Мир вашему дому.
доделал таки этот репортаж, может кому то будет и здесь интересно.
технология в общем то традиционна.
https://sites.google.com/site/kavkazskoeoruzie/izgotovlenie-tradicionnogo-kavkazskogo-kinzala-cast
Хороший клинок,Марат,но есть некоторые несоответствия с традиционными.
Похвально,что ты стремишься сохранить оружейные традиции Дагестана,думаю лучше всего тогда даже в мелочах не отходить от них.
Славно !Посмотрю обязательно как это делают ,Мастера кинжальщики.
Посмотрел, спасибо.
Давно хотел узнать (увидеть тем более) точные последовательные операции по их изготовлению.
Солтан - а какое несоответствие?
Хорошая работа, видео пока не смотрел. Насчет соответствия - есть наверное куча деталей, подписи так не ставили, обычно с такой ориентацией надписи - прямо над долом, форма немного отличается от классической для Дагестана, и т.д., и т.д..
Но зато это индивидуальный стиль, почему бы нет.
В технологии конечно газовый горн, сверло, травление подписи это не совсем традиционно. Зато кинжал хороший.
В технологии конечно газовый горн, сверло, травление подписи это не совсем традиционноЭто не существенно.Подпись резали - тоже в данном случае не существенно.
В традиционном однодольном кинжале имеется и центральная грань в самой нижней части, доходящая до конца острия, здесь её нет (может это имел ввиду Солтан?)
АланАсгде я ошибся ?
но есть некоторые несоответствия с традиционными.
Rivkinвидел травленые подписи,и тут делал железным купоросом, примерно так же подписывались Базалай и Газали.
травление подписи это не совсем традиционно
Рисовать мышкой оказалось неимоверно сложно,самому смешно стало от своего творения,ну все равно нагляднее,чем на словах.
Начнем с острия:
1-Михаиал правильно заметил-ребро идет до самого кончика,здесь тоже есть,но не резко выраженное.
2-спуск к острию идет почти клином и начинается примерно в трети клинка,даже ближе к середине.
3-подпись читается со стороны дола.
4-отверстие под нижнюю заклепку ВСЕГДА в этом месте.
5-в дагестанской традиции ширина головки равна ширине клинка.
6-дол продолжается до верхней заклепки,при необходимости выбирается
и остальная часть.Понятно,что для облегчения веса рукояти и правильного
баланса.Практически всегда еще при ковке средняя часть хвостовика выбивается в виде швелера.
7- нарушена пропорция длины головки к общей длине клинка.Именно для дагестанской традиции характерно четкое соблюдение пропорций.
В Грузии напротив можно встретить что угодно.
Да,подпись на дагестанских традиционно резанная,Газали насечено узким зубильцем,Уллу Базалай и Омар Базалай золотой насечкой.
Травление чаще на длиннокликовом,еще лакцы-отходники практиковали-Жамал,Гамад и др.,чечнские мастера,грузинские...Были битые тоже.Это не существенно,ты не подделки делаешь,а свое изделие,как тебе удобнее.Применяемые инструмены тоже
значения не имеют,смысл архаичным веревочным сверлом пользоваться когда есть дрель.Главное-соблюдение технологии и канонов формы.
А какие-то авторские "вольности" в форме и толщине головки,заклепок,шарика и др. втростепенных деталей были всегда,это уже стиль оружейника.
Про разнообразие ювелирной отделки мы здесь не говорим.
АланАспринял, спасибо Солтан.
1-Михаиал правильно заметил-ребро идет до самого кончика,здесь тоже есть,но не резко выраженное.
3-подпись читается со стороны дола.
7- нарушена пропорция длины головки к общей длине клинка.Именно для дагестанской традиции характерно четкое соблюдение пропорций.
6-дол продолжается до верхней заклепки,при необходимости выбираетсяи остальная часть.Понятно,что для облегчения веса рукояти и правильного баланса.
АланАсАлиханов уже поругал меня за такое несоответствие, на новых работах исправил.
4-отверстие под нижнюю заклепку ВСЕГДА в этом месте.
АланАсвидел на старых, назначения не понял и такой способ осложняет подгонку рукояти, делать как раньше сейчас подгонку нет возможности, товарный вид не устроит заказчика, поэтому после ковки все осаженное я выравниваю. но запомню замечание.
Практически всегда еще при ковке средняя часть хвостовика выбивается в виде швелера.
по форме же могу оправдаться, этот делал по фото заказчика.
моя форма вот
Отличная форма,но на мой взгляд выиграет если удлинить на 4-5 см клинок и дол соответственно на 6-7 от этого при сохранении размера рукояти.Попробуй,Марат, начертить сначала.Ну и спуск к острию,как сказал выше.
попробую Солтан, спасибо за науку.
Марат, подскажите - нагартовка режущего края - это традиционная технология, или собственная "добавка"?
Ни разу не слышал о такоом приеме на позднем ХО, а он таки имеет право на жизнь по здравому размышлению.
П.С. и конечно пасибки за показание! 😊
П.С.postП.С.
У вас там на одной из фоток рабочий ножик лежит - если возможно еще есть подобные - похвастайтесь плиз при случае, а то у меня проблемы с переводом кинжального дизайна в ножи, а ваш взгляд на это дело может здесь оказаться оч. полезным.
про нагартовку подсказал один кубачинец, сказал что амузгинцы очень широко применяли холодную ковку и именно нагартовку режущей кромки, до какого то времени я в общем то игнорировал эту технику, как то сел,обдумал, попробовал, результат есть, но проходит он на малоуглеродистых сталях с невысокой твердостью после закалки.
а нож это народное творчество, принесли заточить, ничего интересного.
часто очень приносят то заточить то отремонтировать, что то старое и интересное ремонтирую, бывает приходят с китайскими, предлагаю триста рублей и посылаю на базар )
Спасибо, попробую в следующие выходные постучать - интересно как себя такой клин поведет при работе.
ничего интересногоэто только кажется. 😛
Va-78ну этого ножа сейчас у меня нет, случайно лег в кадр, еще весной снимал все это дело, а так там просто ужас нах сделанный пару лет назад человеком далеким от тематики.
это только кажется.
Старческая привычка наверное стала пробиваться-давать всем непрошенные советы 😊
Все-же хотел бы посоветовать,Марат,разработать себе красивое битое клеймо.
Даже амузгинцы стали к 20 веку ставить битые клейма:изделие мастера становится легко узнаваемым и красивое клеймо украшает клинок.
АланАсСолтан не стоит, я же сам к вам обращаюсь за советами и помощью, мне есть чему учится и я хочу это делать.
Старческая привычка наверное стала пробиваться-давать всем непрошенные советы
клеймо я продумал, прорисовал, обращался к нескольким граверам в стране, не берутся, говорят сложно, простые буквы пожалуйста, арабские нет, вынужден травить, хотел заказать трафарет для травления вырезать на плотере, тоже много где отказали, тонкие линии говорят. самому придется делать.
Битые клейма-удовольствие трудозатратное,штамп очень быстро выходит из строя от контакта с горячим металлом.Ставили их в основном мастерские с более-менее серийным производством.Можно травить фигурное клеймо с именем внутри,можно выбивать на скажем латуни и сажать его в выбитую площадочку на клинке,как на чеченских клинках и т.д..
Посветуйся еще с Хамзатом Бачиевым,у него на ножах выбита голова рыси
в круге.Еще у многих ножевщиков свои клейма..
Уверен что найдешь какой-то вариант,только не затягивай надолго,потом клеймо будет работать на тебя.Судя по фото,где ты стоишь на клинке,отличные по прочности и закалке кинжалы!
Спасибо Солтан, учту.
Практически всегда еще при ковке средняя часть хвостовика выбивается в виде швелераА есть у кого нибудь фото?
Мне приходилось ковать копию одного клинка,довольно крупного,с наварным(в торец) стальным лезвием,шириной около 1см,сам клинок-0,6Х5Х51см...Так вот мне пришлось разгонять середину рукояти к краям.Получилось один в один.
Один реставратор сказал мне,что отверстие в 3-4 мм трудно пробить в толстом металле,ему попадались с выбитой дорожкой от отверстия до отверстия...Ну не хватало металла на "полновесную" рукоять...вот кузнец и разогнал металл до нужной формы рукояти.Другим понравилось,-начали копировать!
Может металл экономили,может для облегчения...Не знаю,но точно знаю,что просто так не будет кузнец жечь уголь,и тратить силы и время.
Зола это все,-долы-это тоже дитя компромиса между прочностью и практичностью(весом)!
Паладийда ерунда Володь, смысл гнать дорожку из за двух отверстий, пробить можно, просверлить можно.
Один реставратор сказал мне,что отверстие в 3-4 мм трудно пробить в толстом металле,ему попадались с выбитой дорожкой от отверстия до отверстия.
Паладийне может быть, практичность в первую очередь, это не как сейчас мы на стенку делаем, тогда у этого была одна цена, жизнь, и экономить на этом 50 грамм железа, ну глупо же согласись.
Ну не хватало металла на "полновесную" рукоять...вот кузнец и разогнал металл до нужной формы рукояти.Другим понравилось,-начали копировать!
те же теории что на долах металл экономили и кинжал сделать легче бебута, это все версии людей далеких от оружия, от его применения и изготовления, небыли наши предки глупыми, небыли.
Да,Марат!Предки понимали ЧТО делали,и находили технические решения,сегодня уже нам не понятные.
В прочем,фото и возможно промеры,могли бы помочь понять...ЗАЧЕМ!?
Паладийсейчас на почту закину.
В прочем,фото и возможно промеры,могли бы помочь понять...ЗАЧЕМ!?