Одиночный восьмидневный лыжный поход в Лапландии.
Время: 05.04.2011 - 13.04.2011
Цель: практика и отработка навыков по программе «Гид-проводник в условиях дикой природы».
Было тяжело и жарко. Я узнал как сходят с ума от одиночества и понял, как музыка важна в истории человечества.
Правила экспедиции простые - участники заранее планируют свои маршруты на участке 30 на 30 км и сверяют их вместе, чтобы не допустить встречи друг с другом. Начинают с общего лагеря, заканчивают тоже в нем. Раз в три дня, до 15:00 нужно выходить на связь с учителем и докладывать о своем состоянии. В противном случае, ровно в 17:00 преподаватели вызывают поисково-спасательный отряд и поход сворачивается. Все серьезно и без шуток. Каждый отвечает сам за себя.
Подготовка
Любой поход начинается с проверки снаряжения, изучения карты местности и упаковывания рюкзака. В данном случае, вместо децилитровых ранцев мы использовали практичные «Pulkka» - сани-волокуши шведской армии. Изготовлены они из сборной древесины с прочным брезентом, и в экстренных случаях могут использоваться в качестве носилок или укрытия. Крепятся за талию алюминиевой рамой с поясом.
Фото 1. Шведские сани-волокуши и необходимое снаряжение для зимнего похода.
Из вещей с собой ничего особенного: зимний спальник в водонепроницаемом мешке, купольный тент, два коврика, топор, пила, лопата, теплая одежда и около 8 килограммов еды. Сверху багаж накрыл оленьей шкурой - отличный теплоизолирующий материал в холодное время. Все мелочи, включая нож, компас, карту и налобный фонарь упакованы в дневном рюкзаке. Почти все снаряжение вместе с лыжами удалось протестировать заранее в походе выходного дня.
Фото 2. Полностью готовые к походу сани-волокуши.
Участников мало, обошлись одним микроавтобусом по прозвищу «Dick». Несмотря на двусмысленное имя, автомобиль ни разу не подвел, за что ему отдельное спасибо.
Дорога до места экспедиции заняла 15 часов - пришлось пересечь почти всю Финляндию с юга на север.
Фото 3. Школьный минивен по прозвищу «Dick».
День 1
Еще ночью мы припарковали машину и в полном обмундировании (лыжи + волокуши) двинули в сторону общего лагеря. Проблемы появились с первых минут - у некоторых участников был слишком большой вес в санях, и они постоянно буксовали. Тем не менее, к 8 утра мы преодолели первые километры и приступили к завтраку. Я быстро насобирал хвороста и разжег костер. Температура около нуля, начинает выглядывать солнце. Качество снега плохое - быстро перемещаться можно только по старой снегоходной дороге, иначе лыжи проваливаются по колено в снег.
Фото 4. Шведская Pulkka прикрепленная к поясу.
После овсянки я зашагал на Запад в сторону первого лагеря. По пути пересек речку Кивийоки - ничего сложно, поскольку она все еще покрыта полуметровым льдом. Далее я повернул на Северо-запад. Солнце очень яркое, тени четкие, поэтому сохранять направление было легко. Но я знал, что каждый час солнце отклоняет тень на 15 градусов. Выйдя к ручью, пересек его с южной стороны - вода там закрыта льдом и можно проходить с санями. Дальнейшая дорога лежала через болото рядом с урочищем Мустиккапало на границе которого я приготовил обед.
Фото 5. Приготовление первого обеда.
Фото 6. Движение по старому снегоходному треку.
Идти трудно, но к счастью, я нашел старый трек с утоптанным снегом. Выйдя к границе с лесом, я выбрал место для бивака. Обилие дров (сосна, ель) и прикрытие от ветра - все что нужно для хорошей ночевки. За час окопал площадку для тента и заготовил дров. Воду топил из снега - он кристально чистый и немного влажный, что облегчает процесс. На ужин приготовил томатный суп с соей и крупой. Темнеть начало около 9 вечера, но по-прежнему очень тепло. Возможно даже плюсовая температура. Первая ночь в абсолютной тишине и одиночестве.
Фото 7. Обустройство первого лагеря.
Фото 8. Вечерний костер в одиночестве.
День 2
Проснулся в 8:00, но погода стояла ужасная - валил мокрый снег и поддувал ветер, поэтому я решил продолжить сон. Проснувшись окончательно лишь в 11:00, я начал готовить поздний завтрак. Благо дрова были заготовлены с вечера, поэтому свою любимую овсянку готовил не выползая из теплого спальника.
Фото 9. Утренний вид из теплого спальника.
Быстро упаковав вещи в сани, я начал маршрут до второго лагеря на северной границе участка. По пути я пересек речку Тупаоя, но сейчас она вся покрыта снегом, и лишь по линии берез вдоль берега можно определить где проходит русло. Ориентироваться на месте легко по карте, лишь изредка я поглядывал на компас, сверяя направление для подстраховки.
Фото 10. Следы лося и человека. Лосиные справа.
Примерно через три часа, увидев много сухого стояка для дров, я разбил бивак на обед. Отметил для себя как важно распределять вещи заранее по мере их необходимости в будущем. К примеру, сегодня мне не пришлось даже распаковывать сани, поскольку все необходимые продукты и посуда для обеда были в дневном рюкзаке за спиной. Очень практично и сохраняет время.
Фото 11. Вкуснейший обед после марш-броска.
После обеда выглянуло солнце, идти стало труднее - жарко и снег плохо держит лыжи. Почти всю дорогу меня сопровождала кукша - небольшая таежная птица, которая совсем не боится человека. Хоть какая-то компания. Выбрав подходящее место для второго лагеря, я пошел собирать дрова и расчищать площадку для тента. Чтобы костру хватало кислорода, я проделал небольшую траншею с подветренной стороны. Приготовил ужин в армейском котелке и занялся чтением. Ветер усилился и постоянно менял направление. Около 20:00 начался слабый дождь и не прекращался вплоть до поздней ночи. Весьма унылая погода для одиночества:
Фото 12. Кукша - мой верный компаньон и спаситель от одиночества.
День 3
Проснулся около 9 утра. Пасмурно, иногда начинается мокрый снег. К 10:30 я был готов идти южным направлением, чтобы выйти на связь с учителем. Покрытие снега в ужасном состоянии. Средняя скорость не более 0,5 км в час! Лишь изредка удавалось держаться на снегу, если идти вдоль русла ручья. Но это чревато последствиями, поскольку можно легко провалиться вместе с тяжелыми санями.
Фото 13. Останки былого поселения. Комары заели скорее всего, вот и бросили.
Время около 14:00 и если через час я не выйду к лагерю учителя, то начнут вызывать поисково-спасательный отряд. А до места встречи по такому снегу идти не меньше двух часов. Наконец, полностью вымотавшийся и голодный, я вышел к лагерю первого учителя. На месте никого не было, видимо он уже искал меня, идя по следу с предыдущего места. Найдя спутниковый телефон, я попытался дозвониться до одного из учителей, но связь не устанавливалась.
Фото 14. Болота непочатый край... Заблудишься - никто и не найдет.
Поскольку все это время я ничего не ел и очень устал, то решил использовать очаг учителя и приготовить быстрый обед. В санях были припасены несколько дровишек, поэтому мне даже не пришлось брать чужое горючее. После обеда я снова попытался сделать звонок, спустя пару минут связь наладилась, и можно было доложить о своем удовлетворительном состоянии. К счастью я успел вовремя, так что обошлось без спасательных мероприятий. Время вечернее, поэтому свой следующий лагерь я разбил лишь в полукилометре южнее от учительского. Место очень удобное, и я быстро натянул тент. После насыщенного дня, я поужинал пастой из пакета с добавлением сушеного мяса и уснул крепким сном. Очередная ночь с почти плюсовой температурой.
Фото 15. Обустройство третьего лагеря.
День 4
Потрясающий день! Организм полностью акклиматизировался к походным условиям и климату. Проснувшись около 10 утра, я всего за полчаса позавтракал и уже к 11:00 полностью упаковал сани-волокуши. Погода не на моей стороне - около +3 +5 градусов. Снег тает, и идти на лыжах по нему очень трудно.
Фото 16. Мой «грузовой вагон» готовый к прицепу.
К моему везению я обнаружил старый снегоходный трек, который вел в юго-восточном направлении, пересекая болото Хейняянкя. Каждый час я делал пятиминутный перерыв, чтобы попить и перекусить сухофруктами для поддержания энергии. Во время остановок ощущался порывистый северный ветер. Примерно через 2 километра пути, я свернул с трека в лес на юг. Снег держал очень плохо, но еле-еле идти удавалось. Выйдя из леса на следующее болото, я пересек речку Пикку Руллайоки и остановился на обед в ближайшем лесочке. Перекусив грибным супом с добавлением соевого мяса, я продолжил движение вдоль речки. Идти стало слишком тяжело. Обогнув восточную границу урочища Кархупало, я выбрал участок в лесном массиве с обилием дров и разбил лагерь менее чем за час. Быстро поужинав, я заготовил дров на утро, проверил снаряжение на возможные изъяны и приступил к чтению за кружечкой горячего чая.
Фото 17. Спасительный снегоходный трек через болото.
День 5
Проснулся в 10:00. Быстро развел огонь и приготовил завтрак. Выглянуло солнце и снег снова в ужасном состоянии - 5 метров держит лыжи, 20 метров ползешь по колено в мокрой каше. Дорога проходила через лес на юг в сторону болота Руллаапа. На открытом пространстве чувствовался сильный западный ветер. Пересек речку Руллайоки без приключений, и спустя километр пути подошел к проволочному забору, являющегося границей для самовыпаса северных оленей.
Фото 18. Ограждение для северных оленей и залетных лыжников.
Пролез через проволоку и пошел в западном направлении искать подходящее место для стоянки. Наконец, выбрав развесистую сосну в паре сотен метров от ограждения, я разбил лагерь и отправился собирать дрова. Отсюда до лагеря второго учителя около 3 километров, поэтому на следующий день после проверки, я снова вернусь к этому биваку. Ветер усилился - продолжал дуть с запада. Из-за него мой костер «кушал» дрова в турбо-режиме, а взамен окутывал мой тент дымовой завесой - отличное решение от гнуса, но явно не в это время года. Отужинав, я улегся спать около 23:00. Ветер не прекращался, поэтому перед сном я затушил костер, дабы предотвратить возможное возгорание.
Фото 19. Кемпинг пятого и шестого дней.
День 6
Проснулся рано, в 6:00, так как не хотел снова опоздать на встречу с учителем. Солнце уже выглядывало из-за горизонта, но температура держалась ниже нуля. Тем лучше для снега. Кроме того, всю ночь не прекращался сильный ветер, а это еще лучше укрепит наст. Завтрак затянулся до 7 утра - не привычно вставать в такую рань. С первых движений на лыжах я понял, что качество снега отличное, словно хайвэй! Можно скользить с приличной скоростью, да к тому же без тяжелых саней. Благодать!
Фото 20. Отличное снежное покрытие.
Расстояние в 3,5 км я преодолел всего за 45 минут! Сориентироваться помогла река Руллайоки, которая как раз вела к месту стоянки учителя. Отметившись на точке и доложив о своем благополучном состоянии, я покатил обратно в лагерь. Благо снег все еще был в хорошем состоянии, поэтому перемещение не доставило особых проблем. По пути я набрал проточной воды из реки - пить ее гораздо приятнее и полезнее чем из топленого снега. К вечеру ветер снова изменил направление, поэтому мне пришлось передвигать тент. Остаток дня я провел отдыхая и просушивая одежду. Наконец-то появилось достаточно времени на чтение и полевые записи.
Фото 21. Река с чистой проточной водой и лисьими следами.
День 7
Подъем затянулся до 10 утра. Рано утром пошел снег с дождем, поэтому не хотелось выползать из спальника. К 11 часам я уже стоял на лыжах в боевой готовности. Тепло, около +3 градусов, но пасмурно. Всю ночь простояла плюсовая температура, а значит наст не будет держать как следует. Благо на болоте удалось найти неглубокие участки снега, идти по которым можно без провалов по колено. Навигация не представляла сложности - по карте строго на север, вдоль реки Руллайоки.
Фото 22. Русло замерзшей реки.
Во второй половине дня выглянуло солнце и стало совсем жарко. По ощущениям около +10 градусов. Найдя огромную сосну с сухими сучьями, я расчистил снег и приготовил обед. Очень удобно использовать большое дерево - достаточно протянуть вверх руки, и охапка сухого хвороста обеспечена. Ни пилы, ни топора не требуется. Выйдя к холму между двух рек Руллайоки и Кивийоки, я повернул на восток и вышел на снегоходную дорогу. Дойдя к высокому берегу реки, я сменил направление на север и буквально через 500 метров разбил лагерь в живописном месте с обилием сухих дров. В голове был четкий план действий, и уже через час я наслаждался горячим ужином в готовом кемпинге. Ветер дует с юга и заметно похолодало. Надеюсь завтра утром застать крепкий наст.
Фото 23. Седьмой лагерь. Территория захвачена.
День 8
Проснулся в 9 утра. Из заготовленных с вечера дров разжег костер и приготовил традиционную овсянку с маслом. Заметно похолодало - ночью даже пару раз просыпался от того, что ноги мерзли. Скорее всего, был недостаточно изолирован пол. Теперь понял как это важно, но с другой стороны не хотелось зря рубить еловый лапник. Через час я собрал вещи и упаковал сани. До общего лагеря всего 2,5 километра, а снег в превосходном состоянии, так что переход не занял много времени. Продолжив путь на север вдоль Кивийоки, через километр я повернул на восток и еще спустя километр обнаружил временную стоянку одного из учителей. Дальнейший отрезок пути не представлял трудности, поскольку проходил по накатанному треку. Лишь изредка подъемы на холм доставляли некоторые проблемы с моим багажом позади. Для резких подъемов я всегда использую приставные шаги - так легче держать равновесие.
Фото 24. Опасный участок на пути к общему лагерю.
Встретившись с остальными участниками в общем лагере, я выбрал место для заключительной стоянки. Установил тент перпендикулярно к направлению ветра, основываясь на предыдущем опыте. Остаток дня катался на лыжах и посещал другие стоянки. Кроме того вечером учителя проверяли правильность установки тентов и задавали вопросы по осуществленной экспедиции.
Фото 25. Горячий крепкий чай с шоколадкой. Вот оно счастье в походной жизни!
День 9
В 7:30 утра мы выдвинулись все вместе до стоянки авто. Маршрут проходил по снегоходной дороге, так что управились менее чем за час. Было приятно снова оказаться в комфортном салоне минивена, а еще приятнее попариться вечером в финской сауне! Собравшись в местном баре, мы отметили успешное завершение экспедиции и счастливые улеглись спать в теплых кроватях уютной гостиницы.
Фото 26. Счастливый финал перед сауной и отелем. Финнов сразу видно.
Итоги и выводы после одиночного лыжного похода:
1) Квадратный универсальный тент гораздо удобнее шатра или палатки.
2) На обед лучше останавливаться под огромными соснами с сухими сучьями и заранее иметь под рукой требуемые продукты.
3) Мини-печь с небольшой кастрюлей, более удобна, чем армейский котелок.
4) Следует как можно лучше изолировать пол, даже при весьма теплой ночи.
5) Не планировать более 10 километров в день на лыжах, особенно при влажном снеге.
6) Шоколад лучше есть перед сном. Днем - сухофрукты и орехи. Если позволяет вес, то можно перекусывать свежими яблоками и бананами.
7) Во время одиночества начинаешь одушевлять неодушевленные предметы. А иногда и разговаривать с ними.
Всем спасибо и до новых встреч! На этот раз в более теплых местах 😛
Есть пара вопросов:
1. Какую модель спальника использовали?
2. Насколько удобно двигаться с подобными санками, заинтересовало жесткое крепление в виде алюминевой рамы.
1) Спальник ZENSOR PRO 9 шведской фирмы Haglofs. Держит до -18 и я это проверял лично.
2) Сани очень удобные, особенно по насту. Практически не чувствуешь вес. Немного тяжело забираться на холмы, и нужно быть внимательным на спусках. Еще после недели использования таких саней, появляется отличный пресс 😛
вопрос по лыжам: вы использовали обычные беговые? сам применяю для хождения в е...ня охотничьи, они заметно шире и короче, чем на ваших фотографиях
kjan, лыжи скорее не беговые, а экспедиционные. Финны только такие в походах и используют. Широкие конечно держат лучше, но если с холма катиться, то бесполезно управлять. А на этих можно поворачивать и тормозить даже =)
Погода подкачала немного, если чуть холоднее бы было, то наст прекрасно держал бы...
Широкие конечно держат лучше, но если с холма катиться, то бесполезно управлятьгм, что есть то есть 😊
Вопрос по существу: какая обувь на марше использовалась?
не поделитесь раскладкой по еде?
какой коврик брали?
для заготовки дров брали что-либо?
trulovэто какая печь?
3) Мини-печь с небольшой кастрюлей, более удобна, чем армейский котелок.
почему газ не брали?
GreckWallИспользовал финские резиновые сапоги Nokian с войлочным валенком внутри. Сапоги очень теплые, водонепроницаемые и имеют специальные набойки для крепления лыж. Я про них писал в предыдущем отчете. Из косяков это ежедневная сушка, хотя мне кажется это с любой обувью так.
Вопрос по существу: какая обувь на марше использовалась?
asket32420Раскладку рассчитывал в экселе по формулам, подставляя параметры продуктов из финских супермаркетов. В целом ничего сверхъестественного. Пример раскладки на день:
не поделитесь раскладкой по еде?
какой коврик брали?
для заготовки дров брали что-либо?
Завтрак:
овсяная каша с сухим молоком из пакета (90 г)
масло сливочное (20 г)
хлебцы ржаные (25 г)
ягодный кисель в кашу (26 г)
Итого: 151 грамм и 600 Ккал
Обед:
суп куриный из пакета (40 г)
макароны (50 г)
сушеный фарш или соя (50 г)
масло оливковое (30 г)
хлебцы ржаные (30 г)
масло сливочное (20 г)
Итого: 210 грамм и 950 Ккал
Ужин:
паста итальянская из пакета (170 г)
фарш сушеный (50 г)
сникерс (37 г)
чай с сахаром (10 г)
Итого: 267 грамм и 1100 Ккал
Общий вес: 628 грамм
Ккал в день: 2650 Ккал
Остальное добирается за счет перекусов на стоянках (+1000 Ккал). Я не голодал, но после экспедиции похудел на 5 кг. Вообще, считаю что больше 500 Ккал за один прием пищи организм не усваивает. Поэтому есть лучше часто, но помаленьку.
Коврик брал обычный полиуретановый + сверху оленью шкуру. В дальнейшем пользовался надувными, они более комфортные, но есть риск проткнуть/сжечь.
Для заготовки дров был топорик Fiskars и обычная зажигалка типа Cricket.
Мини-печь армейская -- это такие стенки по сути в виде квадрата, на которые можно ставить котелок, а внутрь закидывать щепки или сух.горючее. Видел такую в магазине "Экседиция". Очень удобно и быстро. Мы на курсе делали их из двух консервных банок разного диаметра =)
Газ не брал, потому что по правилам курса желательно использовать только традиционные вещи: костер, открытый навес, шкуры, сани-волокуши и т.п. без прогрессивных гаджетов =)
Про тент ни слова не было, тент не горючий что ли? или искры это не критично.
Вообще финка меня тоже манит, март особенно интересен тк солнечно и тепло. Можно идти на беговушках и минимизировать носимый вес.
Подскажите пожалуйста где брали карты? Может есть карта финскаого производства на бумаге? интересует чтоб избушки были нанесены