Кто как понимает реставрацию?

marquezz

Хотелось бы услышать мнения о степени дозволенных мер для реставрации холодного оружия. Реальный пример имеется: сабля французская офицерская образца 1845 года. Утрачена проволочная оплетка рукояти, латунные детали совершенно потемнели, давно пройдя стадию благородной патины. При разборке оказалось, что во внутренних полостях латунных деталей в изобилии сохранилась позолота.
Оплести рукоять не мудрено. Но восстанавливать ли позолоту? Есть 4 варианта: сохранить детали как есть почти черными, очистить до латунного цвета, позолотить все заново, позолотить и состарить. Все варианты соответствуют золотому правилу реставрации - манипуляции с историческим артефактом должны быть устранимы в будущем, то есть быть обратимы. Если у меня нет нужды кому-либо доказывать подлинность сабли,я могу восстановить первозданный вид. В этом есть свой резон - увидеть предмет таким, каким его видели создатели. Но все это как-то не удовлетворяет, беспокоит и смущает. Кто что думает по этому поводу?
Был до этого серьезный случай - французская сабля офицера волонтеров революционной эпохи с лопнувшими дугами. Их спаяли бережно и аккуратно, но позолота была утрачена. Пришлось золотить.
И еще. С клеймами инспекторов на клинке вопросов нет, но неоднократно сталкивался с метками на черенках сабель. Здесь присутствуют буквы похожие на AB и IO, между ними еще один невнятный знак и один диагональный след от зубила. Подобных знаков, в том числе выбитые точки, выстроенные в строгие ряды и по 4-5 диагональных рисок встречал не раз. Есть ли какая литература по таким знакам?


Va-78

Как уже говорил, не существует "реставрации" самой по себе. Она всегда подчинена определенным целям, а цели эти бывают различны - в зависимости от того, кто, и для кого/чего производит реставрацию.

marquezz

И да, и нет. Например, независимо от дальнейших намерений, железные детали следует очистить от очагов активной ржавчины, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение. Это понимается в различных музеях по разному. В одних это выполнено скрупулезно, точечно, с сохранением патины. В других клинки выдраены до первозданного блеска с утратой не только патины, но и немалого числа микрон здоровой стали. В реставрации живописи в Европе сейчас преобладает практичный подход дописывания плохо сохранившихся участков красочного слоя. В России реставраторы придерживаются метода кропотливого укрепления оригинального красочного слоя. А цель у них всех вроде как одна.

Old Man

Было дело - тоже задавался подобными вопросами. Реставрировал, но при этом с вычещенной грязью и ржавчиной уходила какая-то очень важная для меня "нота" старины и достоверности. Предмет становился красивее, но уже не радовал. Один плюс - без задержки продавался. Так что теперь очень осторожно подхожу к этому вопросу. Основным стало сохранить, то что было сделано другими, а не показать "как я могу хорошо отреставрировать".
С восточными клинками - другая тема. Профессиональная полировка японских и травление булатных часто становится необходимой чертой правильного содержания предмета, выявления его красоты и мастерства кузнеца.
Всё, разумеется, ИМХО. У каждого "своя песня".
По заданным вопросам - золотить не советую. Остальное - по собственноиу ощущению предмета. Главное, что у Вас подход правильный - всё должно быть обратимо.
Проволоку на оплётку где берёте?

marquezz

Проволоку на оплётку где берёте?
www.swordrestoration.net брал прежде, но сейчас адрес не работает. Запас маленький остался.