Вишера 2017. Комбинированный поход велосипед - пакрафт. 10 дней.

ZIKLON
Эта история началась в сумрачных коридорах Велты-спорта, когда ко мне подошел Семен 'Кабанчик' и завел разговор про пакрафты.
Я уже задумывался над вопросом уменьшения веса снаряжения в комбинированных велосипедно - водных походах, поэтому тема меня заинтересовала, и ближе к концу лета был составлен план нового похода.

Ранее я прошел несколько автономных вело-водных маршрутов летом и осенью, используя прицеп к велосипеду, каркасно-надувную байдарку длиной 3,8 м., с готовкой на газу. Новый подход предполагал отказ от прицепа, что влекло жесткие ограничения по весу и объему вещей - все снаряжение должно было поместиться в подрулевую, рамную и подседельную сумки велосипеда и рюкзак. Вместо байдарки должен был использоваться пакрафт, вместо газа - печка 'щепочница', и вместо самонадувного коврика и спальника - надувной легкий коврик и пристегиваемое к нему одеяло. Отказаться от палатки в пользу тента, имея опыт предыдущих походов в холодное дождливое время, я не рискнул.

Место. Выбор пал на популярный туристский маршрут по реке Вишера на севере Пермского края. Первоначально была мысль заглянуть в Вишерский заповедник и, пройдя по тропе начать сплав от устья Лыпьи, но получил следующий ответ администрации заповедника: "Видимо Вы не совсем понимаете, как там устроены тропы и это все таки горная местность с соответствующим рельефом. Поэтому сомневаюсь что 43 км по горам по лесам на велосипеде будут актуальны (...) после 15 сентября водная часть будет закрыта для посещения". Поэтому было принято решение пройти на велосипеде 160 км от г. Красновишерска до урочища Кордон 71 км на р.Вишера, и далее сплавиться 200 км. до точки старта.

ВИДЕО Часть 1. Дорога Красновишерск - Кордон.


ВИДЕО Часть 2. Сплав


ZIKLON
Цели и задачи. Активный отдых.

Сроки. Старт запланирован на 12 сентября 2017 года. Прогноз погоды изменчивый, дожди с прояснениями, температура 5-10 градусов. На все от 10 до 14 дней.

Выбор пакрафта. Собственно 'пакрафт', как я понял, это Альпака или сделанное по ее типу плавсредство из специального тонкого материала, что дает снижение веса до 2 кг и ниже и компактность в сложенном виде, при достаточной прочности и грузоподъемности. По весьма негуманной цене. Кроме того, покрафтом называют лодку, сделанную из тонкого ПВХ, повторяющую формами пакрафт. Материал более тяжелый и грубый, но относительно недорогой.
Я остановился на ПВХ пакрафте Спутник-1 от Тайм Триала, поскольку его вес и габариты соответствовали задаче - ехать в подрулевом бауле. Был тревожный момент, когда на почте мне выдали здоровенный кирпич, весом килограмм восемь, но, оказалось, что половину веса составляет упаковка

Сама лодка. Однобаллонная. Модель стандартной длины, с декой. Цвет "мокрая химзащита", днище серое, из более плотного ПВХ, с заходом на баллоны.

В сумке, вес брутто 4,5 кг, нормально.

ZIKLON
Сразу встал вопрос, чем качать. На лодке имеется обычный клапан, можно использовать насос, но обычная лягушка тяжела. Можно надувать с помощью мешка, также пишут, что можно надуть ртом, но я не представляю человека, способного столько надышать не потеряв сознание. Я решил везти пластмассовый пляжный насос, к которому присоединил наконечник через кусок шланга. Вес 265 гр. Насос этот, конечно, травит, но нужное для пакрафта давление создать можно, надо лишь в конце ускориться и затем быстро вытащить. Времени процесс занимает минут шесть.

* Внутри лодки места только для человека и в ноги можно поместить что-то размером с мяч. На носу имеются четыре петли, велосипедная МТБ рама без колес помещается нормально. Грести мешает, время от времени цеплял веслом, но терпимо. Еще про багаж. Поначалу я сел на надувную сидушку, рюкзак клал на переднюю палубу и сзади, за собой, сумку клал под колени. Поначалу казалось, что нужны петли для груза сзади, на горбу, но через пару дней гребли, я пришел к выводу, что более высокая посадка удобнее, и сел на рюкзак, а все остальное поместил в нос или на палубу спереди и такая компоновка оказалась оптимальной. Если выразиться кратко, то в пакрафте тесно. Но его любой способный подтянуться юноша может повесить на плечо и зашагать в гору. Комфортность посадки зависит от того, что вы под себя положите. Я начинал ерзать часа через полтора.

ZIKLON
Прочее снаряжение.
Лодочное: Весло, пластик разборное. Ремкомплект. Шнур 10 м.
Велосипед МТБ хардтейл, 1-11 ск. с непромокаемыми сумками под рулем, в раме и за седлом, а так же дополнительным креплением фляги на руле.

ZIKLON
Велосипедное: насос, 2 камеры, шестигранники, замок цепи, выжимка цепи. Масло.
Рюкзак Deuter 26 л.
Палатка Vaude одноместная, двуслойка. Вес 1,6 кг.
Коврик надувной Therm-A-Rest Neoair Xlite, 0,345.
Одеяло пуховое Одеяло Therm-A-Rest Corus, 0,648., пристегивающееся к коврику.
Кусок нетолстой пены по ширине коврика длиной от шеи до задницы.

Печка разборная с наддувом и котелок 1 литр, в чехле. Печка помещается в котелок, общий вес 0,65 кг с батарейками.

Зажигалка турбо и несколько обычных.
Пила Fiskars раздвижная.
Фильтр для воды MSR.
Кружка ti, ложка ti 2 шт., нож.
Фляга 0,7 и бутылка 2 л.

Электрическая часть:
Навигатор Garmin
Фонарь налобник Petzl
Телефон водостойкий с запасной заглушкой.
Внешний аккум. и шнур.
Батареи АА запасные.

З.щетка, з.паста, мыло, крем для рук в микроупаковках, вл.салфетки, ножницы, пластыри.

Еда. На 1 день. Завтрак: 2 каши овс. б/п., чай, сахар. Обед: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар. Ужин: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар.
Дополнительно: соль, перец, б.кубики.
Специальное: эн.гели high5.

Одежда и обувь.
Термобелье синт. быстросохнущее.
Теплое белье полартек.
Жилет пуховый.
Куртка флис.
Куртка штормовка мембрана.
Штаны велосипедные плотные.
Трусы велосипедные.
Пончо.
Носки 3 пары синт., носки для сна толстая шерсть.
Труба на шею флис.
Кепка х/б.
Шапка флис.
Ботинки утепленные salomon. Надо было бы взять сапоги, но ехать на велосипеде в сапогах тяжело.
Перчатки вело.
Грузим все в машину, можно выезжать.

ZIKLON
Начало.
К вечеру 11 сентября я проехал Красновишерск, попетлял по плохой грунтовке и вскоре уперся в железные ворота базы отдыха на берегу Вишеры, сторговался со сторожем на 10 суток стоянки и приступил к сборке велосипеда. Изначально я хотел разместить палатку с ковриком на руле, поверх сумки с лодкой, но на месте выяснилось, что ехать так невозможно даже на заблокированной вилке, поскольку сумка на кочках нижней частью касается колеса. Поэтому пришлось скрепя сердце уложить палатку без каркаса и коврик под клапан рюкзака. В итоге все поместилось так:
ZIKLON
Утро 12 сентября встретило солнцем и температурой +1 градус. Включил навигатор. Стартовал в 9 часов и сразу вылезла проблема - подседел-дроппер самопроизвольно опускался. Ехать на полусогнутых не хотелось. Ругая себя за то, что не поменял подседел на обычный, собрался уже мастерить подпорку, но заподозрил, что дело может быть в перегнутом сумкой тросе. Так оно и оказалось. После выкручивания регулятора подседел больше о себе не напоминал.
Дорога из Красновишерска в направлении Ваи главная, блуждать негде. Асфальт быстро закончился, дальше пошла грунтовка с поначалу хорошим покрытием.

ZIKLON
По большей части это щебеночно грунтовая смесь. Чем дальше, тем щебень крупнее, количество неровностей больше, соответственно растет тряска и шум. Выезжать на такую дорогу стоит предварительно хорошо прикатав пятую точку, имея подходящее седло и памперс. Тем не менее, это дорога, по которой небыстро, но проедет любая пузотерка. Камней, на которых можно пробиться, практически нет.

ZIKLON
Если быть точным, хорошая дорога идет до д.Мутиха, это примерно 50 км, далее начинается тяжелый участок.
Рельеф - огонь. Крутить, крутить и еще раз крутить. Суммарный подъем за 167 км велосипедной части маршрута составил 2346 метров.

ZIKLON
К 13 часам одолел 38 км и остановился на обед у отворота на Помяненный камень, зубчатая тень которого вырисовывалась на горизонте справа. Температура поднялась до 10 градусов.
ZIKLON
Готовлю на печке с наддувом. Конструкций таких щепочниц много, как и мнений, что лучше.

Моя разбирается на три части, складывается как матрешка и помещается в алюминиевый литровый котелок от Kovea. Наддув работает от двух батареек АА, моторчик потребляет очень мало и за 10 дней комплект я не израсходовал. Корпус из нержавейки, двухстенный нагнетаемый вентилятором воздух поступает снизу и в верхнюю часть. Температура пламени высокая, вода закипает не хуже, чем на мощной газовой горелке, но трудно регулировать силу пламени. Слабый дождь не мешает. Расход 'дров' очень небольшой, на суп и чай хватит веток толщиной с палец которые можно принести за раз в одной руке. Существенный плюс также в том, что необходимое количество горючего материала можно найти везде, где есть деревья. Даже на самых популярных туристических стоянках, где отдыхающие обломали все сухие ветки с елок в радиусе 300 метров вширь и полтора роста вверх. Даже в дождливую погоду. В принципе можно ломать ветки руками, с помощью ножа, но с пилкой-сучкорезом легче как добывать, так и разделывать до необходимой длины (см 5-10) Я брал Fiskars с выдвижным лезвием 160 мм.

Понятно, что чем тоньше ветки, тем быстрее они прогорают, поэтому за процессом горения надо постоянно следить одним глазом, и подкладывать дрова, не доводя до полного прогорания углей. Которых с наддувом практически не остается, получается даже не зола - пепел. Искр мало, но они есть, вблизи палатки использовать надо аккуратно. Остается выжженое пятно, но только на поверхности земли. Металл понемногу обгорает, каков срок жизни нержавейки сказать сложно. В целом, мое мнение о турбопечке положительное.

ZIKLON
Обед занял два часа, в три двинулся дальше.
ZIKLON
И без приключений докатил до Мутихи, где был облаян недовыродившимися местными собаками.

Пейзаж живописен, на реке лодки, но уровень воды низкий.

ZIKLON
Дальше дорога раздавлена лесовозами, сыро, бугры, ямы, крупный булыжник.

Сначала жидкая грязь, затем липкая грязь вперемешку со щебенкой. Камазы, порожние, и груженые лесом ползут со скоростью пешехода, скрипя тормозами.


ZIKLON
Двигаться стало тяжело, такая дорога, по которой проще идти пешком. Трансмиссия заскрежетала, затем цепь слетела с передней звезды, пришлось все чистить и поливать цепь маслом.
На очередном, особо грязном подъеме из леса выбежали три белые лайки и замерли, уставившись на меня в недоумении, не понимая, что за существо перед ними. Но, когда услышали голос, подбежали и дальше сопровождали меня до темноты, бегая туда-сюда, то отставая, то обгоняя. (Это хорошая примета. Если за тобой увяжется чужая собака - добрый знак, а встретить сразу трех белых собак - к большой удаче).

ZIKLON
До 19 часов я высматривал место для стоянки. Сперва сунулся влево, но там оказался сплошной бурелом и ни одного ровного места. Выбравшись, поехал дальше на звук ударов железа по камню, и вскоре нагнал автомобиль с компанией туристов, возле которых пришлось останавливаться и объяснять девушке - водителю, что дорогу не знаю, и собаки не мои. Лайки увязались за машиной туристов, решив, видимо, что им удача нужнее, а я, проехав немного дальше, зашел в небольшую просеку и поставил палатку в лесу на краю неглубокого оврага со склонами из черного камня. Температура упала до 4 градусов.

За день я прошел 73 км, набрав 1088 метров подъема.

ZIKLON
Засветло наломал веток для печи, потом до 9 часов вечера ставил палатку, надувал коврик, раскладывал вещи и готовил ужин. Ночь наступила под скрип и лязганье лесовозов. Место, видимо, холодное само по себе и ночью было прохладно. Вода в бутылке, оставшейся на велосипеде, за ночь наполовину превратилась в лед.
ZIKLON
День 2, 13 сентября.
Утро выдалось прохладным, +4, но без дождя. Впереди еще 90 км пути и надо двигаться. Стартовал около 11 часов.

ZIKLON
Состояние дороги улучшилось, стало тверже и суше, но ненамного ровнее.

ZIKLON
Проехал живописный карьер, где добывают щебенку для дороги.

Когда то здесь было море.

ZIKLON
С 11 до 13 часов проехал 15 км, добрался до реки и остановился на обед


ZIKLON
После обеда прибавил

и через 23 км, после бодрого спуска к 17 часам добрался до Ваи и железного моста через Вишеру.

ZIKLON
Дорога проходит в стороне от поселка, дальше вновь предстоит подъем. Надо смазать цепь.
ZIKLON
Начал моросить слабый дождь. Я продолжил движение, но встать по плану в 18 ч. снова не получилось, дорога хорошо просматривалась, и то стояли камазы, то какой то мужик на ниве, в общем, подходящее место нашел в 19.15. От дороги сильно отдаляться не стал. За этот день прошел 48 км и набрал 655 м. Оставалось все ещё много.

Ближе к ночи начался дождь и готовкой занимался сидя в палатке, выставив печь в проем тамбура.

ZIKLON
Не спалось. В половине двенадцатого ночи гулкий удар по тенту согнал дремоту. Что за напасть? БАМ! Новый удар, уже внутри тамбура. Я замер и перестал дышать. Затем осторожно открыл молнию и тут же встретился взглядом с ночным гостем.

Можно выдыхать. )

Больше гостей не было, шумел дождь, да протошнили три самолета стратегической авиации, гудя, как дифференциал без масла.

ZIKLON
День 3, 14 сентября.

К утру потеплело до +9, влажность, чего не коснись - все сырое.

ZIKLON
Стартовал. Оставалось пройти немногим больше 40 км.

Начало не очень обнадежило. На развилке поехал прямо, и через километра полтора выбрался на базу лесозаготовителей у реки. Зачерпнул воды, поболтал с рабочим, а затем пришлось возвращаться и начинать подъем сначала, по правой дороге, вдоль шумного ручья.

ZIKLON
Заметно потеплело, время от времени начинал идти слабый дождь. Дорога - как концерт классической музыки, который тебе уже надоел, но нужно вытерпеть до конца.
ZIKLON
Около двух часов дня, миновав еще одну развилку, после лихого продолжительного спуска по камням на заблокированной вилке, остановился на обед возле реки, где имелся водоем, щит с надписью 'Велсовский лес - ботанический природный резерват' и очень кстати добротный навес. Место сырое и посещаемое, так что за сухими ветками пришлось прогуляться.
ZIKLON
В 15.40 двинулся дальше. Качество дороги среднее, много луж на дороге и возле обочины, встречаются слабые ручьи и мелкие водоемы, вот только вода в них, похоже, болотного происхождения.
Не помню, за сколько я доехал до отворота на 71 км, который обозначен щитом с надписью 'Государственный природный заповедник Вишерский'. Направо дорога на Велс, налево на кордон.
ZIKLON
Дорога эта, скорее всего, знала лучшие времена, но сейчас ее состояние плохое. Встречаются нормальные участки.

Но по большей части это полузаросшая колея с ямами и лужами во всю ширину.

ZIKLON
Дорога отсыпана щебнем, на котором выматывающе трясет и вообще тяжело ехать.

ZIKLON
В низинах встречаются приятные глазу пространства, затопленные водой, где небо под ногами и все в таком духе.
ZIKLON
Начинало темнеть, и в воздухе сгущалась не поэзия, но сырость. Вода закончилась. Дорога шла в подъем и не собиралась кончаться, и я уже подумывал над тем, чтобы встать на ночевку, но переборол себя, выпил два энергетических геля и пошел в гору пешком.

Все когда-нибудь заканчивается, закончился и подъем, начался длинный крутой спуск, судя по карте - к реке. Фонарь не включал, кое-что еще можно было разглядеть, и вот впереди, в просвете деревьев замаячила огромная, серо-фиолетовая, в белых волнах облаков гора.

Дальше поляна

Шорох воды и Вишера, скрытая туманом. Мы на месте.

ВИДЕО велосипедной части



philiphardcorov
А дальше?
Andy0814
Прошлые отчеты читал, понравилось. Ждал и в этом году. Ждем продолжения.
Бахадур_Сингх
ZIKLON, спасибо за отчет, очень интересно.
ZIKLON
... При въезде на территорию меня перехватил смотритель базы, с ходу идентифицировал как туриста - одиночку, объяснил, где можно расположиться и пригласил на чай. На небольшой территории имеется гостевой домик, баня, стоянка для автомобилей и лодок, обустроен необходимый быт и чувствуется порядок.
Восемь часов вечера, с реки ползет туман, на ногах повисли 46 пройденных за день километров плохой дороги, и завалиться в баню было очень заманчиво. Но неспортивно. Поэтому выбрал место в стороне, поставил палатку, сложил вещи и заглянул на огонек в фургон смотрителя - поднятый над землей кунг с печью и панорамным окном, обращенным к реке.
За чаем были подняты вечные темы: палатка или тент, байдарка или плот, синтетика или пух, топор - за и против, близкие любому туристу и позволяющие скоротать вечер. Ну и медведи, куда ж без них. Будто бы все приезжающие на кордон по дороге их видят. Я не видел даже следов.
ZIKLON
15 сентября День четвертый.
За ночь несколько раз начинался дождь, но к утру прояснилось. В нормальную, то есть пасмурную погоду, место выглядит обычно. Река, галечный берег, стена хвойного леса за рекой с лиственной опушкой и ровный слой облаков сверху. Но когда тучи расходятся, привычный пейзаж резко мельчает, и полнеба закрывает огромная, поднимающаяся выше самого верхнего слоя облаков, масса Тулымского хребта. В первый момент ощущаешь себя как лабораторная мышь, над которой неожиданно сняли крышку уютной коробки.

ZIKLON
После 9 часов небо затянуло, и пошел слабый дождь, поэтому я не стал убирать палатку и всю первую половину дня без спешки готовился на сплав. Вымыл велосипед, смазал цепь и снял колеса, отсоединил сумки.
ZIKLON
Пакрафт путешествие в плотно свернутом виде перенес нормально, заломов не образовалось. Накачивается быстро и за один раз. Монобаллон, да еще из тонкого ПВХ - вещь своеобразная. Обычно надувные лодки имеют, как Титаник, несколько изолированных отсеков, а тут один, да еще и малого объема. Орел клюнет, и пойдешь на дно, хрюкнуть не успеешь.
Раму велосипеда уложил на нос, поперек и зафиксировал отрезками шнура, так, чтобы исключить смещение, поверх закрепил колеса, и спустил пакрафт на воду, чтобы выполнить укладку остальных вещей уже на плаву.

ZIKLON
У берега мелко, но стоят несколько длинных деревянных лодок, с которых можно выполнить загрузку и забраться самому.
ZIKLON
Все привязываю и пристегиваю, так как все, что не привязано - почти наверняка упадет и утонет в глубоком месте с быстрым течением. Задача облегчается тем, что снаряжение снабжено петлями, шнурами и фастексами. В носовую часть, под деку, затолкал насос и котелок с печью.
ZIKLON
Поначалу я разместил рюкзак сверху, но уже на следующий день сел на него, повысив посадку и освободив обзор. Носовая часть все равно получилась несколько перегруженной. В три часа стартовал.
ZIKLON
Пакрафт на воде ведет себя ожидаемо. Сидеть достаточно удобно, есть опора спине. Можно лечь, как на диване. Тесноват, нет возможности толком пошевелиться. Довольно устойчив, я уверенно чувствовал себя при встречной волне, но сильно не понравились ощущения при боковой. При гребле рыскает, но приспособиться можно. Без управления - разворачивается, по течению идет преимущественно боком. Легко поворачивает на месте. Очень плохо идет против течения.

В этот день я отошел от места старта на 15 км, и около 18 часов вечера меня накрыло дождем. Начался ливень. Полностью укрыться накидкой не получалось из-за недостатка места и пока я нашел место и выбрался на берег, промок капитально. Мне повезло, что было относительно тепло, градусов 10.

ZIKLON
Дождавшись окончания ливня на берегу, с обувью, полной воды и сырой выше пояса, в самых мрачных мыслях я прошел немного дальше и в 18 часов нашел место для стоянки - небольшую поляну на левом берегу.

ZIKLON
Повезло и в том, что в сумке остались сухими штаны от термобелья, флисовая кофта и шерстяные носки, так что, если не похолодает, то ночь я выдержу, наверняка. Дальнейшие же перспективы под вопросом, особенно если учесть оставшееся расстояние в 185 км и показанную днем скорость 5 км/ч. Пакрафт вынес на берег и поставил на ребро рядом с палаткой. Плотно поужинал, чтобы обеспечить себе запас энергии, разложил мокрую одежду на таком же мокром полу палатки и приготовился ждать утра.
ZIKLON
UPD Добавил видео сплава. Старался короче )



Tiberius
С интересом прочитал-посмотрел отчет. Я тоже недавно приобрел себе Спутник-1Д, поэтому отзывы реальных владельцев этого "корабля" для меня очень интересны. Мой первый опыт сплава на пакрафте закончился на 12 километре из 54 предполагаемых. Сперва я пропорол днище лодки, проходя завал в районе разрушенного немецкого моста какой-то нереально острой хреновиной, затаившейся под водой, а после того, как вылез на берег и заклеил пробоину, отправился в дальнейший путь. Но длился он недолго, ибо я умудрился элементарно кильнуться, испробовав довольно прохладную октябрьскую водицу. Я потерял бдительность и привычно, как будто сплавлялся на 4-местном Сихоке, потянулся рукой к упавшему в воду дождевику вместо того, чтобы подцепить его веслом. К байдарочному веслу я тоже непривычен оказался, сильно плескал во время гребли, и забрызгал рюкзак весом 25 кг, который был закреплен на носу и при том не упакован в герму. Рюкзак набрал воды еще килограммов на 10 и сильно "помог" мне искупаться. Дна под ногами не обнаружилось, пришлось грести к берегу, где помельче, ибо перевернуть лодку с намокшим рюкзаком без опоры под ногами оказалось невозможно. В итоге утопил один сапог, мобильник и зарядку к нему, радиостанцию, злополучный дождевик, аварийную флягу с коньяком и еще много мелких, но полезных вещей. Хорошо, что сплавлялся не один, а с коллегой по диагнозу, он помог выловить часть вещей из воды, но о продолжении сплава не было и речи - я весь вымок. Пришлось забивуачиться на довольно высоком берегу, греться-сушиться, а с утра зарядил адов ливень, который продолжался весь день. В общем, пользуясь наличием покрытия сети, вызвали мы эвакуацию, благо такая возможность была запланирована, определив примерно свое местонахождение.
Такой вот первый опыт. Но не последний. Представляю, насколько осторожнее нужно быть, если на носу лодки привязан велосипед, а метацентрическая высота сильно увеличена посадкой гребца верхом на рюкзаке.

Да, очень пригодилось "одеяло" из тонкой золотистой пленки за 150 рублей, купленное в "Сплаве" на всякий случай. Места занимает минимум, весит еще меньше, а не замерзнуть ночью на сырой пенке, укрывшись сырым спальником, очень помогло. Ночь прошла почти комфортно, несмотря на +5 на дворе.

ZIKLON
На мне было термобелье, влажное на спине и животе, полусырая кофта из полартека, слегка влажный пуховый жилет и флисовая кофта. На шее флисовая труба, на голове такая же шапка. На ногах толстые носки из шерстяных веревок, одетые на босую ногу - так теплее. Пуховое одеяло пристегнул за петли на днище коврика и тщательно расправил, чтобы избежать зазоров, а верхнюю часть застегнул вокруг шеи. Было необычно, но не холодно. Я поворочался и уснул чутким сном.
ZIKLON
Ближе к утру был разбужен недовольно-злобным верещанием: "Еее, еее, еееее...", но никаких действий за этим не последовало, и вновь проснулся я уже утром.
ZIKLON
Было тихо, со стороны леса пыталось выглядывать солнце, с другой стороны ровно, с манящей скоростью текла река под тонким слоем тумана. За ночь мое упадническое настроение рассеялось, появились мысли, что все не так уж плохо, а сырая обувь ботинки - еще не конец.

16 сентября День пятый.

Взял последние сухие носки, одел сверху по два полиэтиленовых пакета, и так засунул ноги в ботинки.

ZIKLON
Не то, чтобы я всерьез считал, что это поможет, но решил попробовать. Не помогло. Через пару десятков шагов носки сделались идеально сырыми.

Костер я жечь не стал, так как одежда, которая была на мне, сохнет сама, а ботинки бы не высохли и за день. Дрова и береста имелись, я спокойно приготовил завтрак и чай, наблюдая, как течет вода, стелется туман и перематывается лента облаков.

Вверх по течению прошли две лодки, вторая под завязку загруженная рыбаками, один из которых внезапно завопил в мою сторону дурным голосом: 'Поляна, поляна'! Но рулевой никак не отреагировал, и лодка ушла дальше.

Стартовал около 11 часов. В пакрафт, в силу его мелкости, нельзя просто взять все и покидать как попало, приходится все более-менее аккуратно укладывать и размещать, а это - время.

ZIKLON
Участок не особо интересный, с хорошим течением.

Попадаются камни, острова.

ZIKLON
К часу дня распогодилось, поднявшийся встречный ветер разогнал туман, а затем и облака, и показалось солнце. Около 14 часов, пройдя 11 км я встал на обед на плоском острове из крупной, холодной серой гальки посреди реки, разложил и развесил на кустах вещи и загорал до 16 часов, пока сверху снова не начали стягиваться облака.

Из-за сильного ветра и слабых дров печка толком не горела, и обед вышел скорее размокший, чем сваренный, но горячий. Заглядывал гость - мелкий зверек типа ласки, белого цвета, но сразу ускакал, не дав себя сфотографировать.

ZIKLON
После обеда вышел к Велсу. И если в первый день мне выпало испытание водой, то теперь настала очередь воздуха. Сперва слева показался выдающийся в реку камень, за ним - широкое пространство, где река разливалась, дул почти ураганной силы встречный ветер и гуляли серьезной высоты волны. Переходя от левого берега к правому, я ощутил неустойчивость пакрафта, меня изрядно мотало и приходилось напрягаться, чтобы контролировать движение и не улететь за борт, подхваченным ветром.

Задувало так, что в ушах свистело, и мимо Велса я выгребал долго, вдоль берега и с остановками. Ниже Велса ширина реки уменьшилась и стало потише.

ZIKLON
Из достопримечательностей попалась скала с лазом.

Вечер порадовал красивыми видами заката.

Шел до начала сумерек, чтобы удалиться от населенных мест.

ZIKLON
Встал в 18.45, пройдя 26 км, на правом берегу, возле широкой выкошенной поляны, явно туристической. Песчано-гравийный берег имел заметный наклон к воде, пришлось ногами придать ему горизонтальное положение, чтобы поставить палатку. Стоял практически у воды, в зарослях прибрежных кустов. Забираться на поляну или в лес и особо маскироваться не хотелось. Пакрафт и тент палатки спокойного зеленого цвета, глаз не режет.

Хвойные деревья за пределами поляны напоминали пальмы Калифорнии отсутствием веток на высоту в два человеческих роста, и улов дров оказался очень скромным. Однако, у берега нашелся сухой куст, ветки которого замечательно горели.

Вечером температура в палатке не опускалась ниже +9, но ночью ветер выдувал тепло и было прохладно. Несколько раз шел дождь.

За день я прошел 26 км. Планируя маршрут, я исходил из того, что буду проходить на пакрафте в день по 20 км в самом матрасном режиме - неспешно стартуя, не менее двух часов обедая, периодически выходя на берег и вставая на ночевку не позднее 18 ч. Но, практика показала, что в этот раз для достижения даже этого небольшого результата придется работать. Тем не менее, я пообвыкся, почувствовал темп и был готов продолжать.

ZIKLON
17 сентября. День шестой.
Утро шестого дня было пасмурным.

Температура к 10 часам поднялась до 9,5 градусов, вода в Вишере тоже не слишком холодная - у берега 8 градусов. Завтракал сидя в палатке. Сверху не каплет, горит огонь в печи, закипает вода для чая. Впереди течет Вишера с тихим плеском.

ZIKLON
В первой половине дня ветер не донимал, но дождь долбил с каким-то изнуряющим постоянством. То стихнет до редких капель, то снова пойдет и я практически не вылезал из-под плащ-палатки. Постепенно я нашел такое положение плаща на деке, при котором попадающая на меня вода не попадала на ноги и во внутренний объем лодки. При ливне, конечно, зальет, но при слабом дожде нормально.

Река несла, шел ровно. По берегам лес, преимущественно хвойный, в котором с каждым днем прибывало желтого и багрового цвета, изредка серые слоистые камни, гравий, острова и протоки с быстрым течением и мелкими стоячими волнами.

К половине второго отмахал 14 километров и подошел к обустроенной стоянке. Собственно, обустроенность заключалась в наличии ступенчатого подъема от воды на довольно высокий берег и утоптанной поляны с кострищами наверху.

Можно не пользоваться стоянками общего пользования, но, если уж они есть и не заняты, то лазить по пояс в сырой траве среди кустов тоже незачем.

ZIKLON
Глюки, глюки надоели. Если кому то интересно дочитать, то можно тут http://velo.perm.ru/forum/index.php?showtopic=24557&st=40
Rewell
Классный отчет! Глаз не спотыкается, грамотно излагаете! А уж сам поход - мечта! Обзавидовался и зачитался...
Спасибо!
Rewell
Вопрос - был ли план "Б" на случай оверкиля, или пробоя баллона, с потерей бутора и транспорта?
Зефир в шоколаде - от команды эвакуаторов? Или прикопали заранее? 😛
ZIKLON
Спасибо за отзыв. Плана "Б" не было, только вперед)
На случай типичных поломок велосипеда, с собой были камеры, но они не понадобились, замок цепи. На случай критической поломки велосипеда имелись деньги для найма транспорта. Для пакрафта были клей и заплаты, достаточные для ремонта полуметрового пореза. Продукты брались с запасом на два дня при нормальном питании и возможностью растянуть при экономии. На веломаршруте одна часть продуктов ехала в багажнике, другая часть с котелком в рюкзаке, на случай, если придется на елку лезть)
На пакрафте все вещи были пристегнуты и привязаны, что должно было исключить их случайную утрату.
Если бы пришлось купаться, то да, ситуация стала бы малоприятной, хотя, многое зависит от погоды. Делал бы костер и дожидался лодки, а там или вверх или вниз, как повезет.

Ништяки на финише дожидались машине, на турбазе, припас заранее.

Rewell
Понятно, спасибо за пояснения!
mangyst
Клещей там тьма, встречались?) А то в вашей раскладке не нашел.

За отчет - большущее спасибо!

ZIKLON
Осенью клещей, комаров тут нет, ну или не активны. Они и летом в холодную погоду не особо живые.
Комиссар Миклован
Почитал, посмотрел - здорово!
Каждый год так сплавляетесь?
А почему в одного?
ZIKLON
Получается каждый год, но каждый раз по разному.
Компанию на такой поход и в такое время найти почти нереально.
В 21 обсуждалось, даже целый раздел есть https://guns.allzip.org/topic/21/107382.html
ZIKLON
Чтобы не плодить тем, добавлю сюда новое видео. Приключения пакрафта 2018.