось небывалое - клинок сломался под молотом. Работа была отложена. Заказчик снова пришел через месяц с просьбой все-таки выковать кинжал. И снова сталь лопнула. Тогда кузнец сказал: "Клинок к тебе не идет, я не буду его мучить".
Кузница - это храм. Сюда нельзя заходить со спиртным, и если выпил, даже немного,- тоже нельзя. На наковальню можно класть только хлеб или Коран. Здесь нельзя не только ругаться, но и думать о плохом. "Если работаешь, надо освободить себя от мыслей,- говорит кузнец.- В горне 1200 градусов, в помещении - 100-120, и в этой температуре ты должен быть чист, как младенец. Я объяснить не смогу, почему это так, но это так и не иначе".
Когда-то профессиональный фотограф Гаджи Курбанкадиев, отдавший фотоделу 21 год, и представить себе не мог, что он когда-нибудь не то что выпустит из рук фотоаппарат - забудет о нем навсегда.

История мертвого села

Я давно уже поняла, что Дагестан - место уникальное. Не потому, что здесь начался российский ваххабизм и здесь его впервые в мировой истории стали давить танками, и не потому, что как раз в Дагестане началась вторая чеченская война. С тех пор, как у меня появились там друзья, я узнала, что в республике проживает около 100 диаспор и что каждое дагестанское село действительно уникально. В одном, к примеру, жители - первоклассные канатоходцы (видимо, это связано с многовековой историей народа, поселившегося высоко в горах). В другом на протяжении тысячелетий ткут драгоценные шали - говорят, сегодня цена одной такой колеблется от двух до пяти тысяч долларов. Есть кубачинцы, которые издревле слывут превосходными ювелирами, их предки еще в бронзовом веке делали украшения умопомрачительной красоты - сейчас этот промысел воссоздают местные мастера. И есть амузгинцы, еще в VII веке прославившие свою родину кузнечным ремеслом,- амузгинская сталь считалась аналогичной дамасской, только более редкой. Говорят, амузгинские клинки имели Чингисхан, Батый и Александр I.
Еще в начале XX века этим ремеслом промышляло все селение. В 1937 году амузгинцев, которые жили на равнине, выслали в Чечено-Ингушетию, на двухкилометровую высоту. Перемена климата погубила около 70% переселенцев. Оставшиеся в живых амузгинцы стали возвращаться на родину. Среди них был и дед Гаджи Курбанкадиева. "Когда мой дед увидел, что род вымирает, он повел всех назад, но в Амузги их не пустили. И тогда все пошли в Огульский район и в другие районы. Так амузгинцы ассимилировались с разными народностями Дагестана. А потом мы уехали в Киргизию. Там я вырос и получил образование. А наше Амузги стало мертвым селением",- рассказывает кузнец. Примерно тогда же, в 60-х годах, были утрачены древние секреты ремесла (амузгинские клинки сравнивают по качествам с легендарными японскими). Амузгинцы так и не поняли, за что их род подвергся репрессиям. "Может быть, за редкий талант, а может, за связь с холодным оружием,- говорит Гаджи.- Тогда ведь везде видели заговоры и перевороты".

Три грани, покорившие Париж

В начале 90-х известный фотограф Гаджи Курбанкадиев удивил весь Каспийск, в котором к тому времени жил около десяти лет. Он бросил работу, друзей и почти перестал выходить из дома. Впрочем, несколько раз его видели в городском парке - Гаджи обходил деревья, стучал по стволам, гладил кору - как выяснилось позже, таким вот образом искал древесину на уголь. А потом фотограф вообще исчез. Городок маленький, и говорили разное - что он сошел с ума, что его бес попутал, что тяжело болен... А Гаджи с раннего утра до поздней ночи работал в плохо оборудованной кузнице, ища рецепты предков-кузнецов и пытаясь понять, что же он делает не так.
Больше года семья жила только на детские пособия. Жена Хадижат, молодая, веселая и энергичная, мужу не мешала, а соседям и родственникам, осуждающим "бездельника Гаджи", говорила одно: "Он знает, что делает".
- Мне было за 40, когда я начинал,- вспоминает Гаджи.- Надо мной смеялись все. Я никогда не занимался ремеслом и, кроме фотографии, ничего не умел. Отец сказал, что это бесполезно. Брат сказал: "Скорее ишак на дерево залезет, чем ты станешь мастером". Я никогда не учился кузнечному делу. Но в один день меня как осенило - я каким-то внутренним зрением увидел это: металл в огне и молот в моей руке. И у меня что-то перевернулось внутри, я понял, что должен делать именно это. Как будто всю жизнь я жил под стеклянным колпаком и только сейчас вдохнул воздух. Может, это все потому, что я с детства впитывал информацию об амузгинцах, слушал разговоры взрослых об этом искусстве. Иначе объяснить все равно не смогу. Я работал интуитивно - ковал, ковал и ковал. Я смотрел сначала в себя, внутрь и видел там то, что должен делать. Поначалу я приспособился привязывать молот к руке, чтобы не выпадал - рука слабая, к фотоаппарату только и была приучена.
Наконец он выковал свой первый клинок. Точно такой же, с каким его дед в 1936 году ездил в Париж на выставку ЭКСПО-36.
- Я многое открыл тогда для себя,- вспоминает Гаджи.- Понял, что сначала должен найти огонь в себе самом, внутри. И потом послать его в горн. Когда начинаешь варить сталь, надо погрузиться в себя, увидеть клинок в трехмерном виде и только после этого приступать. Знаете, что в переводе означает слово "Амузги"? Оно означает "три грани". Понимаете? Целый род был назван в честь трех граней клинка.

Природное чутье

Первые два года кузнец свои клинки дарил, потом продавал за бесценок. Один знакомый купил у Гаджи кинжал за 8 рублей, а спустя несколько лет, узнав о славе мастера, продал его за $800. На самом деле зря - сейчас булатный клинок производства Гаджи Курбанкадиева стоит от $1500.
Что особенного в этой стали? Об этом могут долго рассказывать специалисты и фанаты-коллекционеры. Например, что технология изготовления амузгинской стали на 95% идентична японской. Что для сварки одного клинка необходимо наложить одну на другую 300 тончайших пластин металла. Что при тысячекратном растяжении на металле не образуется швов и трещин. Что амузгинский клинок выдерживает любые нагрузки, например поперечный удар, а также перерубает гвозди и болты, при этом на лезвии не остается зазубрин. Что любой заводской нож, даже очень высокого качества, ломается с двух ударов молота, а булатная сталь Гаджи только гнется, и форму ножа можно быстро восстановить. То, что эта сталь никогда не теряет своих свойств,- ее главное достоинство.
Официальное признание пришло к Гаджи в 1998 году, когда он уже был известным в Дагестане мастером. Кузнеца вызвал к себе председатель госсовета республики Магомедали Магомедов и спросил: "То, что про тебя газеты пишут,- правда?" Газеты писали, что кузнец-самоучка открыл рецепт древней амузгинской стали. В результате Магомедов распорядился создать специальную комиссию, которая должна была изучить амузгинский кинжал VII века, хранившийся в краеведческом музее, и сравнить его с новеньким клинком из горна Гаджи. В комиссию вошли академики, доктора технических наук, научные сотрудники кафедры технологии металла Дагестанского университета и центра высоких технологий Института физики, сотрудники Министерства культуры, историки и художники-ювелиры.
Специалисты, потрясенные результатами исследования, спрашивали кузнеца: как он, не имеющий технического образования, смог разработать рецепт столь потрясающего сплава? "Наши деды работали без формул, природным чутьем и никогда не ошибались" - примерно так отвечал Гаджи. Заканчивался трехстраничный отчет комиссии следующим выводом: "Вышесказанное позволяет сделать заключение об идентичности технологии Гаджи Курбанкадиева технологии изготовления контрольного образца, представленного Дагестанским краеведческим музеем".
Так кузнец-самоучка стал знаменитым. С годами рука окрепла, а пальцы научились видеть - именно так называли древние амузгинцы умение на ощупь определять состав стали и "ловить" десятые доли миллиметра (разумеется, в ходу были другие термины).
За последние пять лет в его доме побывало много коллекционеров, в том числе из Европы и США. Несмотря на то что куется клинок примерно три недели, клиенты ждут выполнения заказа четыре-пять месяцев. На амузгинскую сталь - очередь. К тому же Гаджи стареет, сил все меньше, и времени на работу уходит все больше.
В Дагестане Гаджи Курбанкадиева знают все, гордятся им и говорят: "Дай Аллах Гаджи прожить сто лет". Но ничто не вечно. Не станет кузнеца Гаджи - и, может статься, не будет и искусства Амузги. Законы рода запрещают мастеру обучать своему ремеслу чужаков - только амузгинцам разрешено перенимать древние секреты. А их осталось мало, и еще меньше тех, кого прельщает тяжелая работа кузнеца. Трое старших сыновей, давно покинувших родной дом, интереса к кузнечному ремеслу никогда не проявляли и занятие отца воспринимают скорее как хобби. Только жена Гаджи, пережившая с ним самые трудные годы, часто вспоминает о том, как увлечение мужа, казавшееся поначалу странным, спасло семью от нищеты.
- Жили у нас в доме двое ребят-амузгинцев,- рассказывает Хадижат.- Гаджи их учил, но они нетерпеливые оказались. Хотели сразу научиться ковать и деньги зарабатывать. Когда поняли, что это дело не одного года, ушли.
Впрочем, кузнец сильно не расстраивается - у него подрастает младший сын, тоже Гаджи. И в кузницу каждый день они уходят вдвоем. Гаджи-младшему занятие отца нравится.
- У моего народа есть предание,- говорит кузнец Гаджи Курбанкадиев.- Когда-то на полях Корана в древнем Амузги кто-то написал, что село умрет два раза - от болезней и злой силы. И два раза возродится. Первый раз это было, когда в 1958 году в мертвое село вернулось несколько десятков семей, в том числе и наша. Три года прожили, новое поколение амузгинцев появилось. Потом село назвали бесперспективным, и нас снова изгнали. Я не знаю, может быть, возрождение еще будет - сейчас в Амузги, кроме развалин древней крепости, ничего нет. Но иногда мне кажется, что найденное мною ремесло и есть новое рождение Амузги. Сталь рождается в огне, и Амузги, получается, возродилось в огне. И я очень хочу, чтобы больше моя родина не умирала."

Kolia-Grek

Добрый день Марат!Впервую очередь хочу выразить большое УВАЖЕНИЕ ВАМ за то что продолжаете и чтите традиции своих предков, в нынешнее время всё меньше людей задумываются об этом, так держать!!!! Звать меня Николай, мой земляк( Алексей-Карагоз) посоветовал к вам обратиться. У меня есть кавказский клинок(преобрёл не так давно), рукоять и ножны я делаю сам, мне нужны оковки на ножны,скоько это стоит?, материал?. С УВАЖЕНИЕМ Николай.

диверсант

приветствую Николай, спасибо, но давайте на почту вам отпишу там и решим ваш вопрос, здесь это получится офф топ.

kvantun

Про подделки амузгинских шашек 😊

"Даян-Дулдурум, как рассказывал нам немногословный старожил Хасбулат, в те дни сразу примкнул к партизанам и стал ковать знаменитые и по сей день шашки из дамасской стали. Недаром, значит, он причисляет себя к потомкам знаменитого кузнеца Али-Асхаба, донесшего до нас секрет дамасской стали, утраченный и самими арабами.

Слух об этих шашках прокатился по горам, как гром, и всем стало понятно, что не мужчина тот, кто ими не владеет. И, конечно же, на всех знаменитых базарах, таких, как цудахарский, хунзахский, акушинский или кубачинский, цена на кинжалы и шашки других мастеров сразу упала. А дядя мой - да продлятся годы его! - гордился этим и продавал оружие с личным клеймом, на котором были вычеканены слова: «Лучше умереть со славой, чем стать на колени перед врагом!»

Но вот некий Чупалав из Харбука ухитрился подделать это клеймо и стал продавать свои изделия, выдавая их за шашки Даян-Дулдурума. Как-то на цудахарском базаре мой дядя случайно услышал слова: «А вот кому шашки, кованные Даян-Дулдурумом!»

Взял одну из них дядя, вытянул из ножен до половины, посмотрел на клеймо с арабскими письменами и сразу узнал подделку. Не зря же знатоки говорят, что арабская грамота удивительна: стоит мухе оставить свой след на букве, как весь смысл меняется.

- Сколько же стоит эта шашка? - спросил Даян-Дулдурум, не выдавая себя.

- Всего в три раза дороже обычной! - ответил Чупалав из Харбука.

Дядя заплатил запрошенную цену, потом на виду у зрителей выхватил из ножен собственную шашку и, держа в левой руке только что купленную, одним ударом перерубил ее пополам вместе с ножнами.

Зрители только ахнули. А дядя, обращаясь к лжекузнецу, сказал:

- Я не упрекаю тебя за то, что ты бессовестно спекулируешь моим именем. Не говорю и о том, что ты бесстыдный лжец и обманщик. Но мне горько, что, когда враг стучится в наши двери, ты вооружаешь воинов негодным оружием."

Ахмедхан Абу-Бакар "Ожерелье для моей Серминаз"

диверсант

такие хабары есть почти про каждого дагестанского оружейника ))

kvantun

У Харбука оказывается есть собственный герб.

В серебряном поле на тройной зеленой горе с плоскими вершинами - черная наковальня с пылающим на ней червленым пламенем между стоящими на боковых вершинах червлеными же мурованными зубчатыми башнями с черными окнами; вверху все сопровождено черным орлом с распростертыми крыльями, держащим в лапах два опрокинутых золотых кинжала накрест, причем их касается пламя. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.

kvantun

Ну и герб Дахадаевского района в который входит оружейный треугольник.

Герб района представляет собой круглый двухцветный (лазоревый и зеленый) щит, в центральной части на фоне лазоревого неба изображен золотой орел в полете, удерживающий когтями золотой кинжал в ножнах. Над ним - золотой диск солнца, окаймленный спиральным орнаментом. В нижней части щита изображены зеленые горы с тремя снежными вершинами. Щит увенчан башней с пятью зубцами.
Обрамление герба (то, что не входит в герб): по кругу проходит темно-зеленая лента с надписью золотыми буквами: «Дахадаевский район 1929 и кубачинским орнаментом». Вокруг ленты изображены два рога, из которых выходят пальметта, колосья пшеницы на зеленом ростке. Между рогами внизу изображена голова коровы.

kvantun

Тарки 1849 г.

диверсант

откуда ?

kvantun

Путешествие по востоку профессора Казанского Университета Ильи Николаевича Березина.
P.S.
Кстати там есть и такое

диверсант

в Инчхе есть такие дела, петр тут еще стоял на реке, крепость где то была, не долго, обшарили все с металлоискателем так и не нашли.

kvantun

Отойдем немного от даргинского треугольника в Аваристан.
Вот про аул Гоцатль, там правда клиночников нет одни отделочники.
http://tushisvet.livejournal.com/236977.html
А вот и усто Магомед Магомедов за работой.
"- Я вам знаете, что скажу: Ювелир богатым никогда не будет, но и бедным не станет, семью прокормит, - Магомед говорит, склонившись над незаконченным кинжалом. На пальцах правой руки специальные чехольчики, чтоб не пораниться, остроту штихеля привычно проверяет на ногте, - Люди сейчас потянулись к старине, женщины просят грубоватые браслеты, какие носили их прабабки, тяжелые серьги. А многие мужчины заказывают перстни-печатки со специальным рисунком, который наносится в пятницу с утра до обеда. Это такие типа защищающие знаки. Как говоришь? Обереги? Да, они. Еще пистолеты, ружья заказывают, кинжалы, сабли. Клинки мы сами не делаем, везем из Харбука, Амузги, от тамошних мастеров, а наше дело - ножны и рукоять. Аварский орнамент - чем отличается, знаешь? На кубачинском все мелочью идет, смотри, а у нас крупный и только внутри этого крупного уже эта мелочь. Я вообще-то стараюсь рисунок не повторять, каждая работа - новый орнамент, у меня несколько общих тетрадей с рисунками..."

диверсант

kvantun
Клинки мы сами не делаем, везем из Харбука, Амузги,
из Харбука еще могут везти, из Амузги уже нет.

kvantun

А это еще северней у соседей, 1930г.
Изготовления кинжалов нет но мелькает их заточка во второй части да и другое есть интересное.




kvantun


kvantun

Южные соседи


диверсант

не совсем классика к сожалению, но уровень отделки хорош, а так все то же вымирание процесса, жаль.

kvantun

Раз уж про южных соседей то вот Джекцы в 1880 году.

диверсант

Куба это лезгины в основном.

kvantun

Джекцы и Крызы это Шах-даговцы вроде как, в Лезгины их Садвал всех записывает.

диверсант

ну может быть, в любом случае наши там, агностированные территории.

kvantun

Устар - мастера


kiziria

Пусть это будет началом. Больше поисков , больше статей ! Интересный материал, спасибо.

kvantun

Иван Дементиевский - Оружейные мастера Дагестана.
http://dementievskiy.livejournal.com/265228.html


диверсант

kvantun
Иван Дементиевский - Оружейные мастера Дагестана.
да нет, не ко всем приехал, имен не называл почти, дилетант он Хамзат )

kvantun

Хоть что-то написал, другие и такого не напишут а тут все таки пара фото по теме прибавилось.
А так, хIянчи хIясибли уста вала - что про него писать, он сам про себя в металле напишет.

Пойдут такие имена ?
Верхний и нижний твоего тезки Тимура работа.
Средние Алмасова Ахмедхана и Алиханова Ахмеда слева направо.

диверсант

kvantun
Хоть что-то написал, другие и такого не напишут а тут все таки пара фото по теме прибавилось.
тоже верно брат

kvantun

/

Алиханов Абдусалам 2005 г.

Слева и в центре Ахмедов Алихан 1937 г.
Справа Гусейнов Абдулхалик 1989 г.

kvantun

Кубачинские узоры

kvantun

Соседи Унцукуль

kvantun

kvantun