Я уже задумывался над вопросом уменьшения веса снаряжения в комбинированных велосипедно - водных походах, поэтому тема меня заинтересовала, и ближе к концу лета был составлен план нового похода.
Ранее я прошел несколько автономных вело-водных маршрутов летом и осенью, используя прицеп к велосипеду, каркасно-надувную байдарку длиной 3,8 м., с готовкой на газу. Новый подход предполагал отказ от прицепа, что влекло жесткие ограничения по весу и объему вещей - все снаряжение должно было поместиться в подрулевую, рамную и подседельную сумки велосипеда и рюкзак. Вместо байдарки должен был использоваться пакрафт, вместо газа - печка 'щепочница', и вместо самонадувного коврика и спальника - надувной легкий коврик и пристегиваемое к нему одеяло. Отказаться от палатки в пользу тента, имея опыт предыдущих походов в холодное дождливое время, я не рискнул.
Место. Выбор пал на популярный туристский маршрут по реке Вишера на севере Пермского края. Первоначально была мысль заглянуть в Вишерский заповедник и, пройдя по тропе начать сплав от устья Лыпьи, но получил следующий ответ администрации заповедника: "Видимо Вы не совсем понимаете, как там устроены тропы и это все таки горная местность с соответствующим рельефом. Поэтому сомневаюсь что 43 км по горам по лесам на велосипеде будут актуальны (...) после 15 сентября водная часть будет закрыта для посещения". Поэтому было принято решение пройти на велосипеде 160 км от г. Красновишерска до урочища Кордон 71 км на р.Вишера, и далее сплавиться 200 км. до точки старта.
ВИДЕО Часть 1. Дорога Красновишерск - Кордон.
ВИДЕО Часть 2. Сплав
Сроки. Старт запланирован на 12 сентября 2017 года. Прогноз погоды изменчивый, дожди с прояснениями, температура 5-10 градусов. На все от 10 до 14 дней.
Выбор пакрафта. Собственно 'пакрафт', как я понял, это Альпака или сделанное по ее типу плавсредство из специального тонкого материала, что дает снижение веса до 2 кг и ниже и компактность в сложенном виде, при достаточной прочности и грузоподъемности. По весьма негуманной цене. Кроме того, покрафтом называют лодку, сделанную из тонкого ПВХ, повторяющую формами пакрафт. Материал более тяжелый и грубый, но относительно недорогой.
Я остановился на ПВХ пакрафте Спутник-1 от Тайм Триала, поскольку его вес и габариты соответствовали задаче - ехать в подрулевом бауле. Был тревожный момент, когда на почте мне выдали здоровенный кирпич, весом килограмм восемь, но, оказалось, что половину веса составляет упаковка
Сама лодка. Однобаллонная. Модель стандартной длины, с декой. Цвет "мокрая химзащита", днище серое, из более плотного ПВХ, с заходом на баллоны.
* Внутри лодки места только для человека и в ноги можно поместить что-то размером с мяч. На носу имеются четыре петли, велосипедная МТБ рама без колес помещается нормально. Грести мешает, время от времени цеплял веслом, но терпимо. Еще про багаж. Поначалу я сел на надувную сидушку, рюкзак клал на переднюю палубу и сзади, за собой, сумку клал под колени. Поначалу казалось, что нужны петли для груза сзади, на горбу, но через пару дней гребли, я пришел к выводу, что более высокая посадка удобнее, и сел на рюкзак, а все остальное поместил в нос или на палубу спереди и такая компоновка оказалась оптимальной. Если выразиться кратко, то в пакрафте тесно. Но его любой способный подтянуться юноша может повесить на плечо и зашагать в гору. Комфортность посадки зависит от того, что вы под себя положите. Я начинал ерзать часа через полтора.
Лодочное: Весло, пластик разборное. Ремкомплект. Шнур 10 м.
Велосипед МТБ хардтейл, 1-11 ск. с непромокаемыми сумками под рулем, в раме и за седлом, а так же дополнительным креплением фляги на руле.
Рюкзак Deuter 26 л.
Палатка Vaude одноместная, двуслойка. Вес 1,6 кг.
Коврик надувной Therm-A-Rest Neoair Xlite, 0,345.
Одеяло пуховое Одеяло Therm-A-Rest Corus, 0,648., пристегивающееся к коврику.
Кусок нетолстой пены по ширине коврика длиной от шеи до задницы.
Печка разборная с наддувом и котелок 1 литр, в чехле. Печка помещается в котелок, общий вес 0,65 кг с батарейками.
Зажигалка турбо и несколько обычных.
Пила Fiskars раздвижная.
Фильтр для воды MSR.
Кружка ti, ложка ti 2 шт., нож.
Фляга 0,7 и бутылка 2 л.
Электрическая часть:
Навигатор Garmin
Фонарь налобник Petzl
Телефон водостойкий с запасной заглушкой.
Внешний аккум. и шнур.
Батареи АА запасные.
З.щетка, з.паста, мыло, крем для рук в микроупаковках, вл.салфетки, ножницы, пластыри.
Еда. На 1 день. Завтрак: 2 каши овс. б/п., чай, сахар. Обед: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар. Ужин: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар.
Дополнительно: соль, перец, б.кубики.
Специальное: эн.гели high5.
Одежда и обувь.
Термобелье синт. быстросохнущее.
Теплое белье полартек.
Жилет пуховый.
Куртка флис.
Куртка штормовка мембрана.
Штаны велосипедные плотные.
Трусы велосипедные.
Пончо.
Носки 3 пары синт., носки для сна толстая шерсть.
Труба на шею флис.
Кепка х/б.
Шапка флис.
Ботинки утепленные salomon. Надо было бы взять сапоги, но ехать на велосипеде в сапогах тяжело.
Перчатки вело.
Грузим все в машину, можно выезжать.
К вечеру 11 сентября я проехал Красновишерск, попетлял по плохой грунтовке и вскоре уперся в железные ворота базы отдыха на берегу Вишеры, сторговался со сторожем на 10 суток стоянки и приступил к сборке велосипеда. Изначально я хотел разместить палатку с ковриком на руле, поверх сумки с лодкой, но на месте выяснилось, что ехать так невозможно даже на заблокированной вилке, поскольку сумка на кочках нижней частью касается колеса. Поэтому пришлось скрепя сердце уложить палатку без каркаса и коврик под клапан рюкзака. В итоге все поместилось так:
Дорога из Красновишерска в направлении Ваи главная, блуждать негде. Асфальт быстро закончился, дальше пошла грунтовка с поначалу хорошим покрытием.
Рельеф - огонь. Крутить, крутить и еще раз крутить. Суммарный подъем за 167 км велосипедной части маршрута составил 2346 метров.
Моя разбирается на три части, складывается как матрешка и помещается в алюминиевый литровый котелок от Kovea. Наддув работает от двух батареек АА, моторчик потребляет очень мало и за 10 дней комплект я не израсходовал. Корпус из нержавейки, двухстенный нагнетаемый вентилятором воздух поступает снизу и в верхнюю часть. Температура пламени высокая, вода закипает не хуже, чем на мощной газовой горелке, но трудно регулировать силу пламени. Слабый дождь не мешает. Расход 'дров' очень небольшой, на суп и чай хватит веток толщиной с палец которые можно принести за раз в одной руке. Существенный плюс также в том, что необходимое количество горючего материала можно найти везде, где есть деревья. Даже на самых популярных туристических стоянках, где отдыхающие обломали все сухие ветки с елок в радиусе 300 метров вширь и полтора роста вверх. Даже в дождливую погоду. В принципе можно ломать ветки руками, с помощью ножа, но с пилкой-сучкорезом легче как добывать, так и разделывать до необходимой длины (см 5-10) Я брал Fiskars с выдвижным лезвием 160 мм.
Понятно, что чем тоньше ветки, тем быстрее они прогорают, поэтому за процессом горения надо постоянно следить одним глазом, и подкладывать дрова, не доводя до полного прогорания углей. Которых с наддувом практически не остается, получается даже не зола - пепел. Искр мало, но они есть, вблизи палатки использовать надо аккуратно. Остается выжженое пятно, но только на поверхности земли. Металл понемногу обгорает, каков срок жизни нержавейки сказать сложно. В целом, мое мнение о турбопечке положительное.
Сначала жидкая грязь, затем липкая грязь вперемешку со щебенкой. Камазы, порожние, и груженые лесом ползут со скоростью пешехода, скрипя тормозами.
На очередном, особо грязном подъеме из леса выбежали три белые лайки и замерли, уставившись на меня в недоумении, не понимая, что за существо перед ними. Но, когда услышали голос, подбежали и дальше сопровождали меня до темноты, бегая туда-сюда, то отставая, то обгоняя. (Это хорошая примета. Если за тобой увяжется чужая собака - добрый знак, а встретить сразу трех белых собак - к большой удаче).
За день я прошел 73 км, набрав 1088 метров подъема.
Утро выдалось прохладным, +4, но без дождя. Впереди еще 90 км пути и надо двигаться. Стартовал около 11 часов.
и через 23 км, после бодрого спуска к 17 часам добрался до Ваи и железного моста через Вишеру.
Ближе к ночи начался дождь и готовкой занимался сидя в палатке, выставив печь в проем тамбура.
Можно выдыхать. )
Больше гостей не было, шумел дождь, да протошнили три самолета стратегической авиации, гудя, как дифференциал без масла.
Начало не очень обнадежило. На развилке поехал прямо, и через километра полтора выбрался на базу лесозаготовителей у реки. Зачерпнул воды, поболтал с рабочим, а затем пришлось возвращаться и начинать подъем сначала, по правой дороге, вдоль шумного ручья.
Не помню, за сколько я доехал до отворота на 71 км, который обозначен щитом с надписью 'Государственный природный заповедник Вишерский'. Направо дорога на Велс, налево на кордон.
Но по большей части это полузаросшая колея с ямами и лужами во всю ширину.
Все когда-нибудь заканчивается, закончился и подъем, начался длинный крутой спуск, судя по карте - к реке. Фонарь не включал, кое-что еще можно было разглядеть, и вот впереди, в просвете деревьев замаячила огромная, серо-фиолетовая, в белых волнах облаков гора.
Шорох воды и Вишера, скрытая туманом. Мы на месте.
ВИДЕО велосипедной части
Восемь часов вечера, с реки ползет туман, на ногах повисли 46 пройденных за день километров плохой дороги, и завалиться в баню было очень заманчиво. Но неспортивно. Поэтому выбрал место в стороне, поставил палатку, сложил вещи и заглянул на огонек в фургон смотрителя - поднятый над землей кунг с печью и панорамным окном, обращенным к реке.
За чаем были подняты вечные темы: палатка или тент, байдарка или плот, синтетика или пух, топор - за и против, близкие любому туристу и позволяющие скоротать вечер. Ну и медведи, куда ж без них. Будто бы все приезжающие на кордон по дороге их видят. Я не видел даже следов.
За ночь несколько раз начинался дождь, но к утру прояснилось. В нормальную, то есть пасмурную погоду, место выглядит обычно. Река, галечный берег, стена хвойного леса за рекой с лиственной опушкой и ровный слой облаков сверху. Но когда тучи расходятся, привычный пейзаж резко мельчает, и полнеба закрывает огромная, поднимающаяся выше самого верхнего слоя облаков, масса Тулымского хребта. В первый момент ощущаешь себя как лабораторная мышь, над которой неожиданно сняли крышку уютной коробки.
Раму велосипеда уложил на нос, поперек и зафиксировал отрезками шнура, так, чтобы исключить смещение, поверх закрепил колеса, и спустил пакрафт на воду, чтобы выполнить укладку остальных вещей уже на плаву.
В этот день я отошел от места старта на 15 км, и около 18 часов вечера меня накрыло дождем. Начался ливень. Полностью укрыться накидкой не получалось из-за недостатка места и пока я нашел место и выбрался на берег, промок капитально. Мне повезло, что было относительно тепло, градусов 10.
Такой вот первый опыт. Но не последний. Представляю, насколько осторожнее нужно быть, если на носу лодки привязан велосипед, а метацентрическая высота сильно увеличена посадкой гребца верхом на рюкзаке.
Да, очень пригодилось "одеяло" из тонкой золотистой пленки за 150 рублей, купленное в "Сплаве" на всякий случай. Места занимает минимум, весит еще меньше, а не замерзнуть ночью на сырой пенке, укрывшись сырым спальником, очень помогло. Ночь прошла почти комфортно, несмотря на +5 на дворе.
16 сентября День пятый.
Взял последние сухие носки, одел сверху по два полиэтиленовых пакета, и так засунул ноги в ботинки.
Костер я жечь не стал, так как одежда, которая была на мне, сохнет сама, а ботинки бы не высохли и за день. Дрова и береста имелись, я спокойно приготовил завтрак и чай, наблюдая, как течет вода, стелется туман и перематывается лента облаков.
Вверх по течению прошли две лодки, вторая под завязку загруженная рыбаками, один из которых внезапно завопил в мою сторону дурным голосом: 'Поляна, поляна'! Но рулевой никак не отреагировал, и лодка ушла дальше.
Стартовал около 11 часов. В пакрафт, в силу его мелкости, нельзя просто взять все и покидать как попало, приходится все более-менее аккуратно укладывать и размещать, а это - время.
Из-за сильного ветра и слабых дров печка толком не горела, и обед вышел скорее размокший, чем сваренный, но горячий. Заглядывал гость - мелкий зверек типа ласки, белого цвета, но сразу ускакал, не дав себя сфотографировать.
Задувало так, что в ушах свистело, и мимо Велса я выгребал долго, вдоль берега и с остановками. Ниже Велса ширина реки уменьшилась и стало потише.
Вечер порадовал красивыми видами заката.
Шел до начала сумерек, чтобы удалиться от населенных мест.
Хвойные деревья за пределами поляны напоминали пальмы Калифорнии отсутствием веток на высоту в два человеческих роста, и улов дров оказался очень скромным. Однако, у берега нашелся сухой куст, ветки которого замечательно горели.
Вечером температура в палатке не опускалась ниже +9, но ночью ветер выдувал тепло и было прохладно. Несколько раз шел дождь.
За день я прошел 26 км. Планируя маршрут, я исходил из того, что буду проходить на пакрафте в день по 20 км в самом матрасном режиме - неспешно стартуя, не менее двух часов обедая, периодически выходя на берег и вставая на ночевку не позднее 18 ч. Но, практика показала, что в этот раз для достижения даже этого небольшого результата придется работать. Тем не менее, я пообвыкся, почувствовал темп и был готов продолжать.
Утро шестого дня было пасмурным.
Температура к 10 часам поднялась до 9,5 градусов, вода в Вишере тоже не слишком холодная - у берега 8 градусов. Завтракал сидя в палатке. Сверху не каплет, горит огонь в печи, закипает вода для чая. Впереди течет Вишера с тихим плеском.
Река несла, шел ровно. По берегам лес, преимущественно хвойный, в котором с каждым днем прибывало желтого и багрового цвета, изредка серые слоистые камни, гравий, острова и протоки с быстрым течением и мелкими стоячими волнами.
К половине второго отмахал 14 километров и подошел к обустроенной стоянке. Собственно, обустроенность заключалась в наличии ступенчатого подъема от воды на довольно высокий берег и утоптанной поляны с кострищами наверху.
Можно не пользоваться стоянками общего пользования, но, если уж они есть и не заняты, то лазить по пояс в сырой траве среди кустов тоже незачем.
Спасибо!
Зефир в шоколаде - от команды эвакуаторов? Или прикопали заранее? 😛
На случай типичных поломок велосипеда, с собой были камеры, но они не понадобились, замок цепи. На случай критической поломки велосипеда имелись деньги для найма транспорта. Для пакрафта были клей и заплаты, достаточные для ремонта полуметрового пореза. Продукты брались с запасом на два дня при нормальном питании и возможностью растянуть при экономии. На веломаршруте одна часть продуктов ехала в багажнике, другая часть с котелком в рюкзаке, на случай, если придется на елку лезть)
На пакрафте все вещи были пристегнуты и привязаны, что должно было исключить их случайную утрату.
Если бы пришлось купаться, то да, ситуация стала бы малоприятной, хотя, многое зависит от погоды. Делал бы костер и дожидался лодки, а там или вверх или вниз, как повезет.
Ништяки на финише дожидались машине, на турбазе, припас заранее.
За отчет - большущее спасибо!
Каждый год так сплавляетесь?
А почему в одного?
Компанию на такой поход и в такое время найти почти нереально.
В 21 обсуждалось, даже целый раздел есть https://guns.allzip.org/topic/21/107382.html