Спрошу по финкам с оковкой

zmeya

Кто знает, подскажите.
Оковка должна быть заполнена эпоксидным клеем, надета на деревяху, как наперсток на палец, или же вовсе оставаться пустой?

дополнено: с точки зрения аутентичности

Ghost2040

не знаю, но предпологаю что лучше чтоб она была надетой, тем самым деревяшка на лопнет под нагрузкой и риск трещины или отклейки будем почти нулевым. кольца надевали на рукоять у обуха для того же

Rosencrantz

но предпологаю что лучше чтоб она была надетой,

+7,62
И в качестве наполнителя/уплотнителя/герметика можно добавить эпоксидки с опилками.
И даже нужно, ИМХО

zmeya

это логические рассуждения... а как делали на аутентичных ножах?..спрашиваю потому, что попалась на глаза одна картинка... щас покажу:

Джампер

zmeya
щас покажу:

А чё? Там как раз часть рукояти заходит в оковку. Вот недавно нож сделаный одним умельцем показывали, так там оковка упала в низ, относительно рукояти и клинка 😊

Rosencrantz

это логические рассуждения...
Опирающиеся на практику ))
попалась на глаза одна картинка..
Встречал и такое. Внутри оковки д.б. наполнитель.
Разбирал как-то аналогичную финку для замены рукояти, оковка была наполнена заподлицо, ну а здесь паз

zmeya

Джампер
А чё? Там как раз часть рукояти заходит в оковку.
да этот буртик назвать даже частью рукояти нельзя.. или это просто халтура, и правильнее надо целиком надевать на дереяху, или же имеено так и делали ?

Шниперсон

Вы говорите, что это Йарвенпаа.
Дык это одного поля ягода с Мартиини. Давно уже - ножики для "чиста папантаваццо", "ниибаццо аутынтичьнае финко" и "тагдалие".
Какого года представленный нож?

Orlon

zmeya
попалась на глаза одна картинка
А где гарантия, что оковка с фото внутри пустая? 😛

zmeya

Шниперсон
Какого года представленный нож?
http://guns.allzip.org/topic/248/592919.html
пост N 16...отсюда сведения

zmeya

Orlon
А где гарантия, что оковка с фото внутри пустая?
никакой.. потому и спрашиваю, кто знает, как правильно?...вернее, как аутентично?

Шниперсон

zmeya
как аутентично?
Кетай сейчас много чего делает.
Это не значит, что потом надо повторять это "аутентичное" китайское говно.

Смотрел фотки ножей промысловиков (набрёл однажды где-то на просторах тырнета), так там оковок меньше, а всё больше колец с открытым торцом.

Это должно означать, что действительно аутентичный нож был максимально надёжным. Следовательно - с заполненной деревом оковкой.

Ghost2040

Змея - вот бы не подумал ни разу увидеть у вас такою постановку вопроса :

вернее, как аутентично
или как правильно сделать

честно, мож плюнуть на аутентичность и сделать как надежнее, ИМХО

serge-vv

не знаю как правильно, я делаю по типу наперстка.... деревяху по самые ухи в оковку загоняю....

AndYur

Лучше оковку припаивать к клинку, деревяху плотненько так под оковку и все на эпоксидку с наполнителем(опилки),а сзади расклеп на помель(имхо).

kalmuik

Как аутентично ХЗ, но сам обычно оковку набиваю "внатяг". ИМХО оковка нужна чтобы не треснула рукоять.

zmeya

Ghost2040
Змея - вот бы не подумал ни разу увидеть у вас такою постановку вопроса
дело в том, что именно аутентичность меня интересует , ибо чтобы сделать надежнее, мне хватает моего образования инженера-механика... уже который год восстанавливаю, например, Виллис 1943 года, и уже бы давно собрал, действуя по принципу "надежнее", поскольку все современные узлы гораздо надежнее агрегатов тех лет...

Ghost2040

неееее, вы сейчас растолковали мои слова на свой лад 😀
тогда вы не правильно поставили вопрос в первом посту :

Оковка должна быть заполнена эпоксидным клеем, надета на деревяху, как наперсток на палец, или же вовсе оставаться пустой?

я то понял "как лучше и надежнее" а если вопрос про то "как делали" то стоит его задать тем кто разбирал старые финки.
Без обид, да ? 😀

boroda-fish

Пмсм, Казбек-Вам есть смысл стукнуться Паше-Borz87'у в ПМ по этому вопросу... или уж сразу в "финки и..."(профильную ветку)

------------------
С уважением, БородатыйРыб

AndYur

Судя по фото с тырнета старых финок, не очень они заморачивались подгонкой деревях, (полуразвалившиеся рукояти, перекосившиеся оковки)но ножики работали. Как аутентично-самому интересно... Скорее всего, делали как проще, отсюда и кольца.

C_Cat

Моя ИМХА считает, что сборка финки "с расклепом хвоставика" - это первоначально от отсутствия "эпоксы" . И поэтому чем прикажете пустоту заполнять?
А ничем и не заполняли, только в зависимости от мастера оковка охватывала больше или меньше древесины рукояти. Возможно, что "пустота" была технологическим решением, позволяющим выбирать люфт рукояти. Для этого слегка подрезалась кромка и наносились удары по расклепу хвоставика. (Но это моя фантазия и конкретно по финкам я такой информации не встречал, а вот мой дед такой прием использовал на всадных ножах).

zmeya

2 Ghost2040 :
какие обиды???это все издержки инет-общения. 😊)

2 boroda-fish :
да, наверное , так и надо сделать.

Честно говоря, сам я думаю, что C_Cat ближе всех к истине.
Камрады, тут ведь интересна историческая составляющая вопроса. Наши предки нарочито ничего не делали, эстетика всегда вытекала из рациональности.

Я и сам понимаю, что с учетом современных знаний, инструментов и материалов такая конструкция кажется несовершенной. Негерметичные полости внутри рукояти- плохо, это и коррозия, и гниение остатков органики, и хлипкость конструкции.

GreenWorld

C_Cat
Моя ИМХА считает, что сборка финки "с расклепом хвоставика" - это первоначально от отсутствия "эпоксы" . И поэтому чем прикажете пустоту заполнять?
А ничем и не заполняли, только в зависимости от мастера оковка охватывала больше или меньше древесины рукояти. Возможно, что "пустота" была технологическим решением, позволяющим выбирать люфт рукояти. Для этого слегка подрезалась кромка и наносились удары по расклепу хвоставика. (Но это моя фантазия и конкретно по финкам я такой информации не встречал, а вот мой дед такой прием использовал на всадных ножах).

Тоже согласен с ИМХОй. 😊 Ну не было тогда современных клеёв.Расклёпывали чтоб клинок из рукояти не выпал. Внутренние полости не заполнялись ничем. Видел несколько старых финок рабочих. Собраны не очень качественно. Видимо мастера не сильно запаривались с эстетикой.

Borz87

Казбек, на фотке- это серийка, которую штамповали миллионами. и не факт что все старые финки 100% качественные.. финка на фотке- мелакая, под тяжелую работу не рассчитана, пмсм, ручка 90мм..
конечно было бы лучше если материал рукоятки входил в оковку поглубже, но производителю видать влом было париться с подгонкой(хотя качество слесарки да и все остальное, включая ножны- весьма и весьма, финка от ярвенпаа), а есть финки у которых после оковки идет несколько проставок- так там тем более оковка заполнена каким-нить тратилом/воском и тп..тоже самое с берестяными ручками, естестно. заливаем эпоксидкой с опилкой-нормально будет))
рабочие финки с деревянными ручками- там уже дерево полноценно заходит в оковку по самый торец оковки(по крайней мере те, которые разбирал)
вердикт- на наборной ручке оковка выполняет декоративную функцию/традиция, на цельнодеревянной- оковка еще защищает от растрескивания..

zmeya

Ну, более-менее ясно. Ясно, что не стоит делать аутентично. Лучше делать по-современному. Буду насаживать как можно плотнее на деревяху и на эпокс. клей. И прочнее, и надежнее получается.. Тем более, что и оковка у мя будет не совсем аутентичная, не цельнотянутая, а паяная.. а где одно отступление, там и второму есть место 😊)..спасибо, камрады!

AndYur

Еще вопросик родился по теме- применялись ли круглые(в сечении) оковки, ведь они намного проще в изготовлении?...Спасибо.

Borz87

не цельнотянутая, а паяная..
опять-же- норвеги например не гнушались паяными оковками, почему бы и нет.. да и финны тоже.. штампованая- ееж проще делать массово.
а насчет эпоксидок в то время- так клей под оковкой все-таки имелся, чтото типа БФ. в рукоятке- хз..

Hummel

Отмечусь. Сам делаю наперстком, но не внатяг (считаю, что при использовании эпоксы смысла нет), а больше внимания уделяю стыку торца оковки с деревом.

C_Cat

Оковки паянные ГОСТ 2010-05:
... извратится и сделать спиральную с змеевидны швом. (во как придумал) 😊

zmeya

C_Cat
извратится и сделать спиральную с змеевидны швом. (во как придумал)



...а че?...намотать проволоку на форму и пропаять 😊))а может и попробую 😊...авторство обязательно укажу 😊)

AndYur

...а че?...намотать проволоку на форму и пропаять ))а может и попробую ...авторство обязательно укажу )
С серебр. припоем будет как мокумка выглядеть...

boroda-fish

авторство обязательно укажу
Дед Димон подробнейший туториал выкладывал по паяной из скрученной медной проволоки оковке... так шта..."потный вал вдохновения накатил и родилось:"я помню чудное мгновение...""("золотой теленок",Ильф и Петров)

------------------
С уважением, БородатыйРыб

zmeya

boroda-fish
Дед Димон подробнейший туториал выкладывал по паяной из скрученной медной проволоки оковки... так шта..."потный вал вдохновения накатил и родилось:"я помню чудное мгновение...""("золотой теленок",Ильф и Петров)

здорово 😊..но мне все-равно, чье авторство указывать... не мое ведь 😊))

dismal stranger

подогнать как наперсток.
вклеить эпоксой.
не советую, так как не уверень не необходимости этого, но сам делал...
потом просверлил 2 маленькие дырочки, перпендикулярно оковке, влил эпоксу и забил латунный гвоздики. потом заполировал шляпы.
крепко... однако.

C_Cat

Друзья! Давайте не будем смешивать разные идеи и голосить по поводу авторства: У Деда Димон'а витая медная проволока, я же предложил "змееподобную", имеющую фигурный шов. Например: на полосе латуни "сверху" наносится кривая, дальше на оправке она наматывается с "нахлестом" и прочерчивается контур "снизу", лишнее убирается и спаивается оправка.
Кстати, в такой оправке могут "появиться" и фигурные "дырки".
Я на авторство не претендую, мне интересно чтоб идея была воплощена и радовала всех нас.
А сталкивать нас лбами, приписывая нам чужие идеи, не надо.
Читайте внимательно посты и не домысливайте.
Я верю, что любовь к ножам выше этой мышиной возни, хотя приятно, когда тебя цитируют.
Удачи всем. И новых идей и новых работ!

zmeya

эээ... я уж точно не претендую ни на какое авторство... и если кого-то задел-извиняюсь, ибо по недомыслию и наивности...

C_Cat

я уж точно не претендую ни на какое авторство...
И я! Это мешает Работе! 😊

vekt1or

Да сделайте уже флудерюги!!! 😊 уверен, за красивый качественный плагиат никто в обиде не будет, Дед Димон уж точно.

DECEMBER

Блин, что-то цитирование отказывается 😊...
C Cat +1. Если понимать под "аутентикой" самые, так сказать, истоки 😊 - прикинем из чего делались рукояти... Прежде всего - подручный материал - берёза (достаточно колкая), а то и вообще сосна. Прожигание сквозных отверстий (под расклёп)- занятие достаточно утомительное. Легче чуток "проковырять" и вбить. Но из-за уходящих в рукоять спусков на хвостовике образуется клин, который сию рукоять весьма успешно раскалывает, следовательно ближний к лезвию торец надо дополнительно укрепить. Подозреваю, что изначально там были просто кольца. (Кстати делал одно время подобные варианты. Причём наиболее удобно вбивать узкие 5...8мм хвостовики и при этом толшиной 4...5мм. Ничего не напоминает? 😊)

GreenWorld

DECEMBER
Подозреваю, что изначально там были просто кольца. (Кстати делал одно время подобные варианты. Причём наиболее удобно вбивать узкие 5...8мм хвостовики и при этом толшиной 4...5мм. Ничего не напоминает? 😊)

Эээээ, ЭВРИКА!!!! НАПИЛЬНИК! 😀

DECEMBER

И напильник тоже 😊... А прикинем хвостовик финочки: на самом конце - чем ближе сечение к квадрату, тем удобнее "проковыривать" - прокручивать отверстие предварительно. При этом с почти квадратным концом уменьшается риск расколоть рукоять в районе тыльника (квадрат - не клин, он дерево сминает, а не раскалывает). С более тонким лезвием проблемы и с проковкой, и с насаживанием (отверстие подготовить проблематичнее, а если забивать напрямую - повышается шанс увода хвостовика вбок) 😊.
Кстати, пустоты в рукояти и оковке вполне могли заполнять подогретой сосновой смолой, смешанной с мелким песком.

Град

давненько... блин никак не вспомню кто выкладывал... скрины с видео финского.. дедушка там рукоять с бересты делал. так вот оковку он заливал чемто, поскольку дедушка был старенькай, могу предположить что те рукояти что делались с проставвками после оковки, (или береста)заливались оловом(это всего лиш предположение) по самое небалуйся. теже что с цельной деревяшечки... просто подгонялись. опять же учитывая толщину оковки, мне кажется ( а я не думаю что те что были до нас были глупее нас)надо подгонять по всей длинне, или заполнять опять же (самое доступное ...олово и свинец) как минимум на половину..
может я чего пропустил читая так что пршу прощения если повторил когото..

C_Cat

Раз тема не умирает - выдам еще пару "древних" рецептов, проверенных:
1. натуральный клей делают из смолы-живицы, смешивая 1:1 с древесным углем. (Вполне можно им заполнять пустоты; не текуч, но хрупковат)
2. Для ножей с всадным способом крепления издревле применялась древесина ("ветки") лесного ореха или клена, имеющие природное "отверстие" по середине. При этом эта древисина после высыхания очень легкая, хорошо обрабатывается (режится в любом направлении), имеет однородную структуру (что важно для выполнения рельефной резьбы), полируется и доступна.
3. По березе: Простая береза (если не гнилая) очень твердая становится при высыхании. В первую очередь именно это свойство привлекало ножеделов, а не ее колкость. Именно поэтому из нее делали, например, сапожные гвозди или зубья грабель. А из комлевой части - хомутовые клещи и топорища.