Олифа

АВА61

Всем здравствуйте и Всех с прошедшими праздниками. Хочу совета о том как самому сделать льняную олифу. Кое-что я прочитал в интернете и в "Помощи начинающим", но хотелось бы узнать о нюансах или проблемах, которые могут возникнуть в процессе... Если у кого-то есть опыт прошу поделиться знаниями.

zaural

Хочется спросить - зачем ?
"В старину изготовление олифы производили методом варки льняного масла, получалась олифа льняная. Для этого пригодна любая металлическая посуда и любой способ нагрева - газовая плита, керосинка. Льняное масло может воспламеняться, как вообще любое масло, поэтому при работе с ним следует соблюдать осторожность: заполнять сосуд маслом не более чем на половину объема и нагревать медленно.

Сначала масло выделяет воду (ее выделение прекращается только при 110- 120? С) , образуется пена, особенно если брать свежее льняное масло. Нужно следить, чтобы масло не поднималось выше 160? С. Через 3- 5 часов нагрева льняное масло полностью обезводится, и пена в нем больше образовываться не будет.

Тогда к нему можно начинать добавлять сиккатив (от лат. siccativus - высушивающий) - особые вспомогательные вещества, которые вводятся в масляные краски для ускорения процесса высыхания. В льняное масло сиккатив вводят, чтобы олифа быстрее высыхала.

Добавляют сиккатив по 30-40 г на каждый литр нагретого масла. Введение добавки бурно вспенивает массу, вводить сиккатив надо очень осторожно!, небольшими порциями. Готовую смесь греют еще несколько минут, а потом охлаждают..."
Продолжение вот тут
http://www.hnh.ru/handycraft/Linseed_oil

АВА61

Хочется спросить - зачем
Ну масла у меня льняного много, вот и хочу попробовать. И считаю льняную олифу не плохой пропиткой для рукояти. Это одна из статей которую я читал, вот и возник вопрос. Хотел узнать о мелочах например: обязательно ли добавлять сиккатив или достаточно просто проварить масло?; если не добавлять сиккатив, то олифа будет сохнуть как просто масло или быстрее? Вот как то так.

Вова_Н

А просто льняным маслом пропитывать? Если льнянка пахнет рыбьим жиром, то олифа пахнет гораздо хуже и очень долго.

АВА61

А просто льняным маслом пропитывать?
Пропитывал. Результат усраивает, но очень долго сохнет(или полимеризуется?). Хочется знать обязательно ли добавлять сиккатив или достаточно просто проварить масло?; если не добавлять сиккатив, то олифа будет сохнуть как просто масло или быстрее?

Serjant

купить ультрафиолетовую лампу не проще?
полимиризуется масло тогда в лёт.

Нестор74

олифа пахнет гораздо хуже и очень долго.
у меня есть натуральна олифа.
Не сказал бы, что хуже пахнет и долго. Дня 4 сохнет она.

АВА61

Нестор74
Вы сами делали или покупали?

Serjant
Которая из них? Или нет разницы

Нестор74

покупал, лет 5 назад, до сих пор пользуюсь 😊
Есть мнение что олифа сильно темнит дерево и рисунок со временем мутнеет.
но использую например для мореного граба, он и так черный, ему хуже не будет.
А для изделий с яркими деревяхами я использую современные модные масла.

Киберслесарь

Здравствуйте!

АВА61
Которая из них? Или нет разницы
Разница есть. Верхняя - правильная.
С уважением.

poXer

Нестор74
Нестор74
плюсуемо под всеми буквами

priest33

А вариант просто добавить в льнянку сиккатив (скипидар, к примеру) не подойдет?

АВА61

в льнянку сиккатив (скипидар, к примеру) не подойдет?
Может и пойдет, не знаю. Поэтому и мучаю людей распросами.

Postoronnim V

УФ полимеризацию конечно ускоряет, но высохнет только верхний слой масла. Внутри дерева масло будет сохнуть годами и десятилетиями, т.к. полимеризация происходит в присутствие кислорода, а от него остальной слой масла будет заметно изолирован подсохшим верхним слоем.

Олифа - это и есть высыхающее масло (льняное, конопляное например) + сиккатив.
Масло варят для того, что бы воду из него испарить. Кроме того, имеет значение какого способа отжима это масло.
Сиккативы могут быть разные. Самый простой - это канифоль+негашёная известь.
Сиккатив можно купить отдельно в магазинах товаров для художников и добавлять его в вываренное масло.
Только нафига нужен этот гемор, если проще купить готовую натуральную льняную олифу?
То же самое многие разного рода специальные "Ойлы" -суть олифы более сложного состава.

Serjant

Олифа - это и есть высыхающее масло (льняное, конопляное например) + сиккатив
неа.

Масло варят для того, что бы воду из него испарить.
неа.

leprikon_65

То же самое многие разного рода специальные "Ойлы" -суть олифы более сложного состава.
с какого перепуга? В Бона-оил ну никак олифы не заметил.
К слову, пользуюсь Бона-оил почти год, и все больше убеждаюсь что правильно делаю - в дерево впитывается хорошо (правда не во всякое), после сушки в течении суток возле батареи встает колом, так что корочку не отколупнуть от дерева, дерево после боны полируется очень хорошо, но нет ощущения скользкости.
так что ну его это льняное масло и прочие на основе льнянки. Вот наверно еще раззорюсь на бону с воском.

------------------
Павел

Postoronnim V

Serjant
неа.
Разговор про натуральные олифы.
Или Вы про разного рода оксоли?
По второму "неа" скажу так - не только для выпаривания влаги. Если считаете, что для не химиков будет интересен разговор о тонкостях изомеризаци - так можно и продолжить разговор.

leprikon_65
с какого перепуга? В Бона-оил ну никак олифы не заметил.
...
Неужели я Вас напугал?
Извините...
Вы не замечаете, что слова ойл, олифа, олия, олива и проч - есть слова просто напросто однокоренные?
Думаете случайно?
А на счёт того - что как и чем пропитывать и как сушить - так это у каждого своя метода. По крайней мере у меня второй десяток лет есть хобби - реставрация старых ружейных лож и доведения "до ума" новых "буратин".
Натуральная олифа - на основе натуральных высыхающих масел. Там, где преобладает восковой компонент - мастики. Смеси масел, восков, растворителей, наполнителей.. каждый волен относить к чему заблагорассудится.

ЗЫ. Чистым льняным маслом (даже вываренным) сам давным давно не пользуюсь. Для этого есть олифы и мастики. И олифой дерево не пропитываю, а покрываю многократно тонкими слоями. Каждый новый слой после высыхания и шлифовки предыдущего.

poXer

Postoronnim V
Если считаете, что для нехимиков будет интересен разговор о тонкостях изомеризаци
Всегда интересно мнение специалиста, а уж если и с применением терминологии, то и оппонента убивает и у меня как слушателя не возникнет когнитивного диссонанса.

------------------
Всех благ...

Postoronnim V

poXer
Всегда интересно мнение специалиста, а уж если и с применением терминологии, то и оппонента убивает и у меня как слушателя не возникнет когнитивного диссонанса.
Я не специалист, а любитель с базовыми знаниями по химии в пределах высшей школы. Ну и в пределах проф. знаний особенностей пользования красок (масляных) и сиккативов в полиграфии.
Натуральных высыхающих масел не так уж много. В первую очередь это льняное, конопляное, ореховое, маковое.
Кроме, как выпаривания влаги и приведения олифы к нужной вязкости для доп. склонности к полимеризации варят олифу несколькими способами.
1. Натуральное высыхающее масло с сиккативом при температуре 250-280 градусов.
2. Натуральное высыхающее масло с продувкой кислородом при температуре градусов на сто ниже п.1 и с последующим сиккативирование меньшим кол-вом сиккатива.

Варку оксоли из не натуральных масел можно не рассматривать. т.к. она интересна больше заборы красить. То же самое про полувысыхающие (подсолн,соевое, хлопковое например) и не высыхющие и разбадяженные ими высыхаюшие натуральные масла.

poXer

Postoronnim V
То же самое про полувысыхающие (подсолн,соевое, хлопковое например)
Вот спасибо, мне дак очень познавательно. Знания полученные в общении с человеком, а не букварём, хорошо усваиваются. И ещё, поясните пожалуйста принципиальную разницу между художественной льнянкой и той, что в аптеке продают.

Postoronnim V

Точно сказать не представляется возможным. т.к. в аптеке разная льнянка быть может. Плюс к тому по способу отжатия - холодным или горячим. Аптекарскую полезно принимать во внутрь для снижения вредных холестеринов и т.п. Дерево им покрыть можно и всё будет нормально, но толстый слой может сохнуть годами. Кроме того, классические высыхающие масла при определённйх условиях могут деполимеризоваться и стать опять полужидкими (пусть даже и временно). В меньшей степени это наблюдается у олиф. В большей степени у олиф на основе полувфсыхающих масел. Льняная олифа одна из наиболее устойчивых. Художественное масло тоже не одинакова - бывает долго выстоянное на свету, а бывает и вываренное. Это первичная подготовка к дальшейшей полимеризации. К худ. маслу для ускорения может добавляться сиккатив и УФ облучение. То же самое для полиграф. красок на натуральных маслах в основе, т.к они часто то же самое,но просто с добавлением пигмента (сажи, например).
Т.е., если не касатся готовых олиф, то для дерева худ. масло конечно много предрочтительнее, чем сырое аптечное. По скорости высыхания в первую очередь.

poXer

Postoronnim V
Postoronnim V
Спасибо.

dim80

цитироваю

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОЛИФЫ

Олифой называется вареное высыхающее растительное масло (льняное, маковое, ореховое и Др.). В зависимости от условий варки масла, температуры варки, качества и предварительной обработки масла получают совершенно различные по качеству и свойствам олифы. Для приготовления доброкачественной живописной олифы надо брать хорошее льняное или маковое масло, не содержащее никаких посторонних примесей и загрязнений. Существует три основных способа приготовления олифы: быстрое нагревание масла до 280-300? - горячий способ, при котором масло закипает; медленное нагревание масла до 120-150?, исключающее закипание масла в процессе его варки, - холодный способ и, наконец, третий способ - томление масла в теплой печи в течение 6-12 суток. Наилучшие олифы, пригодные для живописных целей1, можно получить только посредством холодного способа и томления масла. Холодный способ варки олифы состоит в том, что масло заливают в глиняный глазурованный горшок и варят на умеренном огне, медленно его нагревая в течение 14 часов и не давая ему закипать. Сваренное масло сливают в стеклянный сосуд и в открытом виде ставят на воздухе и солнце на 2-3 месяца для высветления и уплотнения. После этого масло осторожно сливают, стараясь не затронуть при этом образовавшегося осадка, остающегося на дне сосуда, и процеживают. Томление масла заключается в том, что сырое масло наливают в глиняный глазурованный горшок и ставят в теплую печь на 12-14 дней. Когда на масле появится пена, оно считается готовым. Пену снимают, дают маслу отстояться 2-3 месяца на воздухе и солнце в стеклянной банке, затем осторожно сливают, не трогая осадка, и процеживают через марлю. В результате варки масла по этим двум способам получают очень светлые, хорошо уплотненные масла, дающие при высыхании прочные и блестящие пленки. Эти масла не содержат белковых веществ, слизи и воды, так как вода испаряется в процессе варки, а белковые вещества и слизи свертываются и остаются в осадке. Для лучшего осаждения белковых веществ и других примесей во время отстаивания масла полезно в него положить небольшое количество хорошо просушенных сухарей из черного хлеба. Во время же варки масла следует в него положить 2-3 головки мелко нарезанного чеснока. Хорошо сваренные олифы, в особенности из макового масла, являются хорошим живописным материалом и могут добавляться в масляные краски, применяться для разжижения красок в процессе письма, а также служить составной частью масляных и эмульсионных грунтов.

Serjant

на ганзе не принято читать посты(с) Я

http://guns.allzip.org/topic/97/184882.html