Человек на Луне

RTDS

Наверно лучший голливудский фильм о космосе.

Критические комментарии к фильму можно разделить на две превалирующие группы: "я взял попкорн, уселся в кресло и решил отдохнуть на крутом блокбастере, а тут вон чё..." и "ну что там ещё сняли американцы про свои подвиги, которых никогда не было?..".

Первые вызваны тем, что люди пришли не на тот фильм. То есть испытали разочарование от несбывшихся ожиданий, сформированных голливудскими шаблонами. А тут произошёл разрыв шаблона, который был воспринят как косяк режиссёра или актёров. Хотя замысел режиссёра совершенно не обязан следовать шаблону.
Вторые вызваны негативной позицией, ставящей под сомнение само историческое событие высадки американцев на Луну. Хотя эта та картина мира, которая существует на данный момент. Раз СССР признал лунные экспедиции США, то теперь чтобы опровергнуть эти события, нужно доказывать обратное. Так же, как в науке.

Что понравилось в фильме:

Во-первых, та, критикуемая многими, затянутость повествования сформировала совсем иную атмосферу восприятия, чем классические голливудские работы с динамичным развитием сюжета. Этот фильм стал наименее американским в этом плане. Он создаёт атмосферу рутинной работы по продвижению к эпохальному событию, что не является привычным для американского кинематографа, где обычно всё представляется в виде спортивного состязания, азартной игры на повышенных ставках. И это не минус картины, а плюс!

Во-вторых, отсутствие квасного патриотизма, от которого зритель уже давно должен был бы устать. Этот фильм представляет главного героя не рембой, а самым обычным человеком со своими человеческими проблемами и человеческим отношением к своей работе. Также показано, каково на самом деле было общественное мнение в США по отношению к космическим программам и как этот негатив, а также ощущение бессмысленности жертв отставания от СССР в космической гонке, влияет на общий настрой астронавтов. Никаких высокопарных речей: "Мы должны сделать это! Во имя нашей нации!" и т.п. Просто работа профессионалов, делающих своё дело. Даже финал сглаживает эйфорию от успеха.

В-третьих, Гослинг и его игра. Перед актёром стояла задача представить героя - инженера, а не военного пилота - флегматичным и даже меланхоличным, а не каким-то харизматичным сангвиником. Ведь его спокойствием и сдержанностью даже восхищаются. Это совсем иной образ героя, нежели пытаются нам показать в других эпических картинах. К тому же главный герой находится в подавленном состоянии от семейной трагедии, что ещё больше очеловечивает его образ. Поэтому Гослинг с такой задачей вполне справляется. Его герой так выражает свои эмоции, а точнее просто держит их в себе.

В-четвёртых, все эти скользкие моменты про кадры высадки на Луну, развевающиеся флаги и т.п. аккуратно обойдены, что совершенно правильно. Флага американского там и вовсе нет, что примечательно.

В-пятых, съёмка космических сцен. Это первый фильм, где грамотно снят космос, в котором, вопреки большинству фильмов, звук не распространяется. Все режиссёры, снимавшие про космос знают об этом физическом факте, но всё равно накладывают звук взрывов "а-ля звёздные войны" или ударов по корпусу, шума двигателей - ведь зрителю будет скучно, ему надо, чтоб всё звучало! Тут же космос показан беззвучно. Беззвучная стыковка, отделение ступеней, корректировочная работа двигателей... В другие моменты, космос показан из окна иллюминатора со звуком двигателя, аппаратуры, дыхания астронавта. И наконец, космос показан с хорошо встроенным музыкальным сопровождением.
Аналогично дело обстоит с показом лиц астронавтов в скафандрах. Обычно режиссёры показывают их ради зрителя, а не ради достоверности. Шазелл же скрывает их за зеркальным отражением, то есть так, как это и должно быть, следуя реальности. Этот отражающийся новый мир на забрале даже создаёт определённое умонастроение при просмотре. И тем не менее, режиссёр находит способ показать выражение лица Армстронга в скафандре на Луне. И делает это настолько изящно и грамотно, что это вызывает только восторг. Герой стоит спиной к Солнцу перед тёмным кратером с открытым защитным забралом, когда УФ-лучи не достигают его лица. Он бросает бусы умершей дочери в кратер и нам позволено видеть все эмоции в этот ключевой момент, после чего астронавт движением руки закрывает забрало, привнося этим жестом как символическое значение примирения с потерей, словно закрывая травмирующий душу гештальт, так и соблюдая техническую достоверность. Просто блестяще!!!
Также прекрасно показаны сцены в кабинах космических аппаратов. Они тоже несколько замедлены, а кроме того повторяются, что очень содействует формированию чувства напряжённого ожидания. В общем, космические сцены сняты как надо! На фоне такого подхода к ним, фильм "Гравитация" со всеми этими космическими звуками, подмигивающими лицами в скафандрах, бутылками водки в советских кораблях и проч. выглядит избито, пОшло и бестолково, хотя за всё это было получено 7 "оскаров".

В-шестых, представление русских. Надо отдать должное выдержанному балансу. Здесь нет шапкозакидательства. Показано то, что американцы проигрывают гонку. Когда Армстронг возвратился с Луны, то лишь советская газета на столе говорит о признании со стороны соперника. Впрочем, есть там один шапкозакидательный момент в сторону СССР - при стыковке американских кораблей в космосе, но он сразу как бы дезавуируется последующей неудачей, что как раз выдаёт отношение создателей фильма к такому настрою. Это, по сути, критика и такого спортивного настроения на фоне жертв, как экономических, так и человеческих, и такого подхода к освещению в кино подобных тем.


Шазелл продемонстрировал как можно снимать картины про космос, не принося в жертву либо картинку, либо достоверность. И показал как можно снимать патриотическое кино, чтобы патриотизм этот не отдавал "квасом"...

TigroKot-2

К этому фильму как то скептически относился. Но похоже надо посмотреть )))

Васёк

-Хьюстон, у нас проблемы! (с) 😊
скачал, ещё не смотрел, но обязательно

TigroKot-2

Васёк
-Хьюстон, у нас проблемы! (с

Я уже это слышал в Аполлоне 13 )))

Васёк

хорошее снотворное кино