Мой опыт легкого восстановления затертой полировки на японской катане.
Капля теории. Полируют японское ХО прежде всего в целях защиты от коррозии. И защита эта - скажу вам из личного опыта - очень сильная. Во вторых, качественная полировка раскрывает структуру стали, я например сразу понял что за говно я тогда купил. В третьих, полировкой затачивают и ремонтируют избитое жизнью лезвие. Кстати, красиво полируют только спуски, чтобы и хамон проявился, и кристаллизация стали была видна, боковухи и спинку не заморачиваются и тупо полируют в зеркало.
Вот пример того, как работают профи:
http://www.ksky.ne.jp/~sumie99/togi,process.html
Об инструменте. Да, японские дедушки ползуются натуральными камнями, стоимость которых может доходить до стоимости новой иномарки, но они с этого едят, и для них это инструмент, который позволяет делать работу быстрее и эффективнее. Но безродный китайский ключ открутит вам гайку точно так-же, что и фирменный СнапОн или Крафтсман, разве что есть риск что развалится от черезмерной нагрузки. Так же и с камнями. А вот масло надо покупать, да...
В качестве подопытного кролика использовалась катана работы мастерской Сукесада, примерно 1500-1550 годы. Катана довольно дешевая, с кучей непроваров, питтинговой коррозией и сколотым кончиком-киссаки. Сколов на РК или других частях не было. Вот как она выглядела до:
Что было запланировано: пройтись камушками Хазуйя (описание тут: http://madmaxthesniper.livejournal.com/998182.html ), выправить киссаки на водяных камнях, пройтись полировальной пастой Канахада и... все.
Стиль полировки был выбран с учетом состояния линии хамон - она была размытая, прыгающая по плоскости как после перекалки меча, очень красивая с одного конца и полностью размытая с другого. Поэтому Хадори стиль, когда после полировального масла от РК до линии хамон еще дополнительно проходятся камнем Джизуйя, мне показался немного неприемлем, поэтому была выбрана старая школа.
Первым делом обматываем малярным скотчем лезвие в том месте, до которого я планировал опустить киссаки. Скол был 3мм, поэтому отступил от существующего ребра 3мм, замотал и обычными водяными камнями с зернистостью 220 обработал киссаки. Скол ушел.
Далее я выбрал камень Хазуйя для очистки лезвия. Прежде всего катану надо было вымыть, очень толстый слой старого масла, использовавшийся для предохранения лезвия от коррозии. Я это делал используя обычный фиолетовый дегризер из ближайшей лавки, все что растворяет масло подойдет. Purple Power работает шикарно, только глазки щиплет.
Хазуя - мягкий камень, который снимает металл. Джизуйя гораздо тверже и он более зализывает, чем снимает.
Камушек примерно такого размера вымачивается минут 10 в воде, шлифуется на алмазной плите 120 грит и вперед:
До камня:
И после.
Далее я использовал масло Канахада, которое представляет собой тонко измельченную окалину, смешанную с клеверным маслом.
Путем адских экспериментов оказалось, что чтобы затемнить лезвие, надо примешать в Канахада порошок окиси железа "ржавчину". Я брал ее как пигмент в магазине для художников (и поэтов). Как показала практика, чистая Канахада осветляет сталь, примесь окиси хрома делает ее вообще белой, и только окись железа позволяет сделать четкую границу линии хамон.
Вот что получилось:
Далее я совершил небольшую ошибку - японцы используют полированую каленую насухо иглу, чтобы заглаживать бока и спинку меча.
Я сделал иглу из обрезка дамасска, закалил, поелозил - нахъ не надо. Если с боками и спинкой все в порядке, то просто пройтись Джизуйей, чтобы действительно блестело.
В конечном счете прошелся камушками и маслом Канахада с примесью окиси хрома (зеленой).
Результат:
Специально для духовного самоокормления ездил в музей Метрополитан - мой результат ну оооочень похож на стиль полировки, представленный там.
Резюме: бояться этого не нужно. Нужно четко представлять что делает тот или иной процесс и знать, что руки способны это провернуть. Никаких электроинструментов и наждачной бумаги, только хардкор, только японское. Масло например влетело мне в $42.
На что я наткнулся в процессе: киссаки выебло меня неимоверно, очень трудно держать угол и не завалить боковушку. Тут действительно требуется очень сосредоточенное участие, правильную посадку и хорошую технику, а так-же ровный камень. Остальное более-менее просто.
так-так, почитаю и посмотрю, всегда получаю удовольствие от ваших тем.
Завораживает.
Дописал, клюйте (меня). 😊
хоть нихрена в этом деле непонимаю но полировка завораживает
особенно на видео
оч круто
Клюйте в смысле меня.
Спасибо, интересное повествование.
А что говорить? Кто хипует, тот поймёт 😊 за табуретками, на японоветку наверное... 😊
Клюйте в смысле меня.Неоднозначно фраза воспринимается, коль всё так просто, то миль пардону. Япона сабель понравилась, а профессионализм в подходе к работе ещё больше.
Кхммм...А Вы щас с кем разговаривали?
Резюме: бояться этого не нужнода не в страхе дело, тупо лень, на клинке качественный продольный сатин сделать не могу, всегда хоть малюсенькая риска да останется, а тут КАТАНА. спасибо за обзор, завидую Вашему терпению.
мда..радуюсь за владельца всей душой.его катана попала в правильные руки
Суки, масуки... Папа, а с кем ты сейчас говорил? 😊
Люто не одобряю всякое дрочество на подобные вещи, но чистосердечные устремления людей в любимой ими сфере наоборот люблю.
Попытки полировать лаптем самовар в целом одобряю. 😊
Лаптем??? Все только японское.
Усердие у вас конечно неимоверное!!! Скол в 3мм вручную выправить это круто! Я вот из вогнутой линзы прямой спуск на 120мм клине не как не могу начать, так сказать с силами собраться, а тут все ровнехонько!!!
Скол выправился дай Бог за минут 15, там как раз делать нечего.
Сначала обозначил отступ, потом прямо по РК повозил алмазным бруском, потом на японских камушках пересогнал новую плоскость. Полировка киссаки заняла немного дольше, но переоформление, как я сказал, меня самого удивила насколько быстро и просто.
...мое почтение за труды!
Интересно, полезно, спасибо.
С удовольствием прочитал.
Спасибо, за удовольствие.
Спасибо, за познавательный урок пригодиться очень скоро !
Mad_MaxТакой переход резкий улыбку вызвал 😊 В целом такая работа вызывает только уважение.
Поэтому Хадори стиль, когда после полировального масла от РК до линии хамон еще дополнительно проходятся камнем Джизуйя, мне показался немного неприемлем, поэтому была выбрана старая школа.Первым делом обматываем малярным скотчем лезвие
очень нравится!
и объем работы и подход к ней вызывают только уважение!
Спасибо,более чем любопытно.
Огромное спасибо!!!
всё доступно написано. спасибо!
Корейским....
Спасибо за очень интересный отчет
Mad_Max
Лаптем??? Все только японское.
Самовар. 😊
Самовар в смысле самодельное?
Нет, чистый японец. Притащил его в NY Token Kai, сказали что подпись возможно подделка, но в целом дешевое лезвие для асигари того периода.