Ладога Трип 2009

STANELY STEEL
В этой статье описывается Второй, дополнительный, выезд на места кровопролитных боев во время Советско-Финляндской "Зимней" войны 1939-1940 гг.
Первый, "Маннергейм трип", происходил годом ранее исключительно на карель-ском перешейке https://guns.allzip.org/topic/99/422255.html

Второй выезд, с подробностями которого я ознакомлю уважаемых читателей ниже, был пересмотрен еще в стадии прокладки маршрута. Это произошло по довольно банальной причине - нехватке времени.
Планируемые заранее две недели испарились из-за тяжелой экономической обстановки на трудовых фронтах. Начав прокладку маршрута, мы очень быстро выяснили, что за выделенные по максимуму 10 дней успеть побывать на всех запланированных местах практически нереально, а если даже и реально, то очень не комфортно. Отдых, хоть и активный, все же должен быть более-менее комфортным. Я не имею в виду комфортность проживания, питания и прочий быт. Ком-фортно должно быть в первую очередь с точки зрения свободы по времени и качеству отрыва от трудового фронта. Поэтому было принято решение все же отдыхать.
Идея маршрута вокруг Ладоги претерпел изменения - был оставлен только основной маршрут, что исключало посещение многих запланированных мест боев. Но ничего не попишешь. Рады и этому. Тем более что это второй отпуск в жизни Вашего покорного слуги. В этот раз решили выехать на десять дней раньше, чтобы застать больше теплых дней. В предыдущую поездку погода начала портится через три дня после нашего приезда, стало заметно холоднее.
Ну что ж, поехали.
😊

Подготовка.

В этот раз, учитывая прошлогодний опыт, многое упростилось.
В процессе сборов не было ни раскатов мата ночью, ни нервной обстановки. Конечно же, по времени все было как всегда - что-то не успели купить, привезти, посмотреть, сообщить и т.д. Но одно можно сказать смело - как минимум третья часть всего нашего скарба попросту осталась дома.
В первый раз мы по неопытности взяли в Маннергейм трип почти всё, что у нас было из снаряжения, но во время поездки стало понятно, что такое количества барахла просто мешает спокойно путешествовать.
А половина из того, что мы взяли с собой (это я и назвал барахлом) абсолютно не нужна в данного вида путешествии. Но исходя их того, что некоторые вещи из снаряги, не пригодившиеся в первом путешествии, все же используются в других, обычных для нас выходах, они нашли свое место и для Ладога трипа.
В этот раз мы отказались от того, что можно было приобрести на месте. Например - от еды. С собой сформировали только минимальный НЗ и продукты на дорогу. Воды тоже только на дорогу, плюс небольшой запас. Алкогольных напитки, наоборот, взяли побольше и менее экзотичных, то есть - водку, которой все равно не хватило 😊
Но это не совсем потому, что мы много пьем, впрочем, об этом позже.
Не забыли бензопилу и мачете, а еще взяли на испытание приобретенный накануне топор-колун Фискарс и нормального размера лопату, того же производителя, естественно.
Резко сократили гладкое постволье. Так как подыскать нужные для таких поездок комплектации гладких стволов для всех не удалось (а точнее, всё как всегда - клюнул жареный петух, но было уже поздно), решили сократить их количество до двух. Обходиться Т-10 конечно же привычно для всех участников экспедиции, но все же вопрос с помпами нужно было закрыть. Что и было сделано впоследствии, уже в начале 2010 года .
Не брали лодку и все сопутствующие причиндалы. По опыту первой поездки на имевшейся в нашем распоряжении лодке далеко уплыть по бескрайним озерам Ленинградской области и Карелии было невозможно. Тем более это касается Ладоги.
Очевидный дополнительный плюс отсутствия лодки в этой поездке - отсутствие места для ныканья великолепных образцов различного вида камней. Как Вы помните, во время предыдущей поездки один человек из нашей команды, страдающий "каменной болезнью", прятал свой хабарок именно в лодке 😊

Большую кемпинговую трехкомнатную палатку также не взяли из-за слишком большой потери времени при ее установке и снятии во время смены дислокации. На ее смену была приобретена четырехместная палатка поменьше и полегче, как в весе, так и в установке.
Странно, что всего четырехместная, при команде в пять человек?
Все очень просто - после опыта предыдущей крупной поездки и ряда других помельче, я твердо решил спать только в автомобиле. Хотя в будущем еще предстоит испытание себя на холод - ночевка в палатке зимой при минус 20-30 С. Но это послужит скорее получению минимального опыта при экстремальных ситуациях.
Дополнительно приобрели большущий натяжной тент. Сам тент в целом очень понравился, но качество материала, из которого он сшит, оставляет желать лучшего.
Немного пересмотрели позицию, касающуюся одежды в дальних поездках. Как и в других выходах, взяли минимум тяжелой верхней одежды, максимум легкой.
К картам местности отнеслись намного серьезнее, чем раньше, но, к огромному нашему сожалению, приобрести желанное количество нужных карт в Московской области оказалось практически невозможно. Однако необходимый минимум удалось приобрести.
В прошлый раз мы ожидали увидеть мост через Тайпале, но местный житель сообщил нам, что мост взорвали финны 70 лет назад, хотя карты показывали иное. Теперь на картах обозначен паром, но доверия к ним уже нет. Покопавшись в интернете, мы выяснили, что паром действительно есть и еще в 2007 году работал. На всякий случай было принято решение задать вопрос непосредственно тому, кому принадлежит сам паром - ведь какой крюк можно было бы сократить!
Сказано - сделано.
Отправляю письмо по электронной почте. Причем все это в последний момент, за несколько часов до отъезда. И я не поверил своим глазам, когда на следующий день увидел практически невозможное - ответ. Хоть и неутешительный ответ (паром не работает), но теперь мы знаем это точно.
Выражаем огромную благодарность главе администрации Запорожского сельского поселения Лестниковой Валентине Владимировне за отзывчивость и желание оперативно помочь людям, даже неизвестным, что в наше время встречается не так уж часто.
Еще одно изменение коснулось нашей команды.
По плану она должна была увеличиться на одного человека. Но волею судеб Алексей, участник Маннергейм трипа, в этот раз выбыл из команды из-за болезни отца. В общем, мы остались без кока. Но вроде справились, все мы тут, как говорится, на все руки 😊
А отец Алексея, слава Богу, уже поправился, и мы все надеемся, что в следующую поездку поедем снова все вместе.
Зато, к огромной радости всей команды, произошло прибытие нового участника, и, надеемся, не на один раз. К нам присоединился наш общий друг и довольно известный в оружейных кругах Александр ЛАД. Этот безумно интересный человек внес очень большой и ценный вклад в наше путешествие.
Впрочем, как и во всё, за что он берётся.

День первый.

В общем, собрались вполне удачно и разъехались по домам спать перед долгой дорогой. Выспались хорошенечко и в 6-00 утра 26 сентября тронулись в путь.
Замелькали знакомые города и поселки: Дмитров, Клин, Рогачево, Тверь: Трасса Москва - Санкт Петербург. Все знакомо, вот и Питер. Но в северную столицу не показываемся, хотя очень хочется, и с сожалением сворачиваем на КАД.
Небольшая ошибка в организации нашей колонны, и мы уходим не на тот съезд.
А ошибка состояла в том, что впереди, как всегда, двигался Роман Анатольевич (Ramsfield). В длительных поездках мы всегда поступаем именно так, потому что Роман лучше и оперативнее ориентируется в дорожных картах и в самих дорогах. Однако в этот раз ведущим должен был бы идти я - ориентировались по моему навигатору с новой версией карт, но по обычаю я шел ведомым, отсюда и промашка.
После этого казуса мы, конечно, немедленно перестроились и наконец выехали на трассу Питер - Приозерск.
В прошлую поездку мы недостаточно подробно исследовали район реки Тайпале (р. Бурная), поэтому в этот раз решили осмотреть его более тщательно. В самом Тайпале (Соловьево) расположение военных построек было доподлинно известно, но информация, к сожалению, не отражала полной ситуации в том районе.
Проселок. Подъезжаем к Тайпале. Попутно рассказываем ЛАДу где и с каким удовольствием были в предыдущий раз. Показали промелькнувшее Сувантоярви. Уже проехали ворота в Тайпале, маленькие, те, что мы видели в прошлый раз. Легкое волнение.
И, наконец, вот оно - началось!

На фото первая цель нашего путешествия.
Это памятник финским солдатам, павшим при обороне своей Родины.


Памятник расположен прямо на плацдарме Тайпале, в месте тяжелых боев. С первого же взгляда видно, солдатам чьей воюющей стороны поставлен этот памятник. Совершенно очевидно, что ни министерство обороны России, ни министерство культуры России в постройке и уходе за памятником не участвует. В прошлом году, в километре от этого места, мы видели могилы наших солдат. Ни одно из вышеперечисленных ведомств не знает или благополучно забыло о людях, которые лежат там.

Если приглядеться, то можно увидеть, что цифра 125 исправлена на 126. Видимо, подхоранивали недавно найденного солдата. Насколько я знаю, места боев "Зимней войны" и Великой Отечественной Войны до сих пор копают поисковики и находят...

Везде вокруг памятника видны остатки легких полевых укреплений: окопы, блиндажи, полукапониры.



Вот одно из искусств времени - на остатках блиндажа выросла сосна.
Росла она, видимо, прямо из-под блиндажной печки, сделанной из бочки. Именно такими самодельными печками солдаты Зимней и Великой Отечественной войн обогревали блиндажи и землянки. Каким-то образом сосна, вырастая, прихватила с собой из под земли эту бочку.

Аналогичное дерево, только не с бочкой, мы увидим в конце нашего путешествия, когда познакомимся с одним прекрасным человеком.

Едем дальше и въезжаем в основные ворота Тайпале.

По обеим сторонам "ворот" видим интересную картину - натуральные "зубы дракона" соседствуют с бетонными.


А позади:

Сразу после въезда на бывшем плацдарме располагается маленький частный аэродром. Мы о нем знали, поэтому ничуть не удивились. Но дальше было еще интереснее. Неописуемое по красоте место и... Конечно, все застроено вдоль берега. Симпатичные разнообразные дома в красивом месте радуют глаз, но чем дальше мы проезжали, тем больше удивлялись.
Дома на могилах и просто костях солдат - прелестно ведь, не правда ли?
Проезжаем через поселок, ловя подозрительные взгляды местных жителей. Чуть дальше дома заканчиваются, въезжаем на небольшое возвышение берега, поросшее молодыми соснами. Это и есть то место, откуда велся непрерывный огонь по наступающим советским войскам, а точнее - первый рубеж обороны Тайпале с южной стороны.
Сюда мы вернемся, а пока - дальше.
Въезжаем во вторую, более крупную часть поселка.
Проезжаем его, стремясь попасть на берег слияния р. Тайпале с Ладогой.
Хочу дать небольшую историческую справку. Река Тайпале (правильное название Тайпаленйоки) имеет не природное происхождение. А дело вот в чем - многие века озеро Суванто весной очень сильно разливалось и заливало весь район Тайпале и нынешнего поселкового поселения Запорожское. Важно отметить, что течение Суванто проходило в северо-западном направлении, т.е. в Вуоксу. Весной 1918 года уровень воды поднялся очень высоко и местные жители - крестьяне решили пробить ручеек из Суванто в Ладогу, благо копать не много - удаление от одного до другого около пяти километров.
И вот когда перелив Суванто практически был готов, ночью, 18 мая, случилась буря, и волны озера прорвали оставшуюся перемычку. Огромные массы воды хлынули в Ладогу, углубив созданный крестьянами ручеек, и превратили его в полноценную реку. При этом уровень воды Суванто понизился на 7 метров и ток воды изменил направление на противоположное. Представьте, каково было удивление крестьян, которые, выйдя утром из домов, увидели не незаконченную канаву, а полноводную реку со стремительным течением.

Попасть этой дорогой на Ладогу не удается. Местное коттеджное строительство очень быстро меняет местность и карты нужно обновлять не реже двух раз в год. Решаем вернуться немного назад на высокий берег с сосенками. Другого места но-чевки мы сегодня найти не успеем. Начинает смеркаться.
Разворачиваемся в конце поселка у этого разрушенного мощным взрывом тяжелого железобетонного строения. Судя по толщине стенок - это было убежище для личного состава.




А вот и место, где было расположено это сооружение. Мощным взрывом многотон-ное убежище было вынесено из-под земли и разметано по сторонам.

Возвращаемся в "сосенки" и видим, что, скорее всего, в скором времени их здесь тоже не будет. Ясно видно, что здесь был пожар - все стволы обожжены. Причем совершенно очевидно, что пожар начался не от костров, которые жгут туристы практически на самом берегу (в районе кострищ стволы деревьев не тронутые огнем), а с дороги.
Хотелось бы верить, что это просто случайность, а не попытка избавится таким варварским методом от деревьев для последующего строительства коттеджей.
Это ведь самое живописное место из всего поселка.

Разложились по быстрому - перекус, горячее питье. Первый вечер не совсем в лесу, но все же на природе, долгожданной природе. Предвкушение приятной беседы у костра, свежий воздух, непосредственная близость реки, курлыканье множества пролетающих гусей, ощущение отпуска. Все прошло просто великолепно - и поболтать у костра успели и выспаться. Подробнее рассмотрели дорогу следующего дня, наметили область осмотра местности утром.

День второй.

Проснувшись, огляделись на местности при свете дня. Вот такой перед нами предстала первая мощная линия оборона Тайпале. Именно здесь была предрешена судьба той позорной советской операции, в которой в течение трех дней погибла целая стрелковая дивизия - около 18 тысяч человек.
Весь берег испещрён траншеями, огневыми точками, бетонными укрытиями, на случай авиа и артиллерийских налетов.







В укрытия солдаты заходили только из траншеи. Впрочем, по поверхности финны вообще не передвигались. Маскировка была их коньком.

Подготовка к завтраку

Тосты по-походному

Завтракаем

Этот берег во время войны был лесистым, и из соображений маскировки лес финны сохраняли, в то время как противоположный был полностью очищен от деревьев и кустарника, да еще намного ниже уровнем и просматривался на несколько километров вперед. Т.е. наступающие войска были у обороняющихся как на ладони. Их просто расстреливали не спеша прежде чем кто-то из солдат успевал добраться до реки.
Стрельба по живым мишеням.
А советские командиры все посылали и посылали вперед, на смерть, все новые партии людей, которых, как известно, в России было всегда предостаточно. Чего их жалеть-то:

Но все-таки заползли наши солдаты на этот берег в том далеком и кровавом 1940 году.

Вот такие вот красавцы живут на берегу.
Мелочь, а глаз радует.


Ну, а раз мы прожили одну ночь на боевой позиции, практически в окопах, это можно уверенно назвать окопным творчеством. Симпатично, не правда ли?

Начинаем обследование местности. Идем по берегу на запад, в сторону Суванто. Сначала всё то же однообразие - окопы, огневые точки, бетонные укрытия. Чуть дальше и мы находим стройматериал для боевого ДОТа. Как известно, в 1939 году финны все еще строили линию укреплений, называемую линией Маннергейма и по состоянию на начало войны, многое еще не было построено.

А вот и боевой ДОТ. Тоже практически не сохранившийся.


Естественно, внутри ничего не может быть, кроме помойки.

Берег снижается, уже видна первая часть поселка, которую проезжали накануне. Уходим севернее - там еще возвышение. Неожиданная находка встретила нас. Разрушенный ДОТ странной конструкции - верхняя бетонная плита имеет арочную конструкцию. На первый взгляд такой ДОТ похож на бетонную цистерну. Судя по конструкции, это было укрытие личного состава, но уже 1942-44 гг., когда Финляндия присоединилась к Германии в борьбе с Советским Союзом. Хотя толщина бетона больше соответствует боевому ДОТу.


А вокруг снова траншеи, траншеи:

Поднимаемся на высоту.

Верхнее плато представляет собой сплошные полевые укрепления, как и внизу.


По краю плато со стороны реки нашли интересные сооружения. Такие микро-ДОТы из железобетона с деревянной отделкой внутри. Самое место для пулеметчиков. Хотя, принимая во внимание бедность тогдашней финской армии, там могли находиться и просто стрелки. "Погасить" такую огневую точку можно было только прямым попаданием артиллерийского снаряда. Попасть в амбразуру и нанести вред стрелку можно было лишь случайно.
Видно, что река и противоположный берег великолепно простреливались из этих бетонных ячеек.

Вот сама ж/б ячейка. Перекрытие снято. Впрочем "крыша поехала" практически у всех аналогичных укреплений. Деревьев перед ней, как и на противоположном берегу, во время войны не было. Финны готовились к нападению задолго до оного. Отсюда и преимущество - создание правильного ландшафта местности.

Амбразура. Со временем то ли конструкция ушла глубже в землю, то ли нанесло землю за 70 лет. Но если немножко подшаманить, то хоть сейчас можно залечь в глухую оборону.

Вот вход в абсолютно целую ячейку.

Но это было не самое интересное из того, что мы нашли на этой высотке.
Самой интересной находкой оказался просто большой, глубокий котлован.
Вот таким мы его увидели.

Но что лежит вокруг него? Что-то массивное.
А-а-а, это стройматериал. Маде ин Финланд.

Еще "кирпичики"

Колотые гранитные глыбы использовались финнами для строительства долговременных огневых сооружений. Судя по всему, этот котлован и есть начальная стадия строительства большого ДОТа, скорее всего так называемого "миллионника". И, вероятно, это строительство началось не во время "зимней войны", а во время Великой Отечественной Войны. Встав на сторону Германии, Финляндия заняла отвоеванные у нее Советским Союзом территории. Ходят слухи, что финны, дойдя до старой границы с Россией, осели на своей бывшей территории и даже не хотели продвигаться дальше. Хотя существует и противоположная информация. Вплоть до 1944 года, когда победоносные части РККА опять вступили на землю Карельского перешейка, финны строили новые линии полевых укреплений. Причем, судя по наличию траншей, ведущих в котлован от других, строить этот ДОТ предполагалось даже при близким расположении линии фронта. Но времени, как мы видим, финнам совсем не хватило.

Стоя рядом с финским стройматериалом, ощущается мощь монументальных глыб. Сколько же труда нужно было затратить на вырубку и особенно доставку таких махин:

Для масштаба

Тем временем приближаемся к кучке дач, которые построены прямо на укреплениях. Заходим за них. Снова бетонные убежища. Много.



Но где то здесь должно быть что-то более интересное. И мы это знаем. Ищем.
Уходим еще вглубь. Там видим траншеи, блиндажи (достроенные и нет), следы раскопок. Это место широко известно и давно уже "выбито" не одним поколением копарей.


Полностью перекопанный блиндаж. Кто то потратил немало сил на перекапывание. Надеюсь не зря 😊

Вот такие вот поросята прилетали с нашей стороны финнам. Осколок от снаряда большого калибра.

Возвращаемся назад. Мы близко от нашей цели, но никак не можем ее найти. Кружим по небольшому кругу: И находим. Вернувшись вплотную к дачам, мы обнаруживаем то, что искали - миллионник. Мы не смогли обнаружить его сразу по причине не просто близкого расположения его к домам, а прямо на территории одного из них. Участок был продан вместе с разрушенным ДОТом. А точнее его половиной.

Эта половина еще не продана 😊

Этот ДОТ имел несколько этажей. Как минимум два. Выяснить подробно не представлялось возможным, т.к. все же частная собственность уже.
Уцелевший кусочек задней части ДОТа. Видимо, это въезд для небольших грузовиков или проход для безопасной разгрузки боеприпасов.

Внутри.

Налево дверь, ведущая в чрево бетонного исполина. Но внутри "колбаса"

Хорошо видны многочисленные слои булыжников, забетонированных по верху перекрытий. Прекрасный природный материал для данных целей. При попадании в такую конструкцию, снаряды, даже крупнокалиберные, не наносили заметного ущерба самому ДОТу. Столько камня должно было выдержать многое.

Лицевая сторона укрепления. Месиво. Видны остатки лестницы между этажами.

Желаемое увидели, теперь поедем дальше. Вдоль берега Ладоги к Корелу, позже Кексгольм, Какисалми, ныне Приозерск.
На выезде с плацдарма со стороны Ладоги - снова "зубы дракона".
На сей раз классические.

Побывать в Приозерске и не зайти в его сердце - грех. Немедленно в крепость Корела. Эта крепость по сути и была Городом Корела - столицей Карельского княжества. Много раз шведы штурмовали ее и даже как-то захватывали. Но каждый раз Корела вновь становилась форпостом новгородской губернии.
Перед входом в крепость Корела создан монумент Великой Отечественной Воине в виде пары единиц тяжелой советской бронетехники.
Это ИС-3


ИС-3 (Объект 703) - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной Войны, запущенный в серийное производство в последние её дни (май 1945г.) и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает "Иосиф Сталин" - официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства.

ИСУ-152 - советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает "самоходная установка на базе танка "ИС" или "ИС-установка"; буква "И" в дополнение к стандартному советскому обозначению "СУ" боевой техники такого класса потребовалась для отличия от САУ того же калибра СУ-152 на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.
Разработана конструкторским бюро опытного завода N 100 в июне - октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) 6 нояб-ря того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. Несколько машин этой марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ). ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии и сыграли важную роль в разгроме нацистской Германии и её союзников. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались вермахтом и армией Финляндии.

Собственно, сама крепость.




Только здесь, больше чем в тысяче километров от дома, в сердце древнерусской крепости, Роман Анатольевич понял, что конкретно ему все время не хватало в его домашнем арсенале.


Толщина стен у всех этих строений просто умопомрачительная - более метра, но насколько, так и не удалось выяснить - рук не хватило.
В день нашего визита, в крепости проходила какая то шотландская реконструкция. Никакого отношения шотландцы к крепости Корела, конечно же, не имеют и приехали сюда, что бы создать средневековый антураж. Получилось, действительно, неплохо.

А это уже "наши". Готовят трапезу гарнизону. Нам к тому времени есть не хотелось, нам хотелось жрать.

Все. Насмотрелись, нанюхались вкуснятины, пора в путь. А нам ведь еще место стоянки искать в незнакомой местности. Дома по карте место стоянки не найдешь.
По пути встретили домик с необычайно большим фундаментом.

Мы несколько раз видели в Карелии дома и другие постройки стоящие не на фундаменте, а на большом валуне. Поверьте человеку, который построил собственный дом - такой фундамент это очень и очень хорошо для конструкции дома, плюс экономия на возведение фундамента. Единственный минус - отсутствие подвала. Но при домах с таким фундаментом, как правило, рядом сооружен погреб.
Тем временем двигаемся вперед, на север. Местность становится все более каменистой.

И даже скалистой

Проезжая карельские населенные пункты, мы каждый раз замечали, что многие старые, еще финские строения и фундаменты стоят нежилые и вообще никак не использованные. После высказываний мыслей вслух, ЛАД рассказал нам о том, что существует некая легенда по этому поводу. Суть легенды в том, что когда финны покидали свои земли и дома в результате "Зимней войны" 1939-1940 гг., они проклинали эти места и будущих жителей. Даже ходят слухи, что после войны финны под покровом ночи приходили в свои дома и вырезали новоиспеченных хозяев. В общем, приходили финны или нет, но жизнь в их домах явно не ладилась и советские граждане, переселенные в эти места, покидали финские дома, строя собственные.
Вот один из таких фундаментов. Старый каменный фундамент, похоже под какую то служебную постройку, мы такие еще увидим несколько раз. Он явно был жилым совсем недавно, внутри обустроены ванная комната, облицованная современной белорусской плиткой, туалет и прочие помещения для проживания. Видны попытки надстроить какую то конструкцию. Но все же по каким то причинам дом - не жилой.

Тем временем нужно вставать на ночлег.
По плану хотели вставать лагерем на всем протяжении берега Ладоги. Ну что ж мечтатели городские, обломайтесь. Дальше начинается, обычное в наше время, чиновничье свинство.
Наш путь шел параллельно берегу Ладоги, насколько это позволяли местные дороги, и отойдя сотню километров от Приозерска, мы начали искать себе пристанище. Мы переживали, видя большие объявления для туристов о водоохраной зоне и запретах вставать лагерем ближе 100 метров от воды, на некоторых даже 700. Но это касается только туристов. Да и для тех, в принципе, уже не нужны.
Дело в том, что все доступное на автотранспорте побережье, повторюсь ВСЕ, уже застроено и разбить походный лагерь просто невозможно. Все уже продано до нас! Мы колесили и колесили в поисках места для бивуака на ночь. Через пару часов мы поняли, что если есть дорога, значит к воде не подъехать даже близко. Но мы же не на пузотерках, опыт, какой-никакой, есть, ищем труднопроходимые дороги.
Что ж, почти правильное решение, только запоздало на год - два. Все дороги похуже заканчивались стройкой у воды. В одном месте, правда, была теоретическая возможность остаться. Берег был свободен на сотни метров, один дом с прилегающими сараями и хоз. постройками был достаточно далеко и мы бы ни в коем случае не помешали бы. Но помешали нам.
Хозяин того дома, видимо чувствует себя местным помещиком, владельцем всей земли вокруг и даже охранной зоны Ладоги. Может быть это так оно и есть, хоть и незаконно, но нам от этого не легче. При приближении к этому дому метров на 200, это была ближайшая часть дороги к дому, с которой нам нужно было свернуть вправо к берегу, из открытых ворот данного хозяйства вышел достаточно приличный азиат - кобель, килограмм под 80 и уверенно направился к нам.
При его приближении стало ясно с какой целью, собственно, это приближение осуществлялось. Я большой любитель среднеазиатских овчарок и очень хорошо знаком с их повадками и поведением. Это была охрана своей территории.
Вот фото этого кобеля.


Собаку не видно? Правильно, при попытке его сфотографировать из окна он так недружелюбно и стремительно направился к фотографирующему, что руки с фотоаппаратом пришлось убрать в авто, а задержка в обычных цифровых мыльницах довершила нажатие на кнопку фото уже внутри.
Вставать на ночевку в трехстах - четырехстах метрах от этого дома и не ждать каждую минуту шерстяного визитера было бы глупостью. Поэтому мы развернулись и отправились прочь. Противно на душе. Очень. Было, конечно, предложение все же расположиться на ночлег и в случае нападения кобеля просто пристрелить его. Но это, знаете, совсем не отдых. Тем более отдыхом нельзя назвать то, что будет после убийства, в общем то, невинной собаки.
Ищем пристанище дальше. Колесим по мелким тропкам у побережья вокруг заливчиков и бухточек, коих очень много на Ладоге. Встретив местных рыбаков, поспрашивали у них про место ночевки, но ответ был однозначен - нигде, и не мечтайте, все побережье продано и застроено. Приехать из обсверленного дачами подмосковья на природу за полторы тысячи километров и видеть опять эти же ненавистные дачи. На душе просто гадко. Но такие поиски нам даны были свыше. Как потом оказалось.
Заезжаем на какие то вырубки. Настроение поднимается - здесь мы не опоздали на год-два, а приехали вовремя, стройки еще не начались. Мелкими тропка-ми проезжаем к какому то мелкому заливчику и ВСТАЕМ. Ура!
Место мало. Еле втискиваем две машины. Начинаем обустройство ночлега.


STANELY STEEL
Немножко легкой грязи.

Доехали до небольшого одинокого хозяйства, все правильно, проезжаем мимо, начинаем довольно крутой подъем. Но тут выходит пожилой, доброжелательный хозяин дома и говорит, нам, ребяткам, туда не проехать. Т.е. проехать то можно, но заветное местечко последние годы уже занято под какую то ферму, вроде как лососевую. Вот так! Шок. А-а-а, э-э-э, куда ж теперь? :звучит неформатная лексика:
Но тут, добрый дядька, видя наши мины, говорит, что нам повезло и мы выиграли приз. Нет, мы не в лотерее выиграли мотороллер, мы успели до заселения дач в одном очень живописном и любимом местными заветном местечке. Да и есть там, вроде, кто то на отдыхе, но немного.
Мы с вожделением запомнили каждое слово о проезде на желанную стоянку, горячо поблагодарили доброго дядьку и ломанулись в нужную сторону.
Подъезжаем к указанному месту и понимаем, почему мы выиграли приз. Здесь уже тоже ведется строительство и пару хороших домиков уже построены и ждут ввода в эксплуатацию, после чего все будет перегорожено, естественно.
Действительно, отдыхающие были на приличном местечке, но уже собирали пожитки. Ну, если другого места не найдем, встанем на их. Немного грязи средней тяжести (по крайней мере для лысой шоссейной резины). Отбывающие смотрят немного подозрительно, как бы с небольшой завистью. У них Киа спортадж, легкий кроссовер, для имеющейся на том месте грязи не совсем пригоден.
Ага! Значит там, дальше есть местно получше. Перед нами достаточно высокая скала. Идем влево. Ошибка. Там непролазная грязь. Видно, что колея от "котлеток". Это специально подготовленные внедорожники с серьезными переделками конструкции. Возвращаемся к повороту и уходим вправо. Несколько десятков метров и мелкая дрожь от радости начинает пробираться по телу:
Поверьте, после стольких мытарств с поисками, увиденных берегов Ладоги (точнее как раз НЕувиденных), мы были готовы уже к любому, но свободному месту стоянки. А тут именно то, о чем мы мечтали всю поездку, да и до нее. Фото даже близко не может передать то, что мы увидели, ту вожделенную красоту, то место, идеально подходящее для отдыха. Нижняя площадка для стоянки авто, палатки, каменный выход в воду.

Верхняя - для единения с природой, правда, там немного ветрено, но летом должно быть просто божественно.

Довольно высоко.

Тропинка наверх, еще выше, на самый гребень. Позже мы туда обязательно поднимемся.

Заезжаем и разбиваем лагерь. Срочно. И не на один день.
Мечта, просыпаясь, видеть Ладогу, близка. Ставлю свой домик прямо у воды.

После заезда устройство бивуака остается в мыслях только у Романа Анатольевича, наиболее злостного хозяйственника из нас всех, поэтому остальные устраивают фотосессию.
Вот чесслово, как дети.

STANELY STEEL
Дядя Сережа тут же отыскал грибы, размер которых говорил о том, что их здесь никто не собирает.

Хочется залезть все выше и выше:

: но это и завтра успеем. А пока фотосессия продолжается.
Оружейная тематика в фотосессии присутствует


Тем временем, сознательный Роман Анатольевич, бухтя и чертыхаясь, занимался делом один, поняв, что облагоразумить остальных не получится.

Но на несколько минут в самом начале сессии, мы его все же заполучили. На то есть фотодокумент.

Повсеместно растущий можжевельник, выше человеческого роста,

...впоследствии нашел применение у ЛАДа, обожающего джин.

А грибов там, действительно, очень много. Не белые, но и не поганки - моховики, маслята, да козлята. И прям в ягеле на камнях.


До чего же здесь жизнеспособные растения - малюсенький клочок земли в расселине между камнями - и уже такое многообразие растительного мира.

ЛАД себе пещерку заветную приглядел 😊

Ну, хватит. Пора и делом заняться.
Домик для любителей отморозить задницы

Жаренная картошечка с грибочками, да под беленькую:. Мммм, как вкусно.

Роман Анатольевич сурово огляделся вокруг - лагерь обустроен, дрова на три дня нарублены, ужин готовится - и удовлетворенно потребовал еще фотосессию, на сей раз вполне правомерную. А мы что? А мы только "за". Надо же чем то заняться до ужина.
Да и полюбоваться на вечерку не помешает.

В поиске соседей на соседнем острове.

Надо ж и рыбалкой заняться. В том году она была неудачной, а в этом, Игорь Сергеевич грозился лучше подготовиться.
Ставим закидуху. На гигантскую рыбу. Старшее поколение, полевой командир, дядя Сережа, дает советы своему потомку, как лучше наживку цеплять.

Роман Анатольевич от счастья даже расслабился немножко.

Ну вот, половина обеда уже готова. Все в ожидании.

Аппетит после долгой дороги и переживаний, да еще хлопот по хозяйству, просто зверский. Ужин готов, но, как всегда, кто-то задерживается, мешкает, по каким то причинам не садится за стол, а остальные ждут, готовые сожрать собственную посуду. Один из самых простых методов просто закрыть глаза и не видеть ничего, что можно съесть. Но этот слепой метод плохо помогает - нос то не заткнуть 😀
Слепой метод в действии. Главное подходить к столу и садиться за него нужно тоже с закрытыми глазами, только в суп не попасть.

Мне побольше положи, я этот суп больше всех нюхал - он прямо передо мной стоял!

А этому еще не налили суп, он пока незрячий сидит.

Хворь почти отступила и сегодня я смог присоединиться к трапезе полностью, без ограничений.

Прикрытые глаза, томный взгляд, довольный вид - съеденный ужин уже бодро мутирует в жидкости, необходимые для осуществления жизнедеятельности организма.

Прошу обратить внимание на супермодный стул с предыдущей фотографии, купленный перед отъездом в магазине "Сплав". Он действительно очень удобный, но:

Уже далеко за полночь, а у нас продолжение банкета. Вкуснейшая перловая каша с тушенкой, понравившаяся нам еще в первую поездку год назад, решала вопрос перекуса.

Под разговор и беленькую, естественно. Кое кто ее просто ложкой жрал 😊

Итог дня: довольны как слоны.

День четвертый.
Начался он, не сказать что плохо, ведь дядя Сережа встал первым и соорудил укрытие от дождя, но и не очень хорошо, т.к. передозировка присоединения к общей трапезе - было первой мыслью, появившаяся в голове после пробуждения. Потом, подняв голову, вид Ладожских шхер - уже лучше, капли на лобовом стекле - плохо, взгляд на лагерь, уже оборудованный импровизированным тентом - хорошо, мокнуть сразу не придется. В общем, средне.
Вот оно утро. Надо бы большой тент натянуть.

На соседнем гранитном островке очень удобный подход к воде и не видно из лаге-ря. Там мы мылись, умывались, чистили зубы. Перейти на него можно было по камням, торчащим из воды.

С этого островка виден соседний, побольше. Как раз напротив его стояли лагерем отдыхающие и мы обратили внимание на то, что к острову насыпают дорогу. Не просто так, конечно. А теперь еще увидели какую то табличку на дереве. Но содержимое таблички уже не было для нас загадкой, хотя надписи мы не разглядели.

В один момент, обсуждая завтрак, мы все оказались в одном месте у воды. И вдруг, во время разговора, Роман Анатольевич, стоящий лицом к воде, неожиданно изменился в лице и произнес - Там голова!!!
Представьте - утро, только что из уютного спальника, легкий, но противный абстинентный синдром, мерзкий моросящий дождь, голова еще не включилась полностью и тут на тебе - голова!!! Какие мысли могли прийти Вам в голову? Ага, самые хреновые. Места тут довольно безлюдные, туристы зажиточные заезжают, мало ли чего:
Медленно поворачиваем головы к воде и реально видим голову. Только не мертвую, а живую, да еще с усами и большими выпученными глазами. В двадцати метрах от берега. Нерпа. Фу-ух. Просто нерпа. Мы были настолько же рады ее видеть насколько она не рада видеть нас. Видимо она собиралась в этом месте вылезти на берег и уже не в первый раз. Берег в основном крутой, а в этом месте, в лагере - пологий, удобный как для лодки, так и для нерпадесантирования. И нам бы не шевелиться и полюбоваться еще немного, пока она не почувствовала нас обонянием, но нет же - выйдя из первоначального ступора (все замерли и медленно повернули головы, поэтому нерпа и не поняла, что мы настоящие), тот, кто в него первый вошел, ринулся за биноклем, по кой то хрен. Наша черная визитерша, поняв таки, что мы настоящие, немедленно нырнула и всплыла уже очень далеко от нашего берега. Фото сделать успели поздно и найти нерпу на фото не представляется возможным. А жаль.
Фотожертва уже далеко. Теперь уж точно только в бинокль.

Натянули второй тент и принялись за завтрак.

Общий вид лагеря со стороны.

После завтрака решили проверить наживку. Начали доставать - есть, епт, наконец то поймали рыбу в Карелии. Урааа!
Вот эта рыба.

Поверьте, этот мизерный ерш доставил больше удовольствия, если б это был, на-пример, приличный окунь. Тут хоть поржали от души.
Далее пособирали грибов немного поблизости, вверх идти в такую погоду особо не хотелось, камни скользкие. Грибы для сушки.

Потом порыбачили. Безрезультатно, конечно.

А после обеда в объектив фотоаппарата попал помповый Моссберг А500 ЛАДа, мирно стоящий у бревна. И понеслось.
Без комментариев:



И это мы еще почти все гладкое и половину резинострелов дома оставили. В общем, явная ганофилия с ярко выраженной найфоманией.
Остальное время трепались, да бездельно слонялись по лагерю. Отдыхали.

День пятый.
Утро очень порадовало ясной погодой и солнышком. Ну что ж, сегодня последний день на этом гостеприимном месте. Надо успеть все, что запланировали.
Через три минуты после пробуждения. По моему, совсем не плохо.

А вот уже "готовы к труду и обороне"

Наверх, скорее наверх. Уж очень хочется туда слазить, хоть и жутко боюсь высоты с детства.

Не забываем про грибы.

Уже высоко. А дальше еще выше.

Здесь есть не только грибы.

Красотища

А вот и конец нашей скале.

Ну, это я так, со вчерашнего

Погуляли знатно.
Вернувшись, обнаружили новых соседей. Люди явно ехали на наше местечко, но увидев неожиданный сюрприз, встали поотдаль на место старых соседей. Оказалось, что это местные двое ребят с отцом одного из них. Приехали рыбу половить. И наше место - их излюбленное. Но ни шатко, ни валко познакомились и решили вместе провести вечер.
В подарок ребята привезли рыбу, которую успели поймать после приезда. Они оказались более удачливы в рыбалке, чем мы. Об их методах ловли рыбы по понятным причинам распространяться некорректно. Еще с собой у них была коптильня.

Было очень вкусно. И весело. С песнями провожали гостей. Но это было сегодня. А завтра:

День шестой.
Как он начался? Да как он мог начаться после гульвана такого. Ужрались, ведь. Сказать просто жопа - значит ничего не сказать. Хуже. Да еще морозильник на улице. А мы всегда на улице. Вот куда ушли все запасы горючки. На такой гульван мы при планировании поездки не рассчитывали. Брали с запасом, конечно. Коробочку всего - 10 литров. Но три очень опытных помощника в борьбе с алкоголем , да плюс наша команда, далеко не аутсайдерская в этом деле и зеленый змий истреблен полностью.

Утро, блин

Кстати, на предыдущей фото супермодный, свежекупленный стул доживает последние секунды. Я вообще удивляюсь, как фотоаппарат не заснял мой полет к матушке земле. "Сплаву" незачет в выборе поставщиков. Стул прожил всего три дня. Т.е. совершенно не соответствует заявленной производителем нагрузке.
Умываемся

Завтракаем.

Становится гораздо лучше. Пора собираться и в путь. С сегодняшнего дня дорога пойдет уже в сторону дома. Впереди Сортавала - самый северный город Приладожья. А это ровно половина пути вокруг Ладоги.

Роман Анатольевич изучает будущий маршрут.

Грустно собираемся. Выезжаем. По пути подъезжаем попрощаться к соседям и заодно поспрашивать про места для будущих стоянок.
Вот такая рыба водится в Ладоге

Рыба действительно из Ладоги, только вот поймали ее не мы, а соседи. За ночь прилично у них наловилось.


Попрощались, двинули дальше.
Все немного расстроенные. Уезжать с того места всем не хотелось. Но цигель-цигель. Ехали почти молча. Все происходящее вокруг не интересовало. Да и не происходило ничего. Этот отрезок пути остался затерянным в памяти людей, а в памяти фотокамер его вообще не было. Сортавала гораздо больше, чем Лахденпохья, раза в два. Постройки на первый взгляд более современные. Едем дальше.
Взбодрило всех одно событие. Точнее не событие, а как раз происходящее вокруг. Проезжая мост через очередную речку, коих в Карелии пруд - пруди: Интересное высказывание - "речек пруд пруди". Иностранцу будет трудно перевести и объяснить. Ну да ладно, отвлекся: Проезжая по мосту все услышали страшный шум и грохот. Очень интенсивный звук. Мы остановились и выскочили посмотреть, что же это, в надежде на халявное зрелище.

А это был всего лишь небольшой водопад под мостом. Мост ремонтировали и перенаправили ниспадающий поток в одну половину, отсюда сильный шум и грохот. Зрелище очень захватывающее. Фото, конечно, ни о чем.

Далее нашей целью был Крест Скорби, установленный на местах жутких боев близ поселка Койриноя, и другие памятники. Добрались. Видимо, это место наиболее посещаемо туристами и выглядит соответствующе.
Заходим на периметр.

Снова остатки военных укреплений. Окопы, траншеи, блиндажи.

Памятники, установленные погибшим воинам.


Едем дальше. По пути видим памятники, посвященные Великой Отечественной Войне. Останавливаемся. Отдаем дань памяти.

Надо бы место ночевки уже искать. Нашли по карте подъезды в Ладоге. Долго ехали по грунтовке. Начались съезды на берег. Приглядели местечко, явно часто посещаемое.
Небольшой пляжик прямо на берегу залива и довольно приличная полянка среди деревьев чуть подальше от пляжа. Место идеальное для отдыха, но загаженное до безобразия.



Мы не гринпис, но всегда очень серьезно относимся к чистоте природы и частенько убираем не только за собой, но и то, что оставили до нас. Но здесь уж слишком навалено. В этот раз нам пришлось сделать исключение и мы увезли с собой только свой мусор.

Люди! Не надо гадить нигде, кроме своего дома! Наши и ваши, в том числе, дети будут жрать вот такое вот ваше дерьмо!

Прошу прощения за резкие слова, но это самые невинные из тех, которые хочется сказать.
По быстрому, ибо не хотелось в таком гадюшнике разбивать лагерь, приготовили перекусить и поужинали.
На землю опустилась ночная мгла, срач пропал в темноте, и сразу стало легче, даже как-то дышалось легче.
На пляж. А там: песок, луна, легкий прибой. Красота и умиротворение.

Глазки уставшие, пора спать. Завтра спозаранку в путь. Оставаться лишние минуты здесь гадко.

Но пляжи мы еще увидим. Теперь их на нашем пути будет немало.
Западная и северная сторона Ладоги сплошь вся каменистая и скалистая, а восточная и южная, напротив, длинный, длинный пляж. Песочек - хорошо, не хуже, чем скалистый пейзаж.

День седьмой.
Пробуждение пришло от звука дизельного двигателя первого поколения, тарахтящего где то совсем рядом. Поднимаю голову - так и есть в 10 метрах от меня припарковывается новенький УАЗ Хантер. Вторая машина, с лодкой в прицепе, сворачивает сразу на пляж.
Вылезаю из авто. Блин, как холодно. С каждым днем температура все ниже и ниже. Иду знакомиться. Это местные рыбаки приехали рыбу поудить. Приятные мужики. Суровые, но вполне добродушные. Приятно. Поболтали.
Кстати, владелец дизельного УАЗа очень хвалил отечественный дизель ЗМЗ-514, установленный на его авто. Это радует. Может начнут когда-нибудь уже что нибудь путное делать:
Пока разговаривали, минут сорок, мой собеседник стоял в полукомбинезоне и свитере "мишка", без шапки. А дул такой ветрище, что я, одетый в хорошее термобелье, потом толстый флис, сверху брезент, мерз как цуцык, до костей. Да, железные северные люди - это вам не хухры-мухры.
Мы разговариваем, а рыбаки все смотрят и смотрят куда-то на горизонт. Потом спустили моторку на воду и уплыли. Но очень быстро вернулись. Я поинтересовался, что происходит и почему они не начинают лов. Шторм, говорит, не слабый. Рыбалка обломалась. Где ж, говорю, шторм-то, на воде прибой, не как вчера, побольше, но далеко не шторм. Порекомендовали сгонять посмотреть на открытую воду, не в заливе. Хорошо, посмотрим. Попрощались. Как раз мои все встали.
Наскоро позавтракали и пошли обходить залив, искать открытую воду. По пути разглядывали остатки военных укреплений, они тут везде.

И нашли мы эту, открытую, воду. И обалдели. Действительно шторм. Какая тут лодка надувная, тут баркас полноценный нужен.

Опять же фото не может в полной мере передать даже размеры волн. Вживую они гораздо больше. Не ожидали такого.

Три танкиста, три веселых друга:

Едем дальше - ближе к дому.
Еще один памятник в поселке Салми. Воинам, отдавшим свою жизнь в Великую Отечественную Войну.


И во время "зимней" войны

Роман Анатольевич и работать успевал.

Поговорили с местными, выяснили, где можно посмотреть интересное по войне. Едем. Немного заплутали. Выхожу у дома, хозяин которого латает забор, уточнить дорогу. Но не успел я пройти и двух метров, как мне прямо в череп прилетает что то твердое. Больно. Еще и еще. Град, крупный град. Выскакивает ЛАД, неся мне куртку, но я уже запрыгиваю обратно в авто. И что тут началось:


STANELY STEEL
Интересный раскладик получается: Никаких укрепрайонов уже не надо. Ну хотя б в одно место заскочить, поглазеть!
Сворачиваем, дальше едем по пляжу.
Вот он - град.

Града выпало много, уровень воды в лужах и ручейках быстро поднялся и вот:

Этот ручеек был неглубокий, а дальше в пролеске воды оказалось поболе. Спешились, пошли померить лужи на дороге, если, конечно, их можно так назвать. Самой дороги не было видно, только огромный разлив по всему пролеску.

ЛАД вооружился соответствующей погоде одежкой от Ваффен СС 😊 Ой, простите, от ССО.

Дорога нам не понравилась. Уж больно глубоко и не видно, что под водой. А вре-мени ждать, пока сойдет, не было. Поехали дальше.
В каком то небольшом, но аккуратном поселке (названия не помню) обнаружили вот такой памятник с непонятной датировкой.

Ну, с 1919 годом понятно, а вот 1959 - тайна покрытая мраком. Может кто подска-жет.

Оторвались от градовой тучки

Долго решаем, где остановиться. Решили. Сворачиваем с трассы в ближайший "палаточный" городок у небольшого озерца. Уже не сезон, поэтому мы никому там не помешаем.

Располагаемся на обжитом месте. Свое городить времени нет.

Обживаемся. Все понимают, что это последняя ночевка и немного грустно, но все равно продолжаем отдыхать.
У нас появилась большая, толстая белка, только не с желудем - шутили участники путешествия.
Конечно не с желудем. С грибами.

Просушка многоразовой туалетной бумаги. Хорошая вещь, возьмем в следующее путешествие.

Быстро стемнело. Поужинали и разошлись спать по : авто. Наконец то отказались морозить задницы и благоразумно легли в машинах.
День восьмой.
Быстро завтрак и в путь. Сегодня очень обширная программа. Диорама "Прорыв блокады", пара музеев в Кировске, месте прорыва блокады, "Невский пятачок".

Прикольный мостик. У него поднимается средняя часть.

Покрутившись по развязке, подъехали к диораме. Встречают очень приветливо. Это радует.
Внутри.

Истории поднятия танков, стоящих снаружи. Поисковики постарались.



Вещи танкистов
.
Сама диорама. Поражает масштабом.


Всем, кто будет поблизости Кировска, рекомендуем заглянуть на диораму.

Снаружи.


Естественно, большие дети - большие игрушки. Радости полные штаны.

А если пальцем ствол заткнуть, пулемет все равно выстрелит?

Диорама порадовала. Теперь поедем в Кировск, по музеям.

Сначала мы долго колесили по Кировску в поисках музеев. Проезжали по пять раз одно и то же место и не могли понять, что происходит. Не могли же музеи в таком символическом месте исчезнуть, наверное, мы просто плохо ищем. Обращались к прохожим - они, все как один, показывали те места, где мы уже были и не нашли музеи. Проконсультироваться у людей "в теме" можем только на диораме.
Возвращаемся. Узнаем у хранительниц, не могли бы они информировать нас по поводу кировских музеев.
Ответ поражает. Музеев больше нет! Их ликвидировали! Экспозиции куда-то вывезли.
Вот так! Причину ликвидации так мы и не поняли, впрочем, как не понимали этого сами работники диорамы. Нормальные люди не могут этого понять. А на месте, по крайней мере, одного музея в Кировске мы твердо помнили почти достроенную гостиницу или что то вроде этого. Не похоже на реконструкцию.
Жаль. Снова досада за нашу страну. Кто бы мог представить, что в месте прорыва блокады Ленинграда нет ни одного музея (диорама- это диорама, так что не в счет). Ни одного!
Не хочется опять вспоминать, но само как то выходит - начинается отвращение к лозунгу "Никто не забыт, ничто не забыто". Не зря поисковики терпеть не могут эту фразу. Они-то знают не понаслышке - сколько и кого забыто.

Решаем остаться на ночлег в Кировске. Находим одну гостиницу, еще совковую, на главной площади.
Парковки нет вообще. Снаружи - шикарная отделка, внутри - особенности советского гостиничного бизнеса. Кто помнит, меня поймет.
На входе нас встретила во такая надпись.

Едем в другую - при ночном клубе.
Прилично, по современному, с охраняемой парковкой, сауной, массаж и пр., но нам не приглянулась. По двум причинам. Во первых слишком дорого. Нет, дело не в деньгах, мы можем себе позволить гостиницу и подороже. Дело в том, что номера и комплекс услуг не совсем соответствуют протоколу нашей поездки. Нам бы от-дохнуть ночь и в путь, а здесь отдых может несколько затянуться. Во вторых просто не приглянулась.
Поначалу решаем выдвигаться домой, но усталость сделала свое дело, да еще пару важных мест не посетили и решили попробовать найти гостиницу в соседнем Шлиссельбурге. Тем более, уж очень хотелось побывать в этом известном городе - крепости, охранявшем многие года вход в Неву, а при оккупации немцами почти полностью стертом с лица земли.
Первая же гостиница в Шлиссельбурге (а скорее всего и единственная), нас устроила, хоть это гостиница эконом-класса. Стоимость ни о чем - пятьсот рублей с человека. Вполне приличные номера. Сильно скромные, но чистые. Завтрак вклю-чен в стоимость проживания! Мелочь, а приятно. Тем более за такие деньги вообще как-то волшебно. Есть кухня (тоже чистенькая), где можно самим приготовить еду и поесть. У нас, как раз, оставалась еда с последней стоянки - кое кто от жадности купил слишком много куриных окорочков и их все пришлось пожарить, не выбрасывать же. Один минус был в этой гостинице - душ и туалет. Они общие. Нет, проблем не было ни с очередями, ни с чистотой, очень смущало именно слово "общий".
Взяли два номера - двухместный и трехместный.

Атмосфера была теплая и безмятежная, что располагало. Душ, туалет (наконец-то по нормальному!), послонялись немного. Потом весело поужинали и мирно заснули.

День девятый.
Завтрак спозаранку - не проблема, мы уже готовы и, ведомые главным любителем халявной жратвы, запарывемся в столовую пока еще вся гостиница спит. На радость девушке, которая готовила завтрак, наша команда быстро умяла весь, без остатка, предложенный ассортимент, сопровождая трапезу довольными возгласами в ее адрес. Потом так же быстро собрались, написали очень положительный отзыв в гостевой книге и распрощались.
Хочу отметить, что доброжелательности коллектива очень дешевой гостиницы в Шлиссельбурге могут (и должны бы) поучиться многие коллективы гораздо более дорогих гостиниц. И это не могло нас не порадовать.
Едем на "Невский пятачок". Мы знаем, что история пятачка еще далеко не закрыта, каждый год, казалось бы копанный-перекопанный несколько десятков раз пятачок (буквально), все отдает и отдает останки не погребенных в должном порядке жертв - героев той страшной мясорубки.
Без комментариев.

После "Невского пятачка" отправились в последнее место, запланированное для посещения в эту поездку - Дорога Жизни и одноименный музей.
Вот в этом месте полуторки с едой и боеприпасами для блокадного Ленинграда сходили на берег со льда сурового Ладожского озера.

На мемориале символизированы следы этих грузовиков.

Видели "зеленых" человечков? Это солдаты-срочники из соседней воинской части ухаживают за мемориалом. Это радует - хоть какие то памятники обихаживают.

Всю вторую часть нашего путешествия Ладога сильно штормила, и по пути в музей мы встретили результат шторма, да еще и не один.

Едем в музей "Дорога Жизни" по дороге жизни, каждый километр которой отмечен стелой с указанием километра. Музей находится на сорок пятом километре дороги жизни.

Рядом с музеем стоит здоровенный маяк. Очень хотелось побывать на нем. И нам это было предложено бесплатно, но при условии, что мы помоем все пятьсот с чем то ступенек. Смотритель маяка - человек уже пожилой и данное условие понятно. Мы не пошли смотреть маяк. Не из вредности или лени, из за нехватки времени. Мы с радостью помогли бы убраться на маяке, но слишком много времени это займет и в запасе у нас лишь день, а мы только что замкнули круг вокруг Ладоги.

Музей "Дорога жизни". Видно невооруженным взглядом, что за ним бережно ухаживают, но не теми силами какими это бы необходимо делать. Первое впечатление полностью подтвердилось позже.


Галдящей массой ввалились в музей. Настроение было на высоте, плюс предвкушение богатой экспозиции.
- Ребятки, Вы музей посмотреть? - раздался заинтересованный шумом голос из кабинета справа прихожей.
- Конечно - отвечаем
- А Вы откуда? Из организации какой?-
Вид у нас, конечно, не совсем рядовой - похожи не то на военных, не то на грибников. А может он нас за поисковиков принял 😊
Мы рассказали, кто мы и откуда. Человек из кабинета еще больше заинтересовался и пригласил в музей, обещав самолично провести экскурс через несколько минут. Оказалось, что это бессменный директор, настоящий хранитель музея, Александр Брониславович Войцеховский. Вот так прием! Такая доброжелательность и интерес к гостям - очень располагает.

Александр Брониславович Войцеховский

Входим в первый зал и начинаем осмотр в ожидании Александра Брониславовича.


Появившись, Александр Брониславович, помимо подробнейшего экскурса, рассказал нам массу историй из тех далеких и жутких трех лет. Мы долго беседовали, задавали вопросы, получали много полезной и интересной информации. Было неимоверно интересно. Особенно интересна история самого музея. Строили музей и собирали экспонаты в шестидесятых годах не государственные службы, а участники обороны Ленинграда, блокадники и простые люди, которым было не все равно. Позже музей отошел к государству. А в лихие девяностые:Вы не поверите:его продали в частные руки. Вот так! А я вам тут про проданную прибрежную охранную зону Ладоги рассказывал:
Сейчас музей принадлежит министерству обороны. Но всем понятно, что министерство не может в полной мере выделять необходимые средства для своих объектов инфраструктуры, а уж на музей-то тем более. Выделяется исключительно копеешная зарплата для нескольких работников музея и ничего более. Все обслуживание, поиск и поднятие новых экспонатов со дна Ладоги ведется исключительно силами и за счет энтузиастов и сочувствующих людей. И, естественно, более всех музей нужен Александру Бронеславовичу. Он им просто живет.
Несколько фото из музея.



Копанинка присутствует.

Ищу своего дедушку. Он защищал свой родной город на ленинградском фронте.

Еще фото.


Небольшая экспозиция по немецким "туристам"

После увлекательной беседы Александр Бронеславович повел нас в свой ангарчик (он его построил сам), что б показать заветные экспонаты, готовящиеся к экспозиции, многие из которых поднимал сам с единомышленниками.

Остатки сбитого ИЛ-2, первого советского штурмовика - броненосца. Лучше всех, конечно, сохранилась именно бронечасть.

Задняя бронеплита хранит следы множества попаданий из, как минимум, двух калибров - 7,92 и более крупного. Ни одного пробития и даже с запасом. Ох, сколько же жизней спасла эта бронекапсула.

Авиационная пушка от ИЛа - ШВАК, 20 мм.

STANELY STEEL
Внутри ангара оказался еще один музей по количеству экспонатов.
Это авто в представлении не нуждается.

Во вполне приличном состоянии, между прочим. Хоть сейчас на лед.

Еще одна.

И еще одна. Правда, эта немножко не на ходу.

А вот и пламенный мотор от нее.

Дальше вообще большая редкость. Вот такой вот:

:настоящий питерский блокадный автобус

Тут же присутствует и вкусности помельче.
Ящик от немецких "летучек", за арт.гильзами крышка от теллер мины TMi-35, два Дегтярева, диск от него же.

Здесь редкость - финский пистолет-пулемет Суоми - прародитель ППШ, магазин от финского пулемета Лахти-Салоранта, мы видели уже такие на линии Маннергейма в прошлом году.

Здесь тоже, на мой взгляд, редкость - стальной нагрудник бойца штурмовой инженерно-сапёрной бригады. Их (штурмовиков) еще называли "панцирная пехота".

А еще, слышал, будто из таких кирас поисковики делают лучшие, по их словам, лопаты.

Это кусок дерева, вытащившего часть самолета из земли.

Мы рассказали Александру Брониславовичу про печку, которую тоже дерево достало из небытия. Его очень заинтересовал снимок, который запечатлил печку и мы пообещали выслать ему по почте, т.к. в музее нет ни одного компьютера, что бы скинуть фото прямо с флешки.

После ангара пошли осматривать территорию музея, которая, собственно и есть его продолжение, только для очень больших экспонатов.
Советское зенитное орудие 85 мм.


Гаубица 122 мм. Образца 1934 года.

Ли-2. В очень хорошем состоянии. Снимался в фильме "Перегон"

Часть ладожской флотилии передана в музей в качестве экспонатов.



Береговая и корабельная артиллерия.



Башни от Т-34-76 обр. 1939 г. использовались и на воде.

А Ладога тем временем никак не унималась.


С сожалением завершаем столь интересную экскурсию - время уже не поджимает, а просто жмет. Тепло прощаемся с Александром Брониславовичем и продолжаем свой путь. Впереди сорок седьмой километр дороги жизни. Это там, где сходил на берег железнодорожный состав.
Тут же и рабочая лошадка того состава - "Комсомолец".

Мы долго думали, что это за аппарат. Догадались без подсказок. Стоит вниматель-но посмотреть и логически подумать.

Во время осмотра "Комсомольца", вдруг кто-то злобно заверещал на дереве. Мы подняли головы и увидели птицу неизвестной нам породы, довольно жирную, инте-ресного окраса, которая смотрела на нас явно неодобрительно. Снова злобно заверещав, она отлетела на несколько веток выше, демонстративно отвернулось от нас, недовольно ворча. Звуки, которые она издавала, были очень забавны.

Останавливаемся на ближайшем пляже попрощаться с бушующей Ладогой.
До следующего года.

Двигаемся по Дороге Жизни до Питера.
Вот он, первый километр - черта города.

Все, встаем на ленинградку или московское шоссе, не знаю как правильно. Наверное, если отсюда, из Питера, то Московское шоссе. Теперь все время прямо.

Как всегда, покупаем керамику в подарок.

STANELY STEEL
День сегодня был очень насыщенный, все очень устали, ехать просто невозможно. Обратная дорога всегда намного тяжелее. Если на отдых можно легко пропилить тысячу километров и больше, то обратно всегда спим за рулем. Еще в Новгородской области, но сил уже нет. Надо остановиться на ночлег. Ищем пристанище по Гармину. Полезная вещь, этот Гармин. На первой же его ссылке сворачиваем. Место ночлега называется "Заячья гора". Очень удачно мы туда заехали. Нам понравилось. Большой деревянный домик и есть гостиница. На первом этаже каминный зал/кафе и несколько номеров. Наверху четыре номера. Еда вполне приличная, все красиво оформлено, цена - да почти бесплатно, парковка, в номерах скромные, но отдельные душ и туалет, спутниковое телевидение. К сожалению, в связи с приятной истомой, нашедшей на нас, когда мы устроились ужинать прямо перед горящим камином, мы не сфотографировали каминный зал. Но номера сфоткали. Брали опять один на двоих, второй на троих.

Обожаю высокие потолки.


А уж как понравилось Роману Анатольевичу, особенно, когда он увидел в номере телевизор и ДВД.

Но через небольшой отрезок времени он перестал радоваться и рано лег спать, потому, что ДВД у него в номере не работал.
Но за то у нас то работал! Мы набрали внизу, в баре дисков и провели вечер поинтереснее, чем он.

ЛАД не расставался с Т-10 даже в постели.

День десятый. Заключительный.
Утром, вкусно позавтракав, двинули дальше, твердо решив, что в будущих поездках будем останавливаться на ночлег в "Заячьей горе".

Ягодки - грибочки

После качественного отдыха дорога переносится очень легко и весело. Это правильное решение - на полпути останавливаться на ночлег. Тем более теперь нам известно хорошее местечко для отдыха примерно на половине пути до дома.

Расход дизеля, как всегда, радовал. Если ехать со скоростью в пределах от 80 до 120 км/ч, плавно, расход получается совсем уж какой то нереальный. Съехав на бетонку, где то в районе Клина, мы тащились за какими то грузовиками. Перед этим мы заправились.
На заправке

Через 76 километров.

Фрил кушал еще чуть - чуть меньше.

Остаток пути мы проехали не спеша, останавливались в интересных магазинчиках и пообедать. В общем, не напрягаясь. И приблизительно в 16-00 мы были уже дома. Путешествие всем очень понравилось и мы в следующем году, конечно же, не поедем в Тунис или Китай. Мы поедем в Карелию.


Редакция: Ильченко Ю.В.


P.S. Этот отчет публикуется с опозданием в год. Все не было времени.
На данный момент уже совершилась еще более увлекательная поездка в Карелию. Отчет по ней готовится и вскоре выйдет в свет. Думаю, в течении недели.


Егор1
Завидую: относительно близко к Карелии живёте, гораздо легче вам добраться туда, чем от нас. В каком месяце ездили?

STANELY STEEL
во время предыдущей поездки один человек из нашей команды, страдающий "каменной болезнью", прятал свой хабарок именно в лодке
В Сортавала в краеведческом музее Северного Приладожья есть интересный раздел, посвящённый камням Карелии. Даже образцы гранатов там представлены. Вашему знакомому было бы интересно, уверен.

А насчёт захвата участков на берегу-да, есть такая тенденция и на северном побережье Ладоги. Причём местные власти уверяют жалующихся местных жителей - что участки законно не оформлены. Однако ничего не делают, чтобы убрать незаконные заборы, плакаты. О строениях и не говорю.

STANELY STEEL
Егор1
В каком месяце ездили?
В середине Сентября.

В Сортавала в краеведческом музее Северного Приладожья есть интересный раздел, посвящённый камням Карелии. Даже образцы гранатов там представлены. Вашему знакомому было бы интересно, уверен.
Жаль, что времени не хватало на такие музеи. Очень было бы интересно всем и конечно же дяде Сереже 😊

------------------
С уважением, STANELY STEEL

Nevid
STANELY STEEL
Ну, с 1919 годом понятно, а вот 1959 - тайна покрытая мраком. Может кто подска-жет.

А может это 1939?

Интересует сушка грибов в походных условиях. Видел у вас на нитках развешанные. Но ведь это возможно только на стане, а дальше как? Расскажите более подробно - ка делали и что получилось.

STANELY STEEL
А может это 1939?

Интересует сушка грибов в походных условиях. Видел у вас на нитках развешанные. Но ведь это возможно только на стане, а дальше как? Расскажите более подробно - ка делали и что получилось.

Нет, там совершенно точно стоит 59 год.

По грибам я не специалист, просто пробую разные варианты, поэтому не наука, а мои наблюдения.
Грибы сушил на стоянке над костром, что б теплый воздух обязательно на них попадал. Т.е. нужно постоянно следить за процессом. Перевозил полусушеные грибы в картонной коробке, закрытой не плотно. И все было бы хорошо, если б на последней ночевке в лесу, грибы не намочил дождь. На ночь оставил без присмотра и с утра понял, что кирдык грибам. Из большой кучи грибов привез домой всего несколько штук причем те, которые были целиковые. Мелкие грибы я не резал для сушки.

------------------
С уважением, STANELY STEEL

У_дав
Отчет - супер! Спасибо!
Не-Он
Спасибо за отчет!
Сам фанатею от Карелии 😊