Это лето кастаньет на Охотском побережье...

kiowa

перемещено из Охота



Весна 2006 года на Охотском побережье с самого начала не старалась производить хорошего впечатления. С середины апреля снегопады следовали один за другим, и снега, которого изначально лежало не очень много, прибавилось, по сравнению с мартом, как минимум, вдвое. Еще 24 апреля мы с приятелем демонстративно, под прицелами телекамер строили снежную хижину - иглу. Основной целью этой постройки было сделать несколько более-менее приемлемых снимков для будущей книги, но если бы я знал, как мне придётся поминать этот урок буквально месяцем позже!
Существует легенда о том, как боги страны Ямато предупреждали командование императорского флота перед злополучной атакой на атолл Мидуэй множеством разнообразных знамений и примет. Много ли в ней правды, трудно сказать, но в нашем случае местные духи тоже определённо на что-то намекали. Хотя бы самой идеей постройки эскимосского снежного домика на исходе апреля.
Следующим знаком, поданным свыше, было определённо то, что грузовичок с нашим барахлом, подъезжая к вертолёту, застрял прямо в сугробе, который недавно намело прямо на взлётно-посадочной полосе.

kiowa

Еще при подлёте в район охоты 29 мая у меня сложилось общее впечатление, что ситуация со снежным покровом соответствует не концу апреля, а, скорее, началу марта. Другим обстоятельством, немало меня озадачившим, было то, что при пролёте над горными хребтами, мы не заметили ни одного медвежьего следа.
Первая группа американцев, высадившаяся в лагере у живописного мыса, носящего имя лейтенанта русской гидрографической службы Евреинова, должна была охотиться с мотолодок, оснащённых тридцати-сорокасильными лодочными моторами Yamaha и Suzuki. Первые проезды вдоль побережья показали, что медведи на береговой черте отсутствуют как класс. Я сгоряча предложил двоим американским охотникам попробовать поохотиться с fly camp'а, который надо было при этом втащить на 400-метровую высоту клифа Охотского побережья. При этом, клиентам, которые добровольно вызвались на этот подвиг, было по 65 лет каждому.
Давно уже замечено, что наиболее серьёзные и физически подготовленные клиенты из т.н. развитых капиталистических стран имеют возраст от 45 до 70 лет. Самыми хлипкими же оказывается поколение 20-30 летних. Пожилые же люди имеют достаточно жизненного опыта и упорства, для того, чтобы не отступать перед довольно серьёзными трудностями. Вообще-то, перед началом тура, с момента получения паспортных данных клиентуры, у туроператоров существует увлекательная игра - гадание на то, кто из гостей окажется в 'ходячих', а кто - нет. И если большинство егерей, до сих пор, к сожалению, относящееся к люмпенскому элементу, получает несказанное удовольствие, насмехаясь над нетренированными клерками в камчатской или колымской лесотундре, то аутфиттер обычно несказанно благодарен клиенту, который может честно про себя сказать: 'Я ходить не буду'. По крайней мере, это дает возможность подготовить для него некое техническое решение.

kiowa

Сказано - сделано. Мы с охотником-промысловиком Виктором поднимаем лагерное снаряжение (2 трёхместные палатки 'Зима-3' фирмы 'Nova Tour', 4 спальных мешка, продукты, личные вещи и оружие гостей - итого 75 кг груа).
Этот лагерь мы поднимали на гребень, тянущийся вдоль побережья Охотского моря от залива Сиглан до мыса Евреинова. Расположение наверху давало нам возможность контролировать подход зверя к побережью, а относительно несложная для ходьбы местность - возможность перехватывать его в радиусе 3 км от лагеря. Проблему составляли лишь крупнообломочные курумы, промежутки между камнями в которых были забиты снегом.
Учитывая возраст наших гостей, мы растянули подъём по гребню на участки по 50 метров и поднимали мужиков и снаряжение около четырёх часов. Наверху мы столкнулись с другой частью проблемы. Спальные мешки американцев совершенно не соответствовали природным кондициям нашего места. Правда, Рон и Том в своё оправдание говорили, что им были обещаны комнатные условия на базовом лагере, отчего они и взяли с собой спальники полегче. Меня это, как всегда, поставило в тупик. 'Комнатные условия' в наших лагерях предполагают наличие печек в палатках, которые егеря растапливают каждое утро, ватные одеяла и полный комплект белья на раскладушках. Страховать весь этот комплект ещё и плохоньким спальником - бессмысленно. А спальный мешок бывает нужен благородным донам или при вынужденной ночёвке, или если ему, паче чаяния, придётся работать с Fly camp'а. И в этой ситуации с его кондициями трудно переборщить. Как принято говорить на Колыме: 'У нас ошпаренных гораздо меньше, чем обмороженных'.

kiowa

Мы безропотно отдали клиентам свои спальные мешки, но ближайшая ночёвка показала, что и они не выручили их при ночной температуре около минус пятнадцати градусов. Кроме того, спальный мешок моего напарника, сделанный в той же Nova-Tour оказался гораздо холоднее объявленной в нём комфортной температуры.
Поэтому, после того, как мы обошли окрестности и убедились, что по совершенно нетронутому снегу, который начинался сразу в ста метрах ниже обдутой кромки, нет ни одного следа подхода медведя, мы с Виктором решили сделать пожоги на щебёнке и уже установить палатки поверх них.
Сразу должен сказать о качестве оказавшегося у нас снаряжения Nova Tour. Как и подавляющее большинство российского снаряжения, оно было ниже всякой критики. Молнии расходились что на спальниках, что на палатках, алюминиевые дуги имели остаточную деформацию (и весьма недетскую, скажу я вам), а шов на тенте одной из палаток даже 'пополз' при абсолютно безветренной погоде. К слову, подобные 'косяки' свойственны изделиям практически всех российских производителей, с которыми мне приходилось иметь дело. Даже китайские компании Хэйлунцзяна и Цзилиня, рассчитанные на российского потребителя (то есть, на откровенную халтуру в производстве) дают им пятьдесят процентов форы. И выигрывают при этом.
На второй день следы медведей появились. Но это были следы небольшой самки с медвежонком в 400 метрах от лагеря, и след среднего самца (16 см пальмарная мозоль) в полукилометре от него. Оба следа свернули в лес и ушли в сторону устья Сиглана.
Пожоги выправили ситуацию с ночлегами, а на третий день появился медведь вполне стрелябельных кондиций, но километрах в трех от базы. Но он удалялся по склону в сторону мыса Павловича, где, как я предположил, он и задержался.
До мыса Павловича от места лагеря нам было идти около 8 км, и я предложил это Рону, при условии обязательной ночёвки на мысу. Дело в том, что нам, в отличие от традиционного туриста, надо не только достигнуть определенного места на географической карте, но и охотиться там на зверя, при удачном раскладе разделать его, и вынести шкуру с черепом. Рон подумал-подумал и согласился, но наутро случилась неприятность: всё пространство залива Забияка под нами заполнилось ослепительно белым туманом. И этот туман через полтора часа полез нам в лагерь:
Я злобно выругался (только печка на дровах способна сделать сидение в тумане более-менее приемлемым занятием), и вызвал по рации лодку.

kiowa

Нас перевезли на базовый лагерь, но спустившийся туман сделал почти невозможной охоту с применением мотолодки (мотолодка подвозит гостя к медведю, то выходит на берег и стреляет). А через два дня прилетел вертолет и группа из восьми человек улетела всего с одним отстрелянным медведем.
Причиной этому (как и всех дальнейших наших неприятностей) я назову общее запоздание весны - по моим оценкам, недели на две. Поэтому тур для первой группы американцев закончился прямо в момент начала массового выхода медведя на побережье.
Следующая группа из российских охотников оказалась значительно удачливее. За пять дней они отстреляли шесть зверей, причём трёх из них - при весьма необычных обстоятельствах. Одного из них застрелили на дистанции 455 метровиз Blaser R93 под патрон H&H 375 Magnum, предварительно определив дистанцию дальномером. Второй же, получив пулю (от такого же патрона, на дистанции 80 м), кинулся вымещать злость на случайно оказавшемся поблизости маленьком медведе и задавил его, прежде чем был добит проводником из своего 'Тигра'.
При этом русские охотники имели возможность охотиться лишь три полных дня - всё остальное время их сдерживал шторм и тяжёлая ледовая обстановка.
Третья группа американцев прилетела 17 мая, и мы уже были полностью уверены в успехе мероприятия. 18 мая стояла замечательная ясная погода, мы провели рекогносцировочный пробег по окрестностям лагеря. При этом, один из наших гостей убил сразу же медведя длиной 240 см, я также нашёл мишку на береговом обрыве, но как ни кумекал, не смог прикинуть, как оттуда его вытащить (застрелить там его было вполне реально).
Ну чёрт с ним, успокоил я Дага и себя - погода стоит хорошая, завтра кого-нибудь шлёпнем:
На следующий день подул ветер и пошел снег:
Мы просидели весь день в палатках, а наутро выяснили, что снега выпало довольно-таки солидно - сантиметров двадцать. Небо было тёмно-серым, дул ветер, но волнение на море было вполне умеренным.
И тут мы, трое гидов, решили выскочить в один из ближних распадков (16 км по прямой от лагеря), поглядеть мишек в одной узкой долине между довольно высокими горными хребтами. Аргумент был прост - если сейчас медведи двигаются, то оставляют очень хорошие следы, по которым можно с лёгкостью определить их размер и найти.
Вся поездка планировалась на четыре - максимум пять часов. Мы погрузили в лодку минимум продовольствия (паёк для групп), оттолкнули её и пошли.
В этом распадке мы прошли по его бортам, увидели четырёх снежных баранов и мелкого медведя.

kiowa

А когда вернулись на берег, то увидели, что море разболтало не на шутку.
Мы посовещались и решили сегодня не выходить.
Лодку мы разгрузили, сняли на припайный лёд мотор, вытащили её на гальку и поставили экраном от ветра. Напротив экрана развели костёр из плавника.
С плавником в этом месте было совсем нехорошо. Мало того, что он по большей части находился под мокрым снегом, так он и сам ещё промок практически насквозь, так что найденные нами дрова не горели, а скорее, кипели. Мы просидели так до рассвета, не сомкнув глаз, а затем, несмотря на волну, решили выходить в море.
Выход в море в накат на дюралевой лодке - это отдельная вампука. Кормчий пытается угадать периодичность волн, и на шестой или десятой серии вся команда дружно сталкивает по гальке снаряжённую лодку, и пытается отгрести подальше от берега, в то время, как моторист заводит двигатель.
Нам не повезло с периодичностью волн - не успели мы оттолкнуть лодку от берега, как большая накатная волна (около трёх метров), накрыла нас вместе с лодкой, развернула её и перевернула. (Должен сказать, что волны в накате в это время представляют настоящую взвесь морской воды со льдом).
Одного из гостей и меня довольно ощутимо хряпнуло лодкой о камни. От серьёзных переломов на спасла только следующая волна, на которой мы выскочили из под 'Прогресса', а потом ухитрились его удержать и выдернуть на берег.
Итак, мы оказались на припайном льду, мокрые до нитки, с минимумом вещей и с очень ограниченным запасом дров на берегу.
Первым делом для нас было попытаться развести столь большой костёр, сколь было для нас возможно. Но тут мы почувствовали приближение другой неприятности - ветер усилился и с неба начал довольно интенсивно падать снег. Один из наших гидов предложил идти пешком в лагерь через горы. Я ему ответил на это, что оно бы имело смысл вчера, когда мы были сухие. Дело в том, что от лагеря нас отделяли два хребтика высотой по 1100 метров, и долинка ещё одного ручья. Мы все, напоминаю, были мокрыми как мыши, холодными, голодными и довольно уставшими. А на высоте где-то 400 метров начиналась полоса мороза и льда. Поэтому я посоветовал не дёргаться, а устроиться получше и палить костёр, пользуясь теми дровами, которые есть.
Где-то к полудню нам удалось наладить связь с базой. Там нас ошарашили тем, что идёт ураган, проливной снег и ветер до 35 м/с. Правда, при этом сказали, что заказан вертолёт для нашего вывоза.

kiowa

Ветер усиливался, снег усиливался, часам к пяти видимость упала до 20 метров и стало ясно, что ни о каком вертолёте речи не идёт. Мы установили дровяную повинность, ковыряли из-под сугробов (а снега к тому времени намело выше колена) остатки дров, и поддерживали огонь.
Сугробы, подходящие для сооружения убежища были в трех километрах вверх по распадку, но там уже не было ни палки дров.
Накнец, поздно вечером, мы под ураганным ветром перенесли костер на два метра в сторону, сделали лежбище на пожоге, и протряслись на нём всю ночь под пушечную канонаду прибоя и мерзкий звон льдинок от рассыпающегося припая - они взлетали вверх при каждом ударе волн и осыпали сверху перевёрнутую лодку.
Время от времени я будил гостей и гонял их по бережку пешком - дабы не спали.
На рассвете ветер стих, снег продолжал идти.
Мы решили, что вряд ли кто нас спасёт, кроме нас самих, и вновь принялись считать волны.

kiowa

Продолжение следует...

kiowa

В первую очередь мы попытались найти на всей внутренней дуге бухточки место, где волны были наиболее пологими. При этом мы старались не смотреть на окаймляющие залив чёрные обрывистые скалы, где медленные серые волны разбивались прибоем на высоту пятиэтажного дома. Выбрав подходящую точку, мы отволокли туда по припайному льду лодку, мотор, бачок, полностью её снарядили, и дождавшись момента, когда, с нашей точки зрения, подряд шло несколько очень пологих и длинных волн, столкнули лодку с размаху в Охотское море. При этом я попытался очень чётко объяснить клиентам, что от слаженности действий нашей команды по-настоящему зависят наши жизни. Второй раз перевернуться в таком состоянии в ледяной воде нам никак нельзя было допускать. Кроме того, промёрзшие насквозь и в мокрой одежде, мы бы выдержали третью ночь я уж не знаю как. Я допускаю, что на следующий день нас на косе осталось бы меньше, и я не уверен, на кого меньше:
Поэтому мы дали в руки нашим англоязычным подельщикам (после двух ночей в пургу и под лодкой язык не поворачивался называть их клиентами) длинные и крепкие рожны (едва ли последние, не сгоревшие в костре) и объяснили, что как только лодка встанет на воду, они вскакивают в неё, становятся по бортам и невзирая на поведение всех остальных с силой начинают толкаться вперед.

kiowa

(Обычно клиенты в такой ситуации запрыгивают в лодку и садятся в неё как можно глубже по бортам, стараясь ничем не выдать своего присутствия. Но мы посовещались и решили, что, возможно, именно двух ЭТИХ человеческих сил нам не хватило в прошлый раз для успешного отхода).

kiowa

Далее в лодку запрыгиваем мы вдвоем с гидом Лешей (наиболее пострадавшие от волн и холода) и начинаем грести вёслами. Гид Василий, как самый здоровый и сухой, должен был толкать лодку до того момента, пока дно не станет уходить у него из под ног, затем вспрыгнуть на корму и тут же завести двигатель.
Для верности двигатель прогрели на берегу 'всухую', выждали момент и: Соединёнными усилиями выскочили в открытое море!
Естественно, Вася при этом вымок с головой второй раз.

Посреди моря ситуация на первый взгляд казалась гораздо более угрожающей, нежели на берегу.

Море раскачало всерьез.

kiowa

Огромные пологие волны были высотой не менее 10 метров, и наш утлый 'Прогресс', проваливаясь во впадины между ними казался совершеннейшей букашкой. Но волны были пологие, гребней не было, поэтому мы потихоньку подвигались к нашему базовому лагерю: До того времени, пока нам не преградил дорогу сплошной битый лёд.
При этом всём мы находились в постоянной радиосвязи с лагерем, и советовались с ребятами о совместных действиях.
Мы поискали место, где могли бы выброситься (именно выброситься, а не причалить - берег был совершенно открытый, и состоял из огромных круглых валунов) и попросили всё трудоспособное население идти туда, прихватив с собой сухие тёплые вещи, горячий чай в термосах и спирт.
Место нашлось в трёх километрах от лагеря, и мы больше часа кружили на границе битого льда, пока ребята поспешали нам на помощь. Когда они нарисовались на краю пляжа, мы вновь начали считать волны. Должен сказать, что из моря это делать гораздо сложнее, чем с берега. По нашему замыслу, мы должны были выскочить на берег на гребне волны, а ребята - выдернуть лодку вместе с нами как можно дальше.
При появлении подходящего вала Василий врубил полный газ, и мы оказались на суше, даже не пробив лодку (однако, отломав перо руля).

kiowa

Мужики не подкачали.
Они срочно переодели нас в сухое (мы уже шевелились как полумертвые крабы), растерли спиртом, напоили чаем. Минут через сорок мы обрели способность перебирать ногами и потихоньку задвигались к палаткам.
Вертолет прилетел этим же вечером и всех действующих лиц и исполнителей вывез в Магадан.
Хожу я до сих пор не вполне уверенно:

dikiy

Дааааааа....
С возвращеньицем!!!!!!

slava_zz

"вся наша жизнь- как сигаретка на сильном ветру..."
О.Куваев

dikiy

2kiowa
Ну и как клиенты восприняли приключение?
Еще приедут??

S-REF1

На ветру с мокрым снегом ,да без дров...
Это звиздец.
А в море на Прогрессе среди громадных волн со льдинами ,да потом через накат...
Это полный звиздец.
Видно Ваша путеводная звезда помогла из этого всем живыми выбраться.

Чарли

С возвращением.
Просто , С ВОЗРАЩЕНИЕМ.

rancho

Да-а-а-а...
Заново родились.
"какая интересная у людей жизнь!
Туда едут - за ними гоняться,
оттуда едут - за ними тоже гоняться!!!"
к/ф "Не бойся - я с тобой!"

AYurich

мда... мягко говоря впечатлило

Сибирский Волк

Я понимаю, Арсеньич "нездоров" на голову, кстати, как и многие, здесь присутствующие 😀
А иностранцы-то? Или тоже такие же?
Удивительно слышать такие рассказы.
Наверное, в таких местах и на таких охотах это является нормой.
Но для обывателя как-то не то, чтобы страшновато,а жутковато вникать и невольно принимать участие подсознанием в подобных путешествиях.
Не ошибусь, если скажу, что оч-ч-ч-ень немногие участвовали в таких непростых и захватывающе-занимательных вылазках...
Респект Председателю!

rancho

Сибирский Волк
Я понимаю, Арсеньич "нездоров" на голову, кстати, как и многие, здесь присутствующие 😀
А иностранцы-то? Или тоже такие же?
Удивительно слышать такие рассказы.
Наверное, в таких местах и на таких охотах это является нормой.
Но для обывателя как-то не то, чтобы страшновато,а жутковато вникать и невольно принимать участие подсознанием в подобных путешествиях.
Не ошибусь, если скажу, что оч-ч-ч-ень немногие участвовали в таких непростых и захватывающе-занимательных вылазках...
Респект Председателю!

IMHO мое такое, что это(ну или подобное)приключение и есть тот основной эпизод в зизни этих самых иностранцев, который они и будут вспоминать на смертном одре как самый выдающийся в своей никчёмной жизни...
То что Арсеньич нездоров, так это к лучшему, равно как и большинство на этом форуме, жаль только что не всем в обозримом будующем удастся поохотиться под чутким руководством Михаила. Но то что такие люди есть и что с ними можно вот так вот "накоротке" живо пообщаться и поделиться ... это прекрасно!(это я про Арсенича, Серёжу, Женю... земля ему пухом... Славу, да многих "нездоровых" на этом форуме.)

slava_zz

ну ладно, давай технические детали-по Олою мы их так и не дождались
кроме как в ледоход по Лене, не приходилось в похожем бывать- впредь что делать-то?

в Мишиной ситуации- чем запасаться?
гидрокостюмы?
гермоупаковка с сухой одеждой?
баллон газовый с горелкой?
мотор, кстати- запускался с веревки или с кнопки?
электорозапуск ведь сразу крутит винт..
жилеты какие были?
"прогресс" как лодка для волны- и в 70е был плох
неужто не появилось лучше?

поход по горам- 200 однозначно, хорошо, что не пошли

Lat.(izvinite) strelok

slava_zz
в Мишиной ситуации- чем запасаться?
гидрокостюмы?
гермоупаковка с сухой одеждой?
баллон газовый с горелкой?
мотор, кстати- запускался с веревки или с кнопки?
электорозапуск ведь сразу крутит винт..
жилеты какие были?
"прогресс" как лодка для волны- и в 70е был плох
неужто не появилось лучше?

поход по горам- 200 однозначно, хорошо, что не пошли

Ну здесь как я понял просчет был в том что выскочили "на пять часов" и ничего с собой не взяли- ни теплого белья ни палатки со спальником. Сидеть приходилось под лодкой... Насчет "лучше прогресса"- дык, надувнушка от 3.6 метра или ваще РИБ- ходи в любую волну.

slava_zz

ага, это я невнимательно читал
без уважения к морю отнеслись 😞

skif-s

Lat.(izvinite) strelok

дык, надувнушка от 3.6 метра или ваще РИБ- ходи в любую волну.

А как насчет сплошного, что был, и что там с надувнухой делать?

Хант

Все хорошо, что хорошо кончается!
Присоединяюсь к Славе. Будут ли опубликованны обещанные рассказы от разных авторов, дневники про Олойский поход?

Сибирский Волк

rancho

жаль только что не всем в обозримом будующем удастся поохотиться под чутким руководством Михаила.

Да, очень жаль....Думаю, что многим из нас..
С опытом, знанием и умением Арсеньича можно много интересного и прекрасного увидеть!!

kiowa

На самом деле, джентльмены, по окончанию мероприятия были проведены несколько сборищ, в которых тщательно прорабатывались ошибки. Результаты я хочу опубликовать на сайте чуть позже, а пока хотел бы услышать ваши замечания.

dikiy

Попробую свои соображения, хотя, как я думаю, они уже отработаны:
1. Другие лодки. Действиельно нужно надувнухи.
2. В каждой лодке НЗ (как минимум тент, примус или газовая горелка с горючим, средства связи не только с базовым лагерем с запасом батарей, какое-то количество воды и продуктов)
3. Индивидуальные спассредства. Возможно даже гидрокостюмы. Поправлюсь - вплоть до гидрокостюмов.
4. Инструмент (пила, топор, фонарик)

Все это должно находиться в лодке ПОСТОЯННО.
Лодка НЕ ДОЛЖНА ОТХОДИТЬ ОТ БЕРЕГА БЕЗ НЗ.

Это все недешево. Но, жизнь стоит дороже.

Popov

Нда....
Впечатлило.
Драйсьюты, конечно, рулят http://www.hiko.cz/index.php?lang=en&kat=121&id=37

Но Нова-тур... - бег по граблям 😊

Larsen

Все, что перечислено, здорово. Но, к сожалению, "подстелить соломку" везде не получиться. Никогда и не за что.
Необходимо отметить главное во всем произошедшем - проводники сделали все возможное, из возможного и невозможного. И еще, у них существовала РАДИОСВЯЗЬ с базовым лагерем. Это очень важно.
В тех местах трудно просчитать погоду даже на небольшой интервал времени вперед. Особенно, если просто за ней наблюдать визуально. Необходим барометр. А еще лучше, устройство показывающее тенденцию за последние 24 часа. Отслеживай они показания барометра - успели бы слинять вовремя.
При любом выходе на воду жилеты обязательны. Мне, кстати,
представляется, что они были у клиентов. Гидрокостюмы - как вы это себе представляете? В тех условиях необходимы спасательные костюмы для ледяной воды. А простой гидрокостюм не поможет.
"Собираясь на один день, бери все на неделю" - старый арктический девиз. Для тех мест он актуален и сегодня.
А если более "глобально", то "хорошими намерениями выстлана дорога в ад...". Поменять лодки? Здорово! На что? РИБ не выдержит и одного выхода с наката на берег. Есть Мневский вариант РИБа, с металлическим "кузовом". Но он и стоит "неподетски", да и в Магадан его как переправить... И главное, после того как отохотятся две/три группы клиентов, кто должен за него отвечать. Если отдать его в руки "аборигенов" на следующий сезон придется покупать новый. А Прогресс, он и в Африке Прогресс.

dikiy

Писал-писал, а оно пропало.
То, что мужики выбрались из этой передряги - здорово.
НО. Нужно предусмотреть, что можно попасть в такую-же или еще хуже. А значить,
1. ДОЛЖНЫ ИЗБЕЖАТЬ таких передряг;
2. гуппа ДОЛЖНА в отрыве от лагеря ВЫЖИТЬ, если попали;
3. Море есть море! И может случиться что угодно (туман, лед, шторм)

Гидрокостюмы существуют. Сам летал вертолетом 5 лет в гидрокостюме поверх одежки. Но те, которые указал по ссылке Попов, ИМХО, удобнее. Есть и у моряков неопреновые, но они неудобные. В них только плавать в воде(до 12 часов - суток в ледяной).
По погоде.
1. Рулит ИНЕТ: http://www.imocwx.com/wxfax/asas_18.gif
Японская карта фактической погоды. Обновляется каждые 6 часов. http://www.imocwx.com/wxfax/fsas4_00.htm
Прогноз на 2е суток.
При наличии спутнокового телефона можно звонить морякам или авиаторам и узнавать погоду. Телефон ДОЛЖЕН быть. Хотя бы один, в базовом лагере.
Не стоит упускат возможность блуданыть в тумане. А в это время начинается сезон туманов!

Larsen

Телефоны спутниковые всегда есть. Но не все так просто.

Ochotnik

kiowa
...а пока хотел бы услышать ваши замечания.
Всегда исходить из того,что сопровождаемые люди - городские жители.
Более осмотрительно(в очередной раз)относиться к подбору снаряжения.
Неплохо бы конечно всеж соорудить капельницу для весенне-осенних мероприятий,чтоб не завязываться на наличие(желательно сухих)дров.
И Ларсен прав:"идешь на неделю - запасайся на месяц".
Ну а по поводу моря - отойти от берега в накатную волну-это что то.

mm

Когда Кайова рассказывал нам про эти похождения,первая мысль которая меня посетила -эта та,что нужно надеть гидрокостюм и сразу становится в принципе не так страшно.Если вдруг упал с лодки,то сразу и не поймёшь,что в холодную воду упал,плюс положительная плавучесть.
Одна проблемма лень одевать - снимать.Но эта проблемма,особенно с американцами,решается я думаю легко.Нет гидрокостюма нет выхода в море.Хороший костюм,который прослужит мпого лет,стоит примерно 250 долларов.Думаю это не те деньги когда на счету стоит жизнь.

dikiy

Именно с американцами проще всего. Они повернуты на безопасности. Именно от них мы и начали использовать гидрокостюмы при перелетах н авертолете. Хотя лету над морем было всего 7 минут из 45-50.
Прикольно было когда на одну вертушку народ идет в костюмах, а на другую в ватниках.

rancho

kiowa
На самом деле, джентльмены, по окончанию мероприятия были проведены несколько сборищ, в которых тщательно прорабатывались ошибки. Результаты я хочу опубликовать на сайте чуть позже, а пока хотел бы услышать ваши замечания.

На мой IMHO при подобных вылазках в тот же прогресс достаточно положить "одноразовый" надувной матрас и небольшую трехместную палатку и этого уже будет достаточно для минимального выжывания в подобных условиях.

По поводу лодок - Ларсен прав абсолютно. Бесполезно и дорого возить туда РИБ. А тем более для тех условий РИБчик должен быть метров 6-8 длинной...

Надувнуха конечно выход из положения ... но скажите честно кто из вас пробовал выходить в море стаскивая лодку в воду прямо с берега в волнение хотя бы балла 3? Я думаю не многие, а те кто пробывал прекрасно понимают о чем речь. Проблема то как раз не в том чтобы передвигаться по морю в шторм, а в том чтобы попасть с берега в это самое море!

И на мой взгляд основное замечание это то что гиды не сразу поняли погодные условия и их изменения. А для этого есть множество крохотных устройств начиная от наручных компьютеров SUUNTO, кончая переносными метеолабораториями.
http://www.suunto.com/suunto/main/article_1column.jsp?CONTENT%3C%3Ecnt_id=10134198673942446&FOLDER%3C%3Efolder_id=1408474395903545
http://www.suunto.com/suunto/main/product_short.jsp?CONTENT%3C%3Ecnt_id=10134198673939448&FOLDER%3C%3Efolder_id=9852723697223384&bmUID=1150969738005

dikiy

Немного о своем опыте, пока на суше.
Пару лет назад работал на американцев на севере Сахалина. Так как машины нашей фирмы имли право ходить по одной, да и в машине был всего один человек, УАЗы были оснащены спальником, газовой плиткой, тентом, набором продуктов и воды, спутниковым и сотовым телефонами. Ну и само-собой лопаты 2 шт, топор, буксир. На маршруте каждые 2 часа связывался с офисом и докладывал что жив - здоров, где нахожусь и куда следую.
Ну а море есть море. Там добавляются свои прелести. И в туман приходилось блудить, (добавлю к перечню снаряжения на лодке КОМПАС), и на берег в накат высаживаться, и по льдам на ботике ковыряться....

Larsen

Наше обсуждение непременно скатиться к извечному российскому вопросу -"что делать?". А делать то нечего...
Как выглядит аутфиттерская магаданская контора? Простенько до невозможности. Есть офис, несколько оборотистых ребят сумели получить в аренду участок побережья. Снаряжение собрано в начале "по сусекам", у кого что было. Затем, в процессе деятельности, так сказать, прикупалось все остальное. Но только относительно движимое - моторы, телефоны, генераторы. Нет смысла покупать кораблики, катера или вездеходы. Они и так есть у "состоятельных" аборигенов и их проще арендовать. И все это потому, что срок легальной охоты, в процессе которой можно заработать денег, короток. Лицензий мало. Можно пропустить две-три группы охотников весной и столько же осенью, на нерестовой реке. Вот отсюда и минимизация всего.
Есть и другой вариант. Пример - известная якутская контора. Вот у той все свое - самолеты, вертолеты, катера и т.п. Но там и "отцы основатели" у румпеля всей Якутии стоят. Никакой частной инициативы! И ни какой вольницы. Все учтено и пощитано. Но и охота там стоит... мама не горюй.

AloneAlien

Спасибо за как всегда очень интересный и захватывающий рассказ! Ну а на счет замечаний - неблагодарное это дело давать советы профессионалу 😛

dikiy

2Larsen
Да оно мне понятно все это.И про деньги, и про минимизацию расходов.
Потому я и вставил - а жизнь дороже.

Larsen

Так все правильно. Именно поэтому я и являюсь ярым сторонником организации подобных "экспедиций" под себя. Вот тут то полная свобода действий, и полная ответственность за то, что взял с собой.

Берта

Сергей ! Если у Вас есть возможность участвовать в форуме,странно что у Вас нет возможности позвонить мне. Обещанные 15 минут уже неделю как прошли....

slava_zz

художника обидеть всякий может! 😊

Lat.(izvinite) strelok

slava_zz
художника обидеть всякий может! 😊

😊 😊 😊 Заодно хотел бы и я обидеть того художника- звоню ему на мобилу, а там факс пищит... шо за дела????
С ув.

slava_zz

"..артистическая натура, всегда предпочитал Томми-ган" (с.) 😊)

заплатку для лодок после полугодовых переговоров он для меня все равно забыл 😊

headhunter

идея про плавсредство из ПВХ во льду - не прокатывает.
но почему дюралевое плавсредство оказалось "прогрессом"? не знаю, как обстоят дела в Охотском море - а в Белом море я бы предпочел оказаться на вдвое более высокой волне на каком-нить "казане"-пятерке любой модификации, чем на вдвое более мелкой - на проклятущем "прогрессе". купались, знаем. я уж не говорю о нормальных дюральках, типа какого-нить "buster", который куда сложнее пробить.
на идеях "быстренько на пять часов смотаться" я тоже накалывался - но вряд ли это уместно с клиентами.
то же самое - с "нова-туровским" барахлом. брать в коммерческий тур, за который баппки плочены, нетестированное снаряжение от сомнительного производителя... сходить с этими палатками/спальником разок самому надо было.
а что это был за мотор, который вас так подвел?
к действиям гидов в критической ситуации тут не придерешься - но попадание в неё...

B-S

[QUOTE]Originally posted by headhunter:
[B]
но почему дюралевое плавсредство оказалось "прогрессом"? не знаю, как обстоят дела в Охотском море - а в Белом море я бы предпочел оказаться на вдвое более высокой волне на каком-нить "казане"-пятерке любой модификации, чем на вдвое более мелкой - на проклятущем "прогрессе". купались, знаем. я уж не говорю о нормальных дюральках, типа какого-нить "buster"
---------------------------------------------------------------------
Насчет "Прогресса" не согласен - на спокойной воде он может и утюг,но в шторм ведет себя не жуже "Казанки",приходилось использовать и то и другое более 10 сезонов ,-(сейчас использую "Амур"),при наличии вменяемого "капитана" с опытом- гораздо надежнее выше озвученных пл/с.

С Уважением B-S

Ochotnik

Тоже используем Амур с Ямахой-60.
Несколько раз на Печоре попадали в шторм,вполне надежная посудина.
И Хедхантер прав - мотор должен быть с электрозапуском и заводиться "с полтыка".

VLAD.NZ

Я, когда читал, просто представлял себе это всё в реале, тоже ведь бывали подобные моменты в практике, и становилось очень холодно возле горящего камина :-( Но здесь мужики несомненно молодцы и победители. С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ, так сказать :-)

Всегда и везде таскаю в юрзаке запаянный утюгом плотный целлофановый пакет с запасным термобельём, свитером и шерст. носками.

kiowa

Про "Прогресс" расскажу отдельно, но в море на волне что он, что "Казань" пятая - одночленно. Есть "Крым-3" - тот маненько получше, но с оговорками...

dikiy

Выше про КОМПАСС для лодки писал. Потом вспомнил свои блуждания ночью по морю в тумане... НаХВигаторы чуть зиганшина с меня не сотворили 😞
Наверное ЖПС нужно.....

kiowa

Неее, ЖПС на море - наинужнейшая весчь...

dikiy

Кстати. Имея ХОРОШИЕ лодки можно сэкономить на вертолете.
Хотя это уже нужно исходить из местных условий. А именно:
1. Ледовая обстановка.
2. Прогноз погоды.
3. Возможность высадки на берег. Можно найти и речку, куда зайти можно. Тогда волнение будет меньше влиять на высадку.
Необходимо также учитывать и высоту приливов-отливов. В Магадане это временами 4-6 метров (на вскидку)

Bodya-irk

kiowa
Про "Прогресс" расскажу отдельно, но в море на волне что он, что "Казань" пятая - одночленно. Есть "Крым-3" - тот маненько получше, но с оговорками...
Лучшее Казанка 2, как?
Кажись она получше волну держит.

kiowa

Не имел с ней дела, признаюсь.

Antti

Насчёт Прогресса надо бы поточнее.
Если первые Прогрессы - утюги, то Прогресс-4 - вполне мореходная лодка. Надо только иметь запас мощности и правильно мотор установить. Если двигун не шибко крутой - использовать винт с изменяемым шагом и установку не забывать менять, смотря по нагрузке.

kiowa

Действительно, "Прогресс -4" - это вполне нормальная мореходная лодка, в отличие от "Прогресс-2".

kiowa

Наконец-то собрался написать итоговый абзац по нашему приключению. Итак: изначально в организации поездки была допущена (чисто по разгильдяйски) - серьезная ошибка - не был положен тормозок с запасом харча дня на два на пять здоровых рыл. Справедливости ради должен сказать, что в лодке на другом лагере такой запас всё время был. В той же лодке его выложили поутру для проведения ревизии и дабы выкинуть испортившиеся продукты, да так и не положили обратно. Это - косяк конкретнейший.
Переходим к урокам, которые мы планируем учесть на будущее.
Кроме топора, в лодке обязательным порядком должна лежать пила. Потому что при пилке энергия, употребляемая на отделение одного куска дерева от другого, неизмеримо меньше, чем при рубке. И именно ножовка, а не лучок. Потому что ножовка может быть использована, как снежный нож при постройке укрытий из плотного снега, а лучок - нет.
Ещё одна необходимейшая вещь - примус, работающий на бензине. На бензине - для того, чтобы он мог работать на горючем, на котором пашет подвесной мотор. Они у нас все с раздельной смазкой - что Ямаха, что Сузуки.
Кроме того, в лодке должна лежать палатка гондонного типа рыла на три-четыре - лежа в такой штуке и с горящим примусом, можно пережить весенний буран любой реальной продолжительности.
Что касается 'Зодиаков' - в этих лодках во время поездок по морю всё время летят брызги через борта, что ни фуя не способствует: Ничему, в общем-то, не способствует. Мокрый ты все время. При температуре воздуха +1 - + 5 градусей.
Гидрокостюмы - вещь хорошая, но я с ними дел никаких не имел - наверное, индивидуальная, всё-таки?
РИБы имеют пластиковое дно, что при постоянном втаскивании/стаскивании лодки с берега/на берег не способствует целости днища. Крепость клёпаных лодок всё-таки, имхо, вне конкуренции.

slava_zz

как я понял, мотор запускался с кнопки-но все равно не успели- выбросило

а нет бы Вихрь без колпака и на веревочке 😊

kiowa

В общем, перекладываю тему в Отчеты о походах.



перемещено из Охота

dikiy

У нас, возе одного из магазинов, стояла лодка, у которой нижняя часть, по ватерлинию, дюралевая, а сверху надувные баллоны.
Цена НУ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ 😞

kiowa

dikiy
У нас, возе одного из магазинов, стояла лодка, у которой нижняя часть, по ватерлинию, дюралевая, а сверху надувные баллоны.
Цена НУ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ 😞

Кстати, скока?

dikiy

kiowa

Кстати, скока?

Так нету уже... 😊
Буду пробегать мимо спрошу.

Mower_man

rancho
По поводу лодок - Ларсен прав абсолютно. Бесполезно и дорого возить туда РИБ. А тем более для тех условий РИБчик должен быть метров 6-8 длинной...

на чисто охотском береге не бывал... бывал и высаживался в накат и сильную волну на охотском побережье Парамушира, на валуны с ракушками.

РИБы массово не пользуют, хотя могут их покупать.

Все местные используют апробированный вариант надувных лодок 3,6 метра в среднем. С перегрузом как правило ходят всегда. Длинее лодки там держать для именно жителей нет нужны, теряется универсальность а длинная лодка не окупится, быстрее износится. Там не туризмом живут, лодки для другого нужны.

Жилетки не берут, толку от них в воде с температурой + 4 градуса нет. Если от берега километр, не доплыть... если ближе - может и выплывешь... А болтаться в воде как поплавок ничего не делая - один фиг, каюк.

А так как много длинных подводных кос, то от берега держутся очень прилично.

Slava_27

Привет абборигенам Охотского побережья!вспомнил (школьные)годы проведённые в тайге, на сопках Алонского перевала, в лесотундре, на берегах различных рек Охотского р-на, Хабаровского края (родина моя).
На медведя специально не ходил, но повстречаться приходилось. "Хозяин тайги", как мы его называли, при встрече "гипнотезировал" так, что забывали на мгновенье всё и вся. Лай твоего верного друга возвращал тебя "к жизни", как правило это была лайка. До 2-х лет медведь очень любопытный и труслив. Более старших от лагеря (бивака) отогнать без выстрелов в воздух практически невозможно, а то и стрелять на поражение приходилось. Старые местные матёрые охотники, с выстрелами всегда тянули до последнего. Уважительно относились, за исключением когда медведи за отсутствием корма, спускались с сопок и вторгались в крайне стоящие дома деревень, посёлков.
Жарким, от палящего солнца, июньским днём 1992г. возвращались с товарищем-рыбачком(Лёха) домой с берегов р.Охоты (ударение на Ы), с десятком хариусов, и в этот раз без своей верной подруги ("Ласка" только ощенилась), на прямой в 100 метров из папоротника в 20-и шагах выполз медведишко 2-х лет. И замерли мы глядя друг на друга. Я точно испуг конкретный поймал-собаки нет, ружья нет- сердце "провалилось в желудок", кровь в висках...(можно было мой пульс рядом стоящему считать) и эту тишину нарушил мой позади идущий товарищ. Он опустив голову-весь в себе, ковылял, пиная прошлогоднюю листву на дороге, и уткнулся мне в спину. И тут началось. Я как ошпаренный кинулся в папоротник к высоким тополям в надежде залесть куда-нибудь повыше. В болотниках, с удочками в руках, за спиной рюкзак я за пять-шесть секунд поменял два тополя-было не залезть. В итоге оказался на какой-то покрытой мхом осине, в трёх метрах от земли. А Лёха так и стоял на дороге, наблюдая за мной и медведем, кто вперёд смоется с места происшествия. Вообщем, от моей суеты медведь ринулся в тот же папоротник, но я его там не видел. Двинулись мы только через пару часов дальше. Подойдя к мотоциклу ИЖ-юпитер (до него было метров 200), я думал снег выпал или цветы какие, вокруг моего железного коня, а это было просто... медведь распотрошил сидушку(там паролон, обычно) водителя начисто, от бака до заднего крыла -изрезав её в мелкие клочья. Лёха долго смеялся надо мной как я поеду...но смолк когда увидел в своей любимой люльке тоже самое.
Просто есть смешные и удачные встречи с ним, они то и скрашивают серьёзного и опасного хищника!

slava_zz

мише- добавить баллон газовый с насадкой- горелкой
-тот самый шмель разжигать
в ноябре опробовал-ну очень удобно и быстро

kiowa

Опять туда же собрался... Перечитываю нах...

Lat.(izvinite) strelok

Ни пуха, нах.......

slava_zz

ну горелка за 150 не разорит, хотя Ковея с пъезоподжигом лучче