Кто знает, подскажите.
Оковка должна быть заполнена эпоксидным клеем, надета на деревяху, как наперсток на палец, или же вовсе оставаться пустой?
дополнено: с точки зрения аутентичности
не знаю, но предпологаю что лучше чтоб она была надетой, тем самым деревяшка на лопнет под нагрузкой и риск трещины или отклейки будем почти нулевым. кольца надевали на рукоять у обуха для того же
но предпологаю что лучше чтоб она была надетой,
+7,62
И в качестве наполнителя/уплотнителя/герметика можно добавить эпоксидки с опилками.
И даже нужно, ИМХО
это логические рассуждения... а как делали на аутентичных ножах?..спрашиваю потому, что попалась на глаза одна картинка... щас покажу:
zmeya
щас покажу:
А чё? Там как раз часть рукояти заходит в оковку. Вот недавно нож сделаный одним умельцем показывали, так там оковка упала в низ, относительно рукояти и клинка 😊
это логические рассуждения...Опирающиеся на практику ))
попалась на глаза одна картинка..Встречал и такое. Внутри оковки д.б. наполнитель.
Разбирал как-то аналогичную финку для замены рукояти, оковка была наполнена заподлицо, ну а здесь паз
Джамперда этот буртик назвать даже частью рукояти нельзя.. или это просто халтура, и правильнее надо целиком надевать на дереяху, или же имеено так и делали ?
А чё? Там как раз часть рукояти заходит в оковку.
Вы говорите, что это Йарвенпаа.
Дык это одного поля ягода с Мартиини. Давно уже - ножики для "чиста папантаваццо", "ниибаццо аутынтичьнае финко" и "тагдалие".
Какого года представленный нож?
zmeyaА где гарантия, что оковка с фото внутри пустая? 😛
попалась на глаза одна картинка
Шниперсонhttp://guns.allzip.org/topic/248/592919.html
Какого года представленный нож?
пост N 16...отсюда сведения
Orlonникакой.. потому и спрашиваю, кто знает, как правильно?...вернее, как аутентично?
А где гарантия, что оковка с фото внутри пустая?
zmeyaКетай сейчас много чего делает.
как аутентично?
Это не значит, что потом надо повторять это "аутентичное" китайское говно.
Смотрел фотки ножей промысловиков (набрёл однажды где-то на просторах тырнета), так там оковок меньше, а всё больше колец с открытым торцом.
Это должно означать, что действительно аутентичный нож был максимально надёжным. Следовательно - с заполненной деревом оковкой.
Змея - вот бы не подумал ни разу увидеть у вас такою постановку вопроса :
вернее, как аутентичноили как правильно сделать
честно, мож плюнуть на аутентичность и сделать как надежнее, ИМХО
не знаю как правильно, я делаю по типу наперстка.... деревяху по самые ухи в оковку загоняю....
Лучше оковку припаивать к клинку, деревяху плотненько так под оковку и все на эпоксидку с наполнителем(опилки),а сзади расклеп на помель(имхо).
Как аутентично ХЗ, но сам обычно оковку набиваю "внатяг". ИМХО оковка нужна чтобы не треснула рукоять.
Ghost2040дело в том, что именно аутентичность меня интересует , ибо чтобы сделать надежнее, мне хватает моего образования инженера-механика... уже который год восстанавливаю, например, Виллис 1943 года, и уже бы давно собрал, действуя по принципу "надежнее", поскольку все современные узлы гораздо надежнее агрегатов тех лет...
Змея - вот бы не подумал ни разу увидеть у вас такою постановку вопроса
неееее, вы сейчас растолковали мои слова на свой лад 😀
тогда вы не правильно поставили вопрос в первом посту :
Оковка должна быть заполнена эпоксидным клеем, надета на деревяху, как наперсток на палец, или же вовсе оставаться пустой?
я то понял "как лучше и надежнее" а если вопрос про то "как делали" то стоит его задать тем кто разбирал старые финки.
Без обид, да ? 😀
Пмсм, Казбек-Вам есть смысл стукнуться Паше-Borz87'у в ПМ по этому вопросу... или уж сразу в "финки и..."(профильную ветку)
------------------
С уважением, БородатыйРыб
Судя по фото с тырнета старых финок, не очень они заморачивались подгонкой деревях, (полуразвалившиеся рукояти, перекосившиеся оковки)но ножики работали. Как аутентично-самому интересно... Скорее всего, делали как проще, отсюда и кольца.
Моя ИМХА считает, что сборка финки "с расклепом хвоставика" - это первоначально от отсутствия "эпоксы" . И поэтому чем прикажете пустоту заполнять?
А ничем и не заполняли, только в зависимости от мастера оковка охватывала больше или меньше древесины рукояти. Возможно, что "пустота" была технологическим решением, позволяющим выбирать люфт рукояти. Для этого слегка подрезалась кромка и наносились удары по расклепу хвоставика. (Но это моя фантазия и конкретно по финкам я такой информации не встречал, а вот мой дед такой прием использовал на всадных ножах).
2 Ghost2040 :
какие обиды???это все издержки инет-общения. 😊)
2 boroda-fish :
да, наверное , так и надо сделать.
Честно говоря, сам я думаю, что C_Cat ближе всех к истине.
Камрады, тут ведь интересна историческая составляющая вопроса. Наши предки нарочито ничего не делали, эстетика всегда вытекала из рациональности.
Я и сам понимаю, что с учетом современных знаний, инструментов и материалов такая конструкция кажется несовершенной. Негерметичные полости внутри рукояти- плохо, это и коррозия, и гниение остатков органики, и хлипкость конструкции.
C_Cat
Моя ИМХА считает, что сборка финки "с расклепом хвоставика" - это первоначально от отсутствия "эпоксы" . И поэтому чем прикажете пустоту заполнять?
А ничем и не заполняли, только в зависимости от мастера оковка охватывала больше или меньше древесины рукояти. Возможно, что "пустота" была технологическим решением, позволяющим выбирать люфт рукояти. Для этого слегка подрезалась кромка и наносились удары по расклепу хвоставика. (Но это моя фантазия и конкретно по финкам я такой информации не встречал, а вот мой дед такой прием использовал на всадных ножах).
Тоже согласен с ИМХОй. 😊 Ну не было тогда современных клеёв.Расклёпывали чтоб клинок из рукояти не выпал. Внутренние полости не заполнялись ничем. Видел несколько старых финок рабочих. Собраны не очень качественно. Видимо мастера не сильно запаривались с эстетикой.
Казбек, на фотке- это серийка, которую штамповали миллионами. и не факт что все старые финки 100% качественные.. финка на фотке- мелакая, под тяжелую работу не рассчитана, пмсм, ручка 90мм..
конечно было бы лучше если материал рукоятки входил в оковку поглубже, но производителю видать влом было париться с подгонкой(хотя качество слесарки да и все остальное, включая ножны- весьма и весьма, финка от ярвенпаа), а есть финки у которых после оковки идет несколько проставок- так там тем более оковка заполнена каким-нить тратилом/воском и тп..тоже самое с берестяными ручками, естестно. заливаем эпоксидкой с опилкой-нормально будет))
рабочие финки с деревянными ручками- там уже дерево полноценно заходит в оковку по самый торец оковки(по крайней мере те, которые разбирал)
вердикт- на наборной ручке оковка выполняет декоративную функцию/традиция, на цельнодеревянной- оковка еще защищает от растрескивания..
Ну, более-менее ясно. Ясно, что не стоит делать аутентично. Лучше делать по-современному. Буду насаживать как можно плотнее на деревяху и на эпокс. клей. И прочнее, и надежнее получается.. Тем более, что и оковка у мя будет не совсем аутентичная, не цельнотянутая, а паяная.. а где одно отступление, там и второму есть место 😊)..спасибо, камрады!
Еще вопросик родился по теме- применялись ли круглые(в сечении) оковки, ведь они намного проще в изготовлении?...Спасибо.
не цельнотянутая, а паяная..опять-же- норвеги например не гнушались паяными оковками, почему бы и нет.. да и финны тоже.. штампованая- ееж проще делать массово.
а насчет эпоксидок в то время- так клей под оковкой все-таки имелся, чтото типа БФ. в рукоятке- хз..
Отмечусь. Сам делаю наперстком, но не внатяг (считаю, что при использовании эпоксы смысла нет), а больше внимания уделяю стыку торца оковки с деревом.
Оковки паянные ГОСТ 2010-05:
... извратится и сделать спиральную с змеевидны швом. (во как придумал) 😊
C_Cat...а че?...намотать проволоку на форму и пропаять 😊))а может и попробую 😊...авторство обязательно укажу 😊)
извратится и сделать спиральную с змеевидны швом. (во как придумал)
...а че?...намотать проволоку на форму и пропаять ))а может и попробую ...авторство обязательно укажу )С серебр. припоем будет как мокумка выглядеть...
авторство обязательно укажуДед Димон подробнейший туториал выкладывал по паяной из скрученной медной проволоки оковке... так шта..."потный вал вдохновения накатил и родилось:"я помню чудное мгновение...""("золотой теленок",Ильф и Петров)
------------------
С уважением, БородатыйРыб
boroda-fish
Дед Димон подробнейший туториал выкладывал по паяной из скрученной медной проволоки оковки... так шта..."потный вал вдохновения накатил и родилось:"я помню чудное мгновение...""("золотой теленок",Ильф и Петров)
здорово 😊..но мне все-равно, чье авторство указывать... не мое ведь 😊))
подогнать как наперсток.
вклеить эпоксой.
не советую, так как не уверень не необходимости этого, но сам делал...
потом просверлил 2 маленькие дырочки, перпендикулярно оковке, влил эпоксу и забил латунный гвоздики. потом заполировал шляпы.
крепко... однако.
Друзья! Давайте не будем смешивать разные идеи и голосить по поводу авторства: У Деда Димон'а витая медная проволока, я же предложил "змееподобную", имеющую фигурный шов. Например: на полосе латуни "сверху" наносится кривая, дальше на оправке она наматывается с "нахлестом" и прочерчивается контур "снизу", лишнее убирается и спаивается оправка.
Кстати, в такой оправке могут "появиться" и фигурные "дырки".
Я на авторство не претендую, мне интересно чтоб идея была воплощена и радовала всех нас.
А сталкивать нас лбами, приписывая нам чужие идеи, не надо.
Читайте внимательно посты и не домысливайте.
Я верю, что любовь к ножам выше этой мышиной возни, хотя приятно, когда тебя цитируют.
Удачи всем. И новых идей и новых работ!
эээ... я уж точно не претендую ни на какое авторство... и если кого-то задел-извиняюсь, ибо по недомыслию и наивности...
я уж точно не претендую ни на какое авторство...И я! Это мешает Работе! 😊
Да сделайте уже флудерюги!!! 😊 уверен, за красивый качественный плагиат никто в обиде не будет, Дед Димон уж точно.
Блин, что-то цитирование отказывается 😊...
C Cat +1. Если понимать под "аутентикой" самые, так сказать, истоки 😊 - прикинем из чего делались рукояти... Прежде всего - подручный материал - берёза (достаточно колкая), а то и вообще сосна. Прожигание сквозных отверстий (под расклёп)- занятие достаточно утомительное. Легче чуток "проковырять" и вбить. Но из-за уходящих в рукоять спусков на хвостовике образуется клин, который сию рукоять весьма успешно раскалывает, следовательно ближний к лезвию торец надо дополнительно укрепить. Подозреваю, что изначально там были просто кольца. (Кстати делал одно время подобные варианты. Причём наиболее удобно вбивать узкие 5...8мм хвостовики и при этом толшиной 4...5мм. Ничего не напоминает? 😊)
DECEMBER
Подозреваю, что изначально там были просто кольца. (Кстати делал одно время подобные варианты. Причём наиболее удобно вбивать узкие 5...8мм хвостовики и при этом толшиной 4...5мм. Ничего не напоминает? 😊)
Эээээ, ЭВРИКА!!!! НАПИЛЬНИК! 😀
И напильник тоже 😊... А прикинем хвостовик финочки: на самом конце - чем ближе сечение к квадрату, тем удобнее "проковыривать" - прокручивать отверстие предварительно. При этом с почти квадратным концом уменьшается риск расколоть рукоять в районе тыльника (квадрат - не клин, он дерево сминает, а не раскалывает). С более тонким лезвием проблемы и с проковкой, и с насаживанием (отверстие подготовить проблематичнее, а если забивать напрямую - повышается шанс увода хвостовика вбок) 😊.
Кстати, пустоты в рукояти и оковке вполне могли заполнять подогретой сосновой смолой, смешанной с мелким песком.
давненько... блин никак не вспомню кто выкладывал... скрины с видео финского.. дедушка там рукоять с бересты делал. так вот оковку он заливал чемто, поскольку дедушка был старенькай, могу предположить что те рукояти что делались с проставвками после оковки, (или береста)заливались оловом(это всего лиш предположение) по самое небалуйся. теже что с цельной деревяшечки... просто подгонялись. опять же учитывая толщину оковки, мне кажется ( а я не думаю что те что были до нас были глупее нас)надо подгонять по всей длинне, или заполнять опять же (самое доступное ...олово и свинец) как минимум на половину..
может я чего пропустил читая так что пршу прощения если повторил когото..
Раз тема не умирает - выдам еще пару "древних" рецептов, проверенных:
1. натуральный клей делают из смолы-живицы, смешивая 1:1 с древесным углем. (Вполне можно им заполнять пустоты; не текуч, но хрупковат)
2. Для ножей с всадным способом крепления издревле применялась древесина ("ветки") лесного ореха или клена, имеющие природное "отверстие" по середине. При этом эта древисина после высыхания очень легкая, хорошо обрабатывается (режится в любом направлении), имеет однородную структуру (что важно для выполнения рельефной резьбы), полируется и доступна.
3. По березе: Простая береза (если не гнилая) очень твердая становится при высыхании. В первую очередь именно это свойство привлекало ножеделов, а не ее колкость. Именно поэтому из нее делали, например, сапожные гвозди или зубья грабель. А из комлевой части - хомутовые клещи и топорища.