Как из посредственной пьесы сделать забавный фильм

SDR


Сherchez la femme.
Так говорят французы, когда не могут найти разгадку в запутанном деле.
Часть 1

— Алло, Жоржетта, включи телевизор, грандиозный детектив. Что, сломался? О, как жаль, тогда не вешай трубку, я буду тебе рассказывать. Это потрясающе! Только что кокнули любовника жены прямо в лоб, до этого поймали одну наркоманку. А знаешь, кто играет? Бельмондо! Я его обожаю. А в это время к его любовнице в Монте-Карло приезжает японец. Красавец! Высокий рост, низкий лоб, тяжелая челюсть, ты таких любишь. Похож на твоего Филиппа. Как вдруг приезжает муж и видит, что в спальне жены горит свет. Он притаился у подъезда, и когда любовник вышел — бац! ему прямо в лоб!.. (звонок по другому телефону) — О, алло, да, контора нотариуса Роше слушает, его нет, что передать? Хм, повесили трубку. Алло, Жоржетта, японцы стреляют, два мертвеца — ну, ты знаешь, при виде такого я сразу падаю в обморок. А эта любовница… если женщина не захочет, никто ее не заставит. Что, пришли уколы делать? Ну ладно, не буду мешать, я тебе потом перезвоню.
— Мадемуазель Алиса, нельзя же так часто болтать по телефону, — Сюзанна Брессар, старая дева, заканчивая оформлять бумаги, укоризненно взглянула сначала на Алису Постик, затем на пару воркующих молодых людей — секретаршу Вирджинию в экстравагантном наряде (ведь скоро Новый год) и красивого служащего конторы, помощника нотариуса месье Де Шеранса. — Мадемуазель Вирджиния, девушку украшает скромность!
— Это когда нет других украшений! — парировала Вирджиния, продолжая печатать на машинке.
Двери внезапно открылись, вошел месье Роше в распахнутом пальто и в плохом расположении духа и скрылся за дверями своего кабинета. Через мгновение вылетел, рассеянно вытирая пот со лба:
— Все свободны! Я сам запру контору. Мадемуазель Алиса, пожалуйста, позвоните моей жене и скажите, чтобы она была готова, я едва успею подняться за ней и надеть смокинг… мы идем в оперу.
— Но вы же в смокинге, мэтр…
— Ах да, я в смокинге, сейчас 18.31, убирайтесь все отсюда. Что касается вас, мадемуазель Алиса, если вы будете использовать телефон в личных целях, я укажу вам на дверь!
Постепенно все разошлись, кроме Алисы Постик. Она включила музыку и уже собралась налить себе рюмочку ликера из служебного бара, как услышала какую-то возню и грохот падающего стула…
— Это вы, мэтр? Не беспокойтесь, меня уже нет. Вы что-то ищете на столе? — она обернулась. Тот, спотыкаясь, сильно подавшись вперед, начал крениться на стол, на спине что-то блеснуло. Она подошла ближе.
— У вас что-то торчит. Кинжал… мертвец в конторе… ма-ма! — она бросилась на ватных ногах к телефону. — Полиция?
Тело мэтра Роше мягко сползло на пол. Мадемуазель Алиса Постик вся обмякла и впала в обморочное состояние.
* * *

— Эй, кто-нибудь есть? — полисмен, освещая фонариком темную комнату, подошел к Алисе. Та все еще сидела на полу.
— Полиция? Нож в спину!
Полисмен перевернул ее и стал искать глазами нож.
— Да не у меня! Там, за столом, наш патрон с ножом в спине…
Пока полисмен искал труп, Алиса смотрела вокруг себя испуганными глазами.
— А трупа нет.
— Как нет? Он должен быть там.
— Но его нет. Между прочим, вызов полиции безосновательный, это по тарифу два дня тюрьмы. Будете сами разбираться с комиссаром. Он сейчас едет сюда, весь больной.
— Что вы меня пугаете? — и уже себе вполголоса. — Чтобы я еще когда-нибудь увидела труп!
— Он очень злой и сердитый, и вместо того, чтобы лежать в постели, едет сюда, чтобы полюбоваться на вашего любовника.
— Кого?
— То есть покойника.
Послышался кашель, кряхтенье, чиханье, вошел комиссар.
— Убийство-то хоть стоящее?
— Труп исчез.
— Как исчез, что ты болтаешь?
— Пусть все объяснит дама, которая вызвала полицию.
— Ваши документы, мадам!
— Мадемуазель.
— Мне на это наплевать. Так, Алиса Постик.
Алиса взглянула на суровое лицо инспектора.
— А мы знакомы, Рели Гранден. Сколько времени прошло… А помнишь, как мы ириски воровали на улице Мартир. Я как узнала, что ты пошел в полицию, так хохотала!
— Меня не интересуют никакие ириски. Где труп? Потеряли?
— Он лежал вот здесь, на столе. О, видишь, кровь на скатерти.
— Или чернила. Надо сдать на экспертизу. — Инспектор закашлялся.
— Позвоните-ка домой своему патрону и узнайте, не смотрит ли он сейчас дома в тапочках телевизор?
— Что?? — но послушно набрала номер телефона, — мадам Роше? Ваш муж дома? Нет? — и повернувшись к инспектору, — ничего не знает, она его ждет.
— Мадам, — взял трубку комиссар, — вы не могли бы приехать сюда? Благодарю, мадам. Максимен, свяжись со служащими конторы и пригласи их всех сюда, — и, повернувшись к Алисе: — Так вы дочка мадам Постик? Сколько же лет прошло?
— Сто. Послушай, я же не спрашиваю, какая у тебя зарплата.
— Алиса, может, ваш босс вас разыграл, ведь скоро Новый год?
— Такие шутки не в его характере.
— Где вы живете?
— В этом же доме. Дом принадлежит конторе, — она вздохнула, — каждый раз, когда патрон повышает зарплату, домовладелец, он же, увеличивает плату за жилье.
— В каких отношениях вы были со своим патроном?
— В обычных. Ты что, меня подозреваешь? Думаешь, что я специально переехала сюда пятнадцать лет назад, чтобы убить своего патрона?
Появляется Максимен.
— Я дозвонился. Только мадемуазель Брессар, мадемуазель Ренуар еще не пришла, а у месье Де Шеранса никто не отвечает.
— Послушайте, а ведь они собирались в кафе «Мюэ», напротив метро.
— Мне что, бежать туда?
— Мигом! — рявкнул инспектор.
— Ну что вы стоите? — Алиса взяла плед и начала укутывать инспектора, — и закройте дверь, у Релишека такой бронхит. — Релишек, в память о нашей дружбе, скажи откровенно…
— Мадемуазель Постик, я стараюсь быть с вами вежливым, учитывая наше детское знакомство…
— Ничего себе детское. А помнишь, как ты вернулся из армии и мы сидели в кафе «Синий страус», а потом была драка. Из-за меня.
— Послушайте, мы так никогда не закончим и не найдем вашего бродячего покойника. Отвечайте на мои вопросы кратко. Месье Де Шеранс?
— О, Робер, это наш клерк, очень милый, любимец наших дамочек.
— Мадемуазель Сюзанна Брессар?
— Личный секретарь мэтра Роше.
— Личный? Так-так.
— И совсем не так-так. Ничего общего с «так-так» у них нет. Сухарь!
— Сколько лет?
— 34. Мне не хочется о ней говорить плохо, но выглядит она на все 35!
— Невероятная разница!
— Представь себе, да! Я между 34-мя и 35-ю годами прожила десять прекрасных лет!
— Не будем отвлекаться. Ее личная жизнь?
— Ноль. Платоническая любовь к мэтру Роше.
— А он?
— Не-е-ет.
— Возраст?
— Ну, он не так уж молод, чтобы ухаживать, и не так стар, чтобы не волочиться. Его жанр — цыпочки вроде Вирджинии.
— Мадемуазель Вирджиния Ренуар — цыпочка. Профессия?
— Машинистка. Поступила полгода назад. Можешь не записывать, у нее на лице все написано.
— Итак, мне это дает пять крепких подозреваемых: клерк, две секретарши и вдова.
— Четыре, — Алиса посчитала на пальцах.
— С вами пять! — инспектор закашлялся и стал накручивать диск телефона.
— Вот что значит помогать следствию.
— Криминальная полиция? Инспектор Гранден. Да, ничего, спасибо. Для сваренного рака все худшее уже позади. Да, загадочная история с трупом-невидимкой. Посмотри по картотеке, нет ли на кого-то из них что-нибудь у тебя: мэтр Роше, Клара Роше, Вирджиния Ренуар, Робер Де Шеранс, Сюзанна Брессар. Нет, свидетель мне кажется чистым и правдивым, но проверь, чистая ли у нее карточка. Алиса Постик. Иногда ведь бывают сюрпризы. И возьми сукно со стола, проверь — кровь или чернила. И последнее: организуй розыск в Пасси, вдруг там найдут труп нотариуса, убийца мог унести труп, чтобы замести следы. И звони в комиссариат, я тут так устал от трескотни.
Алиса взрывается:
— Трескотня? Я рассказываю ему все, что знаю. Ну так вот, я знаю одну важную вещь, но тебе не скажу!
— Мадемуазель Постик, за сокрытие фактов полагается два месяца тюрьмы. Алиса, в память о нашей дружбе, открой мне свой секрет.
— Когда ты говоришь мне «Алиса» и на «ты», я таю… Ну хорошо. Есть один ключ от маленькой дверцы, которая ведет в его кабинет!
— Почему вы раньше мне не говорили?
— Хотела сделать тебе приятный сюрприз!
— Я не люблю сюрпризов.
Вначале донеслись стук каблучков и аромат духов, затем вошла мадам Роше в вечернем платье и меховом палантине.
— Добрый вечер. Что случилось, мадемуазель Алиса?
— Убийство, мадам!
— А он — жертва?
— О нет, что вы, мадам, он — полиция.
— А кто убит?
— Мадам, — начал было инспектор, но Алиса кинулась ему наперерез, шепнула на ухо «Я сама, здесь нужна женская деликатность», — и повернувшись к мадам, воскликнула: — о, мадам, какой шикарный мех… вашего мужа зарезали!
— О боже мой, этого не может быть! — мадам Роше опустилась в кресло.
— Очень даже может быть.
— Но где же он?
— Да, где же он? Стоило мне на минутку отключиться, и — бац — трупа нет!
— Мадам, когда вы в последний раз видели своего мужа? И в каких отношениях вы были с вашим мужем? — инспектор снова открыл свой блокнот.
— В дружеских, скорее в прохладных. У моего мужа энергичный характер, не склонный к сантиментам. Мы давно не задаем друг другу вопросов, кто и как проводит время.
— Вы кого-то подозреваете?
— У него было много недругов. Он всегда был слишком прямым и требовательным.
— По свидетельству мадемуазель Алисы, преступление могло состояться между 18.35 и 18.40, где вы были в это время?
— Мадемуазель Алиса звонила мне, чтобы предупредить, что муж задерживается. Это было как раз в 18.25. Потом я сделала маску на лицо и отдыхала в своей спальне.
— Сколько вам понадобилось бы времени, чтобы дойти да конторы — минут 20, 15, а быстрым шагом? Минуты за 4?
— Если вы считаете, что я могла сюда прибежать…
— О нет, мадам! Вы знали о существовании маленькой двери, которая ведет в кабинет вашего мужа?
— Как все.
— Где хранился ключ?
— Там, на гвоздике за дверью.
Инспектор пошел вглубь комнаты, прошел за дверь и обнаружил ключ, но к нужной двери ключ не подходил. Тут в контору вбежала мадемуазель Брессар:
— Что здесь происходит?
— Мадемуазель Брессар, вы были со своим патроном в хороших отношениях?
— В замечательных! Он был такой, такой… внимательный и всегда дарил мне конфеты.
— Где вы были в 18.25?
— На улице. Я всегда иду домой пешком по совету доктора.
— Кто мог настолько ненавидеть мэтра Роше, чтобы убить его?
— А далеко ходить не надо, — она взглядом показала на мадам Роше. — Инспектор, я должна заявить, что у мадам Роше есть любовник. Это наш клерк. Да и мадемуазель Постик давно ненавидела мэтра Роше. В прошлом месяце он увеличил ей плату за квартиру, а жалование повысить отказался. Что они друг другу наговорили!
Алиса вскочила:
— Я просто сказала, что как бы я хотела, чтобы его подкараулили где-нибудь в темном углу и… но я его не убивала!
— Да? — округлила глаза Сюзанна. — А что вы делали в 18.25?
— Я? — Алиса растерялась. — Я была здесь, с убитым. Но, Релишек, неужели ты думаешь, что я зарезала своего патрона, потом сама же позвонила в полицию, потом хлопнулась в обморок, и все это для того, чтобы немножечко поразвлечься?
— Такое бывает, когда первым свидетелем проходит сам убийца.
Месье Де Шеранс, элегантный, в светлых брюках и велюровом жакете, вошел в контору, приветствуя всех:
— Добрый вечер, в чем дело?
— Месье Де Шеранс, я — инспектор криминальной полиции. Расскажите мне по минутам, что вы делали с тех пор, когда вышли из конторы, и до того времени, когда вас нашел мой сотрудник.
— Ну, я поменял колесо в машине, сходил в ларек за сигаретами, заскочил домой переодеться…
— Как вы относились к мэтру Роше?
— Я обязан говорить правду? — он взглянул на мадам Роше. — Я его ненавидел. Здесь все его ненавидели.
— Неправда! — крикнула Сюзанна Брессар и судорожно закурила.
— Я ненавидел его непроизвольно.
— И могли бы убить непроизвольно? — инспектор приблизился к месье Де Шерансу.
— Это плохие шутки, инспектор.
— Я и не шучу. Ваш патрон убит.
— Кажется, мэтр Роше ожидал клиента в 18.30.
— Да, да, как я могла забыть, я же записала его в книгу, — Алиса бросилась к своему столу. — Месье Ван Берг, голландец. Но у него по телефону был какой-то странный акцент. Я даже подумала, что меня кто-то разыгрывает.
— Месье Де Шеранс, кое-кто считает, что вы являетесь любовником мадам Роше.
— Да? Я даже знаю, кто так считает, — он резко повернулся к Сюзанне. — Я был бы счастлив, я ее люблю.
— Я никогда не говорю бездоказательно, и потому должна сделать заявление. Мэтр Роше нанял частного детектива, чтобы следить за своей женой, он мне сам об этом сказал. И данные, которые он получил, оказались более чем пикантные. Об этом знала не я одна.
— Да, я тоже знала об этом, — Алиса включилась в беседу. — Неделю назад я видела постороннего человека, с которым встречался мэтр Роше. Мэтр прочитал листок машинописного текста, который тот ему вручил, весь покраснел как рак, скомкал его и бросил на пол. Я, конечно, не читала его, так, взглянула мельком. Это был отчет о проделанной работе, где говорилось, что мадам Роше делала то-то и то-то, ничего подозрительного, только каждый день в течение недели в обеденное время она ездила на улицу Гобелен,19.
— А из вас кто-нибудь живет на улице Гобелен,19?
— Он! — довольно вскрикнула Сюзанна Брессар, — я же говорила, это он, он!
— Я вынуждена объяснить, что выводы, которые вы делаете, неверные, — мадам Роше поправила меховое манто. — Я действительно ездила к месье Де Шерансу, но с ним самим не встречалась.
— Значит, вы встречались там с кем-то другим. — Инспектор взял ручку и открыл блокнот. — С кем?
— Это моя школьная подруга, которую муж терпеть не мог.
— А как вы объяснили мэтру Роше?
— Я объяснил ему. — Месье Де Шеранс присел на ступеньки. — Он устроил мне допрос. И я сказал, что мадам Роше попросила меня найти старинную лампу, чтобы сделать мужу подарок. У меня страсть к антикварным вещицам, я хожу по лавкам, ищу что-нибудь необычное.
— И он вам поверил?
— Не думаю. Он был груб, но не глуп.
— А вы когда-нибудь видели школьную подругу мадам Роше?
— Нет.
— Господин инспектор! — вернулся Максимен, за ним спешила Вирджиния. — Мадемуазель машинистка.
— Я инспектор Гранден. Ваш патрон убит.
— Значит, завтра не работаем?
— Я вижу, вы не очень убиваетесь.
— Я знала, что рано или поздно это должно было произойти. Он водился с такими девицами! Ах, мадам, я вас не видела, мне очень жаль.
— В каких отношениях вы были с вашим патроном?
— В отвратительных! У него руки всегда всюду лезли. Я понимаю, что все мужчины только об этом и думают.
— Неправда! — в отчаянии крикнула Сюзанна Брессар.
— Мадемуазель Брессар, если к вам не прижимаются в метро, это не значит, что метро в Париже нет.
— Господин инспектор! — внезапно крикнул Максимен. — Жертва!
Все взглянули на дверь. Там в пальто и шляпе, блестя очками, стоял мэтр Роше.
— Клара, почему тебя не было в опере?
Часть 2

— Алло, нотариальная контора мэтра Роше. Да, он у себя, — Алиса Постик соединила коммутатор и устало поправила волосы.
— Живой и невредимый! — добавил Робер, стоя на верхней лестнице конторы. — Так нас разыграть! А мы вам так поверили! Я вам этого никогда не прощу.
Дверь открылась, вошел мэтр Роше. Все замолчали.
— Я хочу подвести черту под этим странным недоразумением. Каждому из вас, кто вспомнит об этом инциденте, я укажу на дверь. Что встали? Работайте, работайте!
Потом он подошел к каждому и каждому сказал несколько слов. Когда он обратился к Алисе, та не смогла сдержать эмоции:
— Я могу дать голову на отсечение, что это были вы!
— Не надо, она вам еще пригодится.
— Наш полицейский был настолько любезен, что отдал сукно со стола на экспертизу — кровь или чернила?
— Прекрасно, теперь ваша совесть будет спокойна, это несомненно чернила. Возьмите себя в руки, мадемуазель Алиса, может вам пойти в отпуск?
— О нет, в отпуске я умираю от скуки, начинаю много есть, а потом не влезаю ни в одно платье.
— Вы что, до сих пор думаете, что я мертвец? Я живой, я теплый. Возьмите мою руку. Ну же!
— А-а-а-а! Холодная!
— Боже мой, это часы, — он сорвал часы с кисти, — ну? Теперь вы видите, что я не покойник?
— Да, вынуждена признать… А как же улика?
— Какая улика? — мэтр растерялся.
— Вот, ключ, я нашла его вчера здесь, на ступеньке. Видите, инициалы GN. Ни у кого из наших сотрудников нет таких инициалов.
— Дайте их мне, я всех опрошу, это, наверное, кого-то из посетителей.
— О, мэтр, что вы, вы так заняты, я отдам их своему лучшему другу инспектору Грандену.
Более того, у меня есть еще одна улика! Вот, пуговица. Смотрите, какая красивая пуговица с раковинкой внутри. Я нашла ее у вас в кабинете у стола.
— Давайте я сам отнесу ваши улики в комиссариат, со мной так не будут обращаться, как с вами.
— Спасибо, месье, но мой внутренний голос говорит: «Не трусь, Алиса, иди сама».
— Как бы вас не подвел ваш внутренний голос.
* * *

Наступил вечер. Из конторы потихоньку разошлись посетители. Вирджиния сидела у себя за столом под светом настольной лампы и печатала под диктовку Алисы Постик.
— Значит, так, пиши. Анонимное письмо. Дорогой Рели!
— Если вы так начнете, он сразу догадается, от кого письмо.
— Да, ты права. Дорогой инспектор!
— Ну что за нежности — дорогой, дорогой…
— Старая развалина! Вытри свой сопливый нос, но заруби на нем, что в деле Роше есть новые улики. Прочти внимательно заметку в газете «Труп на Лебяжьем острове».
Вирджиния развернула газету: «На рассвете полицейские Болар и Фурке нашли труп человека, убитого ударом ножа в спину. На трупе не было ничего…»
— «…ничего, что…»
— А, «ничего, что позволило бы установить личность убитого. Следствие ведется». Лебяжий остров в десяти минутах ходьбы отсюда. Так вы думаете, мадемуазель Алиса, что здесь действительно вчера был труп? Значит, пока вы здесь лежали в обмороке, он встал и пошел вниз, к Лебяжьему острову, а там он упал и умер? Нужно срочно звонить инспектору. — Вирджиния набирает номер комиссариата. — Алло, это инспектор Гранден? Здравствуйте, это говорит машинистка мэтра Роше. Что вы сказали? А, будьте здоровы! Да ну что вы, не сыграете вы в ящик. С вами хочет поговорить Алиса Постик. Что ей передать? Чтобы она пошла куда?
— Негодяй! — Алиса вырвала трубку у Вирджинии и быстро начала перечислять свои улики и делиться мыслями, как это могло произойти. — Мне бы хотелось знать, все ли пуговицы у трупа, который нашли ваши полицейские, и не его ли инициалы GN?
В комнату заглянул Робер:
— Так вы действительно думаете, что вчера здесь был труп? В таком случае, мадемуазель Алиса, после того как вы повсюду раструбили о своих уликах, убийца уже охотится за вами.
— Как? За мной? Почему я не умею держать язык за зубами?
Послышались шаги, по коридору кто-то быстро шел. И это были не женские шаги. Напряжение возросло.
— Привет! Кто-нибудь есть?
— О, господин полицейский, рада вас видеть! — Алиса, которая только что тряслась от страха, бросилась к Максимену.
— Я принес вам сукно. Его не приняли на экспертизу: раз месье Роше жив, то и дела никто не стал заводить. И инспектор в хорошем расположении духа, я его только что отвез домой, уложил в постель, и он спит без задних ног.
— Как бы не так, — Вирджиния подошла, чтобы забрать сукно. — Мадемуазель Алиса уже позвонила и подняла его с постели.
— Зачем?
— Что вы на это скажете? — Алиса вскинула руку, в которой держала ключ.
— Где вы его нашли? Это ключ моего соседа, вернее, от мотоцикла моего соседа. Я вчера не мог его найти, даже не знаю, как вас благодарить!
Алиса испуганно схватила его за руку. Неожиданно в комнату ворвался мэтр:
— Что опять такое, почему полиция опять здесь? Мне это уже надоело! Где моя шляпа? Все свободны. А, она в кабинете.
Внезапно погас свет, послышались шум и какая-то возня, свет снова зажегся. Алиса сидела на полу с расстегнутым воротом на платье:
— Ах, пуговица, я положила ее в такое место, что никто бы не смог ее найти, но нашелся наглец, который засунул руку мне прямо за… И пуговица исчезла. Я погибла!
Чиханье, кашель и шаркающие шаги говорили о приближении инспектора.
— Ну, что опять произошло?
— Ах, Релишек, ты будешь очень расстроен. Как твое здоровье?
— Подыхаю, рады?
— Ну что ты! Но я тебе такое скажу, что лучше не станет. Рюмочку божоле?
— Опять ложный вызов?
— Кто-то устроил замыкание, и моя улика исчезла! У меня беда за бедой! Беда за бедой! То труп исчез, то пуговица. А труп? О, Рели, если бы пуговица совпала с одеждой убитого на Лебяжьем острове!
Инспектор, откашлявшись, стал набирать номер комиссариата. Спросив все, что нужно, и услышав все, что нужно, вынес вердикт:
— Сходится, — и уже обратившись к Алисе, — твоя взяла!
Алиса в восторге стала прыгать вокруг стола. Инспектор, сморщившись, на несколько минут вышел в соседний кабинет, а в это время в дверях появилась мадам Роше.
— Почему полиция опять здесь?
— Потому что дело продолжается. — Алиса Постик не могла удержаться, чтобы не поделиться с ней. При упоминании инициалов GN мадам Роше покачнулась и села на диван.
Влетел Максимен:
— Интересный нюанс, это ключ не моего соседа!
Мадам Роше побледнела, что не укрылось от цепких глаз инспектора. Он тут же подхватил ее под руку:
— Вам известен, мадам, человек по имени Жюльен Нолестре?
— Не думаю. Нет-нет, я не знаю…
— Мадам, признайтесь, это с Жюльеном Нолестре вы встречались у месье Де Шеранса?
— Да! — в отчаянии крикнула мадам Роше. — Мы должны были сегодня встретиться, я не знаю, что произошло.
— Вы не думаете, что ваш муж из ревности убил вашего любовника?
— Мой муж давно все знал.
— Если предположить, что Нолестре был убит здесь, могла ли мадемуазель Постик спутать его с вашим мужем?
— Нет, они так непохожи.
Вернулся мэтр Роше, удивился присутствию жены, взял ее за руку, но инспектор остановил его вопросом о Жюльене Нолестре.
— Нет, — ответил мэтр, — вчера ко мне был записан голландец по фамилии Ван Берг, он хотел сообщить мне имя любовника моей жены за большие деньги. Но не пришел. Вот его письмо.
Инспектор прочитал письмо.
— Отпечатано на машинке, буквы «П» и «Р» едва видны.
Алиса показала пальцем на машинку в углу комнаты. Они вставили чистый листок бумаги и сделали пробу печати. Упомянутые буквы не пропечатывались.
— Вот тебе на, письмо напечатано в конторе.
— Вы хотите сказать, что меня шантажировал кто-то из моих служащих?
— Возможно. Или вы сами его напечатали, чтобы создать себе алиби. И все сводится к этому Нолестре.
— Я же сказал, что никогда не видел Жюльена Нолестре живым… — и осекся. Все притихли.
— Иначе говоря, если я вас правильно понял, вы видели его только мертвым?
Мэтр Роше начал пятиться к двери и вдруг выскочил, внезапно опрокинув стул, и тем самым перекрыл движения полицейского.
Часть 3

Контора мэтра Роше. Вирджиния, Сюзанна, Робер, потом к ним присоединилась мадам Роше. Все занимались своими делами. Мадам Роше о чем-то шепталась с Робером у окна. Тишину нарушили входящие Алиса и инспектор Гранден. Они вернулись с опознания тела Нолестре. Он был узнан Алисой.
— Интересная деталь, — сказал инспектор Гранден всем присутствующим. — У меня есть доказательства, что этот молодой итальянец Нолестре знал какую-то тайну, и это его сгубило. Он позвонил своему адвокату и попросил помочь. Также он позвонил мэтру Роше и собирался сообщить ему что-то очень важное, но на лестнице, когда он пришел сюда, его подкараулил убийца с ножом. Нолестре мертв. Перед убийцей стоит вопрос, куда спрятать тело? Открыв маленькую дверь вторым ключом, он затаскивает труп в кабинет мэтра Роше. И мэтр Роше, вернувшись, в ужасе обнаруживает у себя труп любовника своей жены. Ему нужно торопиться. Он пробует открыть дверь, но с другой стороны вставлен ключ. Единственный выход — перенести труп через холл конторы, но там возится мадемуазель Алиса. Зная, что она легко плюхается в обморок, он быстро цепляет себе на спину нож. У мадемуазель Алисы не было никаких видений, она действительно видела мэтра Роше, только не мертвого, а живого. Он быстро отвозит труп на Лебяжий остров и через час предстает перед нами живой и невредимый. Он все хорошо рассчитал, но не учел встречи с мадемуазель Алисой, с этим Мегрэ в юбке. Она возобновила расследование, и ему пришлось скрыться.
— Блестяще, Рели, именно так все и было! Выпустим его?
— Так где же он прячется?
— У меня в шкафу за старыми платьями. Вот ключи! Максимен, сходите за ним!
И уже через пять минут мэтр Роше был вместе со всеми. Радостными возгласами приветствовали его в конторе. Мэтр Роше извинился перед всеми за свой побег.
— Сидя в шкафу, я прошел краткий курс магии, гороскопов и гаданий. Вы в каком месяце родились? — обратился он к инспектору.
— В марте.
— В начале или в конце?
— В середине.
— Вам повезло. Начинается год Свиньи. Это ваш год, вас ждет денежное вознаграждение, повышение по службе и…
— Апчхи!
— …гармоничное здоровье. Встречать его нужно в светлом, но не в новом костюме, с близким, но не новым другом. Когда пробьет ровно 12, вы должны проглотить желудь, хрюкнуть и наступить другу на ногу. Вам, мадемуазель Сюзанна, новый год подарит бурные авантюры, перемену мировоззрения, но вы должны сдерживать свой темперамент. С вами все просто, мадемуазель Алиса, вас ожидает прибавка к жалованию. Вас, Робер, ожидает перемена квартиры, но вообще это не ваш год, будьте осторожны.
— А меня? — Вирджиния выжидательно посмотрела на патрона.
— Изменится мода, и это займет все ваши интересы. К тому же вас ожидает развод.
— Но я же еще не замужем.
— В этом году вы успеете и то, и другое. Клара, дорогая, год Свиньи — это и твой год.
— В каком смысле, дорогой?
— Подробности дома, они слишком деликатны и приятны для нас обоих.
— Мэтр, — Вирджиния подошла поближе к своему патрону, — вам не кажется, что моя зарплата не соответствует моим способностям?
— Знаю, знаю, но не могу же я допустить, чтобы вы умерли с голоду. Это было бы жестоко!
Алиса тем временем принесла шампанское, все подняли бокалы, началось приятное оживление, послышался смех, остались позади все тревоги, как Алиса произнесла тост:
— За новую улику!
Дружный смех перебил звон бокалов. Вскоре все разошлись. Только Алиса не торопилась. Она убрала чашки из-под кофе, пустые бокалы и конфетные обертки. За окном пошел грозовой дождь. В коридоре послышался кашель.
— Что вы мне шепнули на ухо, я ничего не понял, — Гранден заглянул за перегородку, где возилась Алиса.
— Дело начала я, закончу его тоже я. Ты слышал мой тост. Так вот, сейчас сюда должен вернуться убийца, ведь свидетелей надо убрать. А ты станешь моим защитником, Релишек.
* * *

Дождь не смолкал. Но он не смог заглушить нарастающий шум шагов. Шаги приближались. Молния осветила входящего. Это был Робер.
— О, вы еще здесь, мадемуазель Алиса? А мне пришлось вернуться за зонтом. Кто-нибудь еще здесь есть или вы одна?
— Одна, все ушли, и инспектор, как назло, тоже уехал. А я ему такое хотела сообщить!
— Что же?
— В тот день я видела Жюльена Нолестре и долго с ним беседовала. У него такой шрам через все лицо!
— Советую вам никому об этом не рассказывать, у Нолестре не было никакого шрама.
— Откуда вы знаете? Вы убили Нолестре?
— Конечно. Более того, это я познакомил их, я знал, что они понравятся друг другу. В тот день я как раз хотел открыть имя любовника жены месье Роше, но Нолестре решил опередить меня, и мне пришлось его убрать и преподнести как подарок драгоценному патрону.
— Потом два-три комплимента дамочке, и вы — хозяин конторы.
— Да, но тут вмешались вы! У вас слишком длинный язык, чтобы оставаться в живых.
Робер схватил Алису за руки, подтянул к себе и сдавил ей шею.
— Руки вверх! — неизвестно откуда взявшийся Максимен наставил на преступника пистолет, а инспектор пытался открыть дверь, которую нечаянно заперла Алиса. Мадемуазель Постик вырвалась, а Робер и Максимен сцепились в схватке.
— Рели, дорогой, как ты мог меня бросить? Ведь ты обещал на мне жениться тогда, в «Синем страусе», с тех пор прошло двадцать лет, я чуть не состарилась!
— Звучала музыка, мы танцевали, было так романтично!
Максимен наконец справился с преступником, надел на него наручники. Зазвонил телефон:
— Контора мэтра Роше. Жоржетта! Молодец, что позвонила, я тебе такое расскажу! Я увольняюсь из конторы и становлюсь частным детективом, да, буду работать с инспектором Гранденом. Он предложил мне руку и сердце, и я ему сказала «да».
— Ну, какой из меня муж?
— При хорошей женщине и мужчина может стать человеком!

Mozgun

Вы впервые в жизни увидели этот древний фильм? С Куравлёвым, Чиаурэли, Ярмольником, Абдуловым, Юрским итд?

SDR

Mozgun
Вы впервые в жизни увидели этот древний фильм? С Куравлёвым, Чиаурэли, Ярмольником, Абдуловым, Юрским итд?

Я впервые увидел посредственную пьесу на две страницы

Mozgun

SDR
Я впервые увидел посредственную пьесу на две страницы
Тогда вас ждёт ещё множество подобных удивительных открытий.. Советское кино не раз делало из таких пустышек вполне приличные экранизации.

SDR

Mozgun
Тогда вас ждёт ещё множество подобных удивительных открытий.. Советское кино не раз делало из таких пустышек вполне приличные экранизации.

На это я уже обратил внимание.
Но ведь кто то эти пустышки выбирал!
А таланта у старых мастеров не отнять-факт

Mozgun

SDR
Но ведь кто то эти пустышки выбирал!
Светлана Володина конкретно эту. Данных по ней практически нет.
На Мосфильме была неплохая группа сценаристов.. думаю был некий экспертный совет по подбору подобных сюжетов. Кто-то из стариков поручал молодежи развить "углУбить"(с) и расширить тему. Школа была! А ныне - одно расстройство..

Трофель

-мадмуазель Алииса,Аллиса мадмуазеель..(с)

ChapD

А неплохой, кстати фильм.
Мне очень понравился.
Ярмольник, молодой, еще не оскотинился.

Трофель

Ежель по ящику попадается,всегда смотрю..